Джон Гершель

John Herschel

Фотография Джон Гершель (photo John Herschel)

День рождения: 07.03.1792 года
Место рождения: Слау (графство Бакингемшир), Великобритания
Дата смерти: 11.05.1871 года
Место смерти: Коллингвуд, Канада

Гражданство: Великобритания

Английский астроном и физик

Английский астроном и физик, сын известного астронома Вильяма Гершеля. Родился 7 марта 1792 в Слау (графство Бакингемшир).

24.08.2007

Родился 7 марта 1792 в Слау (графство Бакингемшир). В 1813 окончил Кембриджский университет. Некоторое время занимался математикой и правом, с 1816 стал помогать отцу в обсерватории, а после смерти последнего в 1822 продолжил его астрономические наблюдения.

Первая работа Дж.Гершеля была посвящена двойным звездам, которых он обнаружил более 3000, но главной темой его исследований стали туманности: в его каталоге их 2307. В 1834 Гершель отправился в Южную Африку на мыс Доброй Надежды, где установил телескоп-рефлектор с фокусным расстоянием 6,1 м и небольшой рефрактор. С их помощью в течение четырех лет занимался изучением южного неба, открыл 1202 двойные звезды и 1708 туманностей и звездных скоплений. Подробно исследовал Магеллановы Облака и распределение южных звезд; наблюдал за кометой Галлея при ее появлении в 1835. Вернулся в Англию в 1838. Следующие 7 лет посвятил описанию своих африканских исследований, опубликовав в 1847 Результаты астрономических наблюдений, выполненных на мысе Доброй Надежды в 1834 —1838 (Results of Astronomical Observations Made During 1834—1838 at the Сape of Good Hope). Среди других его работ — Очерки астрономии (Outlines of Astronomy, 1849), а также Общий каталог туманностей (General Catalogue of Nebulae, 1864), содержащий данные о 5079 туманностях и звездных скоплениях. Дополненный позже датским астрономом Й.Дрейером и изданный под названием Новый общий каталог туманностей и звездных скоплений (New General Catalogue of Nebulae and Clusters of Stars, 1888), он стал каноническим и в среде астрономов называется сокращенно NGS.

Занимаясь фотографией, Гершель еще в 1819 обнаружил способность гипосульфита натрия растворять соли серебра. Через 20 лет он независимо от У.Толбота предложил использовать для получения фотографичесих изображений бумагу, покрытую светочувствительным материалом. Первым ввел в фотографию термины «позитив» и «негатив».

Гершель занимался также педагогической и литературной деятельностью, создал нечто вроде системы народного образования в Капской колонии на мысе Доброй Надежды. В 1842 стал почетным ректором Абердинского университета. Его Предварительные рассуждения об изучении натуральной философии (Preliminary Discourse on the Study of Natural Philosophy, 1830) были переведены на французский, немецкий и итальянский языки. В последние годы жизни Гершель написал популярные книги по физической географии и метеорологии. Как и И.Ньютон, он был директором Монетного двора (1850—1855). Умер Гершель в Коллингвуде 11 мая 1871.

Михаил Буяновский