Михаил Щелканов

Mikhail Shchelkanov

Фотография Михаил Щелканов (photo Mikhail Shchelkanov)

День рождения: 25.01.1969 года
Место рождения: Свердловск, СССР
Возраст: 51 год

Гражданство: Россия

Михаил Щелканов. Биография

Российский ученый-вирусолог

Директор Научно-исследовательского института микробиологии и эпидемиологии имени Г. П. Сомова (с 2020), руководитель Международного научно-образовательного центра биологической безопасности Школы биомедицины Дальневосточного федерального университета, заведующий лабораторией вирусологии Федерального научного центра биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН. Доктор биологических наук, профессор.

25.11.2020

Родился 25 января 1969 года в Свердловске (ныне Екатеринбург).

Михаил Щелканов фотография

В 1986 году поступил в Уральский политехнический институт имени С. М. Кирова (физико-технический факультет, кафедра теоретической физики).

В 1987 году прервал обучение в связи с призывом на воинскую службу в ряды Советской Армии.

Михаил Щелканов фотография

В 1989 году, после демобилизации, продолжил обучение в Уральском политехническом институте имени С. М. Кирова (физико-технический факультет, кафедра теоретической физики).

В 1990 году переведен в Московский физико-технический институт (факультет физико-химической биологии, кафедра молекулярной биофизики), который окончил с отличием в 1995 году.

В 1995 году поступил в аспирантуры Московского физико-технического института и НИИ вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН.

В 1998 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук по специальности «Биофизика» на тему «Анализ подходов к классификации ВИЧ».

В 1999 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата биологических наук по двум специальностям «Молекулярная биология» и «Биоинформатика» на тему «Серологические свойства V3-петли поверхностного гликопротеина gp120 вариантов ВИЧ-1, циркулирующих на территории бывшего СССР».

Фаддей Беллинсгаузен. Биография
Посетило:19872
Фаддей Беллинсгаузен
А был ли допинг?
Посетило:2033
Андреа Поллак
Владимир Высоцкий. И снизу лед, и сверху
Посетило:2028
Владимир Высоцкий

В 1999—2003 годах обучался в аспирантуре географического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова на кафедре биогеографии.

В 2000 году поступил в докторантуру НИИ вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН.

В 2006 году получил учёное звание доцента по специальности «Вирусология».

В 2010 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора биологических наук на тему «Эволюция высоковирулентного вируса гриппа А (H5N1) в экосистемах Северной Евразии (2005—2009 гг.)».

В 2017 году избран членом профессорского клуба ЮНЕСКО.

Научная карьера

1992—2000 — младший научный сотрудник лаборатории иммунохимии НИИ вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН

1999—2000 — стажер-исследователь лаборатории химии пептидов Института биоорганической химии имени М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН

2000—2004 — старший научный сотрудник лаборатории экологии вирусов НИИ вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН

2004—2010 — ведущий научный сотрудник лаборатории экологии вирусов НИИ вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН

2010—2014 — заведующий лабораторией экологии вирусов НИИ вирусологии имени Д. И. Ивановского РАМН

2014—2015 — профессор кафедры микробиологии и вирусологии Тихоокеанского государственного медицинского университета

2014—2015 — заместитель проректора по научной работе Тихоокеанского государственного медицинского университета

с 2015 — заведующий лабораторией экологии микроорганизмов Школы биомедицины Дальневосточного федерального университета

с 2016 — заведующий лабораторией вирусологии Федерального научного центра биоразнообразия наземной биоты Восточной Азии ДВО РАН

с 2016 — ведущий научный сотрудник лаборатории морских млекопитающий Национального научного центра морской биологии имени А. В. Жирмунского ДВО РАН

с 2018 — эксперт ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»

с 2020 — руководитель совместной магистерской программы по биологической безопасности Дальневосточного федерального университета и Роспотребнадзора

с 2020 — директор Научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологи имени Г. П. Сомова Роспотребнадзора

Научная деятельность

Участвовал и руководил множеством эколого-вирусологических экспедиций в различных районах юга Европейской части России, Дальнего Востока и за рубежом. Участвовал в описании новых для науки вирусов, основные результаты изложены в серии научный статей в журнале «Вопросы вирусологии» и в научной монографии "Zoonotic viruses of Northern Eurasia. Taxonomy and Ecology".

Участвовал в изоляции и идентификации штаммов арбовирусов, гриппа А животного и эпидемического происхождения, их депонировании в Государственную коллекцию вирусов РФ, с 2002 года занимается мониторингом природно-очаговых инфекций на территории Дальнего Востока. В 2014 году в составе первой команды российских вирусологов изучал эболавирус Заир в Республике Гвинея.

В 2020 году вошёл в состав авторского коллектива учебно-методического пособия о методах диагностики и противодействии распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной SARS-CoV-2, которое было разработано при поддержке Департамента здравоохранения города Москвы.

Является членом редакционного Совета научных журналов «Вопросы вирусологии», «Здоровье человека и среда обитания».

Родился 25 января 1969 года в Свердловске (ныне Екатеринбург).

В 2006 году получил учёное звание доцента по специальности «Вирусология».

В 2017 году избран членом профессорского клуба ЮНЕСКО.

Научная карьера

с 2018 — эксперт ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае»

Научная деятельность

Бен Муди
Бен Муди
Сергей Белов. Биография
Сергей Белов
Женский бодибилдинг: Как совместить карьеру и материнство?
Аманда Доэрти