Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

‘ранциско ¬арела

   /   

Francisco Varela

   /
             
‘отографи€ ‘ранциско ¬арела (photo Francisco Varela)
   

ƒень рождени€: 07.09.1946 года
„или
ƒата смерти: 28.05.2001 года
ћесто смерти: ѕариж, –осси€
¬озраст: 54 года

√ражданство: „или

Ѕиографи€

„илийский биолог, философ и специалист в нейронауках

ќдин из основателей энактивизма и нейрофеноменологии. ѕрактиковал буддийскую медитацию и изучал буддийскую философию. ѕринимал активное участие в улучшении взаимоотношений между наукой и духовностью. —тал одним из основателей института Ђ”м и жизньї.

27.03.2017

‘рансиско ¬арела родилс€ 7 сент€бр€ 1946 года в “алькауано. ќн получил классическое образование в Ќемецком лицее в —анть€го, после чего в 1964Ч1966 гг. обучалс€ в ћедицинской школе при  атолическом университете „или, а в 1966Ч1967 гг. проходил обучение на факультете науки „илийского университета, где в 1967 году получил степень магистра (MS) по биологии. «десь он познакомилс€ с нейробиологом ”мберто ћатураной, который в дальнейшем стал его учителем.

‘ранциско ¬арела фотографи€
‘ранциско ¬арела фотографи€

≈щЄ студентом ¬арела увлЄкс€ философией. ќн читал труды јристотел€, ќртеги-и-√ассета, —артра, а также крупнейших представителей феноменологии Ч √уссерл€, ’айдеггера, ћерло-ѕонти. ¬ €нваре 1968 года ¬арела по примеру своего учител€ ћатураны поступил в √арвардский университет, где в июне 1970 года получил степень PhD, защитив под руководством будущего лауреата Ќобелевской премии по физиологии и медицине “орстена ¬изел€ докторскую диссертацию по биологии об обработке информации, получаемой сложным глазом насекомого. ѕосле окончани€ √арвардского университета ему поступили предложени€ зан€ть должность исследовател€ в √арварде и должность доцента в другом престижном американском университете, но он отказалс€ от них и 2 сент€бр€ 1970 года вернулс€ в —анть€го, где зан€л должность доцента, предложенную ему факультетом науки „илийского университета. „ерез два дн€ после его возвращени€ президентом „или был избран —альвадор јльенде, которого ¬арела поддерживал. ¬скоре после этого ¬арела вместе с ћатураной создал теорию аутопоэзиса.

¬ результате военного переворота 11 сент€бр€ 1973 года к власти в „или пришЄл ѕиночет, и ¬арела был вынужден эмигрировать из „или вместе с женой и трем€ детьми сначала в  оста-–ику, а затем в —Ўј. ¬ последующие два дес€тилети€ ¬арела вместе со своей семьей сменил п€тнадцать мест проживани€ в п€ти странах на трЄх континентах. ѕереехав в —Ўј, он до 1978 года работал доцентом в ћедицинской школе при  олорадском университете, где одновременно занималс€ преподаванием и научными исследовани€ми. ¬ 1978Ч1979 гг. ¬арела в течение одного года проработал в лаборатории исследовани€ мозга ћедицинской школы при Ќью-…оркском университете. ¬ 1980 году он вернулс€ в „или, где оставалс€ вплоть до 1985 года (с однолетним перерывом в 1984 году, проведЄнным им в »нституте исследований мозга ќбщества ћакса ѕланка во ‘ранкфурте).

— 1986 года ¬арела обосновалс€ в ѕариже, где сначала работал в »нституте нейронаук и занимал должность профессора когнитивной науки и эпистемологии в ÷ентре прикладных эпистемологических исследований (CREA) при ѕолитехнической школе, а затем с 1988 года до момента своей смерти работал на посту директора Ћаборатории когнитивной психофизиологии в Ќациональном центре научных исследований.

¬ начале 1990-х годов ¬арела заразилс€ гепатитом —. ¬ мае 1998 года он благополучно перенЄс операцию по пересадке печени, однако 28 ма€ 2001 года скончалс€ от гепатита на пике своей научной карьеры в окружении родных. ” него осталась жена Ёми  оэн ¬арела, их сын √абриэль, а также трое детей от первой жены Ћеонор Ч дочери јлехандра, Ћеонор и сын ’авьер. ќдна из дочерей ‘рансиско ¬арелы Ч актриса Ћеонор ¬арела.

Ќаучна€ де€тельность

јмериканский психолог Ёлеанор –ош, хорошо знавша€ ‘рансиско ¬арелу и тесно с ним сотрудничавша€, называет ¬арелу Ђмыслителем-новаторомї и выдел€ет три аспекта вклада ¬арелы в науку:

создание теории аутопоэзиса совместно с ”мберто ћатураной и дальнейшее еЄ развитие;

Ћучшие дн€

ќтец информатики
ѕосетило:14091
јлан ћатисон “ьюринг
—ветлана  рючкова: Ђ√адкий утенокї
ѕосетило:10743
—ветлана  рючкова
ёрий Ўатунов: Ѕывший солист ЂЋаскового ма€ї
ѕосетило:9846
ёрий Ўатунов

создание новой методологии исследовани€ сознани€ путЄм интеграции в науку методов от первого лица, заимствованных из феноменологии и буддистской медитации;

активное участие в налаживании диалога между западной наукой и буддизмом.

“еори€ аутопоэзиса

ќсновна€ стать€: јутопоэзис

ћатурана и ¬арела разработали теорию аутопоэзиса за год с небольшим совместной напр€жЄнной работы Ч с конца 1970 по конец 1971 года. ќни пытались пон€ть св€зь между циклической природой метаболизма живых существ и их когнитивной де€тельностью. Ёти учЄные не были согласны с тем, что пон€тие информации играет ключевую роль дл€ понимани€ устройства мозга и познани€, и считали, что дл€ понимани€ биологических процессов данное пон€тие не требуетс€. ћатурана высказал идею, что нервна€ система живых существ способна спонтанно генерировать собственные услови€ отношени€ к окружающей среде. “ермин Ђаутопоэзисї был впервые использован ¬арелой в мае 1971 года под вли€нием ’осе ћ. Ѕулнеса, опубликовавшего диссертацию о ƒон  ихоте. ћатурана и ¬арела использовали этот термин дл€ обозначени€ абсолютно новой концепции. ¬ переводе с греческого он означает буквально Ђсамопроизводствої. —огласно данной теории, живые системы сами себ€ организуют и обладают способностью сохран€ть свою идентичность в окружающей их среде. јутопоэзис представл€ет собой минимальную форму автономии, котора€ €вл€етс€ необходимой и достаточной характеристикой биологической жизни.

  15 декабр€ 1971 года они подготовили текст на английском €зыке под названием Ђјутопоэзис и познание: организаци€ живых существї (ЂAutopoiesis and Cognition: The Realization of the Livingї). ѕервоначально научное сообщество отвергло эту работу. ћатурана и ¬арела послали еЄ к п€ти издател€м и во многие международные научные журналы, но все они за€вили, что публикаци€ данного текста невозможна. ѕоспособствовал публикации один из основоположников кибернетики и видных представителей конструктивизма ’айнц фон ‘Єрстер - когда ’айнц в 1973 году был в „или, он помог существенно переписать текст предлагаемой статьи а затем передал текст в редакцию журнала ЂBiosystemsї, где он был членом редакционного совета. —тать€ была опубликована в журнале в 1974 году.

ѕризнание научного сообщества теори€ аутопоэзиса получила в начале 1980-х годов.

ƒиалог между западной наукой и буддизмом

‘рансиско ¬арела начал заниматьс€ буддийской практикой с 1974 года. ѕри этом он стремилс€ наладить контакты между западными учЄными и последовател€ми буддизма дл€ совместного изучени€ сознани€. ¬ конце 1970-х годов ¬арела провЄл несколько меропри€тий в ”ниверситете Ќаропы, которые были направлены на реализацию данной цели. ¬ 1979 году ”ниверситет Ќаропы получил грант от ‘онда јльфреда —лоуна дл€ финансировани€ первой в истории западной науки конференции, посв€щЄнной данной тематике. ¬ этой конференции прин€ли участие 25 учЄных из ведущих научных центров —Ўј, занимавшихс€ мейнстримной философией сознани€, нейробиологией, экспериментальной психологией, лингвистикой, искусственным интеллектом.

¬ 1983 году ¬арела впервые встретилс€ с ≈го —в€тейшеством ƒалай-ламой на ≈вропейском форуме јльпбах, который был посв€щЄн сознанию. ƒалай-лама XIV был очень рад представившейс€ возможности дискуссии с известным нейроучЄным, и ¬арела решил продолжить их научный диалог в будущем. ¬есной 1985 года глава фонда ќджай ƒжоан ’алифакс, хорошо знавша€ ¬арелу, предложила ему объединить усили€ с интересовавшимс€ буддизмом американским бизнесменом и юристом јдамом Ёнглом и другом Ёнгла ћайклом —аутманом дл€ организации конференций с участием ƒалай-ламы XIV и ведущих западных учЄных. ¬ окт€бре 1985 года ’алифакс, ¬арела, Ёнгл и —аутман встретились в офисе фонда ќджай, где договорились об организации конференций, на которых будут обсуждатьс€ науки о сознании и жизни и буддийское учение. ¬ течение двух последующих лет ¬арела, Ёнгл, —аутман и офис ≈го —в€тейшества ƒалай-ламы вели подготовительные работы. ѕри этом Ёнгл вз€л на себ€ роль координатора по общим вопросам, а ¬арела Ч роль научного координатора. ¬ окт€бре 1987 года в ƒхарамсале состо€лась перва€ конференци€ Ђ”м и жизньї с участием специалистов в области нейробиологии из ведущих исследовательских центров мира, на которой обсуждалс€ обширный круг тем, включа€ научный метод, нейробиологию, когнитивную психологию, искусственный интеллект, развитие мозга и эволюцию.

¬ дальнейшем конференции Ђ”м и жизньї стали проводитьс€ регул€рно и получили репутацию самого важного меропри€ти€ по взаимодействию между западной наукой и буддизмом в мире. ѕервые дес€ть конференций носили непубличный характер, а затем, начина€ с состо€вшейс€ в 2003 году одиннадцатой конференции, они стали публичными. ¬о врем€ третьей конференции, состо€вшейс€ в 1990 году,  лиффорд —арон, –ичард ƒэвидсон, ‘рансиско ¬арела, √регори —импсон и јлан ”оллас инициировали исследовательский проект дл€ изучени€ эффектов медитации, достигаемых в ходе длительной практики. “ак был создан Ђ»нститут ”м и жизньї, который возглавил јдам Ёнгл.

јдам Ёнгл получает церемониальный шарф от ƒалай-ламы XIV, ƒхарамсала, »нди€, 1987 г.

Ќа первом этапе финансирование этого проекта обеспечили благотворительна€ организаци€ ЂHershey Family Foundationї и »нститут ‘етцера. «а два с половиной дес€тилети€ своего существовани€ Ђ»нститут ”м и жизньї организовал множество контактов и координации между исследовател€ми эффектов, которые длительные зан€ти€ медитацией оказывают на мозг, биологию и поведение человека. ќдним из важнейших достижений Ђ»нститута ”м и жизньї €вл€етс€ создание нового направлени€ исследований Ч созерцательной науки, Ч в котором принимают участие как крупнейшие мировые учЄные, так и молодые специалисты. Ёти учЄные провели дес€тки пилотных исследований, по результатам которых опубликовали более 200 статей в научных журналах, глав и книг. ќбъЄм финансировани€ дл€ продолжени€ данных исследований к 2016 году превысил 15 миллионов долларов.

Ќачина€ с 2004 года, Ђ»нститут ”м и жизньї ежегодно присуждает учЄным, занимающимс€ исследовани€ми в области созерцательной науки, премии имени ¬арелы (Francisco J. Varela Awards for Contemplative Research) в размере до 15 тыс€ч долларов каждому победителю.

¬оспри€тие и критика

 онцепци€ аутопоэзиса оказала вли€ние на исследовани€ за рамками теоретической биологии, в том числе на когнитивную науку, исследовани€ в области искусственного интеллекта, семейную психотерапию, юриспруденцию и социологию. ¬ социальных науках наиболее известное применение концепции св€зываетс€ с работами социолога Ќикласа Ћумана, идеи аутопоэзиса использовал философ и психоаналитик ‘еликс √ваттари.

јмериканский философ сознани€ и когнитивный учЄный ƒэниел ƒеннетт признал, что ¬арела повли€л на его взгл€ды, однако отметил, что считает ¬арелу слишком революционным и обескураживающим буддистом. „илийский нейроучЄный јдриан ѕаласиос и чилийский биолог ’уан Ѕасигалупо охарактеризовали ‘рансиско ¬арелу как одного из самых выдающихс€ нейроучЄных и великого человека. ѕо их словам, он придал науке широкую и интегративную перспективу, внес€ вклад во множество областей: от математики до эпистемологии, от иммунологии до нейронауки. ¬арела испытал сильнейшее вли€ние буддизма и стремилс€ улучшить отношени€ между наукой и духовностью. Ѕуддолог, заведующа€ —ектором восточных философий »‘ –јЌ ¬. √. Ћысенко, называ€ книгу ‘. ¬арелы, Ё. “омпсона и Ё. –ош Ђ¬оплощенный умї эпохальной, выражает мнение, что благодар€ данной работе Ђбуддийские теории сознани€ и психики прочно вошли в научный обиходї. –оссийский философ ≈лена  н€зева в своей изданной в 2014 году книге отметила, что ‘рансиско ¬арела и в насто€щее врем€ продолжает оставатьс€ флагманом исследований и одним из наиболее цитируемых авторов в философии сознани€ и когнитивной науке.

јутопоэзис €вл€етс€ одним из критериев разграничени€ между живыми организмами и неживой материей, используемых различными учЄными, техниками и исследовател€ми жизни, поскольку общеприн€тый критерий такого разграничени€ в насто€щее врем€ отсутствует. ¬ то же врем€ различной критике подвергаютс€ как изначальна€ верси€ концепции Ч попытка определени€ и объ€снени€ жизни, Ч так и многие еЄ расширительные трактовки Ч применение аутопоэзиса к самоорганизующимс€ системам в общем или социальным системам в частности.  атегорически против распространени€ биологических моделей аутопоэзиса в социальных науках и использовани€ моделей эмерджентности дл€ осмыслени€ социальных процессов высказалс€ и сам ‘рансиско ¬арела в одном из интервью.

 ритика аргументируетс€ тем, что концепци€ аутопоэзиса не способна определить или объ€снить живые системы и процесс зарождени€ жизни, не учитывает биологическую эволюцию. — точки зрени€ критиков, использование самореферентности без опоры на внешнюю сущность €вл€етс€ попыткой обосновать радикальный конструктивизм или солиптическую эпистемологию ћатураны, или то, что «оло, ƒанило назвал Ђбездушной теологиейї. ѕримером может служить утверждение ћатураны и ¬арелы что Ђмы не видим того, что мы не видим, а что мы не видим Ч не существуетї, или то, что реальность Ч это изобретение наблюдателей. ћодель аутопоэзиса, пишет –од —венсон, Ђтаинственно отделена от физического мира своими прародител€ми Е [и поэтому] базируетс€ на солиптических основани€х, которые бросают вызов и здравому смыслу, и научному знаниюї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јнук Ёме. Ѕиографи€
ѕосетило:19901
јнук Ёме
‘абио  апелло. Ѕиографи€
ѕосетило:23860
‘абио  апелло
—амый высокий в мире подросток
ѕосетило:19847
Ѕренден јдамс

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru