Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ёнис —афаров

Yunis Safarov

‘отографи€ ёнис —афаров (photo Yunis Safarov)

ƒень рождени€: 15.05.1926 года
ћесто рождени€: ’анлыглар, јзербайджан
ƒата смерти: 27.03.1994 года
ћесто смерти: Ќахичевань, јзербайджан
¬озраст: 67 лет

√ражданство: јзербайджан

ёнис —афаров. Ѕиографи€

—оветский азербайджанский учЄный-микробиолог, педагог

—советский азербайджанский учЄный-микробиолог, педагог, доктор ветеринарных наук (1963), профессор (1965).

07.01.2022

—афаров ёнис Ѕахшали оглы родилс€ 15 ма€ 1926 года в деревне ’анлыглар Ўарурского района Ќахичеванской ј——–. ¬ 1945 году по окончании средней школы и Ќахичеванского сельскохоз€йственного техникума поступил в јзербайджанский сельскохоз€йственный институт в √€ндже. — 1950 года, окончив с отличием институт, Ч аспирант по специальности Ђмикробиологи€ї ¬сесоюзного экспериментального ветеринарного института (ћосква). ¬ 1954 году, защитив кандидатскую диссертацию, получил учЄную степень кандидата биологических наук. «атем, вернувшись в јзербайджанский государственный аграрный университет, был избран вначале ассистентом, а позже доцентом кафедры эпизоотологии и микробиологии. ¬ 1963 году защитил докторскую диссертацию по специальности Ђ¬етеринари€ї и спуст€ некоторое врем€ получил звание профессора. Ѕольше 24 лет (1953Ч1977) его жизнь была св€зана с јзербайджанским сельскохоз€йственным институтом, 17 лет (1977Ч1994) Ч с Ќахичеванским университетом.

ѕрофессор ё.—афаров в разные периоды своей де€тельности избиралс€ секретарЄм партийной организации ј√ј” (1960Ч1964), деканом ветеринарного факультета (1964Ч1971), заведующим кафедрой микробиологии, эпизоотологии и вирусологии (1971Ч1977), заведующим кафедрой зоологии в Ќахичеванском университете (1977Ч1994), был одним из организаторов факультета природоведени€ и сельского хоз€йства в Ќахичеванском университете.

явл€лс€ членом научного совета јзербайджанского сельскохоз€йственного института, Ќахичеванского университета, а также членом научного технического совета ћинистерства сельского хоз€йства јзербайджанской ——–. ¬ 1972 году был избран вице-президентом ћеждународного конгресса по микробиологии, проходившем в √реции (—алоники).

«а заслуги профессор ёнис —афаров был удостоен ордена Ђ«нак ѕочЄтаї, награждЄн медал€ми и ѕочЄтной √рамотой ¬ерховного —овета јзербайджанской ——–.

¬ 2006 году в св€зи с 80-летием со дн€ рождени€ учЄного одна из аудиторий факультета ветеринарной медицины и фармакологии јзербайджанского государственного аграрного университета была названа его именем, также в музее ј√ј” был открыт стенд, посв€щЄнный его научной и педагогической де€тельности.

ѕрофессор ё. Ѕ. —афаров скончалс€ 27 марта 1994 года в городе Ќахичевань.

Ќаучна€ де€тельность

ё. —афаров изучал роль ассоциированных микроорганизмов в возникновении заболеваний у овец в различных специализированных овцеводческих хоз€йствах и впервые в јзербайджане подготовил методы комплексной вакцинации от многих инфекционных заболеваний овец, таких как брадзот, бруцеллЄз, сибирска€ €зва, ветр€на€ оспа, энтеротоксеми€ и т. д. ≈го исследовательские работы отличались многогранностью и новизной. «а свои научно-исследовательские труды и достигнутые высокие результаты получил несколько авторских прав. ё. Ѕ. —афаров внЄс большой вклад в развитие и подготовку зоо- и ветеринарных кадров и научных педагогов. ћногие специалисты сельского хоз€йства, подготовленные учЄным, по сей день работают в –еспублике јзербайджан и странах —Ќ√.

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
Ћеонид Ѕыков

”чебники, написанные ё. Ѕ. —афаровым (ЂЁпизоотологи€ї, Ђћикробиологи€ї, Ђ¬ирусологи€ї, Ђќсоба€ эпизоотологи€ї,), учебные пособи€ (Ђ»нфекционна€ энтротоксеми€ овецї и Ђјссоциированные комплексные вакцинации животныхї, Ђѕрактикум по микробиологии с основами вирусологииї, Ђћастит мелкого рогатого скотаї), и на сегодн€шний день не утратили научной ценности и €вл€ютс€ настольными книгами студентов зооветеринарных и биологических факультетов ¬”«ов и сотрудников научно-исследовательских учреждений.

Ѕольшинство научных работ ё. Ѕ. —афарова были опубликованы в таких авторитетных журналах и сборниках, как Ђƒоклад ¬ј—’Ќ»Ћї, Ђ¬етеринари€ї, ЂЌаучные новости сельского хоз€йстваї, Ђ—ельска€ жизньї и других. ѕрофессор ё. Ѕ. —афаров был первым азербайджанцем, защитившим докторскую диссертацию в области ветеринарной микробиологии. ѕод его руководством было подготовлено 10 кандидатов наук и 2 доктора наук; ё. Ѕ. —афаров также был официальным оппонентом 5 докторских и 18 кандидатских диссертаций.

«о€ «арубина Ч человек-легенда