Виктор Кнорре

Victor Knorre

Фотография Виктор Кнорре (photo Victor Knorre)

День рождения: 04.10.1840 года
Место рождения: Николаев, Россия
Дата смерти: 25.08.1919 года
Место смерти: около Берлина, Германия

Гражданство: Россия

Русский астроном немецкого происхождения

Русский астроном немецкого происхождения.

16.07.2018

Дедушка

Виктор Кнорре фотография

Эрнст Фридрих Кнорре родился в 1759 г. в Хальденслебене около Магдебурга. Изучал теологию в университете Галле и работал частным учителем в доме продавца книг. В 1789 г. переехал в Дерпт, где занял должность директора женской школы. После основания Дерптского университета работал там профессором математики и астрономом в новой обсерватории. Эти должности он занимал до своей смерти в 1810 г.

Его исследовательские возможности в качестве астронома были ограничены, поскольку обсерватория была достроена только после его смерти. Несколько его наблюдений были опубликованы Боде. Другие публикации были включены в (нем. «Leitfaden bey meinen mathematischen Vorlesungen», Дерпт, 1803) и в (нем. «Leitfaden fuer den Religionsunterricht in der Toechterschule zu Dorpat»).

Отец

Карл Фридрих Кнорре родился 28 марта 1801 г. Во время путешествия в 1825 г. посетил И. Энке в обсерватории около Готы и присоединился к нему в наблюдении за кометами.

Был директором обсерватории в Николаеве. В 1871 г. он ушел с должности и переехал в Берлин, где умер 10 сентября 1883 г.

Виктор

Виктор Кнорре был пятым из пятнадцати детей в семье. Окончил школу в Феллине. После окончания вернулся в Николаев и два года работал ассистентом своего отца в обсерватории.

Софи Марсо – Умереть ради любви
Софи Марсо
Кипящий жир не причиняет повару вреда
Канн Тричан
Мастер сатирической комедии
Эльдар Рязанов

В 1862 г. переехал в Берлин, где начал изучать астрономию под руководством Вильгельма Фёрстера (нем. Wilhelm Foerster). После защиты диссертации в 1867 г. работал в Пулковской обсерватории, где занимался астрономическими вычислениями, инспектировал метеостанции (при этом он вычислил их точные координаты). Также Кнорре проводил вычисления земного магнетизма. В 1869 г. он вернулся в Николаев, где вначале учил младших братьев и сестер, а потом работал учителем в местной школе. Из-за финансовых трудностей был вынужден вслед за отцом уехать в Берлин.

С 1873 г. Виктор Кнорре работал в Берлинской обсерватории. В 1892 г. ему присвоили звание профессора астрономии, несмотря на то, что он не занимал в Берлинском университете должности преподавателя. В 1906 г. Кнорре ушел на пенсию и переехал в Лихтерфельде (нем. Lichterfelde), где незадолго до этого купил дом.

Достижения в астрономии

Открытые астероиды: 4

В Берлинской обсерватории Кнорре использовал рефрактор Фраунгофера. Большую часть времени он занимался наблюдением астероидов, комета и двойных звёзд.

Для наблюдения за астероидами и определения орбиты он сконструировал прибор (микрометр), принцип работы которого описал в специальном журнале (нем. Astronomische Nachrichten). Кнорре участвовал в дальнейшей разработке и улучшении других астрономических приборов, в частности, экваториальной монтировки телескопов. После ухода в отставку продолжал участвовать в научной деятельности. В 1909 и 1911 гг. опубликовал работы на тему экваториальной монтировки телескопов типа (нем. Knorre und Heele). На основании этих работ был сделан прототип.

Достижения в шахматах

Кнорре был известным шахматистом. Он принимал участие в первых конгрессах Западногерманского шахматного союза. Он часто и не без успеха играл с А. Андерсеном, Л. Паульсеном, И. Цукертортом и Г. Нейманом. В 1866 г. сыграл тематический матч с И. Цукертортом (все партии игрались гамбитом Эванса; в базах есть 6 партий, счет этих поединков 3 : 3). После неудачи в висбаденском турнире 1880 г. он прекратил участвовать в профессиональных соревнованиях. С того времени играл только легкие партии, несмотря на то, что до конца жизни не переставал интересоваться шахматами. Кнорре внес вклад в теорию шахматных дебютов. В главной системе защиты двух коней после 1. e4 e5 2. Кf3 Кc6 3. Сc4 Кf6 4. Кg5 d5 5. ed Кa5 6. Сb5+ c6 7. dc bc 8. Сe2 h6 9. Кf3 e4 10. Кe5 он ввел в практику ход 10... Сd6. До появления хода К. Гёринга 10... Фc7 это продолжение было основным.

Ашот Болян