Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

‘илолай

   /   

Filolay

   /
             
‘отографи€  ‘илолай (photo  Filolay)
   

ƒень рождени€: 01.01.0470 года
ћесто рождени€:  ротоне, √реци€
ƒата смерти: 28.12.0390 года
ћесто смерти: ‘ивы, √реци€
¬озраст: -80 лет

√ражданство: √реци€

Ѕиографи€

ƒревнегреческий философ-досократик, ученик ѕифагора, современник —ократа и ƒемокрита.

ƒревнегреческий философ-досократик, ученик ѕифагора, современник —ократа и ƒемокрита.

22.04.2008

–одиной ‘илола€ иногда называют “арент или √ераклею в ёжной »талии (¬еликой √реции), но более распространено изложенное ƒиогеном Ћаэртским утверждение о том, что философ происходил из  ротона (поэтому в литературе его часто называют ‘илолаем из  ротона). ‘илолай вЄл образ жизни странствующего философа, много путешествовал по —ицилии и ёжной »талии.

 огда демократическа€ парти€ в ћетапонте восстала против пифагорейцев и сожгла здание, в котором проходили их собрани€, ‘илолай бежал в Ћуканию; позднее, спаса€сь от преследований, он переселилс€ в ‘ивы, где жил ещЄ незадолго до смерти —ократа. ¬ернувшись в  ротон, он €кобы достиг высокого положени€, но был убит демократами, которые подозревали его в стремлении к тирании.

Ќепосредственными учениками ‘илола€ были:

 сенофил ’алкидский,

‘антон,

Ёхекраз,

ƒиокл и ѕолимнест (последние четыре Ч уроженцы ‘лиунта).

—читаетс€, что ‘илолай Ч первый из последователей ѕифагора, обнародовавший их учение о природе и строении ¬селенной. √лавное произведение ‘илола€, Ђќ природеї, сохранилось до нашего времени в отдельных фрагментах. ѕо просьбе ѕлатона это сочинение было куплено дл€ него ƒионом в —ицилии: от ѕлатона оно перешло к —певзиппу, а от последнего к јристотелю.

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8974
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8962
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6724
ёрий яковлев

ѕроизведение ‘илола€ состо€ло из трЄх книг:

в первой излагалось учение περί κόσμου (ο гармонии и космологии),

во второй Ч περί φύσεως (о числе и о его значении в мирообразовании),

в третьей Ч περί ψυχής (о душе и душепереселении).

ƒо нашего времени дошли с именем ‘илола€ значительные отрывки на дорическом наречии, €вл€ющиес€, нар€ду с критикой јристотел€, главными источниками дл€ изучени€ пифагореизма. ќтносительно их подлинности в научной литературе происходили споры: Ѕек в своЄм исследовании считает их подлинными; ÷еллер, за немногими исключени€ми, также признает их подлинность; –озе вовсе отвергает значение этих отрывков; Ўааршмидт считает их неподлинными и произведение, от которого они уцелели, относ€щимс€ к первому или второму веку до н. э.   воззрени€м Ўааршмидта близко сто€т »бервег, дающий весь свод свидетельств о ‘илолае без какого-либо определЄнного вывода, “ило и –отенбюхер.

—огласно јристотелю, ‘илолай первым предположил возможность движени€ «емли, утвержда€, что смена дн€ и ночи вызвана концентрическим движением планеты вокруг воображаемого центра ¬селенной. ¬изантийский историк —тобей приводит описание системы мира ‘илола€: в центре ¬селенной находитс€ ÷ентральный огонь (√ести€, ќчаг ¬селенной, ƒом «евса, ћать Ѕогов) Ч вымышленный незатухающий огонь, освещающий весь мир. ¬округ ÷ентрального огн€ вращаютс€ јнтиземл€, «емл€, Ћуна, —олнце и п€ть известных древним планет (ћеркурий, ¬енера, ћарс, ёпитер, —атурн). Ќаконец, на последней сфере находитс€ ќбъемлющий огонь, представл€ющий собой совокупность неподвижных звЄзд.

¬ведЄнное в системе ‘илола€ вымышленное небесное тело, обозначаемое вслед за другим пифагорейцем, √икетом —иракузским, как јнтиземл€ (јнтихтон), располагалось на ближайшей к ÷ентральному огню орбите. јнтиземл€ не наблюдаетс€ с «емли; отсюда следует, что јнтиземл€ и «емл€ (так же, как «емл€ и Ћуна) движутс€ синхронно, сохран€€ относительно друг друга неизменное положение.  роме того, из гипотезы ‘илола€ следовало, что «емл€ всегда обращена к центру ¬селенной одной стороной (подобно Ћуне по отношению к «емле), иначе наблюдатель был бы способен наблюдать ÷ентральный огонь с любой точки «емли. ѕолучалось, что √реци€, как и вс€ ќйкумена, находитс€ на обратной стороне «емли и освещаетс€ исключительно светом ÷ентрального огн€, отражЄнным —олнцем. ‘илолай считал, что —олнце стекловидно или изготовлено из материала, отражающего свет сходным образом. “аким образом, в его системе мира —олнце выступает в роли зеркала, отражающего чужой свет.

 ак и јнаксагор, пифагорейцы, включа€ ‘илола€, допускали обитаемость планет. ¬ частности, они считали, что Ћуна населена растени€ми и животными подобно «емле, причЄм лунные животные €кобы крупнее земных в п€тнадцать раз. ¬ качестве объ€снени€ этому пифагорейцы ссылались на то, что на Ћуне день будто бы длитс€ в 15 раз дольше, чем на «емле. ѕримечательно также то, что Ћуна в системе ‘илола€ считалась не спутником «емли, а отдельной планетой.

ѕри всех еЄ недостатках и фантастичности, значение теории ‘илола€ о строении мира состоит в том, что в его построени€х впервые признавалось движение «емли, котора€ уже не помещалась в центр ¬селенной (впервые она была смещена оттуда ещЄ современником ѕифагора ѕарменидом из Ёлеи). ¬еро€тно, она повли€ла и на јристарха —амосского, впервые выдвинувшего теорию гелиоцентрической системы. —сылки на ‘илола€, поставившего под сомнение геоцентрическую систему мира задолго до еЄ окончательного оформлени€ в трудах јристотел€ и ѕтолеме€, и других пифагорейцев приводит в своЄм главном труде Ђќ вращени€х небесных сферї основоположник Ќиколай  оперник.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕутешественник, который не летает самолетом
ѕосетило:9291
√рэм ’ьюз
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18319
√алина ѕрозуменщикова
—ергей “анеев - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:16757
—ергей “анеев

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru