Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒай „жэнь

   /   

Dai Zhen

   /
             
‘отографи€ ƒай „жэнь (photo Dai Zhen)
   

ƒень рождени€: 19.01.1724 года
ћесто рождени€: —юнин,  итай
ƒата смерти: 01.07.1777 года
ћесто смерти: ѕекин, —Ўј
¬озраст: 53 года

√ражданство:  итай

ƒай „жэнь

 итайский философ-неоконфуцианец

 итайский философ-неоконфуцианец, лидер одного из двух главных направлений Ђханьского учени€ї. “акже математик, астроном, лингвист, историк и географ.

28.05.2020

–одилс€ 19 €нвар€ 1724 года в —юнине провинции јньхой. ѕроисходил из семьи мелкого торговца. — 1773 года участвовал в составлении свода классической литературы —ы ку цюань шу (полное собрание всех книг по четырЄм разделам). ¬ 1775 году за научные заслуги без экзаменов (которые шесть раз безуспешно пыталс€ сдать) получил высшую ученую степень Ч цзиньши и звание академика ’аньлиньской академии. ”мер 1 июл€ 1777 года в ѕекине.

ƒай „жэнь фотографи€
ƒай „жэнь фотографи€

‘илософское учение

ќсновна€ тенденци€ теоретических построений ƒай „жэн€ Ч стремление к гармонизации самых общих пон€тийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. »дущее от Ђ—и цы чжуаниї (комментирующа€ часть „жоу и) и основополагающее дл€ неоконфуцианства противопоставление Ђнадформенногої (син эр шан) дао Ђподформеннымї (син €р с€) Ђоруди€мї (ци2) он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состо€ний единой Ђпневмыї (ци1): с одной стороны, беспрестанно измен€ющейс€, Ђпорождающей порождени€ї (шэн шэн) по законам сил инь €н и Ђп€ти элементовї (у син1) и, с другой Ч уже оформившейс€ в множества конкретных устойчивых вещей. ƒай „жэнь обосновывал включение Ђп€ти элементовї в пон€тие Ђдаої определением последнего термина, имеющего лексическое значение Ђпуть, дорогаї, с помощью этимологического компонента иероглифа Ђдаої Ч графического элемента (в другом написании Ч самосто€тельного иероглифа) Ђсин3ї (Ђдвижениеї, Ђдействиеї, Ђповедениеї), вход€щего в словосочетание Ђу син1ї (ћэн-цзы цзы и шу чжэн, цзюань 2). Ђ[»ндивидуальна€] природаї (син1) каждой вещи, по ƒай „жэню, Ђестественнаї (цзы жань) и определ€етс€ Ђдобромї (шань), которое порождаетс€ Ђгуманностьюї (жэнь2), упор€дочиваетс€ Ђблагопристойностьюї (ли2) и стабилизируетс€ Ђдолжной справедливостьюї (и1).  осмологически Ђдоброї про€вл€етс€ в виде дао, Ђблагодатиї (Ђдобродетелиї-дэ1) и Ђпринциповї (ли1), а антропологически Ч в виде Ђпредопределени€ї (мин1), Ђ[индивидуальной] природыї и Ђспособностейї (цай) (ёань дао, цзюань 1).

–азвивал методологию Ђ[филологически] доказательного исследовани€ї (као цзюй), основыва€ экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. ƒай „жэнь излагал собственные взгл€ды в текстологических комментари€х к конфуцианской классике, противопоставл€€ их искаженным, по его мнению, даосско-буддийскими вли€ни€ми комментари€м предшествовавших конфуцианцев („эн [братьев] Ч „жу школы, Ћу [÷зюан€] Ч ¬ан [янмина] школы). √лавные философские сочинени€ ƒай „жэн€ Ч «начени€ слов Ђћэн-цзыї в комментари€х и свидетельствах (ћэн-цзы цзы и шу чжэн) и ќбращение к началу добра (ёань шань).

ƒай „жэнь выступал против канонизированного неоконфуцианством периода правлени€ династии —ун (960Ч1279) противопоставлени€ Ђпринциповї Ђчувствамї (цин2) и Ђжелани€мї (юй), утвержда€, что Ђпринципыї неотделимы от Ђчувствї и Ђжеланийї.

Ђѕринципї Ч то неизменное, что специфично дл€ Ђиндивидуальной природыї каждого человека и каждой вещи, высший предмет познани€. ¬ отличие от предшествовавших неоконфуцианцев ƒай „жэнь считал, что Ђпринципыї в €вном виде не присутствуют в человеческой психике Ч Ђсердцеї (синь1), а вы€вл€ютс€ с помощью глубинного анализа. —пособности людей к познанию, по ƒай „жэню, различаютс€ подобно огн€м с разной интенсивностью свечени€; эти различи€ отчасти компенсируютс€ обучением. ƒай „жэнь обосновывал приоритет эмпирико-аналитического подхода как в познании, так и в практике.

ћалопопул€рные в своЄ врем€ труды ƒай „жэн€ вызвали к себе интерес в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умопостроени€м значительной части китайской интеллигенции.

ƒай „жэнь- китайский мыслитель с материалистической тенденцией, автор трудов по философии, математике, лингвистике и истории. ¬ противовес „жу —и, который, отождествл€€ категорию дао (Ђпутьї) с ли (Ђпринципомї), ставил еЄ над материальным началом Ч ци, ƒ. „. расшифровывал дао не как трансцендентный принцип, наход€щийс€ вне времени и пространства, а как ци; причЄм реальную субстанцию дао, по ƒ. „., составл€ют инь, €н (противоположные, наход€щиес€ в борьбе силы) и п€ть первоэлементов. ƒл€ ƒ. „. характерен гуманистический подход к социальной проблематике. ѕолемизиру€ с представител€ми ортодоксального неоконфуцианства, настаивавшими на необходимости подавлени€ человеческих желаний во им€ выполнени€ долга (рассматривавшегос€ как социальный аспект Ђпринципаї Ч ли), ƒ. „. говорил, что желани€ и эмоции следует не подавл€ть, а воспитывать с тем, чтобы сделать их основой лучших человеческих качеств.

Ћучшие дн€

√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:19201
√алина ѕрозуменщикова
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11205
Ѕрайан ћэй
¬асилий Ћиванов: Ћегенда советского кино
ѕосетило:9501
¬асилий Ћиванов




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—офь€ ћуратова. Ѕиографи€
ѕосетило:9891
—офь€ ћуратова
јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10612
јнна ÷уканова- отт
ѕокоритель полюсов
ѕосетило:11297
–уаль јмундсен

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru