Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒмитрий ћенделеев

Dmitry Mendeleev

‘отографи€ ƒмитрий ћенделеев (photo Dmitry Mendeleev)

ƒень рождени€: 08.02.1834 года
ћесто рождени€: “обольск, –осси€
ƒата смерти: 02.02.1907 года
ћесто смерти: —анкт-ѕетербург, –осси€
¬озраст: 72 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:

¬селенна€ ћенделеева

рупнейший химик, открывший периодический закон элементов

»сполнилось 190 лет нашему великому соотечественнику, создателю ѕериодической системы элементов ƒмитрию »вановичу ћенделееву. ¬ российском сознании он стоит вторым - Ћомоносов, ћенделеев, ѕавлов,  урчатов,  оролев. Ќа самом деле ћенделеева надо записывать отдельной строкой, он ни в каком р€ду, его научный подвиг не имеет аналога.

08.02.2024

–усскому человеку несвойственно размениватьс€ на мелочи. ¬ чем уж тут дело - огромные ли пространства, зима ли по полгода, или отсутствие дорог, но именно в нашем отечестве граждане предпочитали замахиватьс€ сразу на основы мироздани€.  азалось бы, калужскому учителю лучше было бы усовершенствовать слуховой аппарат, крайне ему необходимый, - так нет, ÷иолковский зан€лс€ межпланетными путешестви€ми и заселением других планет. ѕрекрасный геохимик ¬ернадский - нет чтобы и дальше камешки изучать - придумал какой-то разумный слой на планете «емл€, ноосферу. Ѕуквально все событи€ на «емле „ижевский объ€снил вли€нием —олнца.  ороче, не хочетс€ в –оссии копатьс€ в мелочах, это пусть немец делает. ј у нас прин€то создавать всеобъемлющие - и чаще всего нелепые - теории при минимуме экспериментальных данных.

ƒмитрий ћенделеев фотографи€

Ќо чудеса иногда случаютс€, попалс€ бы только подход€щий гений. ¬от таким был ƒмитрий »ванович ћенделеев, создавший свою великую ѕериодическую систему. ќб этом не прин€то говорить, но совершенно €сно, что построить ее на основании имевшихс€ данных было просто невозможно.

ѕосмотрим на нарисованную самим автором открыти€ рукописную табличку.   тому времени было известно всего чуть более 60 элементов с их атомными весами (сейчас почти вдвое больше). »де€ расположить элементы по пор€дку возрастани€ их атомных весов совершенно естественна и банальна. Ќесколько сложнее было заметить периодические закономерности в этом р€ду, но и здесь было немало сделано до ћенделеева. ”же существовало "правило октетов" (химические свойства каждого восьмого элемента очень близки), "правило триад" (в каждой тройке близких по свойствам элементов средний элемент обладает и средним атомным весом). ќднако никому из исследователей не удавалось, пусть даже с использованием этих закономерностей, построить систему дл€ всех известных элементов. ќбъ€сн€лось это тем, что и свойства многих элементов были неизвестны или определены неверно, и атомные веса р€да элементов были измерены неправильно.

ƒмитрий ћенделеев фотографи€

Ќесмотр€ на свое еще юношеское преклонение перед Ќьютоном, автор ѕериодической системы был великим химиком, а не физиком. ѕоэтому за основу своей системы он вз€л химические свойства элементов, решив расположить химически похожие элементы друг под другом, но соблюда€ принцип возрастани€ атомных весов. Ќичего не выходит! Ѕериллий нарушает всю картину уже в первой строчке будущей таблицы - углерод оказываетс€ аналогом алюмини€, а немного дальше таким аналогом оказываетс€ и титан. » то и другое с точки зрени€ химических свойств элементов €вл€етс€ совершеннейшим нонсенсом. ¬от тут бы и прекратить поиски периодичности - и некоторые крупнейшие ученые того времени так и поступили.

√овор€т, что ѕериодическа€ таблица приснилась ћенделееву во сне. ћожет быть, и так. ¬о вс€ком случае, способ преодолени€ получившейс€ несуразности вр€д ли лежит в области логики, может быть, здесь не обошлось без модного ныне "сверхчувственного откровени€". ћенделеев просто вз€л и изменил атомный вес берилли€, а между кальцием и титаном поставил пустую карточку, предсказав таким образом элемент скандий.

ƒмитрий ћенделеев фотографи€

—амое поразительное, что поступил он так не с двум€ элементами, а с чуть ли не с третьей частью всех тогда известных! Ќапример, он присвоил урану атомный вес 240 вместо прин€того 60 (увеличил в четыре раза!), переставил местами кобальт и никель, теллур и йод. ќпубликовав в 1869 году первый вариант своей таблицы, он предсказал сразу три элемента, изменил атомные веса у дес€тка элементов и при этом открыл закон, что "свойства элементов сто€т в периодической зависимости от их атомного веса". ƒа ничего подобного! ќт тех атомных весов ничего не зависело. ¬еликий химик лукавил - он-то наверн€ка уже догадалс€, что свойства элементов сто€т в периодической зависимости от... того номера в своей таблице, который он им присвоит! Ёто он, ћенделеев, приказал элементам построитьс€ в придуманный им р€д, и ѕрирода послушно смирилась.

ак такое может быть - неизвестно. ј как поэт јндрей Ѕелый за 34 года до ’иросимы написал строки:

ƒмитрий ћенделеев фотографи€

ћир рвалс€ в опытах  юри

—амый высокий актер
ѕосетило:19068
ѕитер ћейхью
Ћеонид —пирин. Ѕиографи€
Ћеонид —пирин
ќсновоположник высшего пилотажа
ѕетр Ќестеров

јтомной лопнувшею бомбой...

ƒмитрий ћенделеев фотографи€

»стори€ науки знает не так много предсказаний уровн€ “аблицы. ћожно вспомнить разве что Ћеонардо.  стати, ћенделеев близок к да ¬инчи еще и по универсальности таланта - чем он только не занималс€, причем успешно!

¬еликий акт творени€ ћенделеева стал подлинно научной теорией только когда были открыты и скандий, зан€вший ту пустую карточку, и экаалюминий (галлий), и экасилиций (германий), и благородные газы, и среди них аргон, прекрасно вставший в таблице до кали€, хот€ его атомный вес больше! ≈ще позже физик ћозли объ€снил, что номер в таблице есть зар€д €дра атома и что на самом деле свойства элементов сто€т в периодической зависимости от зар€да €дра, равного номеру в ѕериодической таблице.

≈сть така€ теори€, что мир не только непознаваем, но и зависит от того, кто познает - исследователь неизбежно вли€ет на результат эксперимента. √радусник, помещенный в кип€ток дл€ измерени€ его температуры, на тыс€чную долю градуса сам охлаждает воду. » потому есть множество одновременно существующих ¬селенных с различающимис€ свойствами. “ак вот, наша ¬селенна€, состо€ща€ сейчас примерно из 114 элементов, устроена ƒмитрием »вановичем ћенделеевым.

ƒмитрий ћенделеев фотографи€

ќн был четырнадцатым ребенком в семье директора “обольской гимназии, он сам работал учителем в  рыму и в ќдессе после окончани€ ѕетербургского педагогического университета, а потом и вузовским преподавателем химии в ѕетербургском университете.

ќн прожил 73 года, написал почти ровно 500 статей по химии, физико-химии, технике, физике, экономике, геодезии. ќрганизовал ѕалату мер и весов и стал ее первым директором, был профессором университета и действительным статским советником (т.е. генералом), ушел из университета в знак протеста против сужени€ университетской автономии, был избран членом 90 иностранных академий наук и забаллотирован при выборах в русскую. јкадемики сочли его труды недостаточно фундаментальными, слишком близкими к практическим нуждам. ¬ качестве хобби ƒмитрий »ванович делал чемоданы и сам себе шил одежду, счита€ готовую неудобной. ¬ энциклопедии Ѕрокгауза и ≈фрона он написал статьи не только о винокурении, но и о варениках. —амым вредным человеческим качеством считал скромность, умело выбивал деньги из правительства дл€ своей лаборатории и наблюдал солнечное затмение с воздушного шара. ќн придумал теорию неорганического происхождени€ нефти и гидридов металлов - после почти столетнего пренебрежени€ к ней сейчас возвращаютс€ геологи и химики. ѕериодическую систему он создал в 35 лет.

Ќа один из юбилеев ƒмитрию »вановичу подарили драгоценные, изготовленные из чистого алюмини€ химические весы - электрохимический способ получени€ этого дешевого металла был тогда неизвестен, хот€ в работах ћенделеева есть указание и на эту технологию. јмериканские физики синтезировали 101-й элемент таблицы и назвали его менделевием, на «емле есть минерал имени ћенделеева, вулкан и подводный горный хребет ћенделеева, а на обратной стороне Ћуны - кратер ћенделеева.

јнекдоты рассказывают только про великих

—ложилась цела€ сери€ анекдотов про ƒмитри€ »вановича ћенделеева.  акие-то истории действительно происходили, а какие-то €вно придуманы.

Ќапример, есть истори€ про посещение лаборатории ћенделеева одним из великих кн€зей. «наменитый химик, дабы указать на бедственное положение лаборатории и выбить деньжат дл€ исследований, велел завалить коридор, по которому должен был идти кн€зь, вс€кой рухл€дью и досками от забора. ѕроникшийс€ кн€зь какие-то средства отпустил.

ƒруга€, ставша€ классической, истори€ св€зана с хобби ћенделеева - изготовлением чемоданов. ќднажды извозчик с седоком в пролетке вдруг приподн€лс€ с места, поклонилс€ и приподн€л шапку перед каким-то прохожим. ”дивленный седок спросил: " то это?" - "ќ! - ответил извозчик. - Ёто известный чемоданных дел мастер ћенделеев!" Ќадо отметить, что все это происходило, когда ƒмитрий »ванович был уже всемирно признанным великим ученым.

ј однажды в практически аналогичных обсто€тельствах извозчик уважительно сообщил седоку, что это химик ћенделеев. "ѕочему же его не арестовывают?" - удивилс€ седок. ƒело в том, что в те годы слово "химик" было синонимом слова "жулик".

јвторитет ученого позвол€ет сн€ть напр€жение в системе

¬ начале ’’ века 40-градусную водку довольно долго называли "менделеевкой" в отличие от "хлебного вина" произвольной градусности. ѕочему мы так охотно сохран€ем миф о водочном авторстве великого химика? Ќа этот вопрос отвечает доктор философии, доктор психологических наук, вице-президент ћеждународного университета развити€ образовани€, науки и общества —ергей  ќ¬јЋ≈¬.

- ¬ архетипе (то есть наиболее древних основах психологического типа) росси€н лежит убежденность в том, что если ученый человек не придумал ничего практически применимого, всем пон€тного, то он не совсем ученый. „то такое ѕериодическа€ таблица ћенделеева, не все помн€т. ѕро то, что он "изобрел" водку, знает каждый.

¬тора€ причина - в глубине души каждый человек знает, что пить водку - плохо. Ќо тем не менее употребл€ет. ¬озникает €вное противоречие, примирить которое невозможно. „тобы сохранить внутреннее равновесие, необходимо ввести третью сторону. ¬ данном случае возникает авторитет ученого. ƒа, вредно, но можно, потому что сам великий химик придумал наилучшее соотношение спирта и воды, обеспечил очистку и т.п.

“акой аргумент убирает внутреннее напр€жение в системе. —хожим образом мы решаем и многие другие противоречи€.   примеру, € купил машину, а сосед сказал, что она плоха€. ≈сли согласитьс€ с этим, то получаетс€, что € - дурак. Ќо можно дезавуировать соседа. » если сосед - дурак, то тогда € правильно сделал, а машина - хороша€.

ќбретение градуса

“ак уж сложилось, что дл€ употреблени€ внутрь обычно используют 40*-й раствор спирта, хот€ бывает водка и 45*, и даже 50*. Ќо про 40* сложены целые легенды.

“ак, на этикетке "–усского стандарта" написано, что данна€ водка "соответствует стандарту русской водки высшего качества, утвержденному царской правительственной комиссией во главе с ƒ.». ћенделеевым в 1894 году".

» действительно, истори€ о том, что "водку изобрел ћенделеев", стала так же распространена, как в гоголевские времена фраза "немец луну сделал". ѕоскольку хлебное вино у нас пьют уже лет триста-четыреста, с именем ћенделеева стали св€зывать выбор дл€ водки крепости именно в 40*. ќднако в трудах великого химика отыскать обоснование этого выбора не удаетс€. ƒиссертаци€ ћенделеева, написанна€ в 1864 году и посв€щенна€ свойствам смесей спирта и воды, никак не выдел€ет эти 40*. —сылаютс€ иногда на написанную ћенделеевым статью "винокурение" в словаре Ѕрокгауза и ≈фрона. Ќо, к примеру, политический де€тель начала века ¬ладимир ”ль€нов (более известный под псевдонимами Ћенин, »льин и “улин) написал дл€ этого же словар€ статьи про марксизм, но это же не значит, что он изобрел прибавочную стоимость!

"÷арска€ правительственна€ комисси€" никак не могла установить данный стандарт водки уже хот€ бы потому, что эта организаци€ -  омисси€ дл€ изыскани€ способов к упор€дочению производства и торгового обращени€ напитков, содержащих в себе алкоголь, была образована по предложению —.ё. ¬итте (а вовсе не цар€) только в 1895 году! ѕричем ћенделеев выступал на ее заседани€х в самом конце года и только по вопросу об акцизах.

ќткуда же вз€лс€ 1894 год? ѕо-видимому, из статьи историка ¬иль€ма ѕохлебкина, который однажды написал, что "спуст€ 30 лет после написани€ диссертации... соглашаетс€ войти в комиссию". »зготовители "–усского стандарта" прибавили метафорические 30 к 1864 и получили искомую величину.

ј выбор дл€ водки именно 40* - дело случа€ и удобства смешивани€ спирта с водой в соотношении "два к трем". Ѕолее простое соотношение "один к одному" крепковато, хот€ и така€ п€тидес€тиградусна€ водка выпускаетс€.

ћенделеев