Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јристотель

   /   

Aristotle

   /
             
‘отографи€  јристотель (photo  Aristotle)
   

√од рождени€: 0384 ћесто рождени€: —тагира, , ‘раки€ ,√реци€
√од смерти: 0322
ћесто смерти: ’алкида, , остров Ёвбе€, √реци€
¬озраст: -62 года
√ражданство: √реци€
—оцсети:


јристотель и его представлени€ о государстве

ƒревнегреческий философ.

ќн задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскани€, которые финансировал јлександр. Ёти исследовани€ привели ко многим фундаментальным открыти€м, однако величайшие достижени€ јристотел€ относ€тс€ к области философии.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

29.03.2006

јристотель

лат. Aristoteles. —тагирит (родилс€ в 384, —тагир, умер в 322 до н.э., ’алкида, остров Ёвбе€), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. —емнадцати лет јристотель вступил в јкадемию ѕлатона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников. ѕосле смерти ѕлатона в 347 до н.э. јристотель оставил јфины по политическим соображени€м, путешествовал, затем стал учителем јлександра ћакедонского. ¬ 335 јристотель основал учебное заведение в Ћикее (јфины). ќбучение происходило во врем€ прогулок. ќн задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскани€, которые финансировал јлександр. Ёти исследовани€ привели ко многим фундаментальным открыти€м, однако величайшие достижени€ јристотел€ относ€тс€ к области философии.

∆изнь јристотел€.

ќтец јристотел€ Ќикомах был врачом города —тагиры, а также придворным медиком јминты III, цар€ соседней ћакедонии. –ано оставшись без родителей, юный јристотель воспитывалс€ в јтарнее у ѕроксена, своего родственника. ¬ возрасте восемнадцати лет он отправилс€ в јфины и поступил в јкадемию ѕлатона, где оставалс€ около двадцати лет, вплоть до смерти ѕлатона ок. 347 до н.э. «а это врем€ јристотель изучил философию ѕлатона, а также ее сократические и досократические источники и многие другие дисциплины. ѕо-видимому, јристотель преподавал в јкадемии риторику и другие предметы. ¬ этот период в защиту платоновского учени€ им были написаны несколько диалогов попул€рного характера. ¬озможно, к этому же времени относ€тс€ работы по логике, ‘изика и некоторые разделы трактата ќ душе. Ўироко распространенна€ легенда о серьезных трени€х и даже открытом разрыве между јристотелем и ѕлатоном еще при его жизни не имеет под собой оснований. ƒаже после смерти ѕлатона јристотель продолжал считать себ€ платоником. ¬ Ќикомаховой этике, написанной гораздо позже, в зрелый период творчества, имеетс€ трогательный экскурс, в котором чувство благодарности наставнику, приобщившему нас к философии, уподобл€етс€ благодарности, которую мы должны испытывать в отношении богов и родителей. ќднако ок. 348Ц347 до н.э. преемником ѕлатона в јкадемии стал —певсипп. ћногие члены јкадемии, и среди них јристотель, были недовольны этим решением. ¬месте со своим другом  сенократом он оставил јкадемию, войд€ в небольшой кружок платоников, собранный √ермием, правителем јсса, небольшого города в ћалой јзии. ¬начале здесь, а позднее в ћитилене на о. Ћесбос јристотель посв€тил себ€ преподавательской и исследовательской де€тельности.  ритику€ —певсиппа, јристотель зан€лс€ выработкой такой интерпретации учени€ ѕлатона, котора€, как ему казалось, ближе к философии учител€, а также лучше согласуетс€ с действительностью.   этому времени их отношени€ с √ермием сделались более тесными, и под его вли€нием јристотель, следу€ принципиальной ориентации платонизма на практику, ув€зал свою философию с политикой.

’от€ јристотель продолжал считать себ€ платоником, характер его мышлени€ и идеи оказались теперь иными, что вступало в пр€мое противоречие со взгл€дами преемников ѕлатона в јкадемии и некоторыми положени€ми учени€ самого ѕлатона. Ётот критический подход выразилс€ в диалоге ќ философии, а также в ранних разделах работ, которые дошли до нас под условными названи€ми ћетафизика, Ётика и ѕолитика. „увству€ свое идейное расхождение с господствующим в јкадемии учением, јристотель предпочел основать в северо-восточном предместье јфин новую школу Ц Ћикей. ÷елью Ћике€, как и целью јкадемии, было не только преподавание, но и самосто€тельные исследовани€. «десь јристотель собрал вокруг себ€ группу одаренных учеников и помощников. ——овместна€ де€тельность оказалась в высшей степени плодотворной. јристотель и его ученики сделали множество существенных наблюдений и открытий, которые оставили заметный след в истории многих наук и послужили фундаментом дл€ дальнейших исследований. ¬ этом им помогали образцы и данные, собранные в дальних походах јлександра. ќднако глава школы удел€л все большее внимание фундаментальным философским проблемам. Ѕольша€ часть из дошедших до нас философских произведений јристотел€ написана в этот период.

 јристотель фотографи€
јристотель фотографи€

ѕосле внезапной смерти јлександра в 323 до н.э. по јфинам и другим городам √реции прокатилась волна антимакедонских выступлений. ѕоложение јристотел€ было поставлено под угрозу из-за его дружбы с јлександром, а также недвусмысленно выражавшихс€ им политических убеждений, которые приходили в противоречие с патриотическим энтузиазмом городов-государств. ѕод угрозой преследований јристотель покинул город, чтобы, как он говорил, не дать афин€нам совершить преступление против философии во второй раз (первым была казнь —ократа). ќн переехал в ’алкиду на острове Ёвбе€, где находилось доставшеес€ ему от матери имение, где, после непродолжительной болезни, умер в 322 до н.э.

—очинени€ јристотел€. ¬се произведени€ јристотел€ написаны простым €зыком и тщательно отделаны с точки зрени€ стил€. ¬ античности они пользовались большой попул€рностью и закрепили за јристотелем репутацию писател€-платоника, пишущего красноречиво и живо. “ака€ оценка јристотел€ практически недоступна нашему пониманию. ƒело в том, что его произведени€, оказавшиес€ в нашем распор€жении, имеют совершенно иной характер, поскольку дл€ всеобщего чтени€ они не предназначались. Ёти сочинени€ должны были прослушивать ученики и помощники јристотел€, первоначально небольшой их кружок в јссе, а впоследствии Ц более многочисленна€ группа в афинском Ћикее. »сторической наукой, и прежде всего исследовани€ми ¬. …егера, вы€снено, что эти труды, в той форме, в какой они дошли до нас, нельз€ считать философскими или научными Ђтрудамиї в современном смысле. –азумеетс€, окончательно установить, как возникали эти тексты, невозможно, однако наиболее веро€тной представл€етс€ следующа€ гипотеза. јристотель регул€рно читал своим ученикам и помощникам лекции по самым разнообразным предметам, причем эти курсы зачастую повтор€лись из года в год. ѕо-видимому, јристотель имел обыкновение составл€ть письменный вариант лекции и читал его подготовленной аудитории, нередко экспромтом комментиру€ текст. Ёти письменные лекции имели хождение в школе и использовались дл€ индивидуальных зан€тий. “о, чем мы теперь располагаем как цельным произведением на конкретную тему, представл€ет собой скорее свод из многих лекций на эту тему, нередко охватывающий значительный временной промежуток. ѕозднейшие издатели компоновали из этих вариантов единые трактаты. ¬ некоторых случа€х вполне можно предположить, что Ђединыйї текст €вл€етс€ соединением различных конспектов или представл€ет собой оригинальную аристотелевскую лекцию, прокомментированную и изданную его учениками. Ќаконец, первоначальные тексты, веро€тно, сильно пострадали в эпоху гражданских войн в –име и уцелели лишь благодар€ случайности. ¬¬следствие этого реконструкци€ первоначального текста, за которую прин€лись позднейшие античные издатели, оказалась трудной задачей, ей сопутствовало много ошибок и недоразумений. “ем не менее скрупулезные философские исследовани€ позволили восстановить основы учени€ јристотел€ и принципиальный ход развити€ его мысли. ѕо темам сочинени€ дел€тс€ на четыре основные группы. ¬о-первых, это труды по логике, обычно собирательно именуемые ќрганон. —юда вход€т  атегории; ќб истолковании; ѕерва€ аналитика и ¬тора€ аналитика; “опика.

¬о-вторых, јристотелю принадлежат естественнонаучные труды. «десь наиболее важны работы ќ возникновении и уничтожении; ќ небе; ‘изика; »стори€ животных; ќ част€х животных и посв€щенный человеческой природе трактат ќ душе. “рактата о растени€х јристотель не написал, но соответствующий труд составил его ученик “еофраст. ¬-третьих, мы располагаем сводом текстов под названием ћетафизика, представл€ющим собой цикл лекций, составленных јристотелем в поздний период развити€ его мысли Ц в јссе и в заключительный период в јфинах.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

¬-четвертых, имеютс€ труды по этике и политике, куда причисл€ют также ѕоэтику и –иторику. Ќаиболее важны сочиненна€ во второй период Ёвдемова этика, относ€ща€с€ к последнему афинскому периоду Ќикомахова этика, состо€ща€ из множества написанных в разные периоды лекций ѕолитика, –иторика и сохранивша€с€ частично ѕоэтика. ќгромный труд јристотел€ о государственном устройстве различных городов-государств полностью утрачен, чудом найден почти полный текст входившей в него јфинской политии. ”трачены и несколько трактатов на исторические темы.

‘илософи€ јристотел€. –азвива€ и конкретизиру€ учение ѕлатона, јристотель в ѕолитике ставит вопрос о статусе гражданина.  ого следует называть гражданином? Ќа честь в государстве прит€зают прежде всего лица благородного происхождени€, богатые, свободнорожденные и плат€щие налоги. явл€етс€ ли гражданин таковым в силу того, что живет в том или ином месте? Ќо и рабы, и иноземцы (метеки) могут проживать совместно с гражданами другого государства. —ам јристотель, гражданин ћакедонии, был в јфинах метеком. Ќе граждане и те, кто имеет право быть истцом и ответчиком, поскольку таким правом пользуютс€ и иноземцы. Ћишь в относительном смысле можно назвать гражданами детей, не достигших совершеннолети€ и не внесенных в гражданские списки, свободных от повинностей. —тарцы, перешедшие предельный возраст, также были освобождены в јфинах от исполнени€ гражданских об€занностей. √ражданин тот, кто принимает участие в законосовещательной или судебной власти данного государства. "√осударством же мы и называем совокупность таких граждан, достаточную, вообще говор€, дл€ самодовлеющего существовани€", - пишет јристотель, не раздел€€ пон€тий общества и государства. »так, доступ к государственной должности €вл€етс€ свидетельством гражданских прав. Ќа практике гражданином считаетс€ тот, у кого родители - и отец, и мать - граждане, а не кто-либо один из них. »так, гражданином по преимуществу €вл€етс€ тот, кто обладает совокупностью гражданских прав. Ќапример, афинские граждане пользовались следующими почетными правами: правом занимать должности, быть судь€ми; принимать участие в выборах должностных лиц; правом вступать в брак с афин€нками; правом владени€ недвижимой собственностью; правом совершать общественные жертвоприношени€. ¬ јфинах не пользовались всей совокупностью прав прин€тые в число граждан в силу определенного законодательного акта, т.е. так называемые пожалованные граждане. Ќе вс€кий хороший человек в то же врем€ €вл€етс€ гражданином, но "гражданин только тот, кто стоит в известном отношении к государственной жизни, кто имеет или может иметь полномочи€ в деле попечени€ о государственных делах или единолично, или вместе с другими". „еловек по своей природе Ц политическое животное, дл€ приближени€ к высшему доступному дл€ него совершенству он нуждаетс€ в сотрудничестве с другими людьми. —частливой жизни можно достичь лишь вместе с другими людьми, в ходе совместной, взаимодополн€ющей де€тельности, направленной на общее благо. Ёто общее благо как целое следует предпочесть индивидуальному благу, которое €вл€етс€ его частью. ѕолитика должна сто€ть выше индивидуальной морали. —обственна€ цель политики Ц достижение состо€ни€ счасть€, а значит, и добродетельного поведени€ всех граждан. ѕостановка во главу угла военных завоеваний или приобретени€ материальных благ основана на неверном понимании человеческой природы. Ёкономика, искусство приобретени€ и производства материальных благ, имеет в жизни свое законное подчиненное место, но ее никогда не следует делать самоцелью или придавать ей слишком большое значение; погон€ за благами, превосход€щими разумные потребности, есть ошибка. »звращением €вл€етс€, к примеру, ростовщичество, которое ничего не производит. ¬ажное значение дл€ благополучи€ граждан имеет собственность. ƒолжна ли она быть общей или частной? Ќа этот счет јристотель придерживаетс€ того мнени€, что "собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще - частной". ƒело в том, что следует требовать относительного, а не абсолютного единства как семьи, так и государства. –оль собственности в общественных и государственных отношени€х јристотель исследует тщательно. ќн полагает, что дл€ того, чтобы все участвовали в государственной жизни, бедным надо платить вознаграждение за исполнение об€занностей, богатых штрафовать за уклонение от них.

”стройство народного собрани€, должностей, судебных установлений, войска, гимнастических упражнений у јристотел€ св€зываетс€ с состо€нием собственности. ћеханизм участи€ граждан в работе законосовещательного органа, в отправлении и замещении должностей, в работе судебных органов предусматривает определенные права собственности. “ак в аристократи€х должностными лицами €вл€ютс€ люди образованные, в олигархи€х - богатые, в демократи€х - свободнорожденные. «десь плохое устройство судов с участием бедных граждан влечет за собой междоусобицы, и даже ниспровержение государственного стро€. јристотель уточн€ет отношение к собственности своего учител€. ѕлатон, уравнива€ собственность, не упор€дочивает количество граждан и допускает возможность неограниченного деторождени€. Ёто неизбежно приведет к обеднению граждан, а бедность - источник возмущений и преступлений.

”станавлива€ норму собственности, нужно также определить и норму дл€ числа детей, иначе, по мнению јристотел€, закон о равенстве наделов неминуемо утратит свою силу, многие из богачей преврат€тс€ в бедн€ков и будут, видимо, стремитьс€ к изменению пор€дков. јристотель предупреждает от возможности коррупции в сфере управлени€, когда власть пополн€етс€ из среды всего гражданского населени€, так что в состав правительства попадают зачастую люди совсем бедные, которых вследствие их необеспеченности легко можно подкупить.  онечно, этот правительственный орган придает устойчивость государственному строю, потому что народ, име€ доступ к высшей власти, остаетс€ спокойным.

¬ажно, чтобы лучшие люди в государстве могли иметь досуг и ни в чем не терпели неподобающего с собой обращени€, будут ли они должностными лицами или частными. Ѕогатство способствует досугу, однако плохо, когда высшие из должностей могут покупатьс€ за деньги.  ому же в государстве должна принадлежать власть? “ем, кто в состо€нии будет управл€ть государством, име€ в виду общее благо граждан, будучи готовым и властвовать, и подчин€тьс€ и вести жизнь, согласную с требовани€ми добродетели.

јристотель берет принадлежность управл€ющих к определенному слою граждан и размеру их собственности за основу, классифициру€ типы государственного правлени€. ƒемократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составл€€ большинство, имеют верховную власть в своих руках; а олигархией такой, при котором власть находитс€ в руках людей богатых и благородного происхождени€, образующих меньшинство. Ќо одни и те же люди, подчеркивает јристотель не могут быть одновременно бедными и богатыми; вот почему эти части государства, т.е. богатые и неимущие, и признаютс€ его существенными част€ми. » так как одни из них составл€ют большинство, а другие меньшинство, то в зависимости от перевеса той или другой устанавливаетс€ и соответствующий вид государственного устройства.

√осударство, состо€щее из граждан среднего достатка, будет иметь лучший государственный строй, где средние представлены в большем количестве, где они сильнее обеих крайностей - богатых и бедных, или по крайней мере с каждой их них в отдельности. —оединившись с той или иной крайностью, они обеспечивают равновесие и преп€тствуют перевесу противников. ѕоэтому величайшим благополучием дл€ государства €вл€етс€ то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной. —редний вид государственного устройства не ведет к внутренним распр€м. —уществование демократий более долговечно благодар€ наличию в них средних граждан. ¬ демократии средних граждан больше, они более причастны к почетным правам. «а отсутствием средних граждан неимущие подавл€ют своей многочисленностью, и государство быстро идет к гибели, как отмечает јристотель. ѕоэтому законодатель должен привлекать к себе средних граждан; приучать средних к законам. “олько такое государство может рассчитывать на устойчивость. √осударственный строй губит скорее алчность богатых, нежели простого народа. ««аконы и остальной распор€док общественной и государственной жизни должны исключить должностным лицам возможность наживатьс€. ¬ таком случае граждане, отстран€емые от участи€ в государственном управлении, довольны и получают возможность спокойно заниматьс€ своими частными делами. Ќо если они думают, что правители расхищают общественное добро, тогда их огорчает то, что они не пользуютс€ ни почетными правами, ни прибылью. ¬оспитание граждан в духе соответствующего государственного стро€ есть самое важное средство сохранени€ государственности. —амые полезные законы не принесут пользы, если граждане не будут приучены к государственному пор€дку. ≈сли недисциплинирован один, недисциплинированно и все государство.

јристотель внимательно исследует роль права собственности дл€ благополучи€ граждан, безопасности государства и формы его правлени€, дл€ механизма участи€ граждан в работе законосовещательного органа, в отправлении и замещении должностей, в работе судебных органов. –азмер владени€ собственностью рассматриваетс€ как условие стабильной и нестабильной общественной и государственной жизни. —амые полезные законы не принесут пользы, если граждане не будут приучены к государственному пор€дку. ≈сли недисциплинирован один, недисциплинированно и все государство. ѕомимо идеального государства јристотелем выдел€ютс€ шесть основных типов политической организации: монархи€, аристократи€, полити€ и три их извращени€ Ц тирани€, олигархи€ и демократи€. ћонархи€, правление одного человека, выдел€ющегос€ добродетелью, и аристократи€, правление многих, наделенных высокой добродетелью, €вл€ютс€, там где они существуют, здравыми формами правлени€, только встречаютс€ они редко. — другой стороны, нередки смешение аристократии с олигархией (правлением богачей) и олигархии с демократией. “акого рода компромиссные, смешанные формы общественного устройства можно считать относительно здравыми. “ирани€, худшее из общественных извращений, возникает, когда царь, которому следует править во им€ общего блага, использует власть дл€ достижени€ своей личной выгоды. „иста€ олигархи€ представл€ет собой другой пример эгоистической, односторонней формы правлени€, где властители используют свое положение дл€ дальнейшего обогащени€. ќлигархи, поскольку они всех превосход€т богатством, уверены в своем превосходстве и в иных, более существенных отношени€х, что ведет их к ошибкам и краху. ѕри демократии все граждане в равной мере свободны. »з этого демократы заключают, что они равны во всех прочих отношени€х; но это неверно и ведет к неразумию и беспор€дку. ќднако из трех односторонних и искаженных форм правлени€ Ц тирании, олигархии, демократии Ц последн€€ в меньшей степени извращена и опасна.

 онечной целью политики должно быть приближение к этому идеальному общественному устройству, позвол€ющему всем гражданам участвовать в правлении закона и разума. ќднако в рамках тех искаженных форм, которые реально имеютс€ в истории человечества, политик должен стремитьс€ к тому, чтобы избегать крайних извращений, рассудительно смешива€ олигархию с демократией и достига€ таким образом относительной стабильности, когда мир и пор€док делают возможным дальнейшее воспитание граждан и прогресс общества. ѕолитика јристотел€, части которой писались в разное врем€, была самым важным политическим текстом античности. ¬ли€ни€ ѕолитики прослеживаетс€ у ÷ицерона, Ѕоэци€, »оанна ƒамаскина, ћихаила Ёфесского, ‘омы јквинского, ћакиавелли, √оббса, Ћокка, ћонтескье, –уссо и других авторов.

ћышление јристотел€ направл€лось острым ощущением реальности, существующей независимо от людских мнений и желаний, и глубокой верой в способность человеческого ума, должным образом примененного, познать эту реальность такой, кака€ она есть. ¬месте эти два убеждени€ породили в нем беспримерную готовность следовать эмпирическим фактам, куда бы они ни вели, и незаур€дное умение проникать в лежащую за ними сущностную структуру. јристотелем было возведено величественное здание теоретического и практического учени€, которое пережило €ростные нападки приверженцев иных взгл€дов и периоды полного забвени€ и равнодуши€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru