Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

лод Ћуи Ѕертолле

Claude Louis Berthollet

‘отографи€  лод Ћуи Ѕертолле (photo Claude Louis Berthollet)

ƒень рождени€: 09.12.1748 года
ћесто рождени€: “аллуар (—авой€), ‘ранци€
ƒата смерти: 06.11.1822 года
ћесто смерти: близ ѕарижа, ‘ранци€
¬озраст: 73 года

√ражданство: ‘ранци€

Ѕиографи€

‘ранцузский химик.

15.12.2004

‘ранцузский химик  лод-Ћуи Ѕертолле (1748-1822) был коллегой и соратником Ћавуазье, доктором медицины и лейб-медиком при дворе герцога ќрлеанского, членом ѕарижской академии наук, правительственным инспектором государственных красильных фабрик, смотрителем монетного двора и, наконец, научным консультантом Ќаполеона.

лод Ћуи Ѕертолле фотографи€

Ѕертолле, родина которого - “аллуар в —авойе, изучал медицину в “урине, где получил диплом в 1770 году. ¬скоре после этого он переселилс€ в ѕариж, где начал свою научную карьеру как врач. ќдновременно он изучал химию под руководством известных французских ученых ћакера и Ѕуке.

ѕосле 1786 года сблизилс€ с Ћавуазье; вместе с ним и еще двум€ видными учеными - √итоном де ћорво и ‘уркруа - Ѕертолле разработал основы химической номенклатуры и классификации веществ.

≈два только заблистала звезда Ќаполеона, Ѕертолле последовал за ним в ≈гипетский поход. »мператор осыпал его почест€ми, назначил сенатором и присвоил ему графский титул, но это не помешало Ѕертолле, как члену —ената, голосовать в 1814 году за отставку Ќаполеона. ѕосле реставрации монархии Ѕертолле сумел не только сохранить все свои привилегии, но и получить титул пэра ‘ранции.

¬ период –еволюции и »мперии Ѕертолле занималс€ вопросами, св€занными с национальной обороной, а также прикладной химией (например, крашением ткани). ќн впервые применил хлор дл€ отбеливани€ бумаги и тканей, открыл гипохлориты щелочных металлов и хлорат кали ("бертоллетову соль") (1788).  роме того, он установил состав аммиака, сероводорода и циановодородной кислоты.

¬ своем "ќпыте химической статики" (1803) он св€зал представление о массе с химическими реакци€ми и утверждал, что элементы могут соедин€тьс€ друг с другом в любых пропорци€х в зависимости от массы реагирующих веществ. ѕротив этого вывода выступил ѕруст. ѕон€тие о массе и ее вли€нии на ход химических реакций, однако имело большое значение дл€ создани€ химической статики в XIX в.

Ѕертолле был основателем јркейского общества, труды которого выходили в свет с 1807 по 1817 г. ќн умер в 1822 г. в јркейе, где располагалась созданна€ им лаборатори€.

лод-Ћуи Ѕертолле, который в глазах многих современников и потомков имел репутацию беспринципного и тщеславного придворного и даже не выступил в защиту своего друга и коллеги Ћавуазье, когда тот был осужден и приговорен к смертной казни, был тем не менее талантливым ученым и вошел в историю как автор многих химических открытий.

–удольфо ¬алентино. Ѕиографи€