Людибиографии, истории, факты, фотографии

Алексей Лосев

   /   

Alexey Losev

   /
             
Фотография Алексей Лосев (photo Alexey Losev)
   

День рождения: 10.09.1893 года
Возраст: 94 года
Место рождения: Новочеркасск, Россия
Дата смерти: 23.05.1988 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Биография

Философ и писатель

В 1915 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям - философии и классической филологии. Сблизился со многими религиозными философами. Был собеседником Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

13.01.2008

В 1915 г. окончил историко-филологический факультет Московского университета по двум отделениям - философии и классической филологии. Сблизился со многими религиозными философами. Был собеседником Николая Бердяева и учеником Павла Флоренского. Резкий перелом в его жизни вызвало написание книги «Диалектика мифа» 1930, где он открыто отвергал марксизм и официальную философию — диалектический материализм. Он был подвергнут травле (против него выступил даже сталинский приближенный Л.М.Каганович), далее арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы. Отбывал наказание на строительстве Беломорско-Балтийского канала, почти полностью потерял зрение, лишь частично восстановив с годами возможность видеть. Благодаря ходатайству сестры А.М.Горького Е.П.Пешковой в 1933 он, как и его жена, приговоренная к 5 годам, были освобождены.

Читал курсы античной литературы, логики, эстетики и истории философии в вузах Москвы, однако философию ему преподавать не разрешалось. Профессор Нижегородского университета, Московской консерватории (1922). После многолетнего пребывания на Балтлаге с трудом получил разрешение на преподавание античной эстетики во 2-м МГУ, Государственной Академии художественных наук, Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (1944); член Государственного института музыкальной науки (1922).

Реклама:

Еще в 1929 супруги Лосевы тайно постригаются в монахи от Афонских старцев и принимают монашеские имена Андроник и Афанасия. Лосев становится сторонником (вслед за Флоренским) т.н.имяславия: «Бог не есть имя, но Имя — Бог». Под видом изучения античной эстетики, слова и символа всячески проповедует философию Имени, как изначальной сущности мира.

В работах 1920-х годов под влиянием Платона, неоплатоников, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Шеллинга и Э. Гуссерля стремился построить методами идеалистической диалектики универсальные модели бытия и мышления («Философия имени», 1927; «Античный космос и современная наука», 1927; «Диалектика мифа», 1930), а также художественного творчества («Диалектика художественной формы», 1927; «Музыка как предмет логики», 1927). В эти же годы исследует античное восприятие мира в его структурной целостности: «Очерки античного символизма и мифологии» (т. 1, 1930). После возвращения из ссылки вынужден маскировать свои мысли под диалектику марксизма, неуклюже снабжая философско-богословские изыскания цитатами из Маркса и Ленина.

В 60-х годах выходит первый том «Истории античной эстетики», взорвавший традиционные представления об античности. Лосев сделал для античности то, что Лихачёв сделал для древнерусской культуры. Перед студентами и ученым миром всплыла затонувшая Атлантида античной цивилизации. Год за годом и том за томом выходили новые книги по античной эстетике, открывая тонкости античного идеализма от Сократа, Платона и Аристотеля до мистической апофатики Плотина и неоплатоников. В сущности, это было богословие и прежде всего богословие. Несмотря на чрезвычайную осторожность, Лосев постепенно обрастает кругом учеников и последователей среди молодых ученых. В его филосовских чаепитиях принимают участие С. С. Аверинцев, В.П.Троицкий, В. В. Бибихин, К.А.Кедров, С.Б.Джимбинов и другие известные филологи. Выходит популярная книга «Владимир Соловьев». Тираж книги сначала полностью арестован, но потом под давлением общественности всё же распродан в дальних уголках страны. Власти ведут двойную игру, одновременно запрещая работы и награждая всемирно известного ученого. В 1980-е годы тяжело больной Лосев, уже не маскируясь, открыто говорит ученикам и последователям о своей вере, проповедуя имяславие. Для поздних его работ характерно стремление к широким философско-историческим и социологическим обобщениям, сочетающимся с филологической скрупулёзностью в отношении к каждому слову и понятию.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Нико Капанен
Посетило:407
Нико Капанен
Романтический бунтарь
Посетило:485
Фридрих Шиллер
Рокко Сиффреди
Посетило:1371
Рокко Сиффреди

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history