Владимир Ковалевский

Vladimir Kovalevsky

Фотография Владимир Ковалевский (photo Vladimir Kovalevsky)

День рождения: 02.08.1842 года
Место рождения: д. Шустянка, Россия
Дата смерти: 15.04.1883 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Российский революционер, геолог, палеонтолог-эволюционист

Российский геолог, палеонтолог, основатель эволюционной палеонтологии, доктор философии. Муж Софьи Ковалевской, брат зоолога Александра Ковалевского.

16.12.2017

Владимир Онуфриевич Ковалевский родился в октябре 1842 года в имении своих родителей деревне Шустянка Динабургского уезда Витебской губернии. Его брат Александр стал впоследствии известным эмбриологом. Владимир окончил Училище правоведения, где подготовлялись высшие административные чиновники государства, однако по этому пути не пошёл. В 1868 году вступил в фиктивный брак с дочерью генерала Софьей Корвин-Круковской, и они вместе уехали за границу, в Германию, где Софья Ковалевская поступила в Гейдельбергский университет. Фиктивные браки заключались обычно с целью освобождения молодых девушек от родительской власти, для того чтобы ехать за границу учиться: в России в то время высшее образование для женщин было недоступно. Впоследствии брак стал фактическим.За границей В. О. Ковалевский занялся изучением естественных наук. Особенно увлекла его палеонтология — наука о древних ископаемых организмах, тогда еще мало разработанная область знания. За несколько лет Владимир Онуфриевич Ковалевский самостоятельно в совершенстве овладел ею, читая специальную иностранную литературу. Он ознакомился с коллекциями остатков ископаемых животных в европейских музеях. Горячий сторонник эволюционного учения Чарлза Дарвина, В. О. Ковалевский поставил своей целью доказать справедливость этого учения, используя палеонтологические находки, особенно копытных, наиболее полно представленные в музеях. В 1871 году посещают осажденный Париж, где находится сестра Софьи — революционерка Анна Васильевна Корвин-Круковская. Короткое время участвуют в деятельности Парижской коммуны. После её падения помогают спасти Виктора Жаклара — коммунара и мужа Анны. В. О. Ковалевский пропагандирует учение Чарльза Дарвина. В 1872 г. в Йенском университете получил степень доктора философии. В. О. Ковалевский хотел иметь учёную степень от русского университета. Весной 1873 г. он сделал неудачную попытку получить степень магистра в Одессе. В 1875 году получил степень магистра минералогии в Петербургском университете. В 1881 году избран доцентом кафедры геологии Московского университета. В последние годы жизни одновременно с научной работой занимался предпринимательской деятельностью.Владимир Ковалевский привидение Покончил жизнь самоубийством, не выдержав личной драмы (разрыв с женой — знаменитым математиком С. В. Ковалевской) и последствий финансового краха его фирмы. Пришла телеграмма о судебном процессе против промышленного общества, директором которого он ранее состоял. В. О. Ковалевский спешно возвратился в Москву и в ночь с 27 на 28 апреля 1883 г., не дождавшись суда, кончает жизнь самоубийством. Константиново — пункт нахождения нефтехимического предприятия В. И. Рагозина (на Волге, вблизи Ярославля), партнера В. О. Ковалевского. В Константинове в 1881 жил и работал Д. И. Менделеев, также сотрудничавший с В. И. Рагозиным.Работы Владимира Онуфриевича Ковалевского посвящены проблеме эволюции копытных животных. Изменения в строении их скелета он связал с изменениями условий среды обитания. В. О. Ковалевский показал, например, что переход от низкокоронковых зубов и трехпалых конечностей у предков современной лошади к высококоронковым зубам и однопалости у современных лошадей связан с приспособлением к жизни на открытых пространствах, к жесткой пище и быстрому бегу. Изучая кости конечностей третичных копытных, Ковалевский стремился устанавливать филогенетические отношения между отдельными родами, то есть прослеживать филогенетические ряды, которые он считал лучшим доказательством эволюции. Владимир Онуфриевич установил ряд закономерностей эволюции копытных. Так ученый открыл закон, названный его именем (закон Ковалевского): освоение новых экологических зон в той или иной группе организмов сначала осуществляется относительно примитивным способом, без глубоких изменений общего плана строения; позже получают распространение более совершенные типы строения, лучше приспособленные к данной экологической обстановке. В дальнейшем первые вытесняются вторыми. Этому закону подчинено экологическое распространение почти всех живых организмов. Относительная целесообразность строения

Владимир Ковалевский фотография

организма вырабатывается в связи с определенными изменениями среды в результате естественного отбора.Исследования Владимира Онуфриевича Ковалевского убедительно подтверждали мысль Чарлза Дарвина о том, что животные не всегда были такими, как теперь, они изменялись с изменением условий обитания в процессе эволюции.

Жигмонд Кишфалуди-Штробль