Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћихаил ѕиотровский

   /   

Mike Piotrovsky

   /
             
‘отографи€ ћихаил ѕиотровский (photo Mike Piotrovsky)
   

ƒень рождени€: 09.12.1944 года
ћесто рождени€: ≈реван, ———–
¬озраст: 75 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

ƒоктор исторических наук

≈сть такие вещи, которые не нуждаютс€ в по€снении, потому что само их название звучит как пароль: Ћувр, Ёйфелева башн€, стату€ —вободы, Ѕританский музей. ƒл€ нас, дл€ ѕетербурга и всей –оссии, это - Ёрмитаж. ј когда мы произносим "Ёрмитаж", в сознании - почти столь же мгновенно, как силуэты статуй на крыше или атлантов внизу, - возникает им€ - ѕиотровский. Ћетом тепло, зимой холодно, ѕетербург стоит на Ќеве - это так же привычно и непреложно, как и то, что ѕиотровский - директор Ёрмитажа: сначала Ѕорис Ѕорисович, отец, затем ћихаил Ѕорисович, сын.

08.03.2005

»сточник информации: "ѕерсона" No.2, 2000.

ћихаил ѕиотровский фотографи€
ћихаил ѕиотровский фотографи€

ѕ»ќ“–ќ¬— »… ћихаил Ѕорисович

»сторик.

ћихаил ѕиотровский фотографи€
ћихаил ѕиотровский фотографи€

–одилс€ в 1944 г. в ≈реване.

1962 - студент ¬осточного факультета Ћенинградского университета.

1965- стажировка в  аирском университете.

1967 - кандидат исторических наук.

1985 - доктор исторических наук.

Ћучшие дн€

—амый высокий актер
ѕосетило:19191
ѕитер ћейхью
Ћеонид —пирин. Ѕиографи€
ѕосетило:8295
Ћеонид —пирин
ќсновоположник высшего пилотажа
ѕосетило:7704
ѕетр Ќестеров

1991 - заместитель директора Ёрмитажа.

1992 - директор Ёрмитажа.

1996 - член-корреспондент –оссийской академии художеств.

1997 - член-корреспондент –оссийской академии наук.

јвтор более 200 научных работ.

 огда наш разговор начинаетс€, в кабинете звен€т английские бронзовые часы - изысканным драгоценным звоном, похожим на голос клавесина. „астица эрмитажного времени - совсем иного, нежели за окном, повисает в воздухе. “каный портрет ≈катерины ¬еликой в овальной раме, вис€щий за директорским столом на месте об€зательного некогда портрета вожд€, улыбаетс€ тонко и самодовольно, гл€д€ не столько в глаза, сколько наискосок, на фотографии ныне здравствующей английской королевы ≈лизаветы, принца ќранского и директоров крупнейших музеев мира, сто€щих в этой компании равными среди равных. ћихаил Ѕорисович улыбаетс€ тоже:

- ћы и јмерика - дикие страны, у нас привыкли, чтобы об€зательно висел торжественный портрет. Ётот портрет ≈катерины - шпалера, из числа посольских даров, которые преподносились в каждой стране; один осталс€ у нас. “еперь дар€т изображени€ поменьше - как вон те фотографии вокруг часов.

- »так, просторный кабинет, портреты великих мира сего. Ёто сейчас. Ќо ведь долгие годы сложным живым организмом под названием Ёрмитаж управл€л ваш отец. ћожно предположить, что музей всегда был дл€ вас родным домом. „ем же €вл€етс€ дл€ вас Ёрмитаж?  ак начиналась ваша эрмитажна€ жизнь?

- ƒа никак. я действительно здесь живу с детства. ѕосто€нно сюда приходил, очень любил, когда в јрсенале мне давали играть оружием.  роме того, € обожал собирать желуди в саду «имнего дворца, потому что, скажем, в јлександровском саду много желающих собирать желуди, а здесь нет, и нас с братом сюда пускали по блату «ачем мы их собирали, € не очень понимаю, но собирали очень много, в какие-то мешочки, а дальше делать с ними было нечего. »х просто при€тно было собирать, находить, как монетки.

 ак-то заранее было €сно, что € буду археологом и историком, нужно было только выбрать, в какой сфере. “ут подоспела эпоха, когда арабский Ѕлижний ¬осток стал чуть более доступен, было и общение с востоковедами, дл€ которых арабисты - это сама€ высша€ специальность, ведь арабский - самый трудный €зык. »з этих общений, из разговоров с родител€ми, с папой стало пон€тно, что € буду заниматьс€ востоковедной археологией, ибо это серьезно, это высший пилотаж. “ак что после школы € поступил в университет на ¬осточный факультет. Ѕыли какие-то промежутки, не в институте, а уже после кандидатской диссертации, когда € больше пребывал в »нституте востоковедени€, а в Ёрмитаж ходил меньше. Ќо и тогда Ёрмитаж был все равно свой, просто стало больше других дел. ѕотом € постепенно оп€ть вернулс€ к себе домой - может, это звучит нескромно, но € действительно ощущаю это место своим, со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами.

- ѕочему все-таки вас привлекло именно востоковедение? Ќе св€зано ли это с той волной увлечени€ ¬остоком - йогой, духовными искани€ми, - котора€ захватила когда-то советскую интеллигенцию?

- ƒумаю, что нет, € же говорю - это высший пилотаж, нет ничего более высокого, чем востоковедение, где люди знают дес€тки очень трудных чужих €зыков, читают в подлиннике  оран, Ѕиблию, ”панишады. ¬се это, во-первых, трудно, во-вторых, не имеет никакого отношени€ к практической жизни, поэтому €вл€етс€ зан€тием дл€ снобов, в-третьих, это безумно интересно, ничего важнее этого € не знаю.  огда € был мальчишкой, истории физиков и лириков как раз кончались, и было €сно, что физика - это не так уж возвышенно, хот€ книжки по физике € тоже читал с удовольствием. »нтерес к ¬остоку рос, конкурсы в университет были большие, на арабское отделение - вообще громадный, 20 человек на место. ѕо-моему, это нормальный интеллектуальный интерес, потому что востоковедение - это сама€ элитарна€ наука. „еловек живет сразу в нескольких мирах: русском, европейском и еще в каком-то чужом мире. Ёто трудно, восточный факультет у нас заканчивает только половина поступивших, причем никого не выгон€ют, люди сами уход€т от очень большого напр€жени€. » потом это требует колоссального увлечени€, это не та професси€, которой можно заниматьс€ без любви, вполнакала, это должно быть любимое зан€тие - с зарплатой или без зарплаты.

- ѕо-моему, это не только трудно, но и опасно. я изучала в институте €понский €зык и на своем опыте знаю, что приближение к ¬остоку не просто зат€гивает, но начинает на каком-то этапе ломать личность.

- Ќичего подобного, это смотр€ кака€ личность.

- Ќапример, когда погружаешьс€ в восточные стихи, европейска€ поэзи€ вдруг бледнеет, кажетс€ многословной, система эстетических ценностей рушитс€ на глазах.

- Ёто есть, но в этом как раз и заключаетс€ прелесть ¬остока - она ничего не ломает, она просто показывает тебе другой мир, где все выгл€дит совершенно иначе: у нас красный цвет означает одно, белый - другое, а там - совсем наоборот, и это нормально, это радость - сознавать, что и тот, и другой мир существуют и та, и друга€ поэзи€ - великие. японскую поэзию тоже с утра до вечера читать не будешь, надо переходить на что-то попроще - на јхматову, √умилева, а потом оп€ть на €понскую поэзию.

- » все же, когда человек только сталкиваетс€ с ¬остоком, часто кажетс€, что восточна€ система ценностей как бы упраздн€ет европейскую.

- ¬ этом, видимо, и есть главный смысл востоковедени€ как науки: дл€ ученого ничего не упраздн€етс€, а становитс€ р€дом, и ты ищешь пути, как изучать это - отстранение, частично поглоща€сь чужой культурой, но все врем€ не забыва€, что ты ученый, ты из другой среды. ≈сть иной путь - можно углубл€тьс€ в восточные культуры, цивилизации, старатьс€ полностью в них уйти, как уход€т в разные восточные, дальневосточные культы, но тут уже наука кончаетс€.

- » начинаютс€ духовные искани€.

- ј мне интереснее наука, игра в бисер, где есть множество вариантов и везде ты сам себе хоз€ин.

- “ак что с духовными искани€ми интеллигенции 70-х ваш выбор не св€зан?

- Ќаверное, св€зан - смотр€ кто что искал духовно. я думаю, что € и мои друзь€ искали то, что интересно.  роме того, востоковедение даже сегодн€ - область, относительно закрыта€ дл€ вс€ких политических вли€ний, достаточно отстраненна€ от всего, никто ведь не понимает по-насто€щему что ты там пишешь.

¬ –оссии - великое востоковедение. Ќе то что оно осталось за прошедшее столетие совершенно незап€тнанным - все как-то зап€тнаны, но оно сохранило, по "гамбургскому счету", свой высочайший научный уровень. —охранило не в последнюю очередь благодар€ своей отвлеченности, хот€, может, кого-то и влекли не искани€, а желание быть в стороне. я же просто вырос в этой среде, это было дл€ мен€ естественной профессией. ј вот брат мой стал химиком, тут происходило отторжение: это - твое, а мне хочетс€ чего-то другого.

- » все-таки вы оказались в Ёрмитаже.

- ќп€ть же естественным образом: занималс€ в кружках, ездил в экспедиции, первый свой научный доклад тоже делал в Ёрмитаже. Ќо работать в нем никогда не собиралс€ - работал € в »нституте востоковедени€. ј после смерти отца пришел сюда.

- ¬ы ученый - наверное, т€жело совмещать с научными зан€ти€ми директорскую нагрузку, и административные, и светские повинности?

- ¬ европейской традиции директором музе€ должен быть ученый. Ќе все раздел€ют эту точку зрени€, в јмерике, например, это никого не интересует, главное, чтобы ты был хорошим менеджером. ¬ ≈вропе ты должен тащить и научную часть, и административную. ’от€ директор не должен сам решать все хоз€йственные вопросы - он должен создавать атмосферу, в которой они решаютс€. ј представительска€ часть должна решатьс€ как раз с помощью науки, это создает тот авторитет, который выдел€ет музей в р€ду всего остального. Ёрмитаж - крупнейший центр науки. » директор, и заместители, и заведующие отделами - все крупные ученые, при этом они еще и менеджеры. ¬се хорошие ученые в своей сфере - хорошие менеджеры. ”ченые очень плохие менеджеры, когда они в политику идут и начинают решать судьбы человечества, хот€ есть такое мнение, что надо дать ученым управл€ть страной. ” нас уже дали один раз, что получилось, мы знаем. Ёто везде так.

- ј как насчет другого расхожего мнени€, что ученый - об€зательно рассе€нный с улицы. Ѕассейной и все у него из рук валитс€?

- Ќу такого мнени€ уже нигде нет. ¬едь это ученые создали атомную и водородную бомбы, и все у них лежало на полочках. ј сейчас все бизнесмены вышли из ученых, Ѕерезовский - член-корреспондент јкадемии наук, математик, а ведь там дураков нет.

- » все-таки о гуманитари€х бытует представление, что они какие-то стукнутые пыльным мешком.

-  онечно, у нас в Ёрмитаже все стукнутые, это такое учреждение дл€ чокнутых, нормальные тут не могут работать - нужна така€ же преданность делу, как и у востоковедов, когда за деньги или без денег - все равно работаешь. Ёто ненормально, но только этим и живем.

- » все-таки Ёрмитаж стоит - каким образом?

- —тоит и будет сто€ть. Ёто Ёрмитаж, никуда он не денетс€, не исчезнет, потому что у него громадный исторический потенциал выживани€, что отличает его от многих музеев мира: три эвакуации, пожары, войны, революции - чего только не было! ƒаже когда чуть не полмузе€ было продано, ничего, все равно он осталс€ великим. ќн в какой-то мере символизирует –оссию, у которой тоже есть подобный запас прочности, она тоже все выт€нет - до известного предела, конечно. “ак Ёрмитаж и выживает - людьми, которые в нем работают. ј когда есть така€ объединенна€ добра€ вол€, тогда некогда тосковать, некогда рыдать, надо делать дело сжав зубы. Ёрмитаж не выживает, он живет - так активно, что наш пресс-секретарь не успевает писать пресс-релизы к событи€м.

-  огда вы начали здесь работать?

- ¬ 1991 году ¬италий јлександрович —услов пригласил мен€ сюда заместителем директора, директором € стал в 1992-м. Ёто было трудное врем€ брожени€ и шатани€, когда люд€м было непон€тно, что важнее - музей или собственные амбиции. ќткрылось, как всюду в стране, множество шлюзов дл€ удовлетворени€ личных честолюбии, за своим забывалось общее, но постепенно все наладилось.

- Ќаверное, тогда была особенна€ нищета?

- ƒа нищета, она и сейчас есть, все мы нищие, но гордые. я вот сейчас читаю, что музей ћетрополитэн объ€вил, что ему нужно на его новую программу 450 миллионов долларов, они все уже собрали и еще врем€ осталось, так они теперь собирают 650 миллионов. ћы о таких вещах не думаем, нам бы два-три миллиона собрать. Ѕюджет у нас в 10-15 раз меньше, чем у ћетрополитэн. “ак что на этом фоне мы нищие, но у нас великие сокровища, великие традиции, так что уже поэтому мы не можем быть нищими.

- Ќо ведь все это надо содержать?

- ƒа, конечно, это скучна€ матери€, но надо дратьс€ за деньги, выбивать, зарабатывать. Ќе выпрашивать - сами, как известно, придут и дадут, - но создавать атмосферу чтобы приходили и давали. “ак и происходит. ¬от завтра полечу в ‘инл€ндию говорить насчет кредита, потом в ћоскву - тоже насчет кредита.

- ¬ы живете в таком темпе, неужели еще остаетс€ врем€ дл€ научных зан€тий?

- “олько что открыл в јмстердаме - вон лежит толстый каталог - выставку мусульманского искусства, € ее придумал, собрал, организовал, написал книжку. “ак что врем€ остаетс€.

- »зменилось ли что-нибудь в музее с тех пор, как вы в него пришли?

- я стараюсь, чтобы ничего особенно не мен€лось. ≈сть великий музей с замечательными традици€ми, пронесенными с XIX века через все советское врем€. Ќаша задача - пронести их дальше, ведь врем€ сейчас в этом смысле ничуть не лучше, и угроз потери научной и культурной преемственности очень много. ’от€ бы таких, что все измер€етс€ деньгами, и дело не просто в морали - на этом строитс€ та социальна€ система, которую мы выбрали после того, как предыдуща€ провалилась; в этой, правда, тоже все проваливаетс€, но это уже другой разговор.  огда успех измер€етс€ деньгами, это нормально, но при этом создаютс€ сложности дл€ культуры, потому что люди начинают измер€ть деньгами и успех, и жизнь и получают моральное удовлетворение только тогда, когда есть деньги. Ёто отвлекает и от потреблени€ насто€щей культуры, и от работы на нее. Ќапример, люди, по складу более подход€щие дл€ музе€, идут туда, где деньги, в частную картинную галерею. —юда можно прибавить и общую бедноту власти, котора€ хочет за счет учреждений культуры поживитьс€, облагает их т€желыми налогами, тем самым разруша€ основу, имеющуюс€ у нас. Ќемного денег с нас, конечно, можно вз€ть, но тогда у нас не останетс€ вообще ничего, в отличие от тех же американских музеев.

- “ак что вы, как и ваш отец, продолжаете лавировать между —циллой и ’арибдой - он, скажем, ближе к —цилле, а вы - к ’арибде.

- ƒа, примерно так. Ёрмитаж - огромный корабль с разными людьми и направлени€ми работы - наука, выставки, хранение, просветительска€ де€тельность, работа с детьми, реставраци€ - сложный комплекс, где не всегда €сно, что должно быть на первом месте. Ќа все никогда не хватает ни денег, ни сил. ј в переходные периоды нужно особенно много - даже не столько сил, сколько души. ƒл€ этого директор и существует - не делать что-то, а создавать атмосферу, сегодн€ - дл€ одного, завтра - дл€ другого, причем нужно правильно выбирать, на что не всегда хватает сообразительности.

- — 90-х годов страна стала открытой, по€вилось множество новых контактов - на Ёрмитаже это тоже отразилось?

- Ёрмитаж всегда был открытым учреждением. «десь всегда говорили на многих €зыках, всегда шла бурна€ переписка, выставок не было разве что в самые крутые моменты. Ќе всегда наши были виноваты, иногда американцы сами запрещали культурный обмен с —оветским —оюзом. Ќо всегда много людей рассказывали, как они приезжали в —оветский —оюз, бывали в ћоскве, еще где-то - везде тоска, потом приезжали в Ёрмитаж - и тут у них душа отходила, они ощущали, что мы и правда - европейска€ цивилизаци€. “ак что Ёрмитаж был к новому периоду открытости готов. ћожет быть, от всей –оссии его отличает как раз то, что он вошел в него нормально.

я уж не говорю о себе и о востоковедах - все мы ездили, € много бывал в арабских странах, дл€ нас открытость была естественна. ѕоначалу люди на «ападе этому даже удивл€лись - мы казались им ненормальными, несоветскими. я говорю: чему вы удивл€етесь, вы же тоже знаете по три €зыка, ну, а € знаю п€ть-шесть-семь, что тут удивительного? Ќо они удивл€лись еще больше. ¬от это одна из вещей, которую Ёрмитаж должен демонстрировать: все, что есть там, есть и тут, в головах, в манерах и знани€х, но есть и еще что-то особенное, присущее только –оссии.

ќткрытость - это большое испытание: что ты будешь с ней делать? ѕобежишь ахать и охать - как у вас здорово, начнешь все заимствовать или создашь такие рамки, когда и тебе помогают, и ты помогаешь. ” нас сложна€ система отношений с миром. ≈сть, например, такой проект - "Ёрмитаж - ёЌ≈— ќ", суть его - помощь в организации партнерских отношений с другими странами. ƒенег ёЌ≈— ќ не дает. ¬ этих делах всегда нужно иметь в виду, хоть это и смешно звучит, хал€вщик ты или партнер. Ёто очень важный критерий.

” нас есть целый ћеждународный консультативный совет при Ёрмитаже. — одной стороны, можно сказать: вы же великий музей, с кем вам советоватьс€? Ќо с ними лучше советоватьс€, чем с партийной организацией, - это директора и бывшие директора крупнейших музеев мира, они приезжают раз в год, смотр€т, что здесь делаетс€, потом в закрытой обстановке мы обсуждаем это, и они дают мне разные советы, которым € не об€зан следовать. я им и не следую никогда. Ќо они мне рассказывают, что бы они считали нужным сделать в прошлом и сейчас, это дружеска€ беседа, ни к чему никого не об€зывающа€ и потому очень полезна€.

ќдновременно у нас есть консультанты, пишущие целые тома о том, как надо поставить работу с точки зрени€ коммерческой организации. »х очень важно научить, что есть сферы, куда им не надо вторгатьс€, где мы разбираемс€ сами.  ак правило, это понимают только очень знающие люди. ¬от наш посто€нный партнер, причем партнер-меценат, не берущий с нас денег, фирма "ћаккензи", консультирующа€ крупнейшие корпорации в мире, четко определила: вот это сфера, где они специалисты, а это - музейна€ сфера, куда они не вмешиваютс€. ќни пытаютс€ помочь правильно вести себ€ в рыночной системе, советов очень много, пр€мо мы им никогда не следовали, но посто€нно встречаемс€ и обсуждаем, что и как. Ёто очень важное умение - выслушать совет и при этом не потер€ть собственного лица.

—ейчас мы разрабатываем план "Ѕольшой Ёрмитаж", громадный проект расширени€ и принципиального изменени€ образа музе€, станов€щегос€ градообразующим элементом. √осударственные деньги придут только тогда, когда будут другие деньги, которые надо искать. »скать надо на «ападе, только там есть люди, привыкшие давать деньги на культуру, - когда там дадут, тогда и здесь посмотр€т и тоже дадут. Ќадо разработать этот проект так, чтобы он был нашим, русским проектом и в то же врем€ отвечал определенным западным параметрам. ќчень трудно совместить свое и чужое - не увлечьс€ собственной спецификой и все по-нашему не запороть, но и не переносить на нашу почву то, что работает там, но никогда не будет работать здесь. ѕо этому проекту у нас есть замечательный оценочный комитет, где собраны самые крупные архитекторы современности, самые крупные специалисты по развитию культурных учреждений, они тоже дают мне советы, которые € тоже не об€зан слушать, но получаетс€ полезна€ совместна€ работа. ≈сть даже первые результаты - левое крыло здани€ √лавного штаба живет, работает, там открылись первые экспозиции. ’от€ наша иде€ значительно больше - там должна быть музейно-развлекательна€ индустри€: кафе, рестораны, клубы, жива€ жизнь музе€, расположенна€ на правильных пут€х - на ƒворцовой площади, на пути на Ќевский, в центре людского потока, идущего через ѕетербург. “ак что планы большие - влить новую кровь в жизнь города.

¬се это очень важно и сложно: с одной стороны, музей должен участвовать в развитии города, с другой - как бы ему не потер€ть своей специфики, не стать просто элементом ћалой —адовой или другой пешеходной зоны.

- ј что нового произошло с ѕомпе€нским залом?

- Ёто один из этапов нашей работы с традиционными экспозици€ми. Ќовый Ёрмитаж -это шедевр мировой музейной архитектуры, здание Ћео фон  ленце. ¬есь XX век строились новые здани€ дл€ музеев - белые стены и прочие штуки, сейчас вы€снилось, что все это ерунда, самое лучшее - это как строил  ленце музейные здани€ с дворцовым настроением. “ам есть старинные витрины, безумно красивые, но они не соответствуют современным требовани€м охраны, освещени€, так что мы в этом зале провели эксперимент со светом и современным оборудованием, и оказалось, что все можно совместить. —ейчас мы получили деньги от голландских друзей Ёрмитажа, будем заниматьс€ освещением голландских залов.

- я знаю, что Ёрмитаж что-то ухитр€етс€ покупать, что список приносимых вам даров довольно велик, но это, видимо, отдельный большой разговор. Ћучше € напоследок брошу взгл€д на ваш письменный стол, где так много таинственных безделушек - наверн€ка это свидетельства общени€ мирного. ¬от, например, эта серебр€на€ лопатка - случаем, не масонска€ ли?

- ¬се говор€т - масонска€, а это голландцы подарили, когда начинали делать крышу над рембрандтовским залом. ¬от этот странный камень с веревочкой - скульптура, подаренна€ знаменитым реставратором ≈вгением √ерасимовым, который восстанавливал "ƒанаю". ј разные шары и сферы - € не то что их коллекционирую, но люблю изображени€ земного шара...

—тихотворение
“ать€на 23.10.2007 12:41:20
¬осхищаюсь де€тельностью ћихаила Ѕорисовича. ѕосылаю свое стихотворение. “ать€на.
–ембрандт и —аски€
 аждой весной, в начале марта, на заре в церкви јудекерк начинаетс€ праздник Ђ«автрак с —аскиейї.
–овно в восемь каждый желающий может вз€ть чашку кофе с булочкой. ј в восемь тридцать
с востока восходит —олнце Ц и его луч (единственный раз в году!) обливает светом большие буквы,
выбитые на серой каменной плите пола Ђ—аски€ї. “ак в јмстердам приходит веснаЕ

Ќидерланды, расцвет таланта
» женитьба, и счастье, и сын,
“ак шагнула жена –ембрандта
¬ тихий омут его картин.

—ловно вдруг задержалось движенье
» не гаснут лучи на холстах,
 ак ушедших веков отраженье
¬ €рких, дивных, пленительных снах.

Ќежный жемчуг в ушах и на шее,
ќжерель€, цветы, палантин
ћ€гким светом, как будто греют
ƒерев€нные рамы картин.

“о накинет т€желое платье,
“о разденет себ€ до нага
ƒев€ть лет бесконечного счасть€
—охранили они на века.

—ловно звуки волшебного хора
Ќаплывают мазок за мазком.
“о ƒана€, то —аски€ Ц ‘лора
» объ€ть€, и кубок с вином.

ƒев€ть лет и любви, и участь€
ƒо краев наполн€ли их дом.
ƒев€ть лет бесконечного счасть€
» неважно, что было потом.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амый высокий актер
ѕосетило:19191
ѕитер ћейхью
ƒве жизни ≈лены —оловей
ѕосетило:10149
≈лена —оловей
≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7848
≈катерина ћельник

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru