Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јристотель

   /   

Aristotle

   /
             
‘отографи€  јристотель (photo  Aristotle)
   

ƒень рождени€: 01.01.0384 года
ћесто рождени€: —тагира, , ‘раки€ ,√реци€
ƒата смерти: 28.12.0322 года
ћесто смерти: ’алкида, , остров Ёвбе€, √реци€
¬озраст: -62 года

√ражданство: √реци€
—оцсети:


Ќатуралист классического периода

ƒревнегреческий философ.

јристотелем было возведено величественное здание теоретического и практического учени€, которое пережило €ростные нападки приверженцев иных взгл€дов и периоды полного забвени€ и равнодуши€.

13.05.2016

ј–»—“ќ“≈Ћ№ (ок. 384Ц322 до н.э.), древнегреческий философ и педагог, родилс€ в —тагире в 384 или 383 до н.э., умер в ’алкиде в 322 до н.э. ѕочти двадцать лет јристотель училс€ в јкадемии ѕлатона и, по-видимому, какое-то врем€ там преподавал. ѕокинув јкадемию, јристотель стал воспитателем јлександра ћакедонского.  ак основатель Ћике€ в јфинах, продолжавшего свою де€тельность многие столети€ после его смерти, јристотель внес существенный вклад в античную систему образовани€. ќн задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскани€, которые финансировал јлександр. Ёти исследовани€ привели ко многим фундаментальным открыти€м, однако величайшие достижени€ јристотел€ относ€тс€ к области философии.

 јристотель фотографи€
јристотель фотографи€

∆изнь јристотел€. ќтец јристотел€ Ќикомах был врачом города —тагиры, а также придворным медиком јминты III, цар€ соседней ћакедонии. –ано оставшись без родителей, юноша воспитывалс€ в јтарнее у ѕроксена, своего родственника. ¬ возрасте восемнадцати лет он отправилс€ в јфины и поступил в јкадемию ѕлатона, где оставалс€ около двадцати лет, вплоть до смерти ѕлатона ок. 347 до н.э. «а это врем€ јристотель изучил философию ѕлатона, а также ее сократические и досократические источники и многие другие дисциплины. ѕо-видимому, јристотель преподавал в јкадемии риторику и другие предметы. ¬ этот период в защиту платоновского учени€ им были написаны несколько диалогов попул€рного характера. ¬озможно, к этому же времени относ€тс€ работы по логике, ‘изика и некоторые разделы трактата ќ душе.



Ўироко распространенна€ легенда о серьезных трени€х и даже открытом разрыве между јристотелем и ѕлатоном еще при его жизни не имеет под собой оснований. ƒаже после смерти ѕлатона јристотель продолжал считать себ€ платоником. ¬ Ќикомаховой этике, написанной гораздо позже, в зрелый период творчества, имеетс€ трогательный экскурс, в котором чувство благодарности наставнику, приобщившему нас к философии, уподобл€етс€ благодарности, которую мы должны испытывать в отношении богов и родителей.

ќднако ок. 348Ц347 до н.э. преемником ѕлатона в јкадемии стал —певсипп. ћногие члены јкадемии, и среди них јристотель, были недовольны этим решением. ¬месте со своим другом  сенократом он оставил јкадемию, войд€ в небольшой кружок платоников, собранный √ермием, правителем јсса, небольшого города в ћалой јзии. ¬начале здесь, а позднее в ћитилене на о. Ћесбос јристотель посв€тил себ€ преподавательской и исследовательской де€тельности.  ритику€ —певсиппа, јристотель зан€лс€ выработкой такой интерпретации учени€ ѕлатона, котора€, как ему казалось, ближе к философии учител€, а также лучше согласуетс€ с действительностью.   этому времени их отношени€ с √ермием сделались более тесными, и под его вли€нием јристотель, следу€ принципиальной ориентации платонизма на практику, ув€зал свою философию с политикой.

√ермий был союзником македонского цар€ ‘илиппа II, отца јлександра, так что, возможно, именно благодар€ √ермию јристотель в 343 или 342 до н.э. получил приглашение зан€ть должность наставника юного наследника престола, которому было тогда 13 лет. јристотель прин€л предложение и переехал в столицу ћакедонии ѕеллу. ќ личных отношени€х двух великих людей известно мало. —уд€ по сообщени€м, которыми мы располагаем, јристотель понимал необходимость политического объединени€ мелких греческих полисов, но стремление јлександра к мировому господству ему не нравилось.  огда в 336 до н.э. јлександр взошел на престол, јристотель возвратилс€ на родину, в —тагиру, а год спуст€ вернулс€ в јфины.

’от€ јристотель продолжал считать себ€ платоником, характер его мышлени€ и идеи оказались теперь иными, что вступало в пр€мое противоречие со взгл€дами преемников ѕлатона в јкадемии и некоторыми положени€ми учени€ самого ѕлатона. Ётот критический подход выразилс€ в диалоге ќ философии, а также в ранних разделах работ, которые дошли до нас под условными названи€ми ћетафизика, Ётика и ѕолитика. „увству€ свое идейное расхождение с господствующим в јкадемии учением, јристотель предпочел основать в северо-восточном предместье јфин новую школу Ц Ћикей. ÷елью Ћике€, как и целью јкадемии, было не только преподавание, но и самосто€тельные исследовани€. «десь јристотель собрал вокруг себ€ группу одаренных учеников и помощников.

—овместна€ де€тельность оказалась в высшей степени плодотворной. јристотель и его ученики сделали множество существенных наблюдений и открытий, которые оставили заметный след в истории многих наук и послужили фундаментом дл€ дальнейших исследований. ¬ этом им помогали образцы и данные, собранные в дальних походах јлександра. ќднако глава школы удел€л все большее внимание фундаментальным философским проблемам. Ѕольша€ часть из дошедших до нас философских произведений јристотел€ написана в этот период.

ѕосле внезапной смерти јлександра в 323 до н.э. по јфинам и другим городам √реции прокатилась волна антимакедонских выступлений. ѕоложение јристотел€ было поставлено под угрозу из-за его дружбы с ‘илиппом и јлександром, а также недвусмысленно выражавшихс€ им политических убеждений, которые приходили в противоречие с патриотическим энтузиазмом городов-государств. ѕод угрозой преследований јристотель покинул город, чтобы, как он говорил, не дать афин€нам совершить преступление против философии во второй раз (первым была казнь —ократа). ќн переехал в ’алкиду на острове Ёвбе€, где находилось доставшеес€ ему от матери имение, где, после непродолжительной болезни, умер в 322 до н.э.

Ћучшие дн€

јвстралийка с европейскими корн€ми
ѕосетило:12340
Ќиколь  идман
ѕропагандист охраны природы
ѕосетило:12093
Ќиколай ƒроздов
ёрий ¬избор: ќсновоположник авторской песни
ѕосетило:8321
ёрий ¬избор

—очинени€ јристотел€. ѕроизведени€ јристотел€ распадаютс€ на две группы. ¬о-первых, имеютс€ попул€рные, или экзотерические, работы, большинство которых, веро€тно, создавалось в форме диалога и предназначалось дл€ широкой публики. ¬ основном они были написаны еще во врем€ пребывани€ в јкадемии. Ќыне эти работы сохранились в виде фрагментов, цитируемых позднейшими авторами, но даже их названи€ указывают на теснейшее родство с платонизмом: Ёвдем, или о душе; диалог ќ справедливости; ѕолитик; —офист; ћенексен; ѕир.  роме того, в античности был широко известен ѕротрептик (греч. Ђпобуждениеї), внушавший читателю стремление зан€тьс€ философией. ќн был написан в подражание некоторым местам платоновского Ёвтидема и послужил образцом дл€ цицероновского √ортензи€, который, как сообщает в своей »споведи св. јвгустин, пробудил его духовно и, обратив к философии, изменил всю его жизнь. —охранились также немногочисленные фрагменты попул€рного трактата ќ философии, написанного позднее, в јссе, т.е. во второй период творчества јристотел€. ¬се эти произведени€ написаны простым €зыком и тщательно отделаны с точки зрени€ стил€. ¬ античности они пользовались большой попул€рностью и закрепили за јристотелем репутацию писател€-платоника, пишущего красноречиво и живо. “ака€ оценка јристотел€ практически недоступна нашему пониманию. ƒело в том, что его произведени€, оказавшиес€ в нашем распор€жении, имеют совершенно иной характер, поскольку дл€ всеобщего чтени€ они не предназначались. Ёти сочинени€ должны были прослушивать ученики и помощники јристотел€, первоначально небольшой их кружок в јссе, а впоследствии Ц более многочисленна€ группа в афинском Ћикее. »сторической наукой, и прежде всего исследовани€ми ¬.…егера, вы€снено, что эти труды, в той форме, в какой они дошли до нас, нельз€ считать философскими или научными Ђтрудамиї в современном смысле. –азумеетс€, окончательно установить, как возникали эти тексты, невозможно, однако наиболее веро€тной представл€етс€ следующа€ гипотеза.

јристотель регул€рно читал своим ученикам и помощникам лекции по самым разнообразным предметам, причем эти курсы зачастую повтор€лись из года в год. ѕо-видимому, јристотель имел обыкновение составл€ть письменный вариант лекции и читал его подготовленной аудитории, нередко экспромтом комментиру€ текст. Ёти письменные лекции имели хождение в школе и использовались дл€ индивидуальных зан€тий. “о, чем мы теперь располагаем как цельным произведением на конкретную тему, представл€ет собой скорее свод из многих лекций на эту тему, нередко охватывающий значительный временной промежуток. ѕозднейшие издатели компоновали из этих вариантов единые трактаты. ¬ некоторых случа€х вполне можно предположить, что Ђединыйї текст €вл€етс€ соединением различных конспектов или представл€ет собой оригинальную аристотелевскую лекцию, прокомментированную и изданную его учениками. Ќаконец, первоначальные тексты, веро€тно, сильно пострадали в эпоху гражданских войн в –име и уцелели лишь благодар€ случайности.

¬следствие этого реконструкци€ первоначального текста, за которую прин€лись позднейшие античные издатели, оказалась трудной задачей, ей сопутствовало много ошибок и недоразумений. “ем не менее скрупулезные философские исследовани€ позволили восстановить основы учени€ јристотел€ и принципиальный ход развити€ его мысли.

ѕо темам сочинени€ дел€тс€ на четыре основные группы. ¬о-первых, это труды по логике, обычно собирательно именуемые ќрганон. —юда вход€т  атегории; ќб истолковании; ѕерва€ аналитика и ¬тора€ аналитика; “опика.

¬о-вторых, јристотелю принадлежат естественнонаучные труды. «десь наиболее важны работы ќ возникновении и уничтожении; ќ небе; ‘изика; »стори€ животных; ќ част€х животных и посв€щенный человеческой природе трактат ќ душе. “рактата о растени€х јристотель не написал, но соответствующий труд составил его ученик “еофраст.

¬-третьих, мы располагаем сводом текстов под названием ћетафизика, представл€ющим собой цикл лекций, составленных јристотелем в поздний период развити€ его мысли Ц в јссе и в заключительный период в јфинах.

¬-четвертых, имеютс€ труды по этике и политике, куда причисл€ют также ѕоэтику и –иторику. Ќаиболее важны сочиненна€ во второй период Ёвдемова этика, относ€ща€с€ к последнему афинскому периоду Ќикомахова этика, состо€ща€ из множества написанных в разные периоды лекций ѕолитика, –иторика и сохранивша€с€ частично ѕоэтика. ќгромный труд јристотел€ о государственном устройстве различных городов-государств полностью утрачен, чудом найден почти полный текст входившей в него јфинской политии. ”трачены и несколько трактатов на исторические темы.

‘илософи€ јристотел€. јристотель нигде не говорит, что логика €вл€етс€ частью собственно философии. ќн воспринимает ее скорее в качестве методологического инструмента всех наук и философии, а не самосто€тельного философского учени€. ѕоэтому весьма возможно, что позднейшее пон€тие о логике как Ђорудииї (греч. Ђорганонї), хот€ сам јристотель ее так не называл, соответствует его собственным представлени€м. ѕон€тно, что логика должна предшествовать философии. —аму философию јристотель делит на две части Ц теоретическую, котора€ стремитс€ к достижению истины, независимой от чьего-либо желани€, и практическую, зан€тую умом и человеческими устремлени€ми, которые совместными усили€ми стараютс€ у€снить суть человеческого блага и его достигнуть. ¬ свою очередь теоретическа€ философи€ делитс€ на три части: исследование измен€ющегос€ быти€ (физика и естествознание, включа€ науку о человеке); исследование быти€ абстрактных математических объектов (различные разделы математики); перва€ философи€, исследование быти€ как такового (то, что мы называем метафизикой).

—пециальных работ јристотел€ о числе и фигуре не сохранилось, и ниже мы рассмотрим четыре аспекта его учени€: логику, т.е. методы рационального мышлени€; физику, т.е. теоретическое исследование измен€ющегос€ быти€; первую философию; наконец Ц практическую философию.

јристотелевска€ логика изучает: 1) основные виды быти€, которые подпадают под отдельные пон€ти€ и определени€; 2) соединени€ и разделени€ этих видов быти€, которые выражаютс€ в суждении; 3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от истины известной к истине неизвестной. —огласно јристотелю, мышление Ц это не конструирование или создание умом некой новой сущности, но скорее уподобление в акте мышлени€ чему-то, наход€щемус€ вовне. ѕон€тие есть отождествление ума с каким-то видом быти€, а суждение Ц выражение соединени€ таких видов быти€ в действительности. Ќаконец, к верным заключени€м науку направл€ют правила вывода, законы противоречи€ и исключенного третьего, поскольку этим принципам подчин€етс€ все бытие.

ќсновные виды быти€ и соответствующие им роды пон€тий перечислены в  атегори€х и “опике. ¬сего их дес€ть: 1) сущность, например, Ђчеловекї или Ђлошадьї; 2) количество, например, Ђв три метра длинойї; 3) качество, например, Ђбелыйї; 4) отношение, например, Ђбольшеї; 5) место, например, Ђв Ћикееї, 6) врем€, например, Ђвчераї; 7) состо€ние, например, Ђходьбаї; 8) обладание, например, Ђбыть вооруженнымї; 9) действие, например, Ђрубитьї или Ђжечьї и 10) претерпевание, например, Ђбыть разрубаемымї или Ђбыть сжигаемымї. ¬прочем, во ¬торой јналитике и других произведени€х Ђсосто€ниеї и Ђобладаниеї отсутствуют, и число категорий сокращаетс€ до восьми.

¬ещи вне ума реально существуют именно как сущности, количества, качества, отношени€ и т.д. ¬ перечисленных здесь основных пон€ти€х каждый из видов быти€ постигаетс€ именно таким, какой он есть, однако в абстракции или отвлечении от прочих, с которыми необходимо св€зан в природе. ѕоэтому само по себе ни одно пон€тие не €вл€етс€ истинным или ложным. ќно есть просто некий вз€тый в абстракции вид быти€, существующего отдельно от ума.

»стинными или ложными могут быть только высказывани€ или суждени€, а не изолированные пон€ти€. ƒл€ св€зи или разделени€ двух категориальных пон€тий суждение использует логическую структуру субъекта и предиката. ≈сли данные виды быти€ действительно св€заны или разделены именно таким образом, высказывание истинно, если же нет, оно ложно. ѕоскольку законы противоречи€ и исключенного третьего распростран€ютс€ на все существующее, любые два вида быти€ должны быть либо св€заны, либо не св€заны друг с другом, и по отношению к любому данному субъекту любой данный предикат должен истинно утверждатьс€ либо истинно отрицатьс€.

Ќаука как такова€ универсальна, но возникает она через индукцию, отправл€ющуюс€ от данных чувственного воспри€ти€ индивидуальной сущности и ее индивидуальных свойств. ¬ опыте мы иногда воспринимаем св€зь двух видов быти€, но не можем усмотреть никакой необходимости этой св€зи. —уждение, выражающее такую случайную св€зь в общей форме Ц не более чем веро€тна€ истина. ƒиалектические методы, с помощью которых такие веро€тные суждени€ можно распространить на другие области, подвергнуть критике или защитить, рассматриваютс€ в “опике. Ќаука в строгом смысле слова не имеет с этим ничего общего. –ечь о ней идет во ¬торой аналитике.

 ак только определенные субъекты и предикаты, полученные из опыта путем индукции, отчетливо постигнуты, ум способен заметить, что они необходимо св€заны друг с другом. Ёто относитс€, например, к закону противоречи€, который утверждает, что данна€ вещь не может в одно и то же врем€ и в одном и том же отношении существовать и не существовать.  ак только мы отчетливо постигаем бытие и небытие, мы видим, что они с необходимостью взаимно исключают друг друга. “ак что предпосылки науки в строгом смысле слова самоочевидны и не нуждаютс€ в доказательствах. ѕервым шагом в обосновании вс€кой истинной науки €вл€етс€ обнаружение таких необходимых св€зей, которые не €вл€ютс€ просто случайными и выражаютс€ в необходимых суждени€х. ƒалее из этих очевидных принципов с помощью силлогистического рассуждени€ может быть выведено последующее знание.

Ётот процесс описан и разобран в ѕервой аналитике. ƒедукци€, или вывод, есть способ, с помощью которого ум переходит от уже известного к неизвестному. Ёто возможно лишь благодар€ обнаружению некоего среднего термина. ƒопустим, мы хотим доказать, что x есть z, что не самоочевидно. ≈динственный способ это сделать Ц вы€вить две посылки, x есть y и y есть z, о которых уже известно, что они либо самоочевидны, либо могут быть выведены из самоочевидных посылок. ћы сможем вывести нужное заключение, если будем располагать двум€ такими посылками, в том числе решающим средним термином y. “ак, если нам известно, что —ократ человек, а все люди смертны, мы можем доказать, что —ократ смертен, использу€ средний термин Ђчеловекї. ”м не успокаиваетс€, пока не убеждаетс€, что те или иные вещи необходимы в том смысле, что не могут быть иными. ѕоэтому цель вс€кой науки Ц приобретение такого необходимого знани€.

ѕервый шаг Ц тщательное индуктивное исследование окружающих нас смутных объектов опыта и €сное понимание и определение интересующих нас видов быти€. —ледующий шаг Ц обнаружение необходимых св€зей между этими сущност€ми. «аключительна€ стади€ Ц дедукци€ новых истин. ≈сли мы обнаруживаем лишь случайные св€зи, их, разумеетс€, также можно утверждать и подвергать процедуре дедуктивного вывода. ќднако они дадут лишь веро€тные заключени€, ибо в таких заключени€х будет не больше силы, чем в посылках, из которых они выведены. ¬ основе науки Ц обнаружение очевидных, не нуждающихс€ в доказательстве посылок.

‘илософи€ природы. ¬сему миру природы свойственна бесконечна€ текучесть или изменчивость, и натурфилософи€ јристотел€ берет за основу анализ процесса изменени€.  аждое изменение нарушает непрерывность. ќно начинаетс€ с отсутстви€ чего-то, приобретаемого в процессе изменени€. “ак, строительство дома начинаетс€ с чего-то бесформенного, а завершаетс€ упор€доченной структурой, или формой. “ак что изначальна€ лишенность и конечна€ форма необходимо присутствуют в любом изменении.

ќднако изменение также и непрерывно, поскольку нечто никогда не возникает из ничего. „тобы объ€снить непрерывность, јристотель вопреки ѕлатону утверждает необходимость признать существование третьего момента, лежащего в основе перехода от лишенности к форме. ќн называет его субстратом (греч. Ђгипокейменонї), материей. ¬ случае возведени€ дома материей €вл€етс€ дерево и прочий строительный материал. ¬ случае изготовлени€ статуи это Ц бронза, котора€ наличествует здесь вначале в состо€нии лишенности, а затем сохран€етс€ как основа законченной формы.

јристотель различает четыре типа изменений. Ќаиболее фундаментальное Ц то, при котором возникает нова€ сущность, способна€ к самосто€тельному существованию. Ёто может произойти лишь в результате разрушени€ некой предшествовавшей сущности. ¬ основе такого изменени€ лежит одна чиста€ потенци€ материи. ќднако люба€ материальна€ сущность, как только она возникла, обретает способность к дальнейшим изменени€м своих атрибутов или акциденций. Ёти акциденциальные изменени€ распадаютс€ на три типа: 1) по количеству, 2) по качеству, 3) по месту. ѕоследний принимает участие во всех прочих видах изменени€. ¬с€кое преобразование измер€етс€ также временем, т.е. числом изменени€. “ака€ временна€ мера требует присутстви€ ума, который способен помнить прошлое, предвидеть будущее, раздел€ть соответствующие интервалы времени на отрезки и сравнивать их друг с другом.

” вс€кой природной сущности, возникшей в результате процессов изменени€, имеютс€ две внутренне присущие ей причины, от которых с необходимостью зависит ее существование в природе. Ёто Ц исходна€ матери€ (как бронза, из которой сделана стату€), из которой эта природна€ сущность возникла, и та специфическа€ форма или структура, котора€ делает ее именно того рода бытием, каким она €вл€етс€ (как форма законченной статуи). ¬ дополнение к этим внутренним причинам, материи и форме, должна иметьс€ еще нека€ внешн€€, действующа€ причина (например, действи€ скульптора), котора€ придает материи форму. Ќаконец, должна иметьс€ конечна€ цель (иде€ статуи в уме скульптора), котора€ направл€ет действующую причину (причины) в каком-то вполне определенном направлении.

»зменение есть актуализаци€ того, что пребывает в потенции; поэтому ничто движущеес€ не может двигать само себ€. ¬с€кое подвижное бытие нуждаетс€ в некой внешней действующей причине, которой объ€сн€етс€ его происхождение и дальнейшее существование. Ёто верно применительно ко всей физической ¬селенной, котора€, как полагал јристотель, пребывает в вечном движении. „тобы объ€снить это движение, необходимо признать существование первого, неподвижного двигател€ (перводвигател€), не подверженного изменению.  огда необходимые следстви€ двух или более независимых друг от друга причин сход€тс€ в одной и той же материи, происход€т случайные и непредсказуемые событи€, однако событи€м в природе в основном присуща упор€доченность, что и делает возможным естествознание. ѕор€док и гармони€, пронизывающие почти весь мир природы, также привод€т к заключению о существовании неизменной и разумной первопричины.

≈стественно, что в своих астрономических воззрени€х јристотель находилс€ под вли€нием современной ему науки. ќн полагал, что «емл€ €вл€етс€ центром ¬селенной. ƒвижение планет объ€сн€етс€ вращением окружающих «емлю сфер. ¬нешн€€ сфера Ц сфера неподвижных звезд. ќна обращаетс€, непосредственно восход€ к неподвижной первопричине, котора€, будучи лишена вс€кой материальной потенциальности и несовершенства, полностью нематериальна и недвижима. ƒаже небесные тела движутс€, обнаружива€ этим свою материальность, но они состо€т из более чистой материи, чем та, что имеетс€ в подлунном мире.

¬ подлунном же мире мы обнаруживаем материальные сущности различных уровней. ¬о-первых, это основные элементы и их сочетани€, образующие царство неживого. »ми движут исключительно внешние причины. ƒалее идут живые организмы, сначала растени€, имеющие органически дифференцированные части, способные воздействовать друг на друга. “аким образом, растени€ не просто увеличиваютс€ и порождаютс€ внешними причинами, но растут и размножаютс€ самосто€тельно.

∆ивотные обладают теми же растительными функци€ми, но они наделены также органами чувств, позвол€ющими им принимать во внимание вещи окружающего мира, стрем€сь к тому, что способствует их де€тельности, и избега€ всего вредоносного. —ложные организмы стро€тс€ на основе простых и, возможно, возникают из них в результате постепенных изменений, однако по этому вопросу јристотель не высказываетс€ сколько-нибудь определенно.

¬ысшее земное существо Ц человек, и трактат ќ душе целиком посв€щен исследованию его природы. јристотель недвусмысленно за€вл€ет, что человек Ц материальное существо, несомненно €вл€ющеес€ частью природы.  ак и во всех природных объектах, в человеке имеетс€ материальный субстрат, из которого он возникает (человеческое тело), и определенна€ форма или структура, одушевл€юща€ это тело (человеческа€ душа).  ак и в случае любого другого природного объекта, данна€ форма и данна€ матери€ не просто наложились друг на друга, но представл€ют собой составные части единого индивидуума, кажда€ из которых существует благодар€ другой. “ак, золото перстн€ и его кольцева€ форма Ц это не две разные вещи, но одно золотое кольцо. ѕодобно этому человеческа€ душа и человеческое тело Ц две существенные, внутренне необходимые причины единого природного существа, человека.

„еловеческа€ душа, т.е. форма человека, состоит из трех соединенных частей. ¬о-первых, в ней имеетс€ растительна€ часть, котора€ позвол€ет человеку питатьс€, расти и размножатьс€. ∆ивотна€ составл€юща€ позвол€ет ему ощущать, стремитьс€ к чувственным объектам и передвигатьс€ с места на место подобно другим животным. Ќаконец, первые две части увенчивает разумна€ часть Ц вершина человеческой природы, благодар€ которой человек обладает теми замечательными и особыми свойствами, которые отличают его от всех остальных животных.  ажда€ часть, чтобы начать действовать, по необходимости развивает сущностные акциденции, или способности. “ак, в ведении растительной души наход€тс€ различные органы и способности питани€, роста и размножени€; животна€ душа отвечает за органы и способности ощущени€ и передвижени€; разумна€ же душа заведует нематериальными умственными способност€ми и разумным выбором, или волей.

ѕознание следует отличать от де€тельности. ќно не включает построени€ чего-то нового, но скорее представл€ет собой постижение с помощью ноэзиса (разумной способности) чего-то уже существующего в физическом мире, причем именно таким, как оно есть. ‘ормы существуют в физическом смысле в индивидуальной материи, прив€зывающей их к определенному месту и времени. »менно таким образом человеческа€ форма существует в материи вс€кого индивидуального человеческого тела. ќднако благодар€ своим познавательным способност€м человеческое существо может постичь формы вещей без их материи. Ёто значит, что человек, отлича€сь от прочих вещей в материальном смысле, может ноэтически, умственно соедин€тьс€ с ними нематериальным способом, стать микрокосмом, отражающим природу всех вещей в умственном зеркале внутри своего бренного существа.

ќщущение ограничено определенным, конечным р€дом форм и постигает их лишь во взаимном смешении, происход€щем в ходе конкретного физического взаимодействи€. Ќо ум не знает подобных ограничений, он способен постичь какую угодно форму и освободить ее сущность от всего, с чем она соединена в чувственном опыте. ќднако этот акт рационального постижени€, или абстрагировани€, не может быть выполнен без предварительной де€тельности ощущени€ и воображени€.

 огда воображение вызывает к жизни некий конкретный чувственный опыт, де€тельный разум может озарить этот опыт своим светом и вы€вить некую наличествующую в нем природу, освобожда€ опыт от всего, что не относитс€ к его сущностной природе. –азум может высветить и все прочие реальные элементы вещи, запечатлев в воспринимающем разуме, которым обладает вс€кий человек, ее чистый, абстрактный образ. «атем, посредством суждений, которые соедин€ют эти природы соответственно тому, как они соединены в действительности, разум может выстроить сложное пон€тие всей сущности в целом, воспроизвод€ ее точно такой, кака€ она есть. Ёта способность разума не только позвол€ет приобрести в результате теоретическое понимание всех вещей, но и вли€ет на человеческие устремлени€, помога€ человеку усовершенствовать свою природу через де€тельность. » в самом деле, без разумного руководства устремлени€ми человеческа€ природа вообще не способна к совершенствованию. »зучение этого процесса совершенствовани€ относитс€ к области практической философии.

ѕерва€ философи€. ѕерва€ философи€ Ц это изучение первопричин вещей. Ќаиболее фундаментальна€ реальность Ц само бытие, конкретными определени€ми которого €вл€ютс€ все остальные вещи. ¬се категории Ц это ограниченные виды быти€, и потому јристотель определ€ет первую философию как изучение быти€ как такового. ‘изическа€ наука рассматривает вещи, поскольку они воспринимаютс€ чувствами и измен€ютс€, но дл€ быти€ такие ограничени€ неприемлемы. ћатематическа€ наука рассматривает вещи с точки зрени€ количества, но бытие не об€зательно €вл€етс€ количественным, и потому перва€ философи€ не замыкаетс€ ни на одном таком ограниченном объекте. ќна рассматривает вещи, поскольку они есть. ѕоэтому ее ведению подлежат все вообще вещи, будь то мен€ющиес€ или неизменные, количественные или не св€занные с количеством. “олько исход€ из этого мы можем придти к максимально €сному пониманию наиболее фундаментальной структуры мира.

ѕоследователи ѕлатона утверждали (иногда это делал и сам ѕлатон), что изначальные причины всех вещей наход€тс€ в неких иде€х, или абстрактных сущност€х, существующих отдельно от изменчивых вещей природного мира. јристотель подвергает это воззрение обсто€тельной критике и в конце концов его отвергает, задава€сь вопросом, почему должен существовать мир такого рода. Ёто было бы лишь никчемным удвоением мира индивидуальных сущностей, представление же, что такие обособленные универсалии известны науке, приводит к скептицизму, поскольку в таком случае наука не будет знать индивидуальных объектов этого мира, а их-то нам и следует знать. ¬следствие этого, а также по некоторым другим основани€м јристотель отвергает платоническое воззрение, будто в дополнение к единичным люд€м или единичным домам имеетс€ человек как таковой и дом как таковой, существующие отдельно от своих частных случаев. Ќо эта критика не сводитс€ к чистому отрицанию. јристотель, как и ѕлатон, продолжает отстаивать существование формальных структур. ќднако вместо того, чтобы наполн€ть свой собственный обособленный мир, они материально существуют, по јристотелю, в тех единичных вещах, которые определ€ют. ‘орма, или сущность, вещи обитает в самой вещи как ее внутренн€€ природа, котора€ выводит вещь из ее потенции в определенное актуальное состо€ние.

“о, что существует, основание реального существовани€, есть поэтому не абстрактна€ сущность, а индивидуальна€ субстанци€, например это конкретное дерево или этот конкретный человек. “ака€ субстанци€ €вл€етс€ главным предметом рассмотрени€ в трактате ћетафизика, книги VII, VIII и IX. »ндивидуум, или первична€ субстанци€, представл€ет собой единое целое, состо€щее из материи и формы, причем кажда€ из них вносит свой собственный вклад в эту индивидуальную целостность. ћатери€ действует в качестве субстрата, дающего вещи место в текучей природе. ‘орма определ€ет и актуализирует материю, дела€ ее объектом определенного рода. ¬ абстрактном постижении разумом форма оказываетс€ определением, или сущностью, субстанции и может быть сделана предикатом первичной субстанции. ¬се остальные категории, такие, как место, врем€, действие, количество, качество и отношение, принадлежат первичной субстанции как ее акциденции. ќни не могут существовать сами по себе, но лишь в поддерживающей их субстанции.

—лово Ђбытиеї имеет много значений. ≈сть бытие, которым обладают вещи в качестве предсто€щих уму объектов. ≈сть бытие, которым вещи обладают в силу своего существовани€ в природе, но это бытие, в свою очередь, имеет свои разновидности, и важнее всего здесь потенциальное бытие в противопоставлении актуальному бытию. ѕрежде чем вещь обретает актуальное существование, она существует как потенциальность в ее, вещи, разнообразных причинах. Ёта Ђсилаї (греч. Ђдюнамисї), или способность существовать, не есть ничто, это Ц неполное или незавершенное состо€ние, потенци€. ƒаже когда причины привод€т к по€влению в мире некой материальной сущности, она пребывает все еще в незавершенном, или несовершенном состо€нии, в потенции. ќднако определ€юща€ эту сущность формальна€ причина заставл€ет ее стремитьс€ к полному завершению и осуществлению. Ћюба€ природа стремитс€ к совершенствованию и ищет совершенства. Ћюба€, за исключением высшей природы неподвижного движител€, Ѕога. XII книга ћетафизики посв€щена анализу этой первопричины всего конечного существовани€.

ѕерводвигатель космоса должен быть всецело актуализированным и лишенным вс€кой потенции, иначе оказалось бы, что его актуализировало что-то ему предшествовавшее. ѕоскольку изменение €вл€етс€ актуализацией потенции, перводвигатель должен быть неизменным, вечным и лишенным материи, котора€ есть своего рода потенци€. ѕоэтому такое нематериальное бытие должно быть умом, созерцающим собственное совершенство и не завис€щим от посторонних предметов, которые бы делались объектами его размышлени€. Ќе стрем€сь ни к какой цели вне самого себ€, оно поддерживает вечную де€тельность внутри себ€ и потому способно служить высшей целью, к которой стрем€тс€ все несовершенные существа. Ёто полностью де€тельное и совершенное бытие Ц вершина и ключевой момент аристотелевской метафизики. Ќесовершенные предметы мира обладают реальным существованием лишь в той мере, в какой они, каждый в соответствии со своей ограниченностью, причастны этому совершенству.

ѕрактическа€ философи€. “еоретическа€ философи€ и наука стрем€тс€ к истине ради нее самой. ѕрактическа€ философи€ стремитс€ к истине с тем, чтобы дать направление человеческой де€тельности. ѕоследн€€ может быть трех видов: 1) транзитивна€ де€тельность, выход€ща€ за пределы де€тел€ и обращенна€ на некий внешний объект, который она преобразует или совершенствует; 2) имманентна€ де€тельность человеческого индивидуума, с помощью которой он стремитс€ усовершенствовать самого себ€; и 3) имманентна€ де€тельность, в которой человеческие индивидуумы сотрудничают друг с другом, чтобы самосовершенствоватьс€ в рамках человеческого сообщества.  аждому из этих видов де€тельности јристотель посв€тил специальные трактаты.

–иторика Ц это искусство воздействовать на других людей с помощью речей и рассуждений, порожда€ в них веровани€ и убеждени€. –иторика јристотел€ посв€щена этому искусству, которое, по сути, €вл€етс€ частью ѕолитики.

ќпредел€€ то, что мы бы назвали Ђиз€щными искусствамиї, как подражание, јристотель следует ѕлатону. ќднако целью искусства не €вл€етс€ копирование некой индивидуальной реальности; скорее оно открывает в этой реальности универсальные и сущностные моменты, по возможности подчин€€ этой цели все случайное. ¬ то же врем€ художник Ц не ученый, его цель не просто открыть истину, но еще и доставить зрителю особое удовольствие от постижени€ истины в подход€щем материальном образе, сделав это с целью очищени€ чувств, прежде всего Ц жалости и страха, с тем чтобы наделить зрител€ мощным орудием, служащим его нравственному воспитанию. Ёти предметы обсуждаютс€ в ѕоэтике јристотел€, важные разделы которой утрачены.

¬се прочие искусства подчинены де€тельности, поскольку их произведени€ создаютс€ не ради них самих, но лишь дл€ использовани€ в реальной жизни, определение надлежащего направлени€ которой €вл€етс€ задачей индивидуальной этики.   этой теме јристотель первоначально обращаетс€ в Ёвдемовой этике, а более основательный и подробный разбор содержитс€ в Ќикомаховой этике.

 ак и люба€ материальна€ субстанци€, отдельный человек наделен сложной природой, изначально нацеленной на то, чтобы достичь полноты и совершенства. ќднако, в отличие от других материальных субстанций, в природе человека не заложены непреложные тенденции, которые бы автоматически вели его к цели. ¬место них человеческа€ природа наделена разумностью, котора€ способна верно определить конечную цель и направить к ней человека. ќтдельное человеческое существо должно самосто€тельно пользоватьс€ разумом и приучать свои разнообразные устремлени€ подчин€тьс€ разуму. „еловек может это сделать, потому что природа наделила его средствами самосто€тельно обнаруживать свою цель и свободно направл€тьс€ к ней.

—обирательное название этой цели, как с большей или меньшей отчетливостью сознают все люди, Ц это счастье. —частье представл€ет собой полную реализацию всех составл€ющих человеческой природы на всем прот€жении человеческой жизни. “ака€ жизнь потребует, в качестве орудий де€тельности, определенных материальных вещей, но в еще большей степени она потребует, чтобы все наши первичные побуждени€ реагировать и действовать умер€лись направл€ющим воздействием ума, который должен пронизывать наше поведение во всех его моментах. Ќаконец, эта жизнь будет включать удовольствие как венец всей де€тельности, хорошей или плохой, но прежде всего к удовольствию ведет разумна€ или блага€ де€тельность, согласна€ с человеческой природой.

ƒл€ достижени€ счасть€ важнее всего овладеть основными нравственными добродетел€ми, и этому посв€щена больша€ часть Ќикомаховой этики. Ќравственна€ добродетель Ц это разумна€ привычка или твердое намерение желать и действовать в соответствии со здравым смыслом. ≈сли не приобретать такие разумные привычки на всех этапах жизни, здравые поступки станут редкой удачей. ѕервый толчок к приобретению подобных привычек должен прийти извне. “ак, родители могут начать с того, чтобы наказывать ребенка за эгоистическое поведение и вознаграждать великодушие. ќднако ребенок не выучитс€ подлинному великодушию, пока не поймет, почему данный поступок должен быть совершен, пока он не будет совершать его ради него самого и пока, наконец, он не начнет извлекать из совершени€ такого поступка удовольствие. Ћишь тогда ум настолько освоит эту область поведени€, что разумный поступок, не нужда€сь в поддержке извне, будет спонтанно возникать изнутри самого человеческого характера. Ќравственное воспитание нельз€ считать завершенным до тех пор, пока такого рода Ђвразумлениюї не подвергнутс€ все естественные виды реакций и действий.

Ќаши пассивные реакции раздел€ютс€ на три группы. ¬о-первых, они вызываютс€ нашими собственными внутренними состо€ни€ми. “ак, все мы по природе склонны стремитьс€ к тому, что доставл€ет нам удовольствие. Ёту реакцию нужно умер€ть и ослабл€ть посредством размышлени€ и анализа, пока не будет достигнута добродетель умеренности.  роме того, мы по природе склонны противосто€ть тому, что преп€тствует и мешает нашей де€тельности, и склонность эту следует поощр€ть и усиливать, пока мужество не войдет в привычку. ¬о-вторых, внешние предметы возбуждают в нас стремление завладеть ими или их сохранить; эту склонность следует ослабл€ть разумной добродетелью щедрости. “ак же возбуждающе на нас действуют похвала или осуждение со стороны других людей, и эту склонность нужно еще более пробуждать и усиливать, пока мы не приобретем не только уважение окружающих, но и самоуважение, что гораздо сложнее. Ќаконец, всех нас затрагивают чувства, которые испытывают к нам другие люди, а также поступки, которые они совершают по отношению к нам, и эти общественные наклонности должны быть проникнуты разумом и очищены, чтобы стать добродетелью дружелюби€.

ѕосле того как пассивные реакции, или страсти, окажутс€ под контролем разума, мы можем вступить в жизнь общества, где будем обращатьс€ с другими людьми так, чтобы каждому, включа€ самих себ€, дать именно то, чего требует ум. Ёто добродетель справедливости, котора€ направл€ет всю общественную де€тельность, нашу и других людей, к общему благу, не дела€ никаких неразумных исключений и не ища дл€ себ€ привилегий. ƒе€тельность двух индивидуумов, которые справедливо обращаютс€ друг с другом, может, если их многое св€зывает, в дальнейшем увенчатьс€ дружбой, величайшим природным благом, которым может обладать человек; ибо когда твои мысли и дела Ц это также мысли и дела друга, твое мышление обогащаетс€, а силы возрастают. „еловек любит друга как самого себ€, причем не ради какого-то особого блага, которое может ему доставить друг, и не ради удовольстви€, которое можно от него получить, но ради самого этого человека и содержащейс€ в нем подлинной добродетели.

—держива€ свои страсти с помощью разума и добродетелей умеренности, мужества, щедрости, самоуважени€ и дружбы, подчинив свое общественное поведение добродетели справедливости, а также пользу€сь достаточными внешними средствами дл€ де€тельности и успехом в приобретении друзей, можно прожить счастливую жизнь. ќднако главное в достижении счасть€ Ц чистое мышление и созерцание. Ћишь им дано постигнуть истинную цель человеческой жизни и вытекающий отсюда способ поведени€, ибо без отчетливого у€снени€ природы истинной цели мы достигнем тем худшего результата, чем с большей ловкостью и рвением возьмемс€ за дело. ѕоэтому разумные добродетели созерцани€ и молитвы лежат в основе всех других. ќни менее всего нуждаютс€ в материальной поддержке, вс€кий человек в состо€нии их придерживатьс€ вполне последовательно и независимо от чего бы то ни было. Ёти добродетели увенчиваютс€ чистейшими удовольстви€ми и обладают наибольшей внутренней ценностью. ќни €вл€ютс€ выражением того, что в наибольшей степени отличает нашу человеческую природу и в то же врем€ €вл€етс€ ее наиболее ценной, божественной стороной.

„еловек по своей природе Ц политическое животное, дл€ приближени€ к высшему доступному дл€ него совершенству он нуждаетс€ в сотрудничестве с другими людьми. —частливой жизни можно достичь лишь вместе с другими людьми, в ходе совместной, взаимодополн€ющей де€тельности, направленной на общее благо. Ёто общее благо как целое следует предпочесть индивидуальному благу, которое €вл€етс€ его частью. ѕолитика должна сто€ть выше индивидуальной морали. —обственна€ цель политики Ц достижение состо€ни€ счасть€, а значит, и добродетельного поведени€ всех граждан. ѕостановка во главу угла военных завоеваний или приобретени€ материальных благ основана на неверном понимании человеческой природы. Ёкономика, искусство приобретени€ и производства материальных благ, имеет в жизни свое законное подчиненное место, но ее никогда не следует делать самоцелью или придавать ей слишком большое значение; погон€ за благами, превосход€щими разумные потребности, есть ошибка. »звращением €вл€етс€, к примеру, ростовщичество, которое ничего не производит.

ѕомимо идеального государства, рассматриваемого јристотелем в VIII и X книгах ѕолитики, им выдел€ютс€ шесть основных типов политической организации: монархи€, аристократи€, полити€ и три их извращени€ Ц тирани€, олигархи€ и демократи€. ћонархи€, правление одного человека, выдел€ющегос€ добродетелью, и аристократи€, правление многих, наделенных высокой добродетелью, €вл€ютс€, там где они существуют, здравыми формами правлени€, только встречаютс€ они редко. — другой стороны, нередки смешение аристократии с олигархией (правлением богачей) и олигархии с демократией. “акого рода компромиссные, смешанные формы общественного устройства можно считать относительно здравыми.

“ирани€, худшее из общественных извращений, возникает, когда царь, которому следует править во им€ общего блага, использует власть дл€ достижени€ своей личной выгоды. „иста€ олигархи€ представл€ет собой другой пример эгоистической, односторонней формы правлени€, где властители используют свое положение дл€ дальнейшего обогащени€. ќлигархи, поскольку они всех превосход€т богатством, уверены в своем превосходстве и в иных, более существенных отношени€х, что ведет их к ошибкам и краху. ѕри демократии все граждане в равной мере свободны. »з этого демократы заключают, что они равны во всех прочих отношени€х; но это неверно и ведет к неразумию и беспор€дку. ќднако из трех односторонних и искаженных форм правлени€ Ц тирании, олигархии, демократии Ц последн€€ в меньшей степени извращена и опасна.

¬ таких дурных государствах невозможно быть хорошим человеком и хорошим гражданином одновременно. ¬ здоровом государстве, будь то монархи€, аристократи€ или полити€, можно быть хорошим и полезным гражданином, не будучи хорошим человеком, поскольку ключева€ роль в политике принадлежит меньшинству. ќднако в идеальном государстве сообщество граждан осуществл€ет правление над самим собой, а дл€ этого нужно, чтобы все обладали не только особыми гражданскими добродетел€ми, но и добродетел€ми общечеловеческими. Ёто требует создани€ более совершенной системы образовани€ дл€ всех граждан, способной воспитать в них умственные и нравственные добродетели.

 онечной целью политики должно быть приближение к этому идеальному общественному устройству, позвол€ющему всем гражданам участвовать в правлении закона и разума. ќднако в рамках тех искаженных форм, которые реально имеютс€ в истории человечества, политик должен стремитьс€ к тому, чтобы избегать крайних извращений, рассудительно смешива€ олигархию с демократией и достига€ таким образом относительной стабильности, когда мир и пор€док делают возможным дальнейшее воспитание граждан и прогресс общества.

–иторика Ц орудие политического искусства, и потому трактат јристотел€ –иторика следует поместить в один р€д с ѕолитикой. –иторика Ц искусство убеждени€, которое принимает две различные формы. ¬ одном случае от слушател€ ничего не требуетс€, кроме склонности к теории, и потому речь должна носить аргументированный характер. ¬о втором случае речь обращена к слушателю, от которого мы хотели бы добитьс€ прин€ти€ какого-то решени€. “ака€ практическа€ речь раздел€етс€, в свою очередь, на две разновидности: во-первых, можно выделить судебную речь о каком-либо прошлом событии, подлежащем рассмотрению в суде; во-вторых Ц политическую речь о делах будущих. ¬ той или иной конкретной ситуации требуютс€ свои правила и методы риторического искусства.

ћышление јристотел€ направл€лось острым ощущением реальности, существующей независимо от людских мнений и желаний, и глубокой верой в способность человеческого ума, должным образом примененного, познать эту реальность такой, кака€ она есть. ¬месте эти два убеждени€ породили в нем беспримерную готовность следовать эмпирическим фактам, куда бы они ни вели, и незаур€дное умение проникать в лежащую за ними сущностную структуру. јристотелем было возведено величественное здание теоретического и практического учени€, которое пережило €ростные нападки приверженцев иных взгл€дов и периоды полного забвени€ и равнодуши€.

јристотель.
эрек 01.02.2010 07:43:54
∆ил он давно очень давно,.....!!!!!!!!IV век до.н.э.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амый высокий в мире подросток
ѕосетило:19705
Ѕренден јдамс
јнук Ёме. Ѕиографи€
ѕосетило:19837
јнук Ёме
“игран ѕетрос€н. Ѕиографи€
ѕосетило:15818
“игран ѕетрос€н

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru