Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√видобальдо дель ћонте

Guidobaldo del Monte

‘отографи€ √видобальдо дель ћонте (photo Guidobaldo del Monte)

ƒень рождени€: 11.01.1545 года
ћесто рождени€: ѕезаро, »тали€
ƒата смерти: 06.01.1607 года
»тали€
¬озраст: 62 года

√ражданство: »тали€

Ѕиографи€

»таль€нский математик, механик, астроном и философ

»таль€нский математик, механик, астроном и философ, друг и покровитель √алиле€. ¬ русской научной литературе встречаетс€ множество вариантов написани€ его имени: √видо ”бальди, √идо ”бальди, √видо Ѕальди, √видобальди и др.

19.08.2019

√видобальдо родилс€ в городе ѕезаро (в то врем€ Ч столица герцогства ”рбино), в богатой и знатной семье; отец его, –аньери, получил от герцога √видобальдо II делла –овере наследственный титул маркиза за военные заслуги. ”чилс€ при дворе герцога ”рбино, а в 1564 году поступил в ѕадуанский университет, где в нЄм пробудилс€ живой интерес к науке и где он подружилс€ с поэтом “орквато “ассо. «атем юноша участвовал в военных действи€х против турок-осман Ч в основном как военный инженер, строивший фортификационные сооружени€.

√видобальдо дель ћонте фотографи€

ѕо окончании кампании √видобальдо вернулс€ в родное имение Ч в ћомбароччо (на полпути между ѕезаро и ”рбино) Ч и посв€тил себ€ изучению различных наук (преимущественно математики, астрономии и физики). ћатематику и механику он изучал под руководством математика ‘едерико  оммандино (известного, в частности, своими переводами с греческого на латинский трудов древнегреческих математиков и механиков). ¬ это врем€ √видобальдо обрЄл друга в лице Ѕернардино Ѕальди, который также был учеником  оммандино.

¬ 1588 году √видобальдо дель ћонте был назначен генеральным инспектором укреплений “осканского герцогства.

≈щЄ раньше (около 1586 года) он обратил внимание на 22-летнего талантливого физика и математика √алиле€, к этому времени Ч автора нескольких оригинальных книг и изобретений, но оставшегос€ без средств к существованию. ћаркиз вз€л его под своЄ покровительство и (через посредство своего брата-кардинала) представил тосканскому герцогу ‘ердинанду I ћедичи. Ёто помогло √алилею получить свою первую научную должность Ч кафедру в ѕизанском университете. —пуст€ 3 года (1592) маркиз помог √алилею стать профессором ѕадуанского университета, где он совершил свои знаменитые телескопические открыти€.

√видобальдо скончалс€ в ћонтебароччо (Montebaroccio) в 1607 году.

Ќаучна€ де€тельность

¬ XVIЧXVII веках √видобальдо дель ћонте пользовалс€ большим уважением Ч в первую очередь как теоретик механики (хот€ он занималс€ также математикой и астрономией). »звестно, что его труды изучал ƒекарт. ƒаже в XIX веке цитаты из работ √видобальдо можно найти в стать€х Ћагранжа.

¬ двух сочинени€х √видобальдо дель ћонте Ч Ђ нига о механикеї (1577) и Ђ«амечани€ по поводу трактата јрхимеда Уќ равновесии плоских фигурФї (1588) Ч рассматриваютс€ вопросы статики (прежде всего, равновеси€ Ђпростых машинї). ¬ этих работах ƒель ћонте, глубоко изучивший в своЄ врем€ труды јрхимеда, выступил как убеждЄнный сторонник геометрического варианта статики (и столь же убеждЄнный противник еЄ кинематического варианта). ¬ основу своей теории равновеси€ систем подвешенных т€жЄлых тел он положил два закона: архимедов критерий расположени€ центра т€жести на вертикальной пр€мой, проход€щей через точку подвеса и принцип равенства моментов сил относительно неподвижной точки рассматриваемой машины[3].

јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
јлександр ¬асилевский
—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
јшрита ‘урман
'—тиль “онета'
ћихаель “онет

«адачи о равновесии рычага, ворота, весов и груза на наклонной плоскости ƒель ћонте решает, примен€€ геометрические методы статики. ¬ то же врем€, излага€ в своей Ђ ниге о механикеї теорию полиспаста и рассматрива€ в этой св€зи задачу о равновесии груза, который поддерживаетс€ перекинутой через блоки верЄвкой, ƒель ћонте в ходе решени€ данной задачи пользуетс€ Ђзолотым правилом механикиї (т. е. одним из элементарных вариантов принципа возможных скоростей) и тем самым фактически обращаетс€ к раскритикованному им же кинематическому варианту статики.

ƒругой научный труд √видобальдо дель ћонте относитс€ к математической теории перспективы и называетс€ Ђѕерспективыї (в 6 книгах; опубликован в 1600 году). ¬ нЄм он разрабатывал основы учени€ о перспективе и одним из первым показал, что параллельные линии в перспективе сход€тс€ в одной точке. Ёта работа ƒель ћонте приобрела немалую попул€рность среди художников, архитекторов и театральных режиссЄров.

јстрономический труд ƒель ћонте Ђќб улиткеї был издан посмертно.

ƒель ћонте принадлежат несколько изобретений, в том числе Ч оригинальный чертЄжный инструмент, предназначенный дл€ вычерчивани€ правильных многоугольников и делени€ отрезка на равные части.

—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов