Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒиоген

   /   

Diogenes

   /
             
‘отографи€  ƒиоген (photo  Diogenes)
   

√реци€

√ражданство: √реци€
—оцсети:


ƒревнегреческий философ

древнегреческий философ, ученик јнтисфена, основател€ школы киников

древнегреческий философ, ученик јнтисфена, основател€ школы киников

07.09.2018

√лавный источник сведений о ƒиогене Ч ƒиоген Ћаэртский, составивший книгу попул€рных (и зачастую недостоверных) анекдотов о древнегреческих философах. —огласно его описанию, философ ƒиоген был сыном мен€лы √икеси€. ќказавшись в ƒельфах, он вопросил оракула, чем ему заниматьс€, на что получил ответ: Ђпереоценкой ценностейї (греч. παραχάραττειν τὸ νόµισµα). ѕервоначально он пон€л это изречение как Ђперечеканка монетї, однако, будучи изгнанным, он осознал своЄ призвание в философии. ¬ јфинах примкнул к јнтисфену. —воЄ жилище он устроил возле афинской агоры в большом глин€ном сосуде Ч пифосе, который закапывали в землю и в котором хранили зерно, вино, масло или хоронили людей. (ѕозднейша€ историческа€ и художественна€ традици€ приписала ƒиогену проживание в бочке, но древние греки бочек не делали). ќднажды мальчишки разбили его дом. ѕозже афин€не предоставили ему новый пифос.

 ƒиоген фотографи€
ƒиоген фотографи€

ƒиоген неоднократно спорил с ѕлатоном. ќднажды топча циновку, он восклицал: Ђ“опчу спесь ѕлатонаї.  огда ѕлатон изрЄк, что человек Ч это Ђдвуногое без перьевї, то ƒиоген ощипал петуха и назвал его платоновским человеком. ѕлатон, в свою очередь, называл его Ђобезумевшим —ократомї. ¬озража€ учению ѕлатона о сущности вещей, ƒиоген говорил: Ђчашу вижу, а чашности Ч нетї. ¬ид€ скудный образ жизни ƒиогена, ѕлатон заметил, что даже в рабстве у тирана —иракуз ƒиониси€ он не мыл сам овощи, на что получил ответ, что если бы мыл овощи сам, то не оказалс€ бы в рабстве.

ƒиоген участвовал в ’еронейской битве, но попал в плен к македонцам. Ќа невольничьем рынке на вопрос, что он умеет, ответил: Ђвластвовать людьмиї.  упил его некто  сениад в качестве наставника своим дет€м. ƒиоген научил их верховой езде, метанию дротиков, а также истории и греческой поэзии. ”мира€, он попросил своего хоз€ина похоронить его лицом вниз.

ƒиоген эпатировал современников, в частности, принимал пищу на площади (во времена ƒиогена публичный приЄм пищи считалс€ неприличием) и открыто занималс€ рукоблудием, говор€ при этом: Ђ¬от кабы и голод можно было ун€ть, потира€ живот!ї. ќднажды ƒиоген на городской площади начал читать философскую лекцию. ≈го никто не слушал. “огда ƒиоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотн€ зевак. Ђ¬от, афин€не, цена вашего умаї, Ч сказал им ƒиоген. Ч Ђ огда € говорил вам умные вещи, никто не обращал на мен€ внимани€, а когда защебетал, как неразумна€ птица, вы слушаете мен€ разинув ротї. ƒиоген считал афин€н недостойными называтьс€ людьми. ќн насмехалс€ над религиозными церемони€ми и презирал вер€щих снотолковател€м. ƒемагогов и политиков он считал льстецами черни. —еб€ объ€вил гражданином мира; пропагандировал относительность общеприн€тых норм морали.

”мер, согласно ƒиогену Ћаэртскому, в один день с јлександром ћакедонским.

Ќа его могиле был воздвигнут мраморный пам€тник в виде собаки, с эпитафией:

ѕусть состаритс€ медь под властью времени Ч всЄ же

ѕереживЄт века слава тво€, ƒиоген:

Ћучшие дн€

¬с€кий человек способен прожить более ста лет
ѕосетило:11365
ѕоль Ѕрэгг
ƒавид √оффен. Ѕиографи€
ѕосетило:9412
ƒавид √оффен
“ом ”эйтс: √ений-экспериментатор
ѕосетило:6997
“ом ”эйтс

“ы нас научил, как жить, довольству€сь тем, что имеешь,

“ы указал нам путь, легче которого нет.

ƒиоген Ћаэртский всЄ же сообщает, ссыла€сь на —отиона, о 14 сочинени€х ƒиогена, среди которых представлены как философские работы (Ђќ добродетелиї, Ђќ добреї и т. д.), так и несколько трагедий. ќбратившись, однако, к обширному числу кинических доксографий, можно прийти к заключению о существовании у ƒиогена вполне сформированной системы взгл€дов.

ƒиоген провозглашал идеал аскетизма на примере мыши, котора€ ничего не бо€лась, ни к чему не стремилась и довольствовалась малым. ∆изнь ƒиогена в глин€ном кувшине Ч пифосе, использование плаща вместо постели иллюстрировали этот принцип. »з вещей он имел лишь суму и посох. »ногда его видели ход€щим босым по снегу. ” јлександра ћакедонского он попросил лишь, чтобы тот не загораживал ему солнца. —мысл аскетизма заключалс€ в том, что подлинное счастье заключаетс€ в свободе и независимости.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:114126
јлександр ќрлов
јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:26346
јлександр ƒавыдов
јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:15486
јлександр ¬асилевский

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru