Урбен Жан Жозеф Леверье

Urbain Jean Joseph Le Verrier

Фотография Урбен Жан Жозеф Леверье (photo Urbain Jean Joseph Le Verrier)

День рождения: 11.03.1811 года
Место рождения: Сен-Ло, Франция
Дата смерти: 23.11.1877 года
Место смерти: Париж, Россия

Гражданство: Франция

французский астроном, член-корреспондент Петербургской АН

Французский астроном. Родился 11 марта 1811 в Сен-Ло (Нормандия) в семье мелкого чиновника. В 1833 окончил Политехническую школу в Париже. Занимался химией в лаборатории Ж.Гей-Люссака, преподавал астрономию в Политехнической школе (1837–1846).

26.07.2006

В 1846 возглавил созданную для него в Парижском университете кафедру небесной механики, а спустя три года – кафедру астрономии. В 1854–1870 и в 1873–1877 был директором Парижской обсерватории.

Урбен Жан Жозеф Леверье фотография

Работы Леверье посвящены небесной механике. В 1845 он занялся изучением аномалий в движении Урана. Показал, что их причиной являются гравитационные возмущения со стороны неизвестной планеты. Обратился к немецкому астроному И.Галле с просьбой проверить его расчеты наблюдательным путем. 23 сентября 1846, проведя всего часовые наблюдения, Галле обнаружил неизвестную планету совсем близко от указанного места: Леверье ошибся всего на 1°. Новая планета получила название Нептун. В 1849 Леверье предложил обширную программу по уточнению теории движения больших планет Солнечной системы.

Еще одним фундаментальным результатом, полученным Леверье, было открытие аномалий в смещении перигелия орбиты Меркурия. Он показал, что это смещение не может быть обусловлено действием известных тел Солнечной системы (1859), и заявил о существовании планеты, орбита которой располагается внутри орбиты Меркурия. (Лишь в 1915 эта аномалия получила объяснение в рамках общей теории относительности.) Леверье занимался также исследованием процессов образования астероидов, считая их результатом распада планеты под действием приливных сил Юпитера, а также изучением орбит периодических комет и метеорных потоков.

Среди присужденных ученому наград – медаль Копли Лондонского королевского общества (1846), две Золотые медали Лондонского королевского астрономического общества (1868, 1876).

Констанций II