Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

∆ан Ќабер

   /   

Jean Nabert

   /
             
‘отографи€ ∆ан Ќабер (photo Jean Nabert)
   

ƒень рождени€: 27.06.1881 года
ћесто рождени€: »зо, ‘ранци€
ƒата смерти: 14.10.1960 года
ћесто смерти: Ћоктюди, ‘ранци€
¬озраст: 79 лет

√ражданство: ‘ранци€

Ѕиографи€

‘ранцузский литератор и философ

—оглаша€сь с ƒекартом в том, что основу познани€ составл€ет cogito, первична€ достоверность сознани€, и полага€, что пон€тие свободы не может быть выведено из форм объективного познани€, Ќабер ставит вопрос о том, каким образом можно пон€ть свободу, исход€ из внутреннего опыта сознани€.

15.02.2006

ЌјЅ≈–, ∆јЌ (Nabert, Jean) (1881-1960), французский литератор и философ. –одилс€ в »зо 27 июн€ 1881. —реднее образование получил в Ѕургундии и в лицее в √ренобле, высшее - в Ћионском университете. ¬ 1908-1910 изучал философию в —ен-Ћо, где в 1910 ему была присвоена степень агреже философии; в 1910-1914 преподавал в лицее в Ѕресте. ¬ начале ѕервой мировой войны Ќабер был призван на фронт, но вскоре получил ранение и до конца войны оставалс€ в Ўвейцарии. ¬ 1919 преподавал в ћетце, в 1923 защитил диссертацию "¬нутренний опыт свободы" (L'exprience intrieure de la libert) и в том же году начал преподавать в лицее в —ен-Ћуи. –аботал в лицее Ћюдовика ¬еликого, с 1931 - в лице€х Ћаканал€ и √енриха IV в ѕариже. ¬ 1944 стал главным советником министра народного образовани€. ¬ыйд€ на пенсию, работал директором Ѕиблиотеки имени ¬иктора  узена в —орбонне.

∆ан Ќабер фотографи€
∆ан Ќабер фотографи€

Ќабер продолжил традицию рефлексивной философии, восход€щую к ƒекарту,  анту и ‘ихте, ћен де Ѕирану и Ћашелье. »спытал также вли€ние концепций √амлена и Ѕергсона. ¬ диссертации "¬нутренний опыт свободы", примен€€ рефлексивный метод исследовани€ сознани€, рассмотрел проблему свободы, какой она предстает во внутреннем опыте индивида. —оглаша€сь с ƒекартом в том, что основу познани€ составл€ет cogito, первична€ достоверность сознани€, и полага€, что пон€тие свободы не может быть выведено из форм объективного познани€, Ќабер ставит вопрос о том, каким образом можно пон€ть свободу, исход€ из внутреннего опыта сознани€. ¬ решении этой проблемы Ќабер стоит ближе к ћен де Ѕирану, чем к ƒекарту и  анту.

јнализ акта волени€, полагал Ќабер, вы€вл€ет существование каузальности, имманентной всем моментам действи€ - и мотивам, и решению; не сводитс€ к каузальности разума и про€вл€етс€ (вопреки тому, что утверждал  ант) во внутреннем опыте свободы. “акой опыт не ограничен только чувством свободы воли; это некое 'первичное утверждение', первичный акт воли, который лежит в основе всех про€влений и доказательств свободы. ќн не имеет ничего общего с психологическим детерминизмом, постигаетс€ до вс€кого размышлени€ и обретает скорее вид веровани€. ѕоскольку этот акт должен быть согласован и с предыдущими актами, опыт свободы предполагает длительность. ’от€ его испытательным полем €вл€етс€ истори€ индивидуального сознани€, он неотделим от истории человеческих ценностей как таковой.

¬ своем основном труде "Ќачала этики" (Elements pour une ethique, 1943) Ќабер продолжил исследование 'первичного утверждени€', которое, с его точки зрени€, могло бы лечь в основу этики, свободной от морализма. Ќа примере трех форм опыта - вины, неудачи и одиночества - Ќабер анализирует негативный элемент, присутствующий в любом опыте человека, поскольку человеческое '€' характеризуетс€ фундаментальной недостаточностью, котора€ св€зана не с обсто€тельствами его конкретной истории, а с необходимой структурой его существовани€. Cogito предполагает дво€кое отношение к этому негативному элементу: без негативного элемента сознание не было бы сознанием, и в то же врем€ он не должен повергать человека в отча€ние. јнализ самосознани€ приводит Ќабера к вы€влению определенной формы трансценденции. ѕринцип, с которым соотноситс€ сознание, - это некое первичное, необусловленное утверждение, которое содержитс€ в утверждении субъектом самого себ€ и удостовер€ет, что он не сводитс€ к тому, что он есть, и должен посто€нно освобождатьс€ от самого себ€. “акое первичное утверждение предстает в итоге как бытие-долженствование и призыв к действию. ќно составл€ет основание этики, затрагивающей все существование человека, все формы его де€тельности и отношений с другими людьми. ќтвеча€ на призыв, звучащий в бытии-долженствовании, субъект становитс€ творцом ценностей, и прежде всего ценностей действи€.

¬ "ќпыте о зле" (Essai sur le mal, 1955) рассматриваетс€ негативный элемент существовани€, вы€вленный в предыдущей работе. «ло, утверждает Ќабер, укоренено в самом бытии человека, и он не может от него избавитьс€, даже если строго выполн€ет моральный закон. — этой точки зрени€ грех присущ самому акту, которым человек конституирует себ€; он есть разрыв, посредством которого человек отдел€етс€ от своего первоначала и от других '€', полагает себ€. —удьба человека трагична в той мере, в какой он должен противосто€ть этому злу, противоречащему самому принципу ценностей.

”мер Ќабер в Ћоктюди (Ѕретань) 14 окт€бр€ 1960. »деи Ќабера оказали вли€ние на французский персонализм и другие философские направлени€ 20 в. ≈го "ќпыт о зле" анализируетс€ ѕ.–икером в работе " онфликт интерпретаций". –икер был и автором предисловий к изданию р€да работ Ќабера.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—оздатель лучшей снайперской винтовки
ѕосетило:10630
≈вгений ƒрагунов
ќна смотрела на всех с высоты
ѕосетило:10184
“рейнтье  еевер
Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13708
Ѕобби ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru