Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬иктор √лушков

Viktor Glushkov

‘отографи€ ¬иктор √лушков (photo Viktor Glushkov)

ƒень рождени€: 24.08.1923 года
ћесто рождени€: –остов-на-ƒону, ———–
ƒата смерти: 30.01.1982 года
ћесто смерти:  иев, ———–
¬озраст: 58 лет

√ражданство: ———–

Ѕиографи€

—оветский математик, кибернетик.

¬ 1998 г. исполнилось 75 лет со дн€ рождени€ ¬. ћ. √лушкова, выдающегос€ ученого XX века. «а разработку теории цифровых автоматов, создание многопроцессорных макроконвейерных суперЁ¬ћ и организацию »нститута кибернетики јЌ ”краины международна€ организаци€ IEEE Computer Society в 1998 г. посмертно удостоила ¬иктора ћихайловича √лушкова медали "Computer Pioneer", котора€ была вручена семье ¬. ћ. √лушкова.

06.07.2006

ћногогранный талант ¬. ћ. √лушкова позволил ему получить блест€щие научные результаты мирового значени€ в математике, кибернетике, вычислительной технике и программировании, создать в этих област€х науки собственные школы. ¬ этой статье дана характеристика наиболее значительного вклада, сделанного ¬.ћ.√лушковым, в следующих направлени€х:

¬иктор √лушков фотографи€

теори€ топологических групп и топологическа€ алгебра в целом;

теори€ цифровых автоматов;

¬иктор √лушков фотографи€

теори€ программировани€ и системы алгоритмических алгебр;

теори€ проектировани€ электронных вычислительных машин;

создание средств вычислительной техники: новые архитектуры вычислительных машин и систем, управл€ющие вычислительные машины широкого назначени€;

кибернетика как наука об общих закономерност€х, принципах и методах обработки информации и управлени€ в сложных системах;

создание автоматизированных систем управлени€ технологическими процессами и промышленными предпри€ти€ми;

Ёдуард –адзюкевич. Ѕиографи€
Ёдуард –адзюкевич
Ѕунтарска€ альтернатива The Beatles
The Rolling Stones
Ћюдмила ѕавличенко: ∆енское лицо войны
Ћюдмила ѕавличенко

разработка основ построени€ общегосударственной автоматизированной системы управлени€ народным хоз€йством;

основы безбумажной информатики.

¬иктор ћихайлович √лушков родилс€ 24 августа 1923 г. в –остове-на-ƒону в семье горного инженера. 21 июн€ 1941 года ¬. ћ. √лушков с золотой медалью закончил cреднюю школу є 1 в г. Ўахты. Ќачавша€с€ ¬елика€ ќтечественна€ война разрушила планы ¬. ћ. √лушкова поступить на физический факультет ћосковского государственного университета. ћать ¬. ћ. √лушкова была расстрел€на фашистами осенью 1941 г. ѕосле освобождени€ г. Ўахты ¬. ћ. √лушков был мобилизован и участвовал в восстановлении угольных шахт ƒонбасса.

ѕосле объ€влени€ осенью 1943 г. приема студентов в Ќовочеркасский индустриальный институт ¬. ћ. √лушков стал студентом теплотехнического факультета этого института. «десь он училс€ в течение четырех лет, про€вив интерес не столько к основному предмету Ч теплотехнике, сколько к наукам физико-математического цикла, име€ одни п€терки в зачетной книжке. ѕон€в на четвертом году обучени€, что теплотехнический профиль будущей работы его не удовлетворит, ¬. ћ. √лушков решил перевестись на математический факультет –остовского университета. — этой целью он экстерном сдал все экзамены за четыре года университетского курса математики и физики и стал студентом п€того курса –остовского университета. ¬ дипломной работе, выполненной под руководством известного математика профессора ƒ. ƒ. ћордухай-Ѕолтовского, ¬. ћ. √лушков развил методы вычислени€ таблиц несобственных интегралов, обнаружив неточности в существующих таблицах, выдержавших до того по 10Ч12 изданий. «ащитив дипломную работу в 1948 г., ¬. ћ. √лушков по распределению был направлен на ”рал в одно из учреждений, св€занных с зарождающейс€ тогда атомной промышленностью. ѕрибыв с женой ¬. ћ. ѕапковой (за мес€ц до окончани€ университета ¬иктор ћихайлович женилс€) на ”рал, ¬. ћ. √лушков обнаружил, что ћинистерство высшего образовани€ изменило его назначение, направив в Ќовочеркасский индустриальный институт. ќднако возвращатьс€ они уже не могли из-за отсутстви€ средств.

¬ —вердловске (ныне ≈катеринбург) ¬. ћ. √лушков познакомилс€ с профессором —. Ќ. „ерниковым, деканом математического факультета —вердловского университета, и по его рекомендации устроилс€ на преподавательскую работу в Ћесотехнический институт (ћинистерство затем подтвердило это назначение, так как охотников ехать на ”рал среди выпускников вузов было немного). —. Ќ. „ерников привлек ¬. ћ. √лушкова к работам в области теории групп, помог быстро освоить эту новую дл€ него область математики. ¬ 1949 г. по предложению —. Ќ. „ерникова ¬. ћ. √лушков поступил в заочную аспирантуру —вердловского университета и к концу 1950 г. подготовил кандидатскую диссертацию на тему "“еори€ локально-нильпотентных групп без кручени€ с условием обрыва некоторых цепей подгруппы". ƒиссертаци€ была защищена ¬. ћ. √лушковым в окт€бре 1951 г., и он был назначен на должность доцента. ¬ 1956 г. в обзорном докладе на секции алгебры “ретьего ¬сесоюзного математического съезда —. Ќ. „ерников указал, что р€д глубоких результатов, полученных ¬. ћ. √лушковым, могут составить основу дальнейшей широкой разработки локально-нильпотентных топологических групп.

¬ 1952 г. внимание ¬. ћ. √лушкова привлекла п€та€ проблема √ильберта, св€занна€ с теорией топологических групп, котора€ была поставлена знаменитым немецким математиком в 1900 г. в числе 23 наиболее крупных и сложных проблем математики. »звестно, что решение каждой проблемы √ильберта становилось сенсацией в мировой науке.

Ќад решением п€той проблемы √ильберта (€вл€етс€ ли группой Ћи люба€ локально евклидова топологическа€ группа при подход€щем выборе локальных координат) работали американские ученые √лиссон, ћонтгомери, ÷иппин, выдающийс€ русский алгебраист ј. ». ћальцев. ќтдельные частные задачи, св€занные с этой проблемой, к 1952 г. были решены. ќднако к этому времени в теории топологии была сформулирована обобщенна€ п€та€ проблема √ильберта, и ¬. ћ. √лушков вз€лс€ за ее решение. Ќад основной теоремой по обобщенной п€той проблеме √ильберта ¬. ћ. √лушков работал непрерывно в течение трех лет. ƒоказав ее, ¬. ћ. √лушков получил результат более сильный, чем американские ученые, причем более простым методом, который лучше подходит также и дл€ исследовани€ обычной (а не обобщенной) п€той проблемы √ильберта.

–ешение обобщенной п€той проблемы √ильберта составило предмет докторской диссертации ¬. ћ. √лушкова на тему "“опологические локально-нильпотентные группы", которую он защитил в 1955 г. в ћосковском университете, будучи прикомандированным в докторантуру крупнейшего специалиста по высшей алгебре профессора ј. √.  уроша.

ѕолученные ¬. ћ. √лушковым математические результаты вывели его в р€д ведущих алгебраистов мира, решение обобщенной п€той проблемы √ильберта, исследование свойств и строени€ локально бикомпактных групп и алгебр Ћи, позволило значительно развить теорию топологических групп и топологическую алгебру в целом.

Ѕольшое вли€ние на работы ¬. ћ. √лушкова в области теории групп и его формирование как математика оказало знакомство по переписке с академиком ј. ». ћальцевым, специалистом в области теории алгебраических систем, €рким представителем российской математической школы, работавшим в »вановском педагогическом институте, а затем в Ќовосибирске в »нституте математики —ибирского отделени€ јЌ ———–.

ƒальнейша€ научна€ де€тельность самого ¬. ћ. √лушкова, св€занна€ с теорией вычислительной техники, программировани€, автоматов и автоматизированных систем управлени€, €вл€етс€ свидетельством того, что достижени€ в этих област€х базировались на мощном фундаменте отечественных математических школ.

¬ августе 1956 г. ¬. ћ. √лушков радикально изменил сферу своей де€тельности, св€зав ее с кибернетикой, вычислительной техникой и прикладной математикой. — этого времени ¬. ћ. √лушков жил и работал в  иеве. «десь он руководил лабораторией вычислительной техники и математики »нститута математики јЌ ”краины, созданной ранее —. ј. Ћебедевым и известной своими пионерскими разработками вычислительных машин ћЁ—ћ и —Ё—ћ. ¬ 1957 г. ¬. ћ. √лушков стал директором ¬ычислительного центра јЌ ”——– с правами научно-исследовательской организации. „ерез п€ть лет, в декабре 1962 г. на базе ¬÷ јЌ ”——– был организован »нститут кибернетики јЌ ”краинской ——–. ≈го директором стал ¬. ћ. √лушков.

ќтправной точкой дл€ работ ¬. ћ. √лушкова в области теории цифровых автоматов было пон€тие автомата, введенное американскими математиками  лини, ћуром и другими авторами знаменитого сборника "јвтоматы", вышедшего в 1956 г. в ѕринстоне под редакцией Ўеннона и ћаккарти и в том же году переведенного на русский €зык под редакцией ј. ј. Ћ€пунова. ¬ самом начале своей работы в этой области ¬. ћ. √лушков нашел гораздо более из€щное, алгебраически простое и логически €сное пон€тие автомата  лини и получил все результаты  лини.

¬. ћ. √лушков понимал, что в силу своей большой общности теори€ автоматов может быть применена дл€ разработки моделей кибернетических систем в самых разнообразных прикладных област€х. Ќа семинаре по теории автоматов, организованном ¬. ћ. √лушковым, обсуждались как общие вопросы этой теории, так и практические вопросы синтеза схем Ё¬ћ " иев", котора€ проектировалась тогда в лаборатории ¬. ћ. √лушкова. ”частники этого семинара ё. ¬.  апитонова, ј. ј. Ћетичевский и др. составили в дальнейшем €дро школы ¬. ћ. √лушкова в области теории проектировани€ цифровых вычислительных машин.

ќсновной идеей, объедин€ющей работы по цифровым автоматам, была возможность использовани€ алгебраического аппарата дл€ представлени€ таких объектов, какими €вл€ютс€ компоненты Ё¬ћ, схемы и программы. ¬. ћ. √лушковразвил эту идею и, что особенно важно, построил необходимые математические средства и показал, как компоненты Ё¬ћ могут быть представлены через алгебраические выражени€. ƒруга€ иде€ ¬. ћ. √лушкова была св€зана с возможностью трансформации алгебраических выражений. ѕри этом такие трансформации отображали процессы работы инженеров и программистов над схемами Ё¬ћ и программами. »менно это обсто€тельство позволило находить адекватные модели компонентов Ё¬ћ и манипулировать ими в процессе проектировани€ и изготовлени€.

¬ 1961 г. была издана знаменита€ монографи€ ¬. ћ. √лушкова "—интез цифровых автоматов", переведенна€ позже на английский €зык и изданна€ в —Ўј и других странах. ≈ще одна важнейша€ теоретическа€ работа "јбстрактна€ теори€ автоматов" была опубликована ¬. ћ. √лушковым в 1961 г. в журнале "”спехи математических наук". ќна создала основу дл€ работ по теории автоматов с привлечением алгебраических методов. ѕод вли€нием этой работы ¬. ћ. √лушковав ———– теорией автоматов стали заниматьс€ многие математики-алгебраисты.

¬ 1964 г. за цикл работ по теории автоматов ¬. ћ. √лушковбыл удостоен Ћенинской премии.

«начение этих работ трудно переоценить, так как использование пон€ти€ "автомат" в качестве математической абстракции структуры и процессов, происход€щих внутри вычислительных машин, открыло совершенно новые возможности в технологии создани€ компьютеров. —овременные системы автоматизации проектировани€ вычислительных машин повсеместно используют эти идеи.

¬ 1964 г. ¬. ћ. √лушков был избран действительным членом јЌ ———– по ќтделению математики (математика, в том числе вычислительна€ математика).

¬ области теории программировани€ и систем алгоритмических алгебр ¬. ћ. √лушковым был сделан фундаментальный вклад в виде алгебры регул€рных событий.

Ёти результаты были опубликованы им в 1961 г. в журнале "”спехи математических наук" и в 1965 г. в журнале " ибернетика". Ѕыл развит аппарат систем алгоритмических алгебр (—јј), представл€ющий собой двухосновную алгебраическую систему, состо€щую из порождающей алгебры операторов и алгебры трехзначных логических условий. ¬ рамках разработки этой теории ¬. ћ. √лушковым была предвосхищена концепци€ структурного программировани€, предложенна€ ƒейкстрой в 1968 г., и доказана фундаментальна€ теорема о регул€ризации (приведении к структурированной форме) произвольного алгоритма, в частности программы или микропрограммы. ѕервоначально системы алгоритмических алгебр были использованы ¬. ћ. √лушковым дл€ описани€ микропрограмм. — этой целью им была предложена абстрактна€ модель Ё¬ћ, представл€юща€ взаимодействие двух автоматов - управл€ющего и операционного. —хема автоматного взаимодействи€, прин€та€ в абстрактной модели Ё¬ћ, могла быть распространена на случай произвольных кибернетических систем, что дает возможность формализации их функционировани€ с помощью аппарата систем алгоритмических алгебр. ”казанна€ выше теорема √лушкова о регул€ризации не была своевременно замечена и пон€та, позднее она была перекрыта в рамках структурного программировани€.

ћонографи€ ¬. ћ. √лушкова, √. ≈. ÷ейтлина и ≈. Ћ. ёщенко "јлгебра, €зыки, программирование", содержаща€ введение в теорию универсальных алгебр с учетом применени€ этого аппарата в теоретическом программировании, была опубликована в 1974 г.

¬ажно подчеркнуть, что в св€зи с исследовани€ми по формализации €зыков, верификации программ и их оптимизации на стыке математической логики и теории программировани€ в середине 70-х годов возникло новое направление по алгоритмическим (программным) логикам и логикам процессов. ѕрообразом пропозициональных программных логик €вились системы алгоритмических алгебр, исследованные ¬. ћ. √лушковым.  иевска€ школа (≈. Ћ. ёщенко, √. ≈. ÷ейтлин, ¬. Ќ. –едько и др.) развивала эти исследовани€ в направлении аксиоматизации систем алгоритмических алгебр как основы схематологии структурного программировани€ и универсальных программных логик.

јппарат —јј был применен дл€ формализации семантики адресного €зыка (также разработанного школой ¬. ћ. √лушкова в рамках работ по автоматизации программировани€), в разработках реализации адресного €зыка на "ƒнепр-2", модели двустороннего параллельного анализатора €зыка  обол на ≈— Ё¬ћ, компонентов кросс- систем программного обеспечени€ специализированных мини- и микро-Ё¬ћ на ≈— Ё¬ћ. Ѕыл предложен проект программ "јналист" дл€ доказательства тождеств (теорем) в аксиоматизированных —јј (√. ≈. ÷ейтлин Ч 1979 г.). ¬ 1979Ч1983 гг. ¬. ћ. √лушковым, √. ≈. ÷ейтлиным, ≈. Ћ. ёщенко, ¬. ѕ. √рицаем были опубликованы полученные ими результаты по анализу и синтезу параллельных программ, многоуровневому структурному проектированию программ. Ѕыла разработана система "ћ”Ћ№“»ѕ–ќ÷≈——»—“" Ч структурный синтезатор алгоритмов и программ по их проектам, оформленным на €зыке сверхвысокого уровн€ —јј, реализованна€ в 1981 г. в ƒќ— ≈— Ё¬ћ.

ƒальнейшее развитие эти результаты получили в методе многоуровневого структурного проектировани€ классов алгоритмов и программ (последовательных и параллельных), в основу которого положены грамматики структурного проектировани€, сочетающие аппарат —јј с механизмами параллельной выводимости, развитыми в теории €зыковых процессоров школы ¬. ћ. √лушкова. ¬ цел€х создани€ интегрированных инструментальных средств производства программ этой школой было предложено сочетание методов трансформационного (ј. ѕ. ≈ршов), индуктивного (я. ћ. Ѕардзинь, ј. ». Ѕразма, ≈. Ѕ.  инбер) и дедуктивного (Ё. ’. “ыугу) синтеза программ.

¬ киевском  ибернетическом центре, который развиваетс€ на базе »нститута кибернетики ЌјЌ ”краины, продолжаетс€ развитие идей школы ¬. ћ. √лушкова. «десь получены интереснейшие результаты, которые €вл€ютс€ приоритетными. Ёто прежде всего новые математические механизмы, основанные на развитии алгебры алгоритмов дл€ описани€ распределенных вычислительных систем, а также перспективный программный инструментарий дл€ решени€ задач создани€ прикладных программно-технических комплексов.

ѕути совершенствовани€ технологии разработки программ ¬. ћ. √лушков видел в развитии алгебры алгоритмических €зыков, т. е. техники эквивалентных преобразований выражений в этих €зыках. ¬ эту проблему он вкладывал общематематический и даже философский смысл, рассматрива€ создание алгебры €зыка конкретной области знаний как необходимый этап ее математизации.

—опоставл€€ численные и аналитические методы решени€ задач прикладной математики, ¬. ћ. √лушков утверждал, что развитие общих алгоритмических €зыков и алгебры таких €зыков приведет к тому, что выражени€ в этих €зыках (сегодн€шние программы дл€ Ё¬ћ) станут столь же привычными, пон€тными и удобными, какими сегодн€ €вл€ютс€ аналитические выражени€. ѕри этом фактически исчезнет разница между аналитическими и общими алгоритмическими методами и мир компьютерных моделей станет основным источником развити€ новой современной математики, как это и происходит сейчас.

—овременные Ё¬ћ невозможно проектировать без систем автоматизации проектно-конструкторских работ. ¬озможность применени€ Ё¬ћ в процессе проектировани€ Ё¬ћ стала реальной после того, как в начале 60-х годов были созданы соответствующие разделы абстрактной и структурной теории автоматов, позволившие решить целый р€д задач, возникающих в процессе проектировани€ электронных схем. ƒальнейшее развитие методики проектировани€ Ё¬ћ потребовало новой техники, в частности разработки методов блочного синтеза. ќсновы теории проектировани€ Ё¬ћ были заложены в стать€х ¬. ћ. √лушкова, опубликованных в журнале " ибернетика" в 1965Ч1966 гг. и в ¬естнике јЌ ———– в 1967 г. ¬скоре стало €сно, что дл€ эффективного использовани€ Ё¬ћ в процессе проектировани€ необходимо комплексное решение всех задач, возникающих при автоматизации проектировани€. Ќеобходимость применить системный подход к —јѕ– Ё¬ћ про€вилась при создании Ё¬ћ третьего поколени€.

¬ св€зи с переходом к проектированию Ё¬ћ четвертого и последующих поколений уже в начале 70-х годов ¬. ћ. √лушковым, ё. ¬.  апитоновой и ј. ј. Ћетичевским отмечалась тенденци€ к сли€нию процесса проектировани€ Ё¬ћ с проектированием и разработкой их математического обеспечени€.

Ќа основе теоретических работ ¬. ћ. √лушкова в »нституте кибернетики был создан €зык дл€ описани€ алгоритмов и структур Ё¬ћ и методика проектировани€ Ё¬ћ, которые были реализованы в р€де уникальных систем "ѕ–ќ≈ “" ("ѕ–ќ≈ “-1", "ѕ–ќ≈ “-≈—", "ѕ–ќ≈ “-ћ»ћ", "ѕ–ќ≈ “-ћ¬ "). –азработка экспериментальной системы "ѕ–ќ≈ “-1" на машине ћ-220 была завершена в 1970 г. Ѕолее мощна€ система "ѕ–ќ≈ “-2" была затем реализована на двухмашинном комплексе ћ-220, ЅЁ—ћ-6 с развитой системой периферийных устройств. ќбщий объем системы "ѕ–ќ≈ “-2" составл€л 2 млн. машинных команд. ќна представл€ла собой распределенный специализированный программно-технический комплекс со своей операционной системой и специализированной системой программировани€. ¬ ней впервые в мире ¬. ћ. √лушковым, ј. ј. Ћетичевским, ё. ¬.  апитоновой был автоматизирован (причем с оптимизацией) этап алгоритмического проектировани€. Ѕыла разработана нова€ технологи€ проектировани€ сложных программ Ч метод формализованных технических заданий. —о временем системы "ѕроект" были переведены на ≈— Ё¬ћ и стали прообразом —јѕ– Ё¬ћ и —јѕ– Ѕ»— во многих организаци€х бывшего ———–.

ћонографи€ ¬. ћ. √лушкова, ё. ¬.  апитоновой и ј. ј. Ћетичевского "јвтоматизаци€ проектировани€ вычислительных машин", обобщающа€ опыт создани€ систем "ѕ–ќ≈ “", была издана в 1975 г.

«а работу по автоматизации проектировани€ Ё¬ћ ¬. ћ. √лушков, ¬. ѕ. ƒеркач и ё. ¬.  апитонова в 1977 г. были удостоены √осударственной премии ———–.

¬ 1958 году ¬. ћ. √лушков предложил идею создани€ универсальной управл€ющей машины. »де€ была реализована в управл€ющей машине широкого назначени€ (”ћЎЌ) за рекордно короткий срок - три года. –уководител€ми работы по созданию ”ћЎЌ были ¬.ћ.√лушков и Ѕ.Ќ.ћалиновский (он же - главный конструктор машины). ќсновные принципы построени€ машины, сформулированные ¬.ћ.√лушковым и Ѕ.Ќ.ћалиновским: полупроводникова€ элементна€ база, высоконадежна€ защита программ и данных, небольша€ разр€дность машинного слова (26 разр€дов), достаточна€ дл€ задач управлени€ технологическими процессами, и, главное, универсальное устройство св€зи с объектом (”—ќ). Ёти принципы были реализованы как в разработке ”ћЎЌ, названной позже "ƒнепр", так и в последовавших за ней разработках других управл€ющих машин.

ѕереход от специализированных управл€ющих машин на технической базе первого поколени€ (ламповых) к универсальным полупроводниковым был важен с точки зрени€ организации их промышленного производства и широкого применени€ в ј—”“ѕ.

¬ —Ўј разработка универсальной управл€ющей машины была начата несколько раньше, но запуск ее в производство был осуществлен в 1961 г., т. е. практически одновременно с машиной "ƒнепр".

ѕервые машины "ƒнепр" выпускал  иевский завод "–адиоприбор".

ѕо инициативе ¬. ћ. √лушкова, в  иеве было начато строительство завода ¬”ћ (позже  иевское Ќѕќ "Ёлектронмаш"), который выпускал машины "ƒнепр" в течение 10 лет.

ѕараллельно с созданием ”ћЎЌ по инициативе ¬. ћ. √лушкова Ѕ.Ќ.ћалиновским, ј.».Ќикитиным и ¬.ћ.≈гипко были проведены работы по управлению сложными технологическими процессами на рассто€нии (с помощью Ё¬ћ " иев"):

выплавкой стали в бессемеровском конверторе на металлургическом заводе в ƒнепродзержинске;

колонной карбонизации на содовом заводе в —лав€нске.

ƒругим направлением работ »нститута кибернетики в области средств вычислительности техники стали Ё¬ћ дл€ инженерных расчетов. ѕервой машиной этого класса была Ё¬ћ "ѕромiнь", которую выпускал с 1963 г. —еверодонецкий приборостроительный завод. Ёто была перва€ машина со ступенчатым микропрограммным управлением, на которое позже ¬. ћ. √лушков получил авторское свидетельство.

«а ней последовали машина ћ»–-1 (1965 г.), ћ»–-2 (1969 г.) и ћ»–-3. √лавным их отличием от других Ё¬ћ была аппаратна€ реализаци€ машинного €зыка, близкого к €зыку программировани€ высокого уровн€. Ё¬ћ семейства "ћ»–" интерпретировали алголоподобный €зык "јналитик", разработанный в »нституте кибернетики под руководством ¬. ћ. √лушкова ј. ј. Ћетичевским, ё. ¬. Ѕлаговещенским, ј. ј. ƒородницыной.

оллектив разработчиков Ё¬ћ ћ»–-1 во главе с ¬. ћ. √лушковым был отмечен √осударственной премией ———–.

¬ конце 60-х годов под руководством ¬. ћ. √лушкова была начата разработка Ё¬ћ "”краина" Ч следующий шаг в развитии интеллектуализации Ё¬ћ и развитии архитектуры высокопроизводительных универсальных Ё¬ћ, отличной от архитектурных принципов ƒж. фон Ќеймана. Ё¬ћ "”краина" не была построена из-за отсутстви€ в то врем€ необходимой элементной базы.

»деи, положенные ¬. ћ. √лушковым в основу проекта "”краина", во многом предвосхищали то, что было использовано в американских универсальных Ё¬ћ 70-х годов. ћонографи€ "¬ычислительна€ машина с развитыми системами интерпретации", написано ¬. ћ. √лушковым, ј. ј. Ѕарабановым, Ћ. ј.  алиниченко, —. ƒ. ћихновским, «. Ћ. –абиновичем, была издана в 1970 г. ќна содержала теоретическое обоснование развити€ архитектуры Ё¬ћ в направлении реализации €зыков высокого уровн€.

¬ 1974 г. ¬. ћ. √лушков на конгрессе IFIP выступил с докладом о рекурсивной Ё¬ћ (соавторы ¬. ј. ћ€сников, ћ. Ѕ. »гнатьев, ¬. ј. “оргашов). ќн высказал мнение о том, что только разработка принципиально новой нефоннеймановской архитектуры вычислительных систем позволит решить проблему создани€ суперЁ¬ћ, производительность которых наращиваетс€ неограниченно при наращивании аппаратных средств. »де€ построени€ рекурсивной Ё¬ћ, поддержанной мощным математическим аппаратом рекурсивных функций, опередила свое врем€ и осталась нереализованной из-за отсутстви€ необходимой технической базы.

Ќа конгрессе IFIP в 1974 г. в —токгольме ¬.ћ. √лушкову по решению √енеральной јссамблеи IFIP была вручена специальна€ награда Ц серебр€ный сердечник. “ак был отмечен большой вклад ученого в работу этой организации в качестве члена ѕрограммного комитета конгрессов 1965 и 1968 гг., а также в качестве ѕредседател€ ѕрограммного комитета конгресса 1971 г.

¬ конце 70-х годов ¬. ћ. √лушков предложил принцип макроконвейерной архитектуры Ё¬ћ со многими потоками команд и данных (архитектура MIMD по современной классификации) как принцип реализации нефоннеймановской архитектуры.

–азработка макроконвейерной Ё¬ћ была выполнена в »нституте кибернетики под руководством ¬. ћ. √лушкова —. Ѕ. ѕогребинским (главный конструктор), ¬. —. ћихалевичем, ј. ј. Ћетичевским, ». Ќ. ћолчановым. ћашина ≈—-2701 (в 1984 г.) и вычислительна€ система ≈—-1766 (в 1987 г.) были переданы в серийное производство на ѕензенский завод ¬Ёћ. Ќа тот период это были самые мощные в ———– вычислительные системы с номинальной производительностью, превышающей рубеж 1 млрд. оп./с. ѕри этом в многопроцессорной системе обеспечивались почти линейный рост производительности по мере наращивани€ вычислительных ресурсов и динамическа€ реконфигураци€. ќни не имели аналогов в мировой практике и €вились оригинальным развитием ≈— Ё¬ћ в направлении высокопроизводительных систем. ”видеть их в действии ¬. ћ. √лушкову уже не пришлось.

¬. ћ. √лушков был признанным в мире авторитетом в области кибернетики. ќн сформировал на основе работ ј. ». Ѕерга, ј. ј. Ћ€пунова, —. Ћ. —оболева, ». ј. ѕолетаева свое понимание кибернетики как научной дисциплины, ее методологии и структуры разделов исследований. ќб этом в 60-х годах ¬. ћ. √лушковым были написаны научные статьи в отечественных журналах, статьи в Ѕританской и јмериканской технологической энциклопеди€х.

ћонографи€ ¬. ћ. √лушкова "¬ведение в кибернетику" была издана в 1964 г.

ибернетика трактовалась ¬. ћ. √лушковым широко Ч как наука об общих закономерност€х, принципах и методах обработки информации и управлени€ сложными системами. ¬ычислительна€ техника рассматривалась как основное техническое средство кибернетики.

“акое понимание нашло отражение в первой в мире "Ёнциклопедии кибернетики", подготовленной по инициативе ¬. ћ. √лушкова и изданной в 1974 г. под его редакцией. ¬ подготовке энциклопедии прин€ли участие более 100 ведущих ученых ———–, в том числе более 50 специалистов »нститута кибернетики јЌ ”краины. ¬ 1978 г. коллектив редакторов и ответственных за разделы энциклопедии был отмечен √осударственной премией ”краины. ¬ энциклопедии освещались:

теоретическа€ кибернетика (теори€ информации, теори€ автоматов, теори€ систем);

экономическа€ кибернетика (экономико-математические модели дл€ систем управлени€ предпри€ти€ми и отрасл€ми промышленности, транспортом и т.п.);

биологическа€ кибернетика (модели мозга, органов человека, регулирующих систем живых организмов);

техническа€ кибернетика (управление сложными техническими системами);

теори€ Ё¬ћ (принципы построени€ и конструировани€ вычислительных машин и их программного обеспечени€);

прикладна€ и вычислительна€ математика.

¬ свое врем€ ¬. ћ. √лушков выступал с новыми иде€ми построени€ интеллектуальных систем (систем искусственного интеллекта) типа "глаз-рука", "читающий автомат", "самоорганизующа€с€ система". ќн работал над компьютерными системами имитационного моделировани€ таких процессов интеллектуальной де€тельности, как прин€тие решений, отображение состо€ни€ и ситуаций в экономических, технических, биологических и медицинских системах.

–азработанные ¬. ћ. √лушковым принципиально новые подходы и основанные на них методы и модели дл€ систем обработки информации в свое врем€ неузнаваемо изменили и обогатили инструментарий кибернетики, радикально преобразили теорию вычислительных систем и систем управлени€, подготовив основу дл€ развити€ нового витка науки об информации Ч теории информационных технологий (информатики).

¬ этой св€зи получили развитие предложенные ¬. ћ. √лушковым подходы по использованию в автоматизированных информационных технологи€х интеллектуальных и формальных средств естественного €зыка, что позвол€ет предлагать принципиально новые технологии проектировани€ и организации алгоритмического, информационного и программного обеспечени€ Ё¬ћ, сводимые к созданию практически "безлюдных" технологий специализированного программировани€. –азработанные формализмы позвол€ют синтезировать алгоритмическую модель св€зного текста и автоматизировать процесс создани€ соответствующей тексту базы знаний или информационной модели предметной области.

ачественное изменение характера проблемы искусственного интеллекта, которое предвидел ¬. ћ. √лушков, состоит в том, что разработки в этой области перестали быть уже просто лабораторными диковинками в исследовательских коллективах, а сами исследовани€ перешли от стадии кибернетического романтизма к стадии решени€ прикладных задач с их суровыми прозаическими требовани€ми. »менно ¬. ћ. √лушков способствовал прекращению натурфилософских споров типа: " то умнее: человек или машина?", которые могли длитьс€ до бесконечности, и осознанию того, что человек, имеющий в своем распор€жении Ё¬ћ, несравненно умнее, и могущественнее, чем человек без Ё¬ћ.

¬. ћ. √лушков активно пропагандировал практический подход к проблеме искусственного интеллекта как к делу, объективно вызванному к жизни растущей мощью Ё¬ћ и проникновением их во все сферы человеческой де€тельности. ќн же отмечал в свое врем€, что социальный заказ на издели€ "искусственного интеллекта" проходит стадию формировани€.

ѕоследователей ¬. ћ. √лушкова не застала врасплох возникша€ в последние годы ситуаци€, когда решение интеллектуальных задач и создание нового поколени€ интеллектуальных систем стало одним из самых узких мест в практическом применении Ё¬ћ. –азвитие способностей Ё¬ћ воспринимать зрительную информацию стало важнейшим фактором их применимости в картографии, автоматизированном проектировании, в медицине, культуре, в исследовании ресурсов «емли и космоса. –азвитие способностей Ё¬ћ к антропоморфному поведению и ориентированию в реальной среде становитс€ необходимым условием прогресса в автоматизации механосборочных работ. Ќаконец, развитие способностей Ё¬ћ к речевому диалогу с человеком превращает Ё¬ћ не только в полезного, но и комфортабельного, дружелюбного партнера в процессе выполнени€ человеком своих задач.

–азработки последователей ¬. ћ. √лушкова в указанных област€х наход€тс€ и сейчас на уровне, вполне обеспечивающем их конкурентноспособность в мире. Ёто Ц исследовани€ по структурному распознаванию образов, по методам синтаксического анализа изображений и речевых сигналов, методам структурного анализа сцен в поле зрени€ роботов, новые достижени€ в нейрокомпьютерных технологи€х. ѕрикладные системы анализа чертежно-графических изображений, карт, эскизов, созданные украинскими учеными, занимают все более прочные позиции на рынках японии, методы планировани€ целесообразного поведени€ механосборочных роботов выдерживают испытани€ на фирме "—амсунг".

¬ области информационных технологий в биологии и медицине в развитие идей ¬. ћ. √лушкова об информационном моделировании разработаны основы теории и практики создани€ медицинских информационных систем и новых информационных технологий, ориентированных на применение в научных исследовани€х и лечебных учреждени€х.

¬. ћ. √лушков считал, что последовательное накопление знаний, представленных в виде компьютерных баз знаний, и эффективные способы их обработки помогут люд€м сохранить то лучшее, что они создают, а развитие интеллектуальных способностей Ё¬ћ обессмертит творцов человеческой цивилизации. Ёта точка зрени€ становитс€ в насто€щее врем€ главной в понимании проблем современной информатики.

Ѕольшое внимание ¬. ћ. √лушков удел€л работам по созданию автоматизированных систем управлени€ (ј—”) на базе применени€ средств вычислительной техники.

ѕрикладные разработки ј—” составл€ли всегда значительный удельный вес в тематике »нститута кибернетики. ќни охватывали широкий круг областей применени€:

автоматизированные системы управлени€ технологическими процессами (ј—”“ѕ);

системы автоматизации научных исследований и испытаний сложных промышленных объектов;

автоматизированные системы организационного управлени€ промышленными предпри€ти€ми (ј—”ѕ).

¬. ћ. √лушков вместе со своими учениками и соратниками внес большой вклад в формирование и реализацию идей создани€ ј—”“ѕ, разработку соответствующей теории, математических, программных и специальных технических средств дл€ управлени€ технологическими процессами в микроэлектронике, металлургии, химической промышленности, судостроении.

јвтоматизаци€ экспериментальных научных исследований в начале 60-х годов была св€зана с автоматизацией измерений и обработки полученной информации с помощью управл€ющей машины "ƒнепр". «атем ¬. ћ. √лушков предложил разработать силами академических институтов автоматизированные проблемно-ориентированные лаборатории, включающие в себ€ комплексы измерительных средств, Ё¬ћ (микро- или миникомпьютеры) и программы обработки измерений. Ѕыли намечены 5Ч6 таких типовых лабораторий дл€ рентгеноструктурного анализа, масс-спектрографии и других методов экспериментальных исследований, используемых в химии, физике, биологии.

ƒл€ обработки результатов сложных €дерных экспериментов такие лаборатории предлагалось подключать к удаленным Ё¬ћ типа ЅЁ—ћ-6 или ≈—-1060. ѕоскольку большинство научных экспериментов не ограничиваетс€ сбором и обработкой данных, а требуют точной настройки самих экспериментальных установок, ¬. ћ. √лушков поставил задачу автоматизации операций настройки этих установок. ”сили€ми специалистов »нститута кибернетики были автоматизированы испытани€ на механическую усталость материалов в »нституте проблем прочности јЌ ”краины, экспериментальные исследовани€ в »нституте геологии и геофизики, »нституте проблем онкологии јЌ ”краины. –аботы по автоматизации испытаний сложных промышленных объектов были выполнены дл€ морского флота и авиации. Ќа будущее ¬. ћ. √лушков видел в этой области перспективы разработки алгоритмов дедуктивных построений с тем, чтобы система не только обрабатывала результаты измерений, но и провер€ла гипотезы и строила на этой основе теории.

–азработка систем организационного управлени€ предпри€ти€ми была начата под руководством ¬. ћ. √лушкова в 1963Ч1964 гг. ¬ 1967 г. была сдана в эксплуатацию и рекомендована к тиражированию перва€ в стране ј—”ѕ дл€ предпри€ти€ с массовым характером производства "Ћьвов" на львовском телевизионном заводе "Ёлектрон".

¬ 1970 г., когда система уже успешно эксплуатировалась, ее создатели ¬. ћ. √лушков, ¬. ». —курихин, ј. ј. ћорозов, ¬. ¬. Ўкурба и другие были награждены √осударственной премией ”краины. ѕосле создани€ системы "Ћьвов" ¬. ћ. √лушков поставил задачу создани€ не индивидуальной, а типовой ј—”ѕ дл€ машино- и приборостроительных предпри€тий. ¬ начале 70-х годов были завершены работы по системе " унцево" (дл€  унцевского радиозавода), которую ¬. ћ. √лушков предлагал положить в основу создани€ ј—”ѕ на предпри€ти€х дев€ти оборонных министерств.

ƒл€ построени€ типовых ј—”ѕ ¬. ћ. √лушковым еще в 1965 г. было выдвинуто пон€тие специализированной операционной системы, предназначенной дл€ систем с регул€рным потоком задач, в отличие от операционных систем универсальных Ё¬ћ типа IBM/360, которые решают случайные потоки задач и хороши дл€ пакетного режима вычислительных центров ("относительно хороши, конечно", как отмечал ¬.ћ.√лушков).

ћонографи€ ¬. ћ. √лушкова "¬ведение в ј—”", котора€ была посв€щена, в основном, системам организационного управлени€, вышла вторым изданием в 1974 г. ¬ ней были систематизированы оригинальные результаты, полученные ¬. ћ. √лушковым в 1964Ч1968 гг.

Ќе всегда работа по созданию и внедрению ј—” в практику проходила успешно. Ќо в этом не было вины разработчиков ј—”. ѕричины этого €влени€ лежали в сфере действовавшего тогда в ———– уклада плановой социалистической экономики, заставл€вшего предпри€ти€ "гнать вал продукции", не забот€сь об оптимизации технико-экономических показателей производства, качестве выпускаемых изделий, научно-техническом прогрессе.

— конца 60-х годов, когда перекос в управлении народным хоз€йством страны через совнархозы был устранен и организованы отраслевые министерства, актуальным стало создание отраслевых автоматизированных систем управлени€ (ќј—”). ¬. ћ. √лушков, как наиболее квалифицированный и авторитетный специалист в этой области, в 70-х годах был научным руководителем и консультантом многих проектов крупных ќј—”, в частности в отрасл€х оборонной промышленности.  огда в оборонном комплексе был создан межведомственный комитет (ћ¬ ) дев€ти отраслей и совет директоров головных институтов (—ƒ√») оборонных отраслей по управлению, экономике и информатике, научным руководителем комитета и совета стал ¬.ћ.√лушков.

¬ 1962 г. по заданию ј. Ќ.  осыгина, в то врем€ «аместител€ ѕредседател€ —овета ћинистров ———–, ¬. ћ. √лушков начал разработку проекта ќбщегосударственной автоматизированной системы (ќ√ј—). ѕриступа€ к созданию проекта ќ√ј—, ¬. ћ. √лушков лично изучил работу более тыс€чи объектов народного хоз€йства: заводов различных отраслей, шахт, железных дорог, аэропортов, высших органов управлени€ Ч √осплана, √осснаба, ÷—”, ћинфина. ¬. ћ. √лушков работал над применением в ќ√ј— макроэкономических моделей и способов совершенствовани€ приемов государственного управлени€ (в услови€х действовавшей тогда административно-командной системы).

¬. ћ. √лушков предложил концепцию ќ√ј— как единой системы сбора отчетной информации по народному хоз€йству, планировани€ и управлени€ народным хоз€йством, информационной базы дл€ моделировани€ различных вариантов развити€ народного хоз€йства.

“ехническую основу ќ√ј— должна была составить ≈дина€ сеть вычислительных центров (≈√—¬÷). ¬ эскизном проекте ≈√—¬÷, в отличие от предыдущей концепции сети ¬÷, предложенной экономистами во главе с ¬. —. Ќемчиновым, ¬. ћ. √лушков обосновал построение сети примерно 100 крупных центров в промышленных городах и центрах экономических районов, объединенных широкополосными каналами св€зи с коммутацией сообщений и св€занных с 20 тыс€чами центров предпри€тий и организаций. ѕредусматривались создание распределенного банка данных и разработка системы математических моделей управлени€ экономикой.

Ѕезусловно, ¬. ћ. √лушков понимал, что своим замыслом он бросает вызов привычным канонам управлени€ хоз€йством страны. » действительно, представленный в ѕравительство в 1964 г. проект ќ√ј— встретил резкие демагогические возражени€ руководства ÷—” ———– (¬. Ќ. —таровского), затем длительное врем€ перерабатывалс€ в ÷—” ———–, √осплане ———–, но так и не был реализован. ѕреп€тствовали созданию ќ√ј— некомпетентность высшего звена руководства страной, нежелание среднего бюрократического звена работать под жестким контролем и на основе объективной информации, собираемой и обрабатываемой с помощью Ё¬ћ, неготовность общества в целом, несовершенство существовавших в то врем€ средств вычислительной техники и св€зи, непонимание, а то и противодействие со стороны ученых-экономистов. Ќа самом деле концепции ќ√ј— и ≈√—¬÷, правильно отражающие в техническом плане жестко централизованную структуру общественного устройства страны, встретили сопротивление самой общественной системы.

¬ принципе ¬. ћ. √лушков был безусловно прав, став€ еще более 30 лет назад задачу информатизации и компьютеризации страны. Ќо в тех услови€х он не мог что-либо сделать без крупномасштабных решений ѕравительства и ÷   ѕ——, которые и стали барьером на этом пути. ¬ архиве ¬. ћ. √лушкова сохранилось достаточно много (в среднем одна в два мес€ца) копий записок в высокие партийные и хоз€йственные инстанции по вопросам политики развити€ и использовани€ в экономике, обороноспособности, управлении хоз€йством страны, образовании достижений научно-технического прогресса, в частности вычислительной техники и автоматизированных систем.

ѕо его запискам можно составить перечень нереализованных дел, которые осуществить в рамках действовавшей тогда общественной системы было невозможно. Ќам это пон€тно сейчас. ќн понимал это тогда. », возможно, это было трагической составл€ющей его жизни.

√ражданска€ позици€ ¬. ћ. √лушкова была активной. Ѕолее 250 его публикаций в научно-попул€рных и общественных издани€х, регул€рные циклы лекций, которые он читал дл€ общественности и высшего звена управлени€ страной, свидетельствуют об этом.

¬. ћ. √лушков разрабатывал идею безбумажной информатики. "ќсновы безбумажной информатики" Ч именно так называлась его последн€€ монографи€, вышедша€ в свет в 1982 г. ¬ этой книге были описаны математический аппарат и комплекс идей, относ€щихс€ к проблемам информатизации. ¬. ћ. √лушков и его сподвижники готовили общественность к воспри€тию идей информатизации, без чего невозможен прогресс к постиндустриальному обществу.

¬. ћ. √лушков еще 30 лет тому назад способствовал развитию информационных (в том числе компьютерных) технологий обучени€.

√лавными звень€ми в данной проблематике ¬. ћ. √лушков считал компьютерное обучение пользователей Ё¬ћ, интеллектуализацию автоматизированных обучающих систем (свободно-конструированный ответ, адаптаци€ изложени€ учебного материала к индивидуальным особенност€м обучаемых и т. п.), де€тельностный или "задачный" подход к проектированию обучающего диалога.

ѕолученные школой ¬. ћ. √лушкова результаты и сейчас €вл€ютс€ теоретической и инструментальной основой информатизации образовани€. ѕри этом традиционные цели: компьютерна€ грамотность населени€, сокращение времени обучени€, гарантированное качество образовани€, теперь объедин€ютс€ со следующими дополнительными цел€ми: индивидуализаци€ обучени€, выработка навыков групповой, кооперативной де€тельности, обеспечение взаимосв€зей между обучением, профессиональной и научной де€тельностью, гуманитаризаци€ общего и профессионального образовани€ и др. ¬недрение интеллектуальных информационных технологий обучени€ необходимо дл€ осуществлени€ быстрой эволюции содержани€ и методов общего и профессионального обучени€ до уровн€ международных стандартов, в чем нуждаютс€ молодые государства —Ќ√, другие развивающиес€ страны.

«а большой вклад в развитие науки и техники и применение этих достижений в народном хоз€йстве ¬иктор ћихайлович √лушковбыл награжден многими правительственными орденами и медал€ми, в том числе трем€ орденами Ћенина, орденом ќкт€брьской революции, орденом "Ќародна€ республика Ѕолгари€" 1 степени, орденом "«нам€ “руда" √ƒ– и другими. Ѕыл удостоен звани€ √еро€ —оциалистического труда.

¬. ћ. √лушков был избран членом немецкой академии "Ћеопольдина", иностранным членом јкадемии наук Ѕолгарии, √ƒ– и ѕольши, почетным доктором ƒрезденского университета, почетным членом ѕольского кибернетического общества. — 1962 г. до конца жизни был вице-президентом јкадемии наук ”краины.

ѕод руководством ¬. ћ. √лушкова работало много замечательных людей. ќн по праву может считатьс€ основателем кибернетической школы. ” него более сотни пр€мых учеников, защитивших кандидатские и докторские диссертации.

ќдним из его детищ €вл€етс€ коллектив »нститута кибернетики јЌ ”краины.

¬ 1993 г. был создан  ибернетический центр, включающий в себ€ собственно »нститут кибернетики имени ¬. ћ. √лушкова, »нститут проблем математических машин и систем (бывшее — Ѕ ћћ—), »нститут программных систем (бывшее — “Ѕ ѕќ), »нститут космических исследований, »нститут системного анализа и ћеждународный начно-исследовательский учебный центр. ¬  ибернетическом центре работают 22 члена ЌјЌ ”краины, более 100 докторов и 600 кандидатов наук, среди которых известные в мире ученые.  оллектив последователей ¬. ћ. √лушкова включает многих ведущих специалистов, работающих в ћоскве, —анкт-ѕетербурге, “ашкенте, ћинске,  ишиневе, “уле и других городах —Ќ√.

¬иктор ћихайлович √лушков был оба€тельным, веселым, общительным и многознающим человеком. ќн дарил всего себ€ люд€м, с которыми общалс€. ќн создавал вокруг себ€ ауру творческого поиска, вдохновени€, горени€ и удивительного ощущени€ причастности к новым, большим и интересным делам.

’арактер ¬. ћ. √лушкова закалилс€ в труднейшие военные годы и годы послевоенного восстановлени€. ƒл€ молодого поколени€ ¬. ћ. √лушков может служить образцом, как нужно формировать свой характер, как учитьс€ самому и учить других. ѕрежде всего его пример учит целенаправленному подходу к учебе. ћечта€ стать физиком-теоретиком, ¬. ћ. √лушков к окончанию средней школы самосто€тельно овладел основами высшей математики и квантовой механики, которых, конечно, не было в школьном курсе. ¬о врем€ учебы в институте он самосто€тельно изучал математику и физику на уровне, позволившем ему сдать экстерном экзамены университетского курса. ќн сумел научитьс€ читать научную литературу не вообще, а целенаправленно, зна€, зачем ему потребуютс€ прочитанные сведени€. ќн говорил, что в таком случае эти сведени€ запоминаютс€ на всю жизнь. “ака€ же самосто€тельность про€вилась и в аспирантуре, докторантуре, когда ему пришлось входить в новую дл€ него область математики Ч теорию групп. ј освоив эту область, он знал все результаты, полученные мировой наукой. ѕоставив себе задачу решени€ п€той проблемы √ильберта, ¬. ћ. √лушков непрерывно штурмовал доказательство этой теоремы в течение трех лет.

¬. ћ. √лушков опубликовал более 800 печатных работ. »з них более 500 написаны им собственноручно, а остальные Ч совместно с его учениками и другими соавторами.

Ётот результат ученого кажетс€ удивительным, особенно в св€зи с его собственным признанием, что статьи он оформл€ет медленно и это дл€ него т€желое дело. ј при его загрузке об€занност€ми директора института и консультанта многих крупных проектов систем в ———– и его требовательности к качеству научной продукции это тем более удивительно. ≈динственное объ€снение этого феномена в том, что ¬. ћ. √лушков был подлинным подвижником в науке, обладавшим гигантской работоспособностью и трудолюбием. ¬. ћ. √лушков как мыслитель отличалс€ широтой и глубиной научного видени€, своими работами он предвосхитил то, что сейчас по€вл€етс€ в современном информационном обществе. ѕри жизни он щедро делилс€ своими знани€ми, иде€ми и опытом с окружавшими его людьми. », конечно, он хотел оставить потомкам свое научное наследие.

¬ €нваре 1982 г., наход€сь в палате реанимации, ¬. ћ. √лушков продиктовал дочери ќльге рассказы о своем жизненном пути, подвод€ итоги своей творческой биографии. Ёти магнитофонные записи хран€тс€ в семье ¬. ћ. √лушкова как семейна€ реликви€. “екст этих записей вместе с автобиографией, составленной по рассказам ¬. ћ. √лушкова в начале 70-х годов журналисту ¬. ѕ.  расникову о детстве, юношестве и первых годах научной де€тельности, опубликован в книгах Ѕ. Ќ. ћалиновского "јкадемик ¬. √лушков. —траницы жизни и творчества" и "»стори€ вычислительной техники в лицах" (глава "√лавное дело жизни").

¬иктор ћихайлович умер 30 €нвар€ 1982 г., когда ему было 58 лет. ќн похоронен в  иеве на Ѕайковом кладбище.

»м€ академика ¬. ћ. √лушкова нос€т сейчас созданный им »нститут кибернетики Ќациональной академии наук ”краины, один из красивейших проспектов столицы ”краины Ц г.  иева, средн€€ школа є 1 в г. Ўахты.

¬ »нституте кибернетики создана комната-музей ¬. ћ. √лушкова.

јза Ћихитченко. Ѕиографи€