Николай Черных

Nikolay Chernyh

Фотография Николай Черных (photo Nikolay Chernyh)

День рождения: 06.10.1931 года
Место рождения: Усмань, Воронежская, Россия
Дата смерти: 26.05.2000 года

Гражданство: Россия

Путь к звездам

Советский, российский астроном

Советский, российский астроном, первооткрыватель малых планет, многие из которых носят связанные с Сибирью имена — Байкал, Ангара, Иркутск. С 1963 работал в Крымской астрофизической обсерватории на Украине вместе с женой Людмилой Ивановной Черных. Астероид (2325) Черных назван в их честь.

06.10.2018

Родился в семье тракториста. Когда мальчику было 10 лет, семья оказалась в Иркутской области — в селе Шерагул Тулунского района. Окончив школу, ушел в армию. После службы, чтобы заниматься астрономией, в 1954 году поступил в Иркутский пединститут.

Николай Черных фотография

На вступительных экзаменах Николай познакомился с Людмилой — будущей женой. Дочь офицера-артиллериста, после войны отправленного на строительство железной дороги Тайшет—Лена, она тоже хотела учиться в Иркутске.

Николая, старшего в студенческой группе, сразу выбрали старостой, он умел трудиться, имел золотые руки и острый ум. Чрезвычайно, до фанатизма, интересовался астрономией, любил небо, знал созвездия.

В институте Николай сдружился с преподавателем Алексеем Александровичем Кавериным. В ИГПИ тогда работала маленькая обсерватория, приборы находились в очень плохом состоянии, и Каверин приобщил Николая к наблюдательным и вычислительным работам в астрономической обсерватории ИГУ. Наблюдения проводили на знаменитом телескопе Цейса, который теперь стоит в экспозиции Иркутского краеведческого музея.

Из воспоминаний Николая Черных:

«Те годы были на редкость богаты разными астрономическими явлениями, и каждое такое событие было для нас настоящим астрономическим праздником: великое противостояние Марса в 1956 году, прохождение Меркурия по диску Солнца, солнечные и лунные затмения, две яркие кометы - комета Аренда - Роланда весной 1957 г. и комета Мркоса в августе - сентябре 1957 г., запуск первых советских искусственных спутников Земли. Особенно интересные результаты нам удалось получить по комете Мркоса. Мы с Людмилой Ивановной тогда не предполагали, что в будущем нам доведется встречаться лично с первооткрывателем этой знаменитой кометы, выдающимся чехословацким астрономом Антонином Мркосом, принимать его у себя в Крыму и быть у него в гостях».

1957 год был объявлен Международным геофизическим годом (МГГ). Во всем мире проводились комплексные исследования в области геофизики и астрономии. Студенты Николай и Людмила Черных два летних сезона вели в Иркутске программу наблюдений серебристых облаков.

В лаборатории времени

Ярчайшая звезда украинской эстрады
Тина Кароль
Самый дорогой полет на самолете, или сервис на грани реальности
Дерек Лоу
Владимир Высоцкий. И снизу лед, и сверху
Владимир Высоцкий

В 1958, на 4-м курсе, Николай Черных приступил к работе в лаборатории времени под началом Льва Николаевича Надеева. Вскоре туда же приняли Людмилу.

Из воспоминаний Николая Степановича:

«В трудовой книжке, которая на меня была заведена, в графе "Профессия" была сделана запись: астроном". Чтобы стать настоящим астрономом, мне предстояло много учиться, но в лаборатории времени так называлась неофициально должность — астроном-наблюдатель. Вначале я вел наблюдения на пассажном инструменте по программе определения точного времени, а затем Лев Николаевич поручил мне установку и освоение нового астрометрического инструмента — астролябии Данжона, полученной по плану участия лаборатории в МГГ. Под руководством Надеева я принимал участие в установке и освоении нового прибора, разработке методики работы с ним и составлении программы наблюдений».

Экспериментаторская работа, всегда очень трудная, требовала сил, терпения, напряжения. Астрономические наблюдения были связаны с бессонными и холодными ночами. Приборы, если они ломались, чинить приходилось месяцами.

Крымская обсерватория

В 1961 по совету Каверина Николай поступил в аспирантуру в Институт теоретической астрономии в Ленинграде. В 1963-м при организации наблюдений малых планет в Крымской астрофизической обсерватории на должность наблюдателя порекомендовали молодого астронома Черных. Он сразу же подключился к наблюдениям автоматической лунной станции "Луна-4".

Работая заведующим лабораторией по исследованию малых планет Крымской астрофизической обсерватории АН СССР, ученый разработал оригинальную методику наблюдения за малыми планетами (астероидами).

Супруги Черных — рекордсмены страны по количеству открытых небесных тел. Николай Степанович обнаружил 537 малых планет и две периодические кометы, Людмила Ивановна по числу открытых малых планет занимает второе место в мире среди женщин-астрономов — 268.

Черных никогда не порывали связи с Иркутском. В 2004 Николай Степанович в последний раз посетил родные края, съездил в Шерагул, встретился с одногруппниками. В этом же году его не стало. Людмила Ивановна продолжает работать в КрАО.

Открытия Н.С. Черных

537 астероидов, в том числе астероид группы "троянцев" (2207) Антенор;

две периодических кометы: 74P/Смирновой — Черных и 101P/Черных.

Черных назвали открытые малые планеты в честь дорогих мест и людей, связанных с их молодостью. В космических просторах появились Ангара, Байкал, Иркутск, Шерагул, Анга, Саяны. Именем учителя назван астероид Каверин; Вампилов — в память о знаменитом драматурге, и Валгрирасп — в честь писателя Валентина Григорьевич Распутина.

Своей альма-матер — Иркутскому государственному педагогическому институту — астрономы посвятили новую малую планету — Ирпедина. Свидетельство о том, что у вуза есть своя звезда, ИГПУ, ныне Восточно-Сибирской государственной академии образования, вручили в 2008 году.

Евгений Аксенов