Эрнест Кольман

Ernest Colman

Фотография Эрнест Кольман (photo Ernest Colman)

День рождения: 06.12.1892 года
Место рождения: Прага, Чехия
Дата смерти: 22.01.1979 года
Место смерти: Стокгольм, Канада

Гражданство: Россия

Советский философ-марксист, математик

Советский философ-марксист, математик по образованию. Участник гражданской войны, затем агент Коминтерна и партийный деятель в сталинский период. Доктор философских наук (1934). Один из организаторов политической травли академика Н. Н. Лузина. Член Академии наук Чехословакии[2][3].

25.03.2019

Арношт (Эрнест) Кольман родился в немецко-еврейской семье почтового чиновника в Праге. Гражданин Австрии. Получил образование на математическом отделении философского факультета Карлова университета (1910—1913), где в это время математику преподавал молодой Альберт Эйнштейн (в 1911 году), и на электротехническом факультете высшей политехнической школы в Праге. Работал вычислителем в Пражской астрономической обсерватории.В Первую мировую войну после мобилизации окончил офицерскую школу и был направлен на русский фронт в составе австро-венгерской армии. В 1915 году попал в русский плен, за большевистскую агитацию полгода провел в одиночке Иваново-Вознесенской тюрьмы. Уже в конце 1917 года вступил в Красную армию, стал членом РКП(б). Гражданскую войну в России закончил в должность начальника политотдела 5-й армии РККА. Был заслан Коминтерном в Германию для подрывной работы, но был арестован властями. После освобождения продолжил организацию рабочих дружин на заводах в Берлине.В 1930 году вернулся в Москву на работу в Институт красной профессуры. Незадолго до этого (в декабре 1930 года) Сталин потребовал «разворо­шить и перекопать весь навоз, который накопился в философии и естест­вознании». Руководством Комакадемии были сделаны «оргвыводы», и выбор пал на Кольмана. Он возглавил центр по руководству работами над философскими и методологическими проблемами естествознания — Ассоциацию институтов естествознания Коммунистической академии (первоначально во главе с О. Ю. Шмидтом). Одновременно Кольман был назначен также главным редактором (после увольнения с этой должности О. Ю. Шмидта) журнала «Естествознание и марксизм», который стал издаваться под новым названием — «За марксистско-ленинское естествознание».В 1930 году по сфабрикованному чекистами делу «Всесоюзной контрреволюционной организации Истинно-православная церковь» был арестован председатель Московского математического общества русский математик Д. Ф. Егоров, вскоре умерший в тюрьме. Под угрозой закрытия общества его председателем был избран Кольман.В июне 1931 года Кольман участвовал в работе проходившего в Лондоне 2-го Международного конгресса по истории науки и технологии, в составе делегации советских учёных, возглавляемой Николаем Бухариным. Кольман был партийным секретарём советской делегации и отвечал за партийную дисциплину среди советских участников.Кольман инициировал «дело» математика Н. Лузина. В 1931 году Кольманом был написан донос в ЦК ВКП(б), в котором Лузин обвинялся в «идеализме», отсутствии практических результатов, и связи с сотрудником французского военного ведомства французским математиком Борелем. 3 июля 1936 года в Правде была опубликована анонимная статья «О врагах в советской маске», написанная Кольманом, в которой Лузин обвинялся в принадлежности к «стае бесславной царской „Московской математической школы“, философией которой было черносотенство и движущей идеей — киты российской реакции: православие и самодержавие.»В 1936—1938 гг. Кольман был заведующим отделом науки при Московском горкоме ВКП(б). В этот период Кольман лично выдвигал обвинения философского и политического характера в отношении и других ученых — В. И. Вернадского, С. И. Вавилова, Л. Д. Ландау, И. Е. Тамма, Я. И. Френкеля и еще многих.

Эрнест Кольман фотография

Всё-таки какой стиль у Чака?
Чак Паланик