Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай „ерных

Nikolay Chernyh

‘отографи€ Ќиколай „ерных (photo Nikolay Chernyh)

ƒень рождени€: 06.10.1931 года
ћесто рождени€: ”смань, , ¬оронежска€ ,———–
ƒата смерти: 26.05.2000 года
–осси€
¬озраст: 68 лет

√ражданство: –осси€

ѕуть к звездам

—оветский, российский астроном

—оветский, российский астроном, первооткрыватель малых планет, многие из которых нос€т св€занные с —ибирью имена Ч Ѕайкал, јнгара, »ркутск. — 1963 работал в  рымской астрофизической обсерватории на ”краине вместе с женой Ћюдмилой »вановной „ерных. јстероид (2325) „ерных назван в их честь.

06.10.2018

–одилс€ в семье тракториста.  огда мальчику было 10 лет, семь€ оказалась в »ркутской области Ч в селе Ўерагул “улунского района. ќкончив школу, ушел в армию. ѕосле службы, чтобы заниматьс€ астрономией, в 1954 году поступил в »ркутский пединститут.

Ќиколай „ерных фотографи€

Ќа вступительных экзаменах Ќиколай познакомилс€ с Ћюдмилой Ч будущей женой. ƒочь офицера-артиллериста, после войны отправленного на строительство железной дороги “айшетЧЋена, она тоже хотела учитьс€ в »ркутске.

Ќикола€, старшего в студенческой группе, сразу выбрали старостой, он умел трудитьс€, имел золотые руки и острый ум. „резвычайно, до фанатизма, интересовалс€ астрономией, любил небо, знал созвезди€.

¬ институте Ќиколай сдружилс€ с преподавателем јлексеем јлександровичем  авериным. ¬ »√ѕ» тогда работала маленька€ обсерватори€, приборы находились в очень плохом состо€нии, и  аверин приобщил Ќикола€ к наблюдательным и вычислительным работам в астрономической обсерватории »√”. Ќаблюдени€ проводили на знаменитом телескопе ÷ейса, который теперь стоит в экспозиции »ркутского краеведческого музе€.

»з воспоминаний Ќикола€ „ерных:

Ђ“е годы были на редкость богаты разными астрономическими €влени€ми, и каждое такое событие было дл€ нас насто€щим астрономическим праздником: великое противосто€ние ћарса в 1956 году, прохождение ћеркури€ по диску —олнца, солнечные и лунные затмени€, две €ркие кометы - комета јренда - –оланда весной 1957 г. и комета ћркоса в августе - сент€бре 1957 г., запуск первых советских искусственных спутников «емли. ќсобенно интересные результаты нам удалось получить по комете ћркоса. ћы с Ћюдмилой »вановной тогда не предполагали, что в будущем нам доведетс€ встречатьс€ лично с первооткрывателем этой знаменитой кометы, выдающимс€ чехословацким астрономом јнтонином ћркосом, принимать его у себ€ в  рыму и быть у него в гост€хї.

1957 год был объ€влен ћеждународным геофизическим годом (ћ√√). ¬о всем мире проводились комплексные исследовани€ в области геофизики и астрономии. —туденты Ќиколай и Ћюдмила „ерных два летних сезона вели в »ркутске программу наблюдений серебристых облаков.

¬ лаборатории времени

армело Ёнтони. Ѕиографи€
 армело Ёнтони
ѕервый непалец на вершине Ёвереста
“енцинг Ќоргей
янина ∆еймо: —оветска€ ћэри ѕикфорд
янина ∆еймо

¬ 1958, на 4-м курсе, Ќиколай „ерных приступил к работе в лаборатории времени под началом Ћьва Ќиколаевича Ќадеева. ¬скоре туда же прин€ли Ћюдмилу.

»з воспоминаний Ќикола€ —тепановича:

Ђ¬ трудовой книжке, котора€ на мен€ была заведена, в графе "ѕрофесси€" была сделана запись: астроном". „тобы стать насто€щим астрономом, мне предсто€ло много учитьс€, но в лаборатории времени так называлась неофициально должность Ч астроном-наблюдатель. ¬начале € вел наблюдени€ на пассажном инструменте по программе определени€ точного времени, а затем Ћев Ќиколаевич поручил мне установку и освоение нового астрометрического инструмента Ч астрол€бии ƒанжона, полученной по плану участи€ лаборатории в ћ√√. ѕод руководством Ќадеева € принимал участие в установке и освоении нового прибора, разработке методики работы с ним и составлении программы наблюденийї.

Ёкспериментаторска€ работа, всегда очень трудна€, требовала сил, терпени€, напр€жени€. јстрономические наблюдени€ были св€заны с бессонными и холодными ночами. ѕриборы, если они ломались, чинить приходилось мес€цами.

рымска€ обсерватори€

¬ 1961 по совету  аверина Ќиколай поступил в аспирантуру в »нститут теоретической астрономии в Ћенинграде. ¬ 1963-м при организации наблюдений малых планет в  рымской астрофизической обсерватории на должность наблюдател€ порекомендовали молодого астронома „ерных. ќн сразу же подключилс€ к наблюдени€м автоматической лунной станции "Ћуна-4".

–абота€ заведующим лабораторией по исследованию малых планет  рымской астрофизической обсерватории јЌ ———–, ученый разработал оригинальную методику наблюдени€ за малыми планетами (астероидами).

—упруги „ерных Ч рекордсмены страны по количеству открытых небесных тел. Ќиколай —тепанович обнаружил 537 малых планет и две периодические кометы, Ћюдмила »вановна по числу открытых малых планет занимает второе место в мире среди женщин-астрономов Ч 268.

„ерных никогда не порывали св€зи с »ркутском. ¬ 2004 Ќиколай —тепанович в последний раз посетил родные кра€, съездил в Ўерагул, встретилс€ с одногруппниками. ¬ этом же году его не стало. Ћюдмила »вановна продолжает работать в  рјќ.

ќткрыти€ Ќ.—. „ерных

537 астероидов, в том числе астероид группы "тро€нцев" (2207) јнтенор;

две периодических кометы: 74P/—мирновой Ч „ерных и 101P/„ерных.

„ерных назвали открытые малые планеты в честь дорогих мест и людей, св€занных с их молодостью. ¬ космических просторах по€вились јнгара, Ѕайкал, »ркутск, Ўерагул, јнга, —а€ны. »менем учител€ назван астероид  аверин; ¬ампилов Ч в пам€ть о знаменитом драматурге, и ¬алгрирасп Ч в честь писател€ ¬алентина √ригорьевич –аспутина.

—воей альма-матер Ч »ркутскому государственному педагогическому институту Ч астрономы посв€тили новую малую планету Ч »рпедина. —видетельство о том, что у вуза есть сво€ звезда, »√ѕ”, ныне ¬осточно-—ибирской государственной академии образовани€, вручили в 2008 году.

‘окусы на грани реальности