Людибиографии, истории, факты, фотографии

Дэвид Юм

   /   

David Hume

   /
             
Фотография Дэвид Юм (photo David Hume)
   

День рождения: 07.05.1711 года
Место рождения: Эдинбург, Великобритания
Дата смерти: 25.08.1776 года
Место смерти: Эдинбург, США
Возраст: 65 лет

Гражданство: Великобритания
Соцсети:


Биография

Шотландский философ и историк, экономист и литератор.

Дэвид Юм (Давид Юм, Дейвид Юм, англ. David Hume; 26 апреля 1711, Эдинбург, Шотландия — 25 августа 1776, там же) — шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

17.03.2009

Родился в 1711 году в Эдинбурге (Шотландия) в семье юриста, владельца небольшого поместья. Юм получил хорошее образование в университете Эдинбурга. Работал в дипломатических миссиях Англии в Европе.

Дэвид Юм фотография
Дэвид Юм фотография

Начал философскую деятельность в 1739 году, опубликовав первые две части «Трактата о человеческой природе». Через год вышла вторая часть трактата. Первая часть была посвящена человеческому познанию. Потом он доработал эти идеи и опубликовал в отдельной книге — «Очерке о человеческом познании» .

Реклама:

Написал массу работ на разные темы, в том числе историю Англии в восьми томах.

Историки философии в основном сходятся на том, что философия Юма носит характер радикального скептицизма, однако многие исследователи считают, что крайне важную роль в учении Юма играют и идеи натурализма [источник?].

Большое влияние на Юма оказали идеи эмпиристов Джона Локка и Джорджа Беркли, а также Пьера Бейля, Исаака Ньютона, Сэмюэла Кларка, Фрэнсиса Хатчесона и Джозефа Батлера.

Юм считал, что наше познание начинается c опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источник нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).

После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы:

Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм).

Лучшие дня

Надежда Плевицкая. Биография
Посетило:27533
Надежда Плевицкая
Уильям Эдвард Боинг: Основатель компании Boeing
Посетило:8826
Уильям Эдвард Боинг
Нина Усатова: Тернистый путь к славе
Посетило:1379
Нина Усатова

Мир — это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм).

Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм).

Юм ставит вопрос, какая же из этих гипотез верна. Для этого надо сравнить эти типы восприятий. Но мы закованы в черте нашего восприятия и никогда не узнаем, что за ним. Значит вопрос о том, каков источник ощущения — принципиально не разрешимый вопрос. Всё может быть, но мы никогда не сможем это проверить. Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

В 19 столетии такую позицию стали называть агностицизмом. Иногда создаётся ложное впечатление, что Юм утверждает абсолютную невозможность познания, но это не совсем так. Содержание сознания мы знаем, значит мир в сознании известен. То есть мы знаем мир, который является в нашем сознании, но мы никогда не узнаем сущности мира, мы можем узнать только явления. Такое направление носит название феноменализма. На этой основе построено большинство теорий современной западной философии, утверждающих неразрешимость основного вопроса философии. Причинно-следственные связи в теории Юма — это результат нашей привычки. А человек — это пучок восприятий.

Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами.

Сочинения

Сочинения в двух томах. Том 1. — М., 1965, 847 с (Философское наследие, Т. 9)

Сочинения в двух томах. Том 2. — М., 1965, 927 с (Философское наследие, Т. 10).

«Трактат о человеческой природе» (1739)

«О норме вкуса» (1739—1740)

«Моральные и политические очерки» (1741—1742)

«О бессмертии души»

«Исследование о человеческом познании» (1748)

«Диалоги о естественной религии» (1751)

«История Великобритании»




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Аделина Патти. Биография
Посетило:12461
Аделина Патти
Марион Котийяр: Актерская игра как потребность
Посетило:9479
Марион Котийяр
Этторе Мессина
Посетило:6327
Этторе Мессина

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history