Имя:

Дата смерти: 28.07.2004 года
Место смерти: Сан-Диего, Калифорния, США

Гражданство: Великобритания

Раскрывая тайны ДНК

Английский молекулярный биолог, биофизик и невролог

Наибольшую известность Крик получил за открытие структуры молекулы ДНК вместе с Джеймсом Уотсоном (James Watson) в 1953-м. Он, Уотсон и Морис Уилкинс (Maurice Wilkins) разделили в 1962-м Нобелевскую премию по физиологии и медицине 'за открытия, связанные с молекулярной структурой нуклеиновых кислот и их значением для передачи информации в живой материи'.

21.07.2014

Фрэнсис Гарри Комптон Крик, первый ребенок Гарри Крика и Энни Элизабет Уилкинс, родился 8 июня 1916-го, в небольшом поселении недалеко от Нортгемптоншира, Англия (Northamptonshire, England). Его дедушка, натуралист-любитель Уолтер Дробридж Крик (Walter Drawbridge Crick), составлял отчеты об исследовании местной фораминиферы и вел переписку с Чарльзом Дарвином (Charles Darwin). В честь его деда даже были названы два представителя класса брюхоногих.

фотография Френсис Крик

В раннем возрасте Фрэнсиса заинтересовала наука, и он активно черпал знания из книг. Родители водили его в церковь, но ближе к 12 годам мальчик объявил, что отказывается от религиозной веры, чтобы заняться поиском ответов на свои вопросы с научной точки зрения. Позднее он с долей иронии сказал, что взрослые могут хоть сколько обсуждать вопросы христианства, но детей от всего этого надо держать подальше.

В 21 год Крик заработал степень бакалавра в области физики в Университетском колледже Лондона (University College London). Во время Второй мировой он попал в Научно-исследовательскую лабораторию Адмиралтейства, где разрабатывал магнитные и акустические мины и сыграл важную роль в создании новой мины, оказавшейся эффективной против немецких тральщиков.

фотография Френсис Крик

В 1947-м Крик начал изучать биологию, присоединившись к потоку 'ученых-мигрантов', оставляющих свои исследования физики в пользу биологии. Ему пришлось переключиться с 'элегантности и глубинной простоты' физики на 'сложные химические процессы, развивавшиеся вследствие естественного отбора на протяжении миллиардов лет'. Подчеркивая серьезность перехода из одной области в другую, Крик заявил, что 'практически родился заново'.

Большую часть времени из двух последующих лет работы Фрэнсис уделял изучению физических свойств цитоплазмы в кембриджской Стрейнджуэйской лаборатории (Strangeways Laboratory), возглавляемой Онор Бриджит Фелл (Honor Bridget Fell), пока не начал сотрудничество с Максом Перутцем (Max Perutz) и Джоном Кендрю (John Kendrew) в Кавендишской лаборатории. В конце 1951-го Крик сработался с Джеймсом Уотсоном, с которым в 1953-м опубликовал совместно разработанную модель для спиральной структуры ДНК.

фотография Френсис Крик

К открытию структуры дезоксирибонуклеиновой кислоты также был подключен Морис Уилкинс. Он показал Фрэнсису и Джеймсу рентгеновский снимок молекулы ДНК, который сделала его сотрудница Розалинд Франклин (Rosalind Franklin), и после этого ученым удалось объяснить механизмы копирования ДНК. В молекулярной биологии Крик ввел термин 'Центральная догма', обобщающий правило реализации генетической информации (ДНК → РНК → белок).

Оставшуюся часть своей карьеры Крик занимал должность профессора Института биологических исследований Дж. Солка в Ла-Хойя, штат Калифорния (La Jolla, California). Его функции ограничивались только научно-исследовательской работой. Более поздние исследования Фрэнсиса были сосредоточены на теоретической нейробиологии и связаны с его желанием продвигать изучение человеческого сознания.

фотография Френсис Крик

Фрэнсис был дважды женат. У него было трое детей и шестеро внуков. Он умер от рака толстой кишки, случилось это 28 июля 2004-го.

фотография Френсис Крик

Относясь особенно критично к христианству, Крик как-то сказал: 'Я не уважаю христианские верования. Я думаю, они просто нелепы. Если бы мы могли избавиться от них, нам бы было гораздо проще приступить к решению серьезной проблемы определения того, что представляет из себя наш мир'.

Алексей Булатов