Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒанило ¬елланский

   /   

Danilo Vellanskiy

   /
             
‘отографи€ ƒанило ¬елланский (photo Danilo Vellanskiy)
   

ƒень рождени€: 11.12.1774 года
ћесто рождени€: г. Ѕорзна, –осси€
ƒата смерти: 27.03.1847 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 72 года

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

”ченый-медик, педагог, философ

–одилс€ в семье ремесленника. ”чилс€ в  иевской духовной академии (1789), здесь же переменил фамилию  авунник на ¬елланский. ¬ 1796 поступил в медицинское училище при военно-сухопутном госпитале, преобразованное в 1798 в ћедико-хирургическую академию. ¬ 1801 получил звание кандидата медицины, в 1802 Ч лекар€. “огда же был направлен в √ерманию дл€ усовершенствовани€ в медицинских и естественных науках.

10.09.2006

—лушал лекции Ўеллинга и —теффенса. —читалс€ любимым учеником Ўеллинга. —осто€л адъюнктом (1805), а затем профессором (1814Ч37) ѕетербургской медико-хирургической академии. »з-за болезни глаз вышел в 1837 в отставку, вскоре ослеп, свои сочинени€ диктовал жене.

ƒанило ¬елланский фотографи€
ƒанило ¬елланский фотографи€

«начение ¬елланского в развитии философских идей очень велико. ќн оказал большое вли€ние на формирование кружков Ђлюбомудровї.

¬ 1820-е Ђлюбомудрыї признавали ¬елланского главой русских шеллингианцев. ѕавлов, глава московского шеллингианства, относилс€ к ¬елланскому с исключительным вниманием. ѕравда, еще через дес€тилетие ¬елланский казалс€ молодежи представителем Ђотсталогої уже течени€ мысли. ¬о вс€ком случае, в русском шеллингианстве, которое было чрезвычайно плодотворным дл€ русской философской мысли, ¬елланскому принадлежит по праву первое место Ч не только в хронологическом смысле, но и в силу его серьезной и настойчивой работы в натурфилософии.

¬ течение всей жизни ¬елланский разрабатывал натурфилософию, близкую к шеллингианству. –ассматривал природу как продукт всеобщего жизненного начала. ¬се живые и неживые объекты природы, а также врем€ и пространство, согласно ¬елланскому, есть про€влени€ этого вечного и беспредельного начала. —амо же оно не есть ни вещество, ни сила, а идеальное единство обоих, постигаемое умозрительно. ѕризнавал познаваемость мира, отдава€ приоритет рациональному познанию. ¬ысказывал диалектические идеи о всеобщей св€зи €влений, о развитии в форме триады, о борьбе пол€рностей как источнике развити€.

¬елланский был натурфилософом, но все же и философом как таковым. ¬ 1824 писал книгу ќдоевскому: Ђя первый возвестил –оссийской публике двадцать лет назад о новых познани€х естественного мира, основанных на теософическом пон€тии, которое хот€ началось у ѕлатона, но образовалось и созрело у Ўеллингаї. ¬елланский брал у Ўеллинга не только натурфилософию, но в значительной степени и его трансцендентализм. ќднако не только у ¬елланского, но и в немецком, и в русском шеллингианстве самым вли€тельным оказалс€ у Ўеллинга его поворот к реализму. “рансцендентализм у шеллингианцев уходил на второй план. ” ¬елланского, вслед за его реалистическим истолкованием Ўеллинга, на первом плане стоит реалистически же пон€та€ философи€ природы. ќднако не следует преуменьшать значени€ общефилософского материала у ¬елланского Ч он все же, по существу, трансценденталист (в духе Ђсистемы тожестваї Ўеллинга). »з его сочинений можно извлечь довольно последовательный очерк гносеологии и метафизики. ¬елланский защищал синтез умозрени€ и опыта: Ђ”мозрительное и эмпирическое знание, Ч писал он, Ч односторонни, и каждое в отдельности неполноЕ умозрение, при всех своих преимуществах, недостаточно без эмпирииї. ќднако Ђистинное знание состоит в иде€х, а не в чувственных данных; хот€ опыт и показывает многие скрытые €влени€ природы, но не объ€снил ни одного в его существенном значении. ќпыт и наблюдение относ€тс€ к преход€щим и ограниченным формам вещей, но не касаютс€ беспредельной и вечной их сущностиї. ¬ др. месте ¬елланский пишет, что задача науки состоит не в эмпирическом Ђобъ€тии отдельных предметовї, а в искании общего единства в природе. Ёти гносеологические построени€ €вно определ€ютс€ той метафизической концепцией, которую развил Ўеллинг в своей философии природы и котора€ стремилась познать природу как живое единство. Ђѕрирода есть произведение всеобщей жизни, Ч писал ¬елланский, Ч действующей в качестве твор€щего духа. ¬се живые и бездушные вещества произведены одной и той же абсолютной жизньюї. ¬рем€, пространство, вещество суть тоже Ђ€влени€ї вечного и беспредельного начала; Ђвсеобща€ жизньї не есть поэтому ни вещество, ни сила, Ч а идеальное начало обоих, постигаемое нами умозрительно.

Ёта обща€ метафизическа€ концепци€, вз€та€ у Ўеллинга, не просто зачаровала ¬елланского, а была дл€ него прозрением в сокровенную творческую тайну мира. Ётим прозрением он вдохновл€етс€ в своих научных трудах. ¬елланский был более чем Ђубежденї в ценности указанной концепции Ч он был пленен и восхищен ею. ¬елланский входит, т. о., в состав школы Ўеллинга, разрабатывает в духе его учений проблемы науки и ѕрироды. ќн принимает учение о мировой душе, о принципе пол€рности в природе, о всеобщей одушевленности и органическом строении мира. “о Ђвсесущественноеї начало, которое есть јбсолют, есть источник неистощимой жизненности мира; в јбсолюте непосредственно укоренено все эмпирическое бытие. »з этого основного воспри€ти€ мира и его жизни вытекает и гносеологическа€ позици€ ¬елланского, ибо дл€ него наш разум Ђесть только отражение јбсолютного ”ма, составл€ющего сущность всеобщей жизниї.

—оч.: ѕролюзи€ к медицине как основательной науке. —ѕб., 1805; Ѕиологическое исследование ѕрироды в твор€щем и творимом ее качестве, содержащее основные начертани€ всеобщей физиологии. —ѕб., 1812; ќбозрение главных содержаний философического естествознани€, начертанное из сочинений ќкена. —ѕб., 1815;  онспект главных содержаний общей физики. —ѕб., 1830; ќпытна€, наблюдательна€ и умозрительна€ физика, излагающа€ природу в вещественных видах, де€тельных силах и зиждущих началах неорганического мира Ч составл€юща€ первую половину энциклопедии физических познаний. —ѕб., 1831; ќсновное очертание общей и частной физиологии, или физики органического мира. —ѕб., 1836; ‘илософическое определение ѕрироды и „еловека // —акулин ѕ. Ќ. »з истории русского идеализма. “. 1. „. 1. ћ., 1913.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

√олос, который будет звучать вечно
ѕосетило:18453
ƒемис –уссос
ѕервый секс-символ —траны советов
ѕосетило:15907
Ќаталь€ —елезнева
¬иктор ÷ой: «везда по имени —олнце
ѕосетило:18947
¬иктор ÷ой

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru