Людибиографии, истории, факты, фотографии

Макс Дворжак

   /   

Max Dvorak

   /
             
Фотография Макс Дворжак (photo Max Dvorak)
   

День рождения: 24.06.1874 года
Место рождения: Раудниц, Австрия
Дата смерти: 08.02.1921 года
Место смерти: близ Зноймо, Австрия
Возраст: 46 лет

Гражданство: Австрия

Макс Дворжак

Австрийский историк искусства

Австрийский историк искусства, чех по происхождению.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

25.02.2020

Учился в Праге и Вене. С 1902 преподавал, с 1909 профессор в Венском университете. Член венской Академии наук. Представитель Венской школы искусствознания. Работы его посвящены преимущественно искусству средневековья, Возрождения, барокко.После кончины А. Ригля в 1905 г. Дворжак стал его преемником на кафедре истории искусства Венского университета.

Макс Дворжак фотография
Макс Дворжак фотография

Труды

Реклама:

В 1915–1917 гг. Дворжак читал курс «Идеализм и натурализм в искусстве Нового времени». В 1918 г. онопубликовал труд «Идеализм и натурализм в готической скульптуре и живописи». Дворжак рассматривал историю искусства как историю идей, зависимость произведений искусства от «духа эпохи» (нем.Zeitgeist): господствующих этических, религиозных и философских представлений. Заглавие первого из пяти томов посмертного издания его работ: «История искусства как история духа» («Kunstgeschichte als Geistesgeschichte», 1924) становится девизом нового направления в истории искусства (название придумано учеником Дворжака Феликсом Хорбом). В отличие от теории Ригля в основу этой концепции была положена не формальная эволюция стилей, а «история духа»: развитие идей и представлений о мире, воплощенных в антиномии «идеализм – натурализм». Дворжак впервые стал рассматривать эволюцию художественных форм в качестве отражения духовной жизни общества на том или ином этапе его исторического развития. Наиболее полно теорию мирового развития искусства М. Дворжак изложил в своем главном труде: лекциях по курсу истории искусства Средневековья и эпохи Возрождения (1927–1928; на русском языке— «История итальянского искусства в эпоху Возрождения» в 2 томах, 1978). Ученик Дворжака Д. Фрей писал о методе учителя: «Проблема формального изображения объекта приводит к вопросу о заложенном в самой основе духовном выяснении отношений между объектом и субъектом. На место художественных форм как объекта исследования приходит выражающаяся через него и в нем история духа. Так история искусства превращается в историю духа».

Главным содержанием «всего развития искусства европейских народов в постренессансный период» Дворжак считал «борьбу между духом и материей», между идеализмом и натурализмом. Эта борьба характеризует и эпоху готики, и эпоху Ренессанса. В Средневековье в сознании людей существовало два почти не связанных между собой мира: идеальный (трансцендентный) и материальный, физический. В ренессансной Италии ранее, чем в других странах, возрастает духовная тенденция к воссоединению обоих миров. В этом процессе решающее значение имело становление художественного сознания. Благодаря длительной борьбе за независимое положение художника, завоеванию относительной свободы и персонализации творчества, искусство стало отражать не только абстрактные религиозные идеи, но и мир в его целостности. Другой движущей силой «развития духа» является наука, объективирующая субъективные впечатления. Результатом самоопределения искусства и науки в эпоху Возрождения был дуализм сознания. Многие выдающиеся умы пытались его преодолеть и воссоединить разошедшиеся пути развития религиозного, научного и художественного мышления, например, мятущийся гений Леонардо да Винчи. Осознание независимости, самостоятельности творчества художника в эту эпоху и было воспринято современниками как «полное обновление искусства» (ренессанс). Художники стали искать не спиритуализации объективного (мира вещей), а объективации духовного — критериев красоты и совершенства. Отсюда—потребность обращения к античности.Самоопределение предмета и методов художественного творчества сопровождалось размежеванием видов искусства: постепенным отделением живописи и скульптуры от архитектуры. Курс лекций Макса Дворжака в Венском университете охватывал период от творчества Джотто до смерти Микеланджело (т.е. с 1290-х годов до 1564 г.). Именно Микеланджело в исторической концепции Дворжака «занимает центральное место: он олицетворяет собой судьбу Возрождения, к нему ведут главные пути предшествующего развития, его искусство знаменует грандиозную вершину эпохи, а затем и ее трагический финал». Дворжак первый в искусствознании открыл маньеризм и занимался его исследованием на протяжении всей жизни. Самым известным учеником М. Дворжака в Венском университете был О. Бенеш, исследователь Северного Возрождения.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Сын знаменитого летчика Николая Каманина
Посетило:10999
Аркадий Каманин
Чак Берри. Биография
Посетило:19617
Чак Берри
Руслан Галицкий. Биография
Посетило:9470
Руслан Галицкий

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history