Клод Луи Бертолле

Claude Louis Berthollet

Фотография Клод Луи Бертолле (photo Claude Louis Berthollet)

День рождения: 09.12.1748 года
Место рождения: Таллуар (Савойя), Франция
Дата смерти: 06.11.1822 года
Место смерти: близ Парижа, Франция
Возраст: 73 года

Гражданство: Франция

Французский химик.

15.12.2004

Французский химик Клод-Луи Бертолле (1748-1822) был коллегой и соратником Лавуазье, доктором медицины и лейб-медиком при дворе герцога Орлеанского, членом Парижской академии наук, правительственным инспектором государственных красильных фабрик, смотрителем монетного двора и, наконец, научным консультантом Наполеона.

Клод Луи Бертолле фотография

Бертолле, родина которого - Таллуар в Савойе, изучал медицину в Турине, где получил диплом в 1770 году. Вскоре после этого он переселился в Париж, где начал свою научную карьеру как врач. Одновременно он изучал химию под руководством известных французских ученых Макера и Буке.

После 1786 года сблизился с Лавуазье; вместе с ним и еще двумя видными учеными - Гитоном де Морво и Фуркруа - Бертолле разработал основы химической номенклатуры и классификации веществ.

Едва только заблистала звезда Наполеона, Бертолле последовал за ним в Египетский поход. Император осыпал его почестями, назначил сенатором и присвоил ему графский титул, но это не помешало Бертолле, как члену Сената, голосовать в 1814 году за отставку Наполеона. После реставрации монархии Бертолле сумел не только сохранить все свои привилегии, но и получить титул пэра Франции.

В период Революции и Империи Бертолле занимался вопросами, связанными с национальной обороной, а также прикладной химией (например, крашением ткани). Он впервые применил хлор для отбеливания бумаги и тканей, открыл гипохлориты щелочных металлов и хлорат кали ("бертоллетову соль") (1788). Кроме того, он установил состав аммиака, сероводорода и циановодородной кислоты.

В своем "Опыте химической статики" (1803) он связал представление о массе с химическими реакциями и утверждал, что элементы могут соединяться друг с другом в любых пропорциях в зависимости от массы реагирующих веществ. Против этого вывода выступил Пруст. Понятие о массе и ее влиянии на ход химических реакций, однако имело большое значение для создания химической статики в XIX в.

Бертолле был основателем Аркейского общества, труды которого выходили в свет с 1807 по 1817 г. Он умер в 1822 г. в Аркейе, где располагалась созданная им лаборатория.

Клод-Луи Бертолле, который в глазах многих современников и потомков имел репутацию беспринципного и тщеславного придворного и даже не выступил в защиту своего друга и коллеги Лавуазье, когда тот был осужден и приговорен к смертной казни, был тем не менее талантливым ученым и вошел в историю как автор многих химических открытий.

Иоанн Аргиропул