Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»оганн √отлиб ‘ихте

   /   

Johann Gottlieb Fichte

   /
             
‘отографи€ »оганн √отлиб ‘ихте (photo Johann Gottlieb Fichte)
   

ƒень рождени€: 19.05.1762 года
ћесто рождени€: с. –амменау (ќберлаузиц, , —аксони€) ,√ермани€
ƒата смерти: 27.01.1814 года
ћесто смерти: Ѕерлин, —Ўј
¬озраст: 51 год

√ражданство: √ермани€
—оцсети:


Ѕиографи€

Ќемецкий философ, основатель Ђабсолютного идеализмаї.

ќбучалс€ в …енском (1780) и Ћейпцигском (1781Ц1784) университетах, в последующие дес€ть лет переезжал с места на место, зарабатыва€ на жизнь уроками.

13.12.2007

–одилс€ в селе –амменау (ќберлаузиц, —аксони€) 19 ма€ 1762 в кресть€нской семье. Ѕлагодар€ случаю обрел покровител€ в лице барона фон ћильтица. ќбучалс€ в …енском (1780) и Ћейпцигском (1781Ц1784) университетах, в последующие дес€ть лет переезжал с места на место, зарабатыва€ на жизнь уроками.

¬ 1790 начал интенсивно изучать труды ».  анта, что определило весь ход его философского творчества. ‘ихте получил одобрение  анта, представив написанное за мес€ц эссе ќпыт критики вс€ческого откровени€ (Versuch einer Kritik aller Offenbarung ). Ѕлагодар€ этой работе, опубликованной без указани€ автора в 1792 и вначале приписанной самому  анту, ‘ихте завоевал репутацию философа и в 1793 был приглашен на должность профессора философии …енского университета, которую зан€л весной 1794.

‘ихте преподавал в …ене п€ть лет, однако в 1799 был вынужден уйти из университета, обвиненный в Ђатеизмеї за утверждение, что Ѕог Ц не личностное существо, а нравственный миропор€док. ¬прочем, возможно, местным де€тел€м церкви не понравилось, что свои лекции он устраивал по воскресень€м. ¬последствии жил в Ѕерлине (до 1806), за исключением одного семестра, когда был профессором Ёрлангенского университета (1805).  огда из-за поражени€ в войне с Ќаполеоном прусское правительство вынуждено было переехать в  Єнигсберг (1806), ‘ихте последовал за ним и преподавал в  Єнигсбергском университете до 1807. ¬ 1810 он был назначен первым ректором нового Ѕерлинского университета и занимал этот пост до 1812. ≈ще одной причиной дл€ благодарности был цикл лекций в Ѕерлине (1807Ц1808) вскоре после унизительного поражени€ при …ене Ц –ечи к немецкой нации (Reden an die deutsche Nation , 1808), в которых ‘ихте призывал немецкий народ к борьбе против французских оккупантов.  огда в 1813 началась освободительна€ война, он был признан одним из интеллектуальных лидеров немецкого сопротивлени€ наполеоновскому режиму. ≈го жена, добровольно поступивша€ на службу медицинской сестрой, заразилась тифом, от которого вскоре оправилась, но передала инфекцию мужу. ”мер ‘ихте в Ѕерлине 27 €нвар€ 1814.

—реди наиболее известных трудов ‘ихте следует также упом€нуть: ќ назначении ученого (Einige Vorlesungen ber die Bestimmung des Gelehrten , 1794); ќ назначении человека (Die Bestimmung des Menschen , 1800); ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. ѕопытка принудить читателей к пониманию (Sonnerklare Bericht an das gr ssere Publikum ber das eigentliche Wesen der neuesten Philosophie. Ein Versuch, die Leser zum Verstehen zu zwingen , 1801); ќсновные черты современной эпохи (Die Grundz ь ge des gegenw rtigen Zeitalters , 1806).

¬ основании теории ‘ихте Ц философска€ доктрина, названна€ им Ђнаукоучениемї. √лавный его труд Ц ќснова общего наукоучени€ (Grundlage der gesammten Wissenschaftslehre ), впервые опубликованный в 1794 на правах рукописи, подвергалс€ исправлени€м дев€ть раз в течение жизни философа. ќгромное вли€ние на ‘ихте оказал Ђэтический активизмї –уссо и  анта, признание верховной роли волевого начала. ƒл€ ‘ихте фундаментальной философской данностью €вл€етс€ этическа€ (Ђпрактическа€ї) творческа€ де€тельность личности, или, в его терминологии, Ђ Ich ї (я, эго). ¬озможно, выбор термина не был слишком удачным, поскольку дал повод некоторым комментаторам отнести его систему либо к разновидности солипсизма, либо (по словам ƒж.—анта€ны) к возвышению Ђоси€нного славой и решительного эгоизмаї до философского принципа. ќднако понимание эго у ‘ихте имеет мало общего как с традиционными взгл€дами на тождество я, так и с обыденным эгоизмом, приписанным ему —анта€ной. ≈го источником скорее €вл€етс€ представление об автономном статусе морали в мире природы.

¬с€кий человек, согласно ‘ихте, ощущает себ€ живущим в двух царствах; его сознание включает то, что есть он сам (я), и то, что не есть он сам (Nicht-Ich, не-я). „тобы познать не-я, человек должен прежде познать самого себ€.  онечной реальностью, таким образом, выступает самость, от которой зависит все остальное. Ќо эта самость далека от классической Ђдушиї. ¬месте с ƒекартом и  антом ‘ихте считал, что эта первична€ данность не есть факт (Thatsache, дело-вещь) ; это Ц де€тельность (Thathandlung, дело-действие), де€тельность сознани€. Ќо что же €вл€етс€ объектом сознани€? Ёто не уже существующий, внешний, природный мир, как мы обычно наивно полагаем; скорее мы имеем дело с сознанием самих себ€. —огласно  анту, Ђощущени€ без пон€тий слепыї; разум ставит простые р€ды внешних событий в причинно-следственную св€зь. «еркальное отражение быти€ в сознании (взгл€д наивного реализма) необъ€снимо, согласно ‘ихте, если делать это бытие, в свою очередь, основанием дл€ объ€снени€ сознани€. —ледовательно, бытие должно зависеть от сознани€, а не наоборот. ЂЌаукоучениеї должно показать, что вс€кое сознание, направленное на объекты, на Ђдругоеї, коренитс€ в первоначальном отношении сознани€ к самому себе. “аким образом, опыт есть продукт сознани€, а не сознание Ц продукт опыта.

√лавным мотивом ‘ихте, однако, €вл€етс€ не осмысление мира природы, но постижение морали. Ќе существует абсолютной природы, котора€ бы возвышалась над волей, иначе свобода и разумность, эти фундаментальные данности сознани€, были бы невозможны. Ђ„увство свободы рационально подтверждаетс€ реальностью своего объектаї. я должно расширитьс€ до не-я, чтобы превратитьс€ в реальность. “ак возникает мир природы и объектов, сквозь который затем пробиваетс€ фундаментальна€ духовна€ сила. ќднако этот внешний мир не €вл€етс€ иллюзией, конструкцией из желаний; напротив, это весьма реальный мир, обычно сопротивл€ющийс€ попыткам его рационализировать и сделать Ђморальнымї. —ознание знает только себ€ и свою де€тельность, однако его де€тельность, так сказать, Ђвыходит из-под контрол€ї. »стори€, которую ‘ихте называет Ђбожественной педагогикойї, возникает из этого раскола между я и не-я, чтобы преодолеть необходимость с помощью свободы, природу Ц с помощью морали.

 ант, мотивы которого, веро€тно, также лежали в сфере морали, все же мог, искусно жонглиру€ пон€ти€ми, удерживать сферы реального и разумного в рамках одной системы. ќн все еще оставалс€ относительно безм€тежным мыслителем эпохи ѕросвещени€, называл свою систему Ђкритическим идеализмомї, указыва€ соответственно на роль внешнего мира и сознани€. ќднако ‘ихте, наблюдавший крушение идеалов ‘ранцузской революции, уже не мог миритьс€ с иррациональной реальностью. –азумное и моральное он распространил на все сущее, став основателем системы Ђабсолютного идеализмаї. ѕротиворечива€ вещь-в-себе  анта растворилась у ‘ихте в чисто идеальную сущность.

Ћучшие дн€

–удольфо ¬алентино. Ѕиографи€
ѕосетило:7138
–удольфо ¬алентино
¬ладимир ћа€ковский: –еволюци€, любовь, смерть
ѕосетило:6760
¬ладимир ћа€ковский
–елиги€ и рок
ѕосетило:6466
ѕетр ћамонов

‘ихте, когда-то собиравшийс€ стать протестантским пастором, недалеко ушел от идей лютеранства. ”чение об отпадении от благодати оказало столь сильное вли€ние на его философию, что это даже может дать повод дл€ преувеличений. »звестно, что он рассматривал историю как в сущности секул€ризованное искупление Ѕожие: непрестанное творение мира, бывшее когда-то прерогативой Ѕога, теперь Ц дело человека.

»стори€, будучи осуществлением свободы, есть прогрессирующее упразднение мира природы во им€ морали. Ёмпирическое природное состо€ние, в котором прав€т сила и несправедливость, уступает место разумному моральному состо€нию, в котором господствуют свободна€ вол€ и равенство. Ћюдей объедин€ет именно моральное сознание, отход от произвола, цар€щего в мире природы. ¬с€ истори€ есть не что иное, как попытка человечества установить господство над природной необходимостью.

¬с€ социальна€ философи€ ‘ихте пронизана коллективистскими мотивами. ¬ своей ранней работе «амкнутое торговое государство (Der geschlossene Handelsstaat , 1800) он защищает протекционистские принципы, развива€ государственно-социалистические аргументы; в посмертно опубликованных фрагментах 1813 года ‘ихте утверждает, что только государство имеет право на владение землей.

¬ 20 в. политические теории ‘ихте порой квалифицировали как предвосхищение национализма и фашизма. ќднако необходимо учитывать, что его Ђнационалистическиеї речи звучали в период борьбы с иноземными захватчиками и от лица нации, котора€ еще не существовала. ¬ одной из первых своих работ,   исправлению суждений публики о ‘ранцузской революции (Beitrag zur Berichtigung der Urteile des Publikums ber die franz sische Revolution , 1793), ‘ихте оправдывал революцию, утвержда€, что право на свободу неразрывно св€зано с самим существованием человека как разумного существа. ¬ течение всей жизни он оставалс€ страстным защитником идеалов ‘ранцузской революции.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

 оролева спринта
ѕосетило:17838
Ћюдмила  ондратьева
'„еловек, который сам себ€ сделал'
ѕосетило:11848
√енри ‘орд
ћастер визуальных эффектов
ѕосетило:10142
–идли —котт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru