Людибиографии, истории, факты, фотографии

Дэвид Юм

   /   

David Hume

   /
             
Фотография Дэвид Юм (photo David Hume)
   

День рождения: 07.05.1711 года
Место рождения: Эдинбург, Великобритания
Дата смерти: 25.08.1776 года
Место смерти: Эдинбург, США
Возраст: 65 лет

Гражданство: Великобритания
Соцсети:


Биография

Шотландский философ и историк, экономист и литератор.

Юм Дейвид (7.5.1711, Эдинбург, Шотландия,-25.8.1776, там же), английский философ, историк, экономист и публицист.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

02.02.2009

Сформулировал осн. принципы новоевроп. агностицизма, предшественник позитивизма. Род. в семье небогатого шотл. дворянина. Получил юрид. образование в Эдинбургском ун-те. В 1739 опубликовал гл. соч. "Трактат о человеческой природе". В 1753-62 работал над восьмитомной "Историей Англии", в к-рой выразил претензии"новых" тори на роль лидеров блока двух партий англ, буржуазии. В 1763-66 на дипломатич. службе в Париже. В последние годы жизни участвовал в работе Науч. об-ва в Шотландии. Славу на родине Ю. принесли "Эссе" (1741) на обществ.-политич., морально-эстетич. и экономич. темы.

Дэвид Юм фотография
Дэвид Юм фотография

Теория познания Ю. сложилась в результате переработки им субъективного идеализма Дж. Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Первичными восприятиями Ю. считал впечатления внеш. опыта (ощущения), вторичными - впечатления внутр. опыта (аффекты, желания, страсти). Считая проблему отношения бытия и духа теоретич. неразрешимой, Ю. заменил её проблемой зависимости простых идей (т. е. чувств, образов) от внеш. впечатлений. Отвергая отражение в сознании объективных закономерностей бытия, Ю. толковал образование сложных идей как психологич. ассоциации простых идей друг с другом.

Реклама:

С убеждением Ю. в причинном характере процессов ассоциирования связан центр, пункт его гносеологии - учение о причинности. Поставив проблему объективного существования каузальных (причинных) связей, Ю. решал её агностически: он полагал, что эта проблема недоказуема, т. к. то, что считают следствием, не содержится в том, что считается причиной, и не похоже на неё. Психологич. механизм, вызывающий убеждение людей в объективном существовании причинности, основан, по Ю., на восприятии следования во времени события Б после

А, а также регулярности появления Б после А; эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения следствия причиной; эта ошибка перерастает в устойчивую ассоциацию ожидания, в привычку, и, наконец, в "веру", что в будущем всякое появление А повлечёт за собой появление Б. Если, по Ю., в науках о природе убеждение в существовании причинности основано на внетеоретич. вере, то в области наук о психич. явлениях каузальность бесспорна, ибо она действует как механизм ассоциирования. Согласно Ю., каузальность надо превратить в ветвь психологии, что он и стремился осуществить.

Отвергая свободу воли с позиций психич. детерминизма, Ю. использовал этот вывод для критики понятия духовной субстанции. Личность, по Ю., есть "...связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом..." (Соч., т. 1, М., 1965, с. 367). Критика духовной субстанции перерастала у Ю. в критику религ. веры, к-рой он противопоставлял привычки обыденного сознания и расплывчатую "естеств. религию".

В основе этики Ю.- концепция неизменной человеческой природы. Человек, по Ю.,- существо слабое, подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Вслед за А. Шефтсбери и Ф. Хатчесоном Ю. считал, что моральные оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистич. принципа Ю. перешёл к утилитаризму. Но в поисках мотивов, к-рые заставили бы людей следовать требованиям "обществ, блага", он обращался к альтруистич. чувству общечеловеческой "симпатии", к-рое противопоставлял индивидуализму.

Эстетика Ю. сводилась к психологии художеств, восприятия; прекрасное он толковал как наиболее пригодное к достижению практич. целей.

В социологии Ю. был противником как феодально-аристократич., так и бурж. договорных концепций происхождения гос-ва. Общество, по Ю., возникло в результате разрастания семей, а политич. власть - из института воен. вождей, к-рым народ "привык" подчиняться. Согласно Ю., степень законности власти зависит от продолжительности правления и соблюдения принципа частной собственности. В политич. экономии Ю. отвергал меркантилизм и близко подошёл к трудовой теории А. Смита. Наряду с ТТТ. Монтескье Ю. был представителем т. н. количеств, теории металлистических денег.

Лучшие дня

Надежда Плевицкая. Биография
Посетило:27558
Надежда Плевицкая
Уильям Эдвард Боинг: Основатель компании Boeing
Посетило:8870
Уильям Эдвард Боинг
Томас Липтон: Изобретатель чайных пакетиков Lipton
Посетило:7635
Томас Липтон

Под влиянием идей Ю. развивалось большинство позитивистских учений 19- 20 вв., вплоть до эмпириокритицизма, неопозитивизма и лингвистич. философии.

И. С. Нарский.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Надежда Плевицкая. Биография
Посетило:27558
Надежда Плевицкая
Кевин Дюрант: Лучший игрок “Oklahoma City Thunder”
Посетило:11308
Кевин Дюрант
Марион Котийяр: Актерская игра как потребность
Посетило:9508
Марион Котийяр

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history