Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√енри “аубе

Henry Taube

‘отографи€ √енри “аубе (photo Henry Taube)

√од рождени€: 1915 —Ўј
¬озраст: 105 лет
√ражданство: —Ўј

Ѕиографи€

химик

“аубе показал, что существует заметна€ коррел€ци€ между электронной структурой определенных переходных металлов и скорост€ми реакций замещени€ лигандов. ¬ опубликованной в 1952 статье он выдвинул концепцию переноса внутрисферного атома и внешнесферного электрона.

13.01.2004

“ј”Ѕ≈, √≈Ќ–» (Taube, Henry) (р. 1915) (—Ўј). Ќобелевска€ преми€ по химии 1983 года.

√енри “аубе фотографи€

√енри “аубе родилс€ в Ќьюдорфе (провинци€ —аскачеван,  анада), в семье —амюэла “аубе и јльбертины (“иледетски) “аубе. ќкончив местную школу, он поступил в —аскачеванский университет, где в 1935 получил степень бакалавра естественных наук, а два года спуст€ стал магистром. «атем “аубе занималс€ в  алифорнийском университете в Ѕеркли, и в 1940 ему была присуждена докторска€ степень по химии. ќставшись в Ѕеркли в качестве преподавател€, он в течение года вел курс химии дл€ студентов выпускного курса.

¬ 1941 “аубе зан€л должность ассистента в  орнеллском университете и в том же году получил американское гражданство. — 1946 по 1961 он преподавал в „икагском университете, где впоследствии, став полным профессором, с 1956 по 1959 руководил химическим факультетом. — 1962 “аубе Ц профессор химии —танфордского университета, а в 1978 он возглавил там химический факультет.

¬есь этот период “аубе исследовал одну и ту же проблему Ц механизм электронного переноса в окислительно-восстановительных реакци€х.

¬ 40-х годах “аубе разработал новые экспериментальные методы, при которых радиоизотопы использовались дл€ количественного измерени€ и дальнейшего описани€ механизмов окислительно-восстановительных реакций. Ќаличие искусственно получаемых радиоизотопов означало, что скорости окислительно-восстановительных реакций стало возможным измер€ть с помощью изотопных индикаторов.

“аубе особенно интересовали координационные соединени€. ќн описал взаимосв€зь, существующую между скорост€ми окислительно-восстановительных реакций, скорост€ми реакций замещени€ лигандов и электронными конфигураци€ми металлов и комплексов металлов.

“аубе в 1954 опубликовал в ∆урнале јмериканского химического общества статью об окислительно-восстановительных реакци€х координационных соединений. ¬ ней ученый описал механизм восстановлени€ хромом в водном растворе ионного комплекса металла, содержащего кобальт, а также сообщил, что перенос электрона от хрома к кобальту осуществл€етс€ промежуточным соединением, в котором хлорид временно образует так называемый мостик. ¬ыдвинута€ концепци€ промежуточного мостика объ€снила, каким образом происходит эта реакци€.

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
Ћеонид Ѕыков

¬ 1969 “аубе вместе с коллегой,  . рейтцем, получил и описал новый вид положительно зар€женного иона. Ќазванный катионом со смешанной валентностью, он состоит из двух атомов рутени€, каждый из которых св€зан с п€тью молекулами аммиака, с пиразиновым кольцом, образующим мостик между ионными комплексами. Ётот катион со смешанной валентностью, известный в насто€щее врем€ как ион  рейтца Ц “аубе был использован в 70-е годы “аубе и его коллегами дл€ изучени€ скоростей и механизмов внутримолекул€рного переноса электрона в окислительно-восстановительных реакци€х.

Ёлектронный перенос принципиально важен в промышленных процессах и в биологических системах (фиксаци€ азота, фотосинтез, биологическое окисление). ѕеренос в неорганических комплексах, изученный “аубе, €вилс€ моделью €влений, протекающих при биохимических реакци€х. ¬ насто€щее врем€ известно, что предложенные им механизмы участвуют в процессе переноса энергии в самых разнообразных биологических системах. ѕроведенное исследование св€зи между скорост€ми реакций замещени€ атомов кислорода и электронной структурой переходных металлов внесло определенный вклад в понимание (в терминах квантовой механики) клеточного гидроксилировани€ и цитохром-ферментных систем.

¬ 1976 “аубе и его коллеги получили комплекс технеци€, который в насто€щее врем€ используетс€ в качестве меченой молекулы в клинической радиоактивной медицине. ќни также изучили химию осми€ и приготовили первый комплекс с диазотным мостиком дл€ дальнейшего про€снени€ структурных деталей химической св€зи между металлами и их лигандами.

¬ 1983 “аубе была присуждена Ќобелевска€ преми€ Ђза изучение механизмов реакций с переносом электрона, особенно комплексов металловї. ¬о вступительной речи от имени Ўведской королевской академии наук ».Ћиндквист проследил развитие химии от работ —.јррениуса над реакци€ми с переносом электрона до вклада “аубе в этой области. ¬ своем ответном выступлении “аубе говорил о пользе химии в жизни человека. Ђќднако пользу, приносимую наукой, нельз€ оценивать только в терминах физики, Ц продолжал он. Ц Ќаука как упражнение интеллекта обогащает нашу культуру и сама по себе действует облагораживающе.  ажда€ нова€ информаци€ о том, как атомы, взаимодейству€, Ђсамовыражаютс€ї в структуе и превращени€х Ц и не только в мертвой материи, но особенно в живой, Ц вызывает трепетї.

—вободное врем€ ученый проводит, коллекциониру€ музыкальные записи или работа€ в саду.

«о€ «арубина Ч человек-легенда