Людибиографии, истории, факты, фотографии

Иштван Месарош

   /   

Istvan Meszaros

   /
             
Фотография Иштван Месарош (photo Istvan Meszaros)
   

День рождения: 19.12.1930 года
Возраст: 87 лет

Гражданство: Венгрия

Биография

Экономист и философ венгерского происхождения,

Экономист и философ венгерского происхождения, заслуженный профессор Сассекского университета (Великобритания). Покинул Венгрию после советского вторжения в 1956 году. Его относят к представителям современного западного марксизма. Сам он называл себя постмаркистом.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

22.06.2012

Выходец из рабочей семьи, воспитывался матерью. Начал работать на заводе в возрасте двенадцати лет, подделав свое свидетельство о рождении (минимальный возраст для приёма на работу составлял шестнадцать лет). Молодым работником впервые столкнулся с международной эксплуатацией труда и неравноправием в оплате труда мужчин и женщин — его товарищи, взрослые рабочие, работая на предприятии иностранного владельца (радиозаводе Standard), получали больше, чем его мать, работавшая на венгерского работодателя.

Иштван Месарош фотография
Иштван Месарош фотография

Месарош смог заняться учёбой только после окончания Второй мировой войны и введения бесплатного образования. Входил в Будапештскую школу — работал ассистентом Дьёрдя Лукача в Институте эстетики Будапештского университета, где и защитил в 1954 году докторскую диссертацию. В 1956 году стал ответственным редактором журнала «Раздумья» («Eszmélet»), имевшего марксистскую и антисталинистскую направленность. После поражения Венгерского восстания 1956 года и ввода советских войск был вынужден покинуть страну. В эмиграции жил сначала в Италии, где преподавал в Туринском университете, а позже в Великобританию, где работал в Университете Сент-Эндрюс (Шотландия) и Сассексском университете (Англия).

Реклама:

Награждён Премией имени Кошута (1956), которой его лишили сразу после эмиграции.

Идеи

Иштван Месарош предлагает альтернативную современным господствующим в мире представлениям точку зрения относительно капитала и капитализма, полемизируя с представителями различных школ, начиная от Адама Смита заканчивая Фридрихом Хайеком. Он рассматривает капитал как внутренне противоречивую органическую систему социального метаболизма, и в связи с этими противоречиями последняя не может быть неизменной и вечной, соответственно, ей предстоит перейти в новое качество. Иштван Месарош указывает на углубление структурного кризиса капитала, связанного с достижением его пределов (противоречие между транснационализацией капитала и национальным государством, экологический кризис, структурная безработица, неспособность достичь эмансипации женщин). Данный кризис отличен по своей природе от циклических кризисов капиталистического производства. Структурный кризис капитала стимулирует современный империализм к более агрессивным формам авторитаризма и усилению экспансионистских тенденций.

Иштван Месарош считает, что капитал не является спонтанно координирующейся системой, но имеет жёсткую командную структуру — иерархию и нуждается в контроле, который становится все труднее обеспечить. В связи с этим постреволюционные (посткапиталистические) общества рассматриваются как составные части органической системы капитала, не до конца преодолевшие капитал как общественное отношение, в силу чего возрастает важность переходного периода к социализму, сущность которого заключается в социальной революции (в противовес политической революции, уничтожающей класс капиталистов).

Иштван Месарош положительно оценивает Боливарианскую революцию в Венесуэле; он был личным знакомым и сторонником Чавеса, назвав его «первопроходцем социализма 21 века», ещё до прихода того к власти.

Месарош утверждает, что образование должно быть непрерывным, длиться всю жизнь, иначе это просто не образование. По его мнению, современная система образования, организованная господствующим буржуазным классом, готовит человека к жизни в мире отчуждённого труда, подчиненного капиталу. Она не оставляет ни студентам, ни преподавателям времени на обдумывание необходимости изменения капиталистического строя, не учит путям поиска альтернатив.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Южная красавица
Посетило:442
Ольга Романовская
Анна Павлова: Танцующий бриллиант или ожившее вдохновение
Посетило:433
Анна Павлова
Самый большой обжора в истории
Посетило:476
 Таррар

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history