Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей ’ом€ков

   /   

Alexey Homyakov

   /
             
‘отографи€ јлексей ’ом€ков (photo Alexey Homyakov)
   

ƒень рождени€: 13.05.1804 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 23.09.1860 года
ћесто смерти: с.»вановское, –осси€
¬озраст: 56 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


јЋ≈ —≈… ’ќћя ќ¬ Ц Ѕќ∆»… „≈Ћќ¬≈ 

–усский поэт, художник, публицист, богослов, философ

’ом€ков Ц не из пушкинской пле€ды, но из пушкинской эпохи. »з пушкинского окружени€ и, что еще важнее, Ц из той же двор€нской культуры русского Ђзолотого векаї. „то это подразумевает? –одовитость, образованность, отвагу, свободу.

24.04.2004

ћир делитс€ на больших людей и на людей маленьких. ј юбилеи Ц то поле, на котором маленькие люди (дело, видимо, в количестве) легко затаптывают больших людей.  огда представл€ешь, что чувствовал бы ѕушкин, взгл€ни он одним глазком на тех, кто произносил здравицы в его честь в 1937-м или в 1999-м, становитс€ не по себе. ѕравда, юбил€р не виноват в том, что его так Ђлюб€тї.

јлексей ’ом€ков фотографи€
јлексей ’ом€ков фотографи€

¬от и близ€щийс€ юбилей јлексе€ ’ом€кова (а 13 ма€ исполн€етс€ 200 лет со дн€ его рождени€) навевает схожие опасени€. ’ом€ков Ц не из пушкинской пле€ды, но из пушкинской эпохи. »з пушкинского окружени€ и, что еще важнее, Ц из той же двор€нской культуры русского Ђзолотого векаї. „то это подразумевает? –одовитость, образованность, отвагу, свободу.

–одовитость? ’ом€ков частенько вспоминал своих предков времен цар€ јлексе€ ћихайловича, один из которых служил при особе государ€.

ќбразованность? Ўик ее не в том, что он владел европейскими €зыками так, как не владеют ими нынешние выпускники ћ√»ћќ (хвала гувернерам-иностранцам), а древними так, как те же выпускники владеть не собираютс€. Ўик Ц это когда мальчик ’ом€ков, к ужасу своего учител€, французского аббата, обнаруживает ошибку в латинском тексте послани€... –имского ѕапы! ј потом еще хитровато спрашивает у бедного аббата насчет папской непогрешимости.

ќтвага? ’оть отбавл€й. » не только потому, что каждый двор€нин исполн€ет воинский долг по закону сословной чести. ¬ ’ом€кове, в придачу к этому, был особенный огонь, который вспыхнул в юности и не погас до смерти. ¬ 17 лет он сбежал из дому, чтобы отправитьс€ освобождать √рецию от турок. ¬от вам и русский Ѕайрон. (≈го схватили на заставе.) ѕравда, он слишком быстро (через п€ть лет) вышел в отставку с военной службы, хот€ и был награжден за Ђблест€щую храбростьї орденом јнны с бантом. Ќо ведь дл€ творческого человека отвага Ц это не только размахивать палашом. ќтвага Ц это идти против общего мнени€. Ќам надоедливо повтор€ли об одной линии оппозиции в старой –оссии Ц Ђреволюционных демократахї.  ак будто критиковать можно только с одной точки зрени€! ( стати, и Ђреволюционные демократыї не были такими остолопами, какими они выгл€д€т в учебниках по литературе или истории.) ’ом€ков Ц больше всего в земной истории люб€ родную страну Ц обратилс€ к ней в грозные дни  рымской кампании со словами библейского предупреждени€: ЂЌо помни: быть орудьем Ѕога/ «емным создань€м т€жело./ —воих рабов ќн судит строго,/ ј на теб€, увы! как много/ √рехов ужасных налегло!/ ¬ судах черна неправдой черной/ » игом рабства клеймена;/ Ѕезбожной лести, лжи тлетворной,/ » лени мертвой и позорной,/ » вс€кой мерзости полна!/ ќ, недостойна€ избрань€,/ “ы избрана! —корей омой/ —еб€ водою пока€нь€,/ ƒа гром двойного наказань€/ Ќе гр€нет над твоей главой!ї (Ђ–оссииї, 23 марта 1854 г.).

Ѕедный ’ом€ков и бедные слав€нофилы! ”ж кто-кто, а они себ€ слав€нофилами не называли! ƒа, смирились с наклеенным €рлыком, но между своими предпочитали именоватьс€ иначе Ц москвичами, к примеру. ѕравда, звучит неплохо? »ли Ц московским направлением. ј Ђмосковское направлениеї исключало казенщину Ц в том числе и Ђпатриотизмї в петербургской, столичной редакции. Ёто не значит, что ’ом€ков и его друзь€ были нело€льны власти. Ќо независимость мысли, барское фрондерство, Ђсамосто€ньеї, как назвал это ѕушкин, было неотторжимо от них.

—вобода, конечно, провер€етс€ не только в отношени€х с власт€ми. ¬ообще свободный человек мало думает о власти, больше Ц о себе самом. ќ своем досуге, к примеру. ј уж ’ом€ков умел весело проводить врем€. Ѕогослов, православный полемист, Ђотец ÷ерквиї, по выражению ёри€ —амарина, он был гор€чий картежник и страстный охотник.  онечно, в наши невн€тные времена иной блюститель благочести€ усмотрит в этом все семь смертных грехов. Ќо ведь парадокс не в том, что православный ’ом€ков позвол€л себе негожие развлечени€, а в том, что человек двор€нской культуры подн€лс€ выше бытовой церковности, выше ло€льности государственной ÷еркви, стал глашатаем ÷еркви свободной и, если хотите, воинствующей. “олько это Ђвоинственностьї человека слова, а не министерского циркул€ра.

»рони€ ’ом€кова Ц над другими (а он был остер на €зык), над самим собой Ц не просто черта характера. Ёта ирони€ продолжает миссию русских юродивых Ц людей, говор€щих правду. ёродивый может ходить нагим (¬асилий Ѕлаженный), а может быть во фраке (’ом€ков) или в пиджаке (ћихаил Ѕулгаков).

Ћучшие дн€

јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:25292
јлександр ƒавыдов
ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:9999
ћаркиз ƒе —ад
јарон –оджерс. Ѕиографи€
ѕосетило:4101
јарон –оджерс

“аких людей, как ’ом€ков, прин€то называть де€тел€ми культуры Ђвторого р€даї. ЂЌе ѕушкинї звучит как приговор. Ќо разве этот приговор справедлив, если поэта небольшого даровани€ Ц € имею в виду ƒениса ƒавыдова Ц до сих пор помнит простой читатель и, главное, помнить будет? » малым талантам есть что предъ€вить близоруким потомкам.

¬ случае с ’ом€ковым это помимо многих и многих весьма сильных стихов, помимо философских и богословских изысканий будут зан€ти€ хоз€йством. “ема, сами понимаете, непопул€рна€, что в среде революционных демократов ’IX века, что у авторов официоза века XX. ј ведь ’ом€кову удалось выплатить громадные долги отца, удалось Ц что случалось в эпоху 1840-х годов нечасто Ц сделать свое помещичье хоз€йство прибыльным.  то-то, веро€тно, скажет на это, что он умел Ђвыжиматьї из кресть€н. ¬р€д ли это было так, если знать, что ’ом€ков лично лечил своих кресть€н во врем€ эпидемии холеры, а над другими помещиками подтрунивал, намека€ на скорую отмену крепостного права. ƒобавьте к этому технические изобретени€ (на одно из них он получил английский патент), агрономические новации, меткие политические прогнозы Ц и вот вам портрет того, кого прин€то называть ренессансной личностью.

»рони€ и самоирони€ про€вл€лись даже в его внешности. ¬от впечатление современника после первой встречи с ’ом€ковым: Ђ’ом€ков, маленький, черненький, сгорбленный, с длинными всклокоченными волосами, придававшими ему цыганский видї. ÷ыганом называл ’ом€кова и √ерцен, веро€тно, первый пустивший эту шутку. ¬р€д ли ’ом€ков обижалс€ на такие сравнени€ (а бывали и похлеще!) Ц слав€нофильство не предполагает чистоту крови.   тому же те, кто желал зацепить его таким образом, неожиданно продолжали сопоставлени€ с ѕушкиным. ѕушкиным Ц Ђнегромї.

 стати, сам ѕушкин о литературном даровании ’ом€кова отзывалс€ не очень высоко. „то же Ц поэт был прав? » фигура ’ом€кова раздута? ¬р€д ли. ¬едь знаменитые слова о ≈вропе Ц Ђстрана св€тых чудесї Ц сказал он, ’ом€ков.

—лова достаточные, чтобы теб€ помнили.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72720
Ѕрюс Ћи
ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:9999
ћаркиз ƒе —ад
”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:113917
јлександр ќрлов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru