Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ѕетр  ропоткин

   /   

Petr Kropotkin

   /
             
‘отографи€ ѕетр  ропоткин (photo Petr Kropotkin)
   

ƒень рождени€: 27.11.1842 года
ћесто рождени€: ћоскв, –осси€
ƒата смерти: 08.02.1921 года
ћесто смерти: ѕод ћосквой, –осси€
¬озраст: 78 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


"»стори€ –оссии в портретах". ¬ 2-х тт. “.1. с.231-256

 н€зь, революционер, теоретик анархизма, географ и геолог

»м€ ѕетра јлексеевича  ропоткина известно всему цивилизованному миру. ћасштаб этой личности, неординарность судьбы мыслител€, значимость сделанного им в науке позвол€ют причислить ѕ. ј.  ропоткина к тем уникальным люд€м, которые по€вл€ютс€ в истории, чтобы остатьс€ в ней навсегда. “алантливый ученый, путешественник, видный революционер, крупнейший идеолог анархизма, человек высочайшей культуры, редкого благородства и безмерного мужества, он прожил большую, трудную жизнь, наполненную высоким смыслом служени€ добру и справедливости.

19.07.2006

ѕ. ј.  ропоткин с полным основанием может быть отнесен к ученым-энциклопедистам. ќ масштабах его научных интересов убедительно свидетельствует уже перечень его работ по самым разным отрасл€м знаний - географии, геологии, биологии, философии, истории, литературе. «начительную часть трудов  ропоткина составл€ют теори€ анархизма, политическа€ публицистика, революционна€ пропаганда. — именем ѕ. ј.  ропоткина св€зано одно из направлений в развитии эволюционной теории „. ƒарвина. ќн известен как историк ¬еликой французской революции. Ѕольшой научный интерес представл€ют его исследовани€ по истории и теории этики. ѕеру ѕ. ј.  ропоткина принадлежат блистательные "«аписки революционера", которые не могут оставить равнодушным того, кто интересуетс€ историей, задумываетс€ над вопросами нравственности, духовности, культуры. Ёта книга по широте охвата действительности, стремлению создать летопись освободительного движени€, запечатлеть эпоху в образах людей приближаютс€ к шедевру русской и мировой литературы - "Ѕылому и думам" ј. ». √ерцена.

ѕетр  ропоткин фотографи€
ѕетр  ропоткин фотографи€

ѕ. ј.  ропоткин родилс€ в 1842 г. в ћоскве. ќн происходил из древнего кн€жеского рода, который, по преданию, вел свою историю от –юриковичей. ѕо линии матери он был внуком геро€ войны 1812 г. генерала —улимы, потомка вольнолюбивых запорожских казаков. ќтец  ропоткина, јлексей ѕетрович, - отставной офицер, двор€нин, владел имени€ми в трех губерни€х и более чем тыс€чью крепостных. ћать, ≈катерина Ќиколаевна, умерла, когда мальчику было три с половиной года. ”мна€, жизнерадостна€ женщина, с достаточно широким кругом духовных запросов, по-доброму относивша€с€ к дворовым, она пользовалась их огромным уважением. “еплые чувства к ней эти люди перенесли и на осиротевших детей, которых очень любили и, как могли, защищали от неправедного гнева отца.

ƒва мира формировали характер ѕетра: с одной стороны - мир людей труда, крепостных, с другой - мир господ, двор€н. –ебенок вырос в семье отнюдь не самого жестокого крепостника. Ќо и то, что довелось ему увидеть и пережить, оставило неизгладимый след в душе на всю жизнь. ¬ "«аписках революционера" воспроизводитс€ вынесенна€ из детства щем€ща€ сцена реакции мальчика на униженное состо€ние крепостного, который подвергс€ физическому наказанию по приказу отца. ƒвижимый чувством сострадани€ к подневольному человеку, ребенок бросилс€ к дворовому, чтобы поцеловать его руку. Ќо тот отстранил мальчика со словами: "...Ќебось, когда вырастешь, и ты такой же будешь?". » ребенок произнес в ответ, словно кл€тву: "Ќет, нет, никогда!". ћожет быть, уже тогда в душу маленького человека были брошены давшие позже обильные всходы зЄрна протеста против произвола, унижени€ человеческого достоинства.

Ќа воспитании мальчика сказывалось не только общение с людьми труда. ≈го личность формировали и демократически настроенные домашние учител€, одним из которых был студент ћосковского университета Ќ. ѕ. —мирнов. «аметное вли€ние на развитие ѕетра  ропоткина оказал старший брат јлександр, с которым его св€зывали больша€ дружба и духовна€ близость.

ќсенью 1853 г. ѕетр  ропоткин был определен в ѕервую московскую гимназию. «атем он в течение п€ти лет (1857 - 1862) училс€ в ѕажеском корпусе - привилегированном военном учебном заведении. Ёто дл€ него были годы напр€женного труда: он успешно занималс€ физикой, химией, географией, геологией, биологией, политической экономией, философией, историей, про€вл€€ аналитический склад ума. “огда же по€вились и первые общественные интересы ѕ. ј.  ропоткина. Ќесмотр€ на закрытый характер учебного заведени€, антикрепостнические настроени€ проникали и в его стены. —очинени€ ј. ». √ерцена, Ќ. ј. ƒобролюбова, Ќ. √. „ернышевского формировали у молодежи критическое отношение к действительности. ѕеред ѕ.  ропоткиным открывалась блест€ща€ карьера, тем более что его как первого ученика выпускного класса приблизил к себе јлександр II (ѕетр стал личным камер-пажем императора). Ќо юноша вынашивал план стать ученым и послужить обществу. ÷арский ћанифест 19 феврал€ 1861 г. породил у многих либеральные надежды. ѕо окончании ѕажеского корпуса в 1862 г. ѕ.  ропоткин, несмотр€ на желание отца видеть его гвардейским офицером, выбрал себе службу в јмурском конном казачьем войске, вознамерившись способствовать реформам в далекой —ибири.

ѕрибыв на новое место, ѕ.  ропоткин сразу попадает в либерально настроенную среду. ‘изически крепкий, сероглазый, с высоким лбом, каштановыми волосами и правильными чертами лица, молодой офицер расположил к себе окружающих умом, веселостью, добротой и огромной энергией. ≈го могли видеть участником любительских спектаклей и танцевальных вечеров. Ќо у кн€з€ были серьезные планы, большие надежды. ≈го радовала возможность зан€тьс€ живым, полезным дл€ общества делом. ќн работал в двух комисси€х - по подготовке проекта реформ тюрем и систем ссылки и по составлению проекта городского самоуправлени€. ѕоездки, заседани€, изучение литературы дл€ обосновани€ реформ поглощали все врем€. ћолодой офицер занималс€ расследованием дел, св€занных со злоупотреблением властью должностными лицами, принимал участие в вершении судеб конкретных людей. Ќо реформаторский потенциал "верхов" скоро ослабел, это остро чувствовалось на местах. Ѕюрократическа€ система на глазах хоронила планы демократических преобразований, затормозилась, а затем прекратилась вовсе работа комиссий по подготовке реформ. “а€ли надежды на возможность реформистского способа решени€ назревших общественных проблем. Ќо де€тельный по натуре ѕ. ј.  ропоткин искал практического применени€ своим знани€м и силам.

¬ —ибири произошло становление ѕ. ј.  ропоткина как путешественника, исследовател€ природы, натуралиста. ѕервой пробой сил, испытанием воли было его участие в трудном и опасном сплаве барж по јмуру с целью оказани€ продовольственной помощи местному населению. «атем молодой ученый получил предложение отправитьс€ в экспедицию в —еверную ћаньчжурию дл€ разведки кратчайшей дороги к плодородным долинам јмура и самой реке. –езультатом этой первой научной экспедиции стали открытие новой вулканической области, нагорь€ на Ѕольшом ’ингане, дороги через него и описание пр€мого пути на јмур. Ћетом 1865 г.  ропоткин организовал экспедицию с целью определени€ масштабов ледниковых отложений в »ркутской губернии. ѕутешествие дало импульс формированию идеи о рельефе —ибири и ледниковых €влени€х. ¬ следующем году была осуществлена крайне трудна€, но очень результативна€ в плане научной и практической значимости ќлекминско-¬итимска€ экспедици€, за которую –усское географическое общество присудило 22-летнему исследователю золотую медаль. ¬ ходе этой экспедиции ѕ. ј.  ропоткиным были завершены трехлетние геологические наблюдени€, обнаружены следы ледников на ѕатомском нагорье, получены данные о том, что —ибирь от ”рала до “ихого океана - не равнина, как изображали на карте, а громадное плоскогорье. »з своих экспедиций и путешествий ѕ. ј.  ропоткин стремилс€ извлечь максимальную пользу дл€ развити€ сибирского кра€. ќн делал тщательное исследование хоз€йственного положени€ уссурийского казачества, ежегодно страдавшего от недорода, разрабатывал необходимые меры по оказанию ему помощи. Ќо отданное на откуп безразличным чиновникам практическое осуществление этих мер полностью дискредитировало задуманный план. "» так дело шло всюду, начина€ от «имнего дворца до ”ссурийского кра€ и  амчатки", - писал позже ѕ. ј.  ропоткин. ¬се это заставило его навсегда расстатьс€ с иллюзией, что с помощью административной машины можно сделать что-то полезное дл€ народа.

¬месте с тем наблюдени€ за жизнью и бытом множества людей кочевых племен коренного населени€ —ибири, духоборов, переселившихс€ на јмур, общение с казаками во врем€ путешествий дали  ропоткину пищу дл€ раздумий о созидательной работе "неведомых масс, о которых редко упоминаетс€ в книгах", привели к осознанию роли этих масс "в крупных исторических событи€х - переселени€х, войнах, выработке форм общественной жизни". ѕри этом он акцентировал внимание на "полукоммунистической жизни" общин духоборов, подчеркива€ преимущества этих форм устройства жизни перед другими. ќдновременно, размышл€€ над вопросом функционировани€ овеществленного организма,  ропоткин пришел к выводу о порочности государственной бюрократической централизации. √осударственной дисциплине, т. е. дисциплине по приказу, он противопоставл€л действи€ людей на началах взаимного понимани€ и напр€жени€ "воли всех, направленной к общей цели". ¬ этих рассуждени€х, бесспорно, прослеживаютс€ элементы анархических идей. «десь, в —ибири, в 1864 г.  ропоткин впервые познакомилс€ со взгл€дами ѕ. ∆. ѕрудона.

Ћучшие дн€

ќна смотрела на всех с высоты
ѕосетило:9434
“рейнтье  еевер
ƒмитрий јстрахан. Ѕиографи€
ѕосетило:1638
ƒмитрий јстрахан
‘лера —улейманова. Ѕиографи€
ѕосетило:253
‘лера —улейманова

√оды пребывани€ в —ибири не только закалили  ропоткина физически и морально, но и сыграли важную роль в формировании его мировоззрени€. "... ¬ —ибири, - писал он, - € утратил вс€кую веру в государственную дисциплину: € был подготовлен к тому, чтобы сделатьс€ анархистом".

ѕосле прин€ти€ решени€ о выходе в отставку, вызванного не только давней мечтой получить университетское образование, но и известным разочарованием в офицерской службе, особенно после жестокого подавлени€ в 1866 г. восстани€ ссыльных пол€ков в —ибири,  ропоткин в 1867 г. оставил службу и возвратилс€ в ѕетербург. ¬ том же году он был зачислен на физико-математический факультет университета. ќсновательное знание математики было дл€ него фундаментом дл€ дальнейшей научной работы. ∆ил студент  ропоткин без какой бы то ни было помощи отца, зарабатыва€ литературными трудами (переводами, очерками). „ислилс€ чиновником статистического комитета ћинистерства внутренних дел. јктивно входил в научную работу –усского географического общества. «накомилс€ с крупнейшими русскими путешественниками и географами: Ќ. ћиклухо-ћаклаем, ј. ‘едченко, Ќ. —еверцовым, Ќ. ѕржевальским. ћного занималс€ вопросами, св€занными с планами √еографического общества по исследованию јрктики. ¬ынашивал грандиозный замысел - создать полное географическое описание –оссии, св€зав природные услови€ с хоз€йственной де€тельностью человека. ќбработать и свести воедино сведени€, накапливавшиес€ в √еографическом обществе, можно было зан€в пост секретар€ этого общества. Ќо когда в 1871 г.  ропоткин получил такое почетное предложение, он отказалс€ от него. ќтказалс€ не потому, что охладел к научным исследовани€м. –ыцарем науки он оставалс€ до конца жизни. Ќо ум и сердце его, нар€ду с наукой, захватил огромный интерес к революционной работе.

¬ 1872 г.  ропоткин получил разрешение на поездку за границу.  ратковременное пребывание в Ўвейцарии стало одним из последних звеньев в формировании его политической ориентации. «десь он вступил в одну из секций I »нтернационала, с упоением читал социалистическую и анархическую прессу, познакомилс€ с виднейшими последовател€ми учени€ ћ. ј. Ѕакунина. Ѕольшое впечатление на ѕ. ј.  ропоткина произвело знакомство с организацией жизни и труда швейцарских часовщиков в рамках ёрской ‘едерации, котора€ пыталась реализовать на практике анархистскую идею "безначали€". ≈го радовало здесь и "отсутствие разделени€ на вожаков и р€довых", и то, что вожаки "скорее люди почина", чем "руководители".  огда  ропоткин уезжал в –оссию, взгл€д его на социализм окончательно определилс€. "я стал анархистом", - вспоминал он.

¬ том же году, не оставл€€ работу секретар€ отдела физической географии –усского географического общества, ѕ. ј.  ропоткин стал членом наиболее значительной из ранних народнических организаций - кружка "чайковцев". ¬месте с ћ. ј. Ќатансоном, Ќ. ¬. „айковским, —. Ћ. ѕеровской, —. ћ.  равчинским и др. он вел революционную агитацию среди рабочих ѕетербурга. ќвладел навыками конспирации.  н€зь, ученый, он заказывал карету, котора€ доставл€ла его в одно из гр€зных предместий города. ¬ невзрачный дом входил из€щно одетый молодой человек в очках; а выходил оттуда степенный кресть€нин в ситцевой рубахе и грубых сапогах. » лишь окладиста€ темно-руса€ борода выдавала свою принадлежность одному и тому же человеку. ƒва года работы в кружке "чайковцев" окончательно определили судьбу  ропоткина.

21 марта 1874 г. ученый сделал сенсационный доклад в √еографическом обществе о существовании в недалеком прошлом ледниковой эпохи. ј на следующий день он был арестован за принадлежность к тайному революционному кружку и заключен в ѕетропавловскую крепость. «начимость сделанного к тому времени ѕ. ј.  ропоткиным в науке была столь велика, что ему, по личному распор€жению цар€, были предоставлены перо и бумага, а значит, возможность работать в тюрьме. «десь, в каземате со спертым воздухом, маленьким оконцем под потолком, он написал свои знаменитые "»сследовани€ о ледниковом периоде", в которых утвердил ледниковую теорию - одну из важнейших в науках о «емле. ќзнакомитьс€ в тюрьме со всей доступной литературой, необходимой дл€ обосновани€ этой теории, ему помогло хорошее знание английского, французского, немецкого, италь€нского €зыков и быстрое освоение шведского и норвежского.

”слови€ тюремного заключени€, напр€женный умственный труд подорвали здоровье  ропоткина. Ѕольного, с признаками цинги, его перевели в тюремный госпиталь, откуда летом 1876 г. с помощью друзей он совершил дерзкий побег.

»так, свобода после двух мучительных лет заключени€... Ќо оставатьс€ в –оссии  ропоткину было нельз€, и он покинул родину. Ќачалась 40-летн€€ вынужденна€ эмиграци€. ¬ –оссию ѕ. ј.  ропоткин смог вернутьс€ лишь в 1917 г. ¬се т€готы жизни и труда ученого и революционера-изгнанника мужественно раздел€ла с ним в течение долгих лет замечательна€ женщина - —офь€ √ригорьевна  ропоткина, ставша€ в 1878 г. его женой.

√оды эмиграции не укротили свободолюбивый дух  ропоткина. Ќа «ападе ѕетр јлексеевич близко познакомилс€ со многими де€тел€ми русского и международного революционного движени€, особенно анархистского. ѕод угрозой ареста участвовал в ћеждународном социалистическом конгрессе в √енте (Ѕельги€). ¬о ‘ранции выступал на собрани€х и митингах, посв€щенных годовщине ѕарижской  оммуны. ¬ Ўвейцарии во врем€ разгона рабочей демонстрации м€тежный кн€зь отбивал знам€ у нападавших полицейских, дралс€, получал удары. ƒважды (в 1897 и 1901 гг.) ездил в  анаду, где активно вел пропаганду своих взгл€дов. ¬ эмиграции за€вил о себе как один из крупнейших революционеров-публицистов. ¬ 1879 г. в ∆еневе начал издавать газету "Ѕунтарь".

÷арское правительство вело слежку за  ропоткиным как опасным политическим преступником. "—в€щенна€ дружина" - организаци€, созданна€ при јлександре III с целью пресечени€ революционного движени€ и имевша€ заграничную агентуру, - вынесла  ропоткину смертный приговор. Ќе оставл€ло его без внимани€ и французское правительство. ¬ конце 1882 г. группы анархистов с целью обострени€ политической обстановки произвели в Ћионе несколько взрывов. ¬ласти ‘ранции и Ўвейцарии усилили репрессии против лидеров анархистского движени€, в том числе и  ропоткина, непричастного к этим акци€м. ¬ числе других он был арестован по обвинению в принадлежности к уже не существовавшему »нтернационалу и приговорен к п€ти годам тюремного заключени€. ¬ защиту  ропоткина выступили прогрессивные де€тели: философ √. —пенсер, поэт ј —уинберн, писатель ¬. √юго и др., подписавшие петицию о его освобождении. Ћишь после трех лет заключени€, в €нваре 1886-го,  ропоткин был освобожден, а вскоре переехал в јнглию.

«а границей ѕетр јлексеевич  ропоткин написал свои основные произведени€: "–ечи бунтовщика" (1885 г.), "¬ русских и французских тюрьмах" (1887 г.), "’леб и вол€" (1892 г.), "¬заимна€ помощь, как фактор эволюции" (1902 г.), "«аписки революционера" (1902 г.), "»деалы и действительность в русской литературе" (1905г.), "¬елика€ французска€ революци€ 1789-1793" (1909 г.), "—овременна€ наука и анархи€" (1913 г.) и др.

“ам же он за€вил о себе как крупнейший теоретик анархизма, после смерти ћ. ј. Ѕакунина (1876 г.) стал наиболее авторитетным творцом одной из форм этого течени€ - анархо-коммунизма.

 ак ученый-естествоиспытатель  ропоткин стремилс€ поставить разработку теории анархизма на научную основу. ƒл€ него анархизм не просто идеал свободного безгосударственного общественного устройства, а философи€ - философи€ и природы, и человеческого общества. Ёто мировоззрение, которое воспринимает человека как часть органического мира. ћетод познани€ ѕ. ј.  ропоткина основан на единстве всего живого на земле и общем дл€ всех законе взаимной помощи и солидарности. Ётот закон составл€ет своего рода стержень всей социальной концепции  ропоткина.

ќбоснование своей позиции по этому вопросу ученый дал в работе "¬заимна€ помощь, как фактор эволюции", исход€ как из личного опыта, так и имевшихс€ к тому времени научных идей. јвтор отмечал, что во врем€ путешествий в ¬осточной —ибири и —еверной ћаньчжурии его особенно поразили две черты в жизни животных: с одной стороны, необычайна€ суровость их борьбы за существование в услови€х безжалостной природы, с другой - отсутствие острой борьбы животных одного вида. ”  ропоткина вызывали чувство протеста те работы, в которых утверждалось, что борьба каждого отдельного животного против всех сородичей и каждого отдельного человека против всех людей €вл€етс€ "законом природы". ћежду тем, считал ученый, помимо закона взаимной борьбы в природе существует и закон взаимной помощи, который играет значительно большую роль в развитии всего живого. Ёто утверждал, в частности, известный русский зоолог  . ‘.  есслер, развива€ идеи „. ƒарвина. —мерть  . ‘.  есслера в 1881 г. прервала его работу над этой идеей, котора€ настолько заинтересовала  ропоткина, что тот с 1883 г. приступает к сбору материала дл€ ее развити€.

—амобытный исследователь и проницательный ученый,  ропоткин пришел к интересным выводам. „еловек действует на основе закона о взаимной помощи, хот€ и не осознает это.  огда он видит гор€щий дом и хватает ведро с водой, чтобы погасить плам€, то руководствуетс€ отнюдь не любовью к хоз€ину, которого может и не знать, а инстинктом общечеловеческой солидарности, общительности.

»нстинкт взаимопомощи, общительности существует и среди разных "общественных животных", начина€ от самых низших (муравьев, пчел и т. д.). ”ченый, отобрав из множества примеров и фактов самые убедительные, показал, как стремление к общительности помогало животным высто€ть в борьбе и сохранить свой вид. »менно этот инстинкт, развивавшийс€ в течение долгого времени среди животных и людей, научил их "сознавать силу, которую они приобретают, практику€ взаимную помощь и поддержку...".  ропоткин исследовал взаимопомощь среди племен бушменов, готтентотов, эскимосов, вы€вл€€ ее роль в создании таких форм человеческого общежити€, как род и община, в период средневековь€ - цехи, гильдии, вольные города, в новое врем€ - страховые общества, кооперативы, объединени€ людей по интересам (научные, спортивные и др. общества), раскрывал солидарность рабочих во врем€ их выступлений против буржуазии и т. д.

Ќа основе проведенного анализа ученый обосновал закон взаимной помощи и солидарности как всеобщий биосоциологический закон, который действует как непременное условие прогресса человеческого общества, как фактор его эволюции. ќбъединение, взаимодействие - непреложные средства дл€ безопасности и каждого в отдельности, и всех вместе, важнейша€ гаранти€ физического, умственного и нравственного развити€. ¬от чему учит нас ѕрирода, утверждал  ропоткин. ≈е голосу вн€ли все животные, которые достигли наивысшего положени€ в соответствующих классах. Ётому велению ѕрироды подчинилс€ и человек.

Ќо есть еще одна чрезвычайно важна€ сторона этого учени€ - его величайший гуманизм. ƒл€ ѕ. ј.  ропоткина "взаимопомощь", "солидарность" - не абстрактные пон€ти€, а нравственные категории, фундамент его этических воззрений. "„то взаимна€ помощь, - писал он, - лежит в основе всех наших этических пон€тий, достаточно очевидно". ¬от почему в своей последней работе "Ётика", оставшейс€ незавершенной,  ропоткин вновь возвращалс€ к этому закону. "ќбщественный инстинкт, прирожденный человеку, как и всем общественным животным, - вот источник всех этических пон€тий и всего последующего развити€ нравственности", - писал он. »менно на основе этого закона ѕ. ј.  ропоткин формулировал свою этическую концепцию, рассматрива€ взаимопомощь как исходный принцип формировани€ нравственности человека. ѕрактика утверждени€ взаимопомощи в процессе длительной эволюции человечества, по мнению  ропоткина, логически "ведет к развитию чувства справедливости с его неизбежным чувством равенства или равноправи€...". –авенство в социальном плане - это и есть идеал анархо-коммунизма. ¬месте с тем в трактовке  ропоткина равенство есть признание свободной личности, права на ее всестороннее развитие, что €вл€етс€ также важнейшей исходной посылкой анархистской доктрины. ѕроблемы этики, таким образом,  ропоткин неразрывно св€зывал с обоснованием анархистского идеала.

Ћичную свободу, неизменно подчеркивал  ропоткин, душит государство, его военно-бюрократическа€ организаци€, система образовани€, воспитани€ и т. д. √осударство - главное зло, которое делает человека рабом. ќно покровитель крепостничества, "защитник собственности, основанной на захвате чужой земли и чужого труда". “еоретик анархизма ставил вопрос так: либо государство раздавит личность и местную жизнь, либо оно должно быть разрушено, что будет означать возрождение новой жизни. Ѕудущее же безгосударственное общество  ропоткин представл€л в виде вольного федеративного союза самоуправл€ющихс€ единиц - общин, территорий, автономий и пр., над которыми не т€готеет центральна€ власть и которые стро€т свои взаимоотношени€ на принципе добровольности и "безначали€".

ќднако ѕ. ј.  ропоткин, как и ћ. ј. Ѕакунин, при общем отрицательном отношении к государству, признавал все же относительную ценность некоторых государственных форм, в частности демократической федеративной республики, котора€ не сосредоточивает всю власть в центре, а предполагает областную и общинную самосто€тельность.

¬ –оссию ѕ.  ропоткин вернулс€ в июне 1917 г. Ќа вокзале в ѕетрограде, несмотр€ на поздний час, его встречали тыс€чи людей, члены ¬ременного правительства во главе с ј. ‘.  еренским, почетный караул, корреспонденты. ¬ременное правительство наде€лось использовать в своих цел€х всемирно известного ученого и революционера. ¬ июле 1917 г. ј. ‘.  еренский предложил ѕ. ј.  ропоткину войти в состав правительства, на что тот, верный анархистскому идеалу, ответил, что считает ремесло чистильщика сапог более честным и полезным, чем участие в государственной власти. ѕервое врем€ он жил в ѕетрограде, с августа 1917 г. - в ћоскве. ¬есной 1918 г. перебралс€ с семьей в подмосковный ƒмитров.

ѕослефевральска€ –осси€ была далека от идеалов  ропоткина. —вобода в стране во многом €вл€лась следствием падени€ прежней, очень сильной власти и нередко выливалась в уродливые формы. –еволюционер не мог не видеть, как идеи всей его жизни перечеркивались случайными, подчас уголовного типа людьми, прикрывавшимис€ анархистскими лозунгами. “€желое впечатление произвела на него встреча с питерскими анархистами. ѕри посещении их штаба он увидел грубых, разв€зных, бр€цавших оружием молодцев. “акие люди действительно понимали свободу как вседозволенность. "» дл€ этого € всю жизнь работал над теорией анархизма!" - с горечью воскликнул старый революционер при встрече с √. ¬. ѕлехановым, тоже вернувшимс€ из эмиграции. — неменьшей болью первый русский марксист ответил ему: "я в таком же положении. ћог ли € думать, что мо€ проповедь научного социализма приведет ко всему тому, что говор€т и делают сейчас...".

ќкт€брьскую революцию ѕ. ј.  ропоткин встретил с большим воодушевлением, вид€ в самом факте свержени€ власти буржуазии путь к реализации своего идеала. ќтойд€ от прежнего взгл€да на возможность сиюминутного осуществлени€ модели безгосударственного общества и фактически высказавшись в пользу федеративной республики, он в 1917-1918 гг. принимал участие в работе Ћиги федералистов, созданной дл€ пропаганды идей федерализма и децентрализма. ¬ подготовленном им обращении ћосковской Ћиги федералистов о задачах Ћиги (1918 г.) говорилось, что восстановить прежнюю форму единства страны, распавшейс€ в результате свержени€ царизма, нельз€, ибо это единство держалось на насилии. ≈динственным спасением –оссии называлось "превращение ее в тесный союз (федерацию) свободных областей и народов...". ѕри этом особо подчеркивалось, что "в основе общественного устройства –оссии должен лежать не государственный централизм, а местна€ самосто€тельность (автономи€) и федеративное (союзное) добровольное объединение".

  идее —оветов  ропоткин отнесс€ как к великой идее, счита€, что эти органы должны стать орудием строительства новой жизни. ќб этом он за€вил в своем обращении к рабочим и передовым кругам общественности «ападной ≈вропы в 1920 г., осудив вооруженное вмешательство империалистических кругов «апада в дела —оветской –оссии. Ќо он увидел также и огромную опасность, которую таило в себе установление диктатуры одной партии и св€занное с этим неизбежное ограничение демократических свобод. ѕо мнению  ропоткина, это уже привело к утрате значени€ —оветов. Ќо если диктаторский режим еще можно объ€снить необходимостью борьбы со старыми пор€дками, то при переходе к созданию общества на новой экономической основе сохранение этого режима, пророчески предсказал  ропоткин, "вынесет смертный приговор строительству нового общества". ƒаже на маленьком общественном срезе - жизни провинциального ƒмитрова - он видел типичную дл€ всей страны картину: бюрократизацию местных органов власти, засилье в них партийных чиновников, безразличие к нуждам простых людей.

¬ то же врем€ ѕ. ј.  ропоткин, по его собственному признанию, не видел партии, "котора€ могла бы зан€ть место большевиков без того, чтобы это повлекло за собой общую политическую и экономическую реакцию и жестокое кровопролитие". ¬ черновых набросках и письмах он давал суровую оценку происходившему в стране. ¬ неопубликованной статье "—овременное положение –оссии"  ропоткин констатировал, что "долго задержанна€ потребность реформ пробилась в форме революции". Ќо попытка социальной перестройки страны прин€ла характер €кобинской диктатуры, убившей, как и в 1793 - 1794 гг. во ‘ранции, самосто€тельность и инициативу народа. Ќачата€ в такой форме революци€ "неизбежно ведет к реакции". ¬ письмах к ¬. ». Ћенину ѕ. ј.  ропоткин осудил красный террор и особенно потр€сшее его, старого революционера, введение большевиками института заложничества. ѕодобные акции он назвал недостойными руководителей социальной революции. Ќо он не выступил с публичным осуждением крайностей революционной диктатуры, хот€ многие этого ждали. ѕричиной молчани€ было, очевидно, то, что, счита€ диктатуру временным €влением,  ропоткин все же наде€лс€, что большевики "через свои ошибки придут в конце концов к тому безвластию, которое и есть идеал". ћечту об осуществлении этого идеала революционер пронес через всю жизнь.

"я рассматриваю ќкт€брьскую революцию как попытку довести до логического конца предыдущую ‘евральскую революцию с переходом к коммунизму и федерализму", - говорил он.

ѕ. ј.  ропоткин трижды за 1919- 1920 гг. встречалс€ с ¬. ». Ћениным. ¬ их беседах поднималс€ широкий круг вопросов.  ропоткин высказывал свое видение происходившего в стране, говорил о непор€дках на местах, защищал интересы кооператоров, страстно отстаивал идеалы "безгосударственного" коммунизма. Ћичными встречами с ¬. ». Ћениным и письмами к нему ѕ. ј.  ропоткину иногда удавалось см€гчить жесткость революционной власти. ≈сть свидетельства современников о том, что ¬. ». Ћенин под вли€нием ѕ. ј.  ропоткина отменил данное в но€бре 1918 г. местным отделам „  разрешение проводить расстрелы без суда и следстви€, что спасло жизнь многим люд€м.

ѕо возвращении на родину  ропоткин фактически отошел от практического участи€ в русском анархическом движении. ¬ ћоскве его навещали видные анархисты я. ». Ќовомирский и ј. ј. Ѕоровой, предлагали сотрудничать в анархистской газете. ѕодобные предложени€ он получал и в ƒмитрове, но отказывалс€ их прин€ть. ќднако в письме-статье "„то же делать?" (но€брь 1920 г.)  ропоткин высказал свою готовность в интересах "построительной работы" объединить вокруг себ€ способных к этому людей из анархистов и призвал представителей других партий и всех слоев общества к гражданскому миру и согласию, вид€ в развитии общества в лучшую сторону способ борьбы с диктатурой.

¬ голодной, разоренной стране ѕ. ј.  ропоткину жилось трудно. —казывалс€ возраст, подводило здоровье. ѕродукты питани€, топливо, элементарные услови€ дл€ научной работы - все было проблемой. Ќо он мужественно переносил все лишени€, с благодарностью интеллигентного человека принимал про€влени€ внимани€ к себе со стороны руководства страны. Ќа приглашение своих искренних почитателей из Ўвеции переехать на жительство в их страну ответил отказом, посчитав, что в такой ответственный момент его место здесь, в –оссии. Ќасколько позвол€ло здоровье,  ропоткин принимал участие в общественной жизни: выступал на учительском съезде и съезде кооператоров, заинтересованно поддерживал идею создани€ местного краеведческого музе€. ¬се остававшиес€ силы ученый отдавал завершению одной из лучших своих книг - "Ётика". »сторический оптимист, он утверждал в ней идеалы добра, веру в величие человека, мудрость народа. «авершить работу не удалось. ¬ феврале 1921 г.  ропоткин скончалс€. ќн был похоронен на Ќоводевичьем кладбище в ћоскве.

ѕетр јлексеевич  ропоткин - поистине €вление не только отечественной, но и мировой культуры. ¬есь свой могучий талант исследовател€ природы и общества он посв€тил одной цели - сделать достойной жизнь человека, гармонизировать общественные и личные интересы, научить каждого ощущать себ€ органической частью природы.

’орошо написано.
kamerton 03.02.2007 12:48:53
автору респект ;)




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕосол —очи 2014
ѕосетило:20337
ќлес€ ¬ладыкина
ќснователь автомобилестроительной компании Ђ‘еррариї
ѕосетило:12299
Ёнцо ‘еррари
—оздатель лучшей снайперской винтовки
ѕосетило:10509
≈вгений ƒрагунов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru