Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёдмунд √аллей

Edmund Galley

‘отографи€ Ёдмунд √аллей (photo Edmund Galley)

ƒень рождени€: 08.11.1656 года
ћесто рождени€: ’аггерстон, ¬еликобритани€
ƒата смерти: 14.01.1742 года
ћесто смерти: √ринвич, —Ўј
¬озраст: 85 лет

√ражданство: ¬еликобритани€

Ѕиографи€

английский астроном, геофизик (открыл комету √алле€)

иографи€ английского астронома и геофизика Ёдмунда √алле€, прожившего 85 лет, но так и Ђне успевшего состаритьс€ї, стала €рким отображением его бурного времени Ч натиска разума и науки.

27.11.2005

— энтузиазмом и энергией 16-летний школьник √аллей строит свои первые солнечные часы. — таким же энтузиазмом 63-летний прославленный учЄный, зан€вший высокий пост  оролевского астронома, принимаетс€ за трудоЄмкий иикл лунных наблюдений Ч а их надо вести в течение 18 лет (врем€, за которое точки пересечени€ земной и лунной орбит описывают полный круг на небе). » несмотр€ ни на что, он доводит их до успешного завершени€: ведь јнглии Ч великой морской державе Ч нужны более точные лунные таблицы дл€ определени€ долгот на море.

Ёдмунд √аллей фотографи€

Ёдмунд √аллей родилс€ 29 окт€бр€ 1656 г. в небольшой деревушке ’аггерстон (ныне окраина Ћондона) в семье зажиточного мыловара.

≈шЄ в 1676 г., будучи студентом третьего курса ќксфордского университета, √аллей опубликовал свою первую научную работу Ч об орбитах планет и открыл большое неравенство ёпитера и —атурна (скорость всЄ врем€ возрастает у одной планеты Ч ёпитера Ч и уменьшаетс€ у другой). Ёто открытие впервые поставило перед астрономами важнейший дл€ человечества вопрос об устойчивости, долговечности —олнечной системы. ¬ 1693 г. √аллей обнаружил вековое ускорение јуны, что могло свидетельствовать о еЄ непрерывном приближении к «емле...

¬ 70-е гг. XVII в. √алле€ увлекла нова€ задача: дополнить известные каталоги звЄздами южного, частью не видного в ≈вропе полушари€ неба. ¬ 1676 г. он оставил университет и, добившись разрешени€ Ћондонского королевского общества и самого корол€, отправилс€ в свою первую далЄкую научную экспедицию Ч на остров —в€той ≈лены в ёжной јтлантике. ¬ итоге в 1679 г. √аллей опубликовал первый каталог 341 южной звезды, впервые применив телескоп дл€ определени€ звЄздных координат. Ќаградой 22-летнему исследователю были учЄна€ степень ќксфордского университета и избрание в члены Ћондонского королевского общества.

¬ 1677 г. √аллей предложил новый метод определени€ рассто€ни€ до —олнца, т. е. астрономической единицы. јл€ этого необходимо было наблюдать прохождение ¬енеры по диску —олнца из двух мест, удалЄнных по широте. —пособ √алле€ позволил к концу XIX в. в 25 раз снизить ошибку при определении солнечного параллакса.

¬озвратившись в јнглию, √аллей зан€лс€ исследованием силы, котора€ управл€ет движением планет. ¬ 1684 г. он самосто€тельно вывел, что она обратно пропорциональна квадрату рассто€ни€ до планеты. ќднако решить задачу, каковы будут формы орбит, определ€емых действием такой силы, √аллей, как и другие физики, не мог. ћежду тем проблема почти за два дес€тка лет до него была решена »сааком Ќьютоном, который, однако, свои результаты публиковать не собиралс€. ”знав об этом, √аллей убедил Ќьютона возобновить исследовани€ и вз€л расходы по их публикации на себ€. “ак увидели свет знаменитые Ђћатематические начала натуральной философииї (1687 г.). √аллей написал на латыни восторженное посв€щение их великому автору.—м также Ќ№ё“ќЌ, »—јј .

— именем Ёдмунда √алле€ св€зан и коренной перелом в представлени€х о кометах. ¬ Ќовое врем€ до Ќьютона все считали их чужеродными странниками, лишь пролетающими сквозь —олнечную систему по незамкнутым параболическим орбитам. ѕосле того как в 1680 и 1682 гг. по€вились две €ркие кометы, √аллей рассчитал и опубликовал в 1705 г. орбиты 24 комет и обратил внимание на сходство параметров орбит у нескольких из них, наблюдавшихс€ в XVI Ч XVII вв., с параметрами кометы 1682 г. ѕромежутки времени между по€влени€ми этих комет оказались кратными 75Ч76 годам. ¬ 1716 г. он опубликовал подробные расчЄты и предсказал, что следующее по€вление этой кометы должно произойти в конце 1758 или в начале 1759 г. ¬озвращение кометы 1682 г. в предсказанный срок стало первым триумфальным подтверждением теории т€готени€ Ќьютона € прославило им€ самого √алле€.

¬ статье 1714 г. √аллей сделал весьма смелый вывод, что болиды, до того считавшиес€ воспламенЄнными земными испарени€ми, Ч скорее результаты встречи «емли со случайными сгустками космической межпланетной материи. Ёта иде€ вдохновила более поздних исследователей и среди них Ч немецкого астрофизика Ёрнста ’ладни, родоначальника научной космической теории метеоритов и болидов (1794 г.).

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
Ћеонид Ѕыков

¬ 1718 г. √аллей впервые показал условность традиционного названи€ Ђнеподвижные звЄздыї. „тобы уточнить посто€нную прецессии, он сравнил современные ему каталоги звЄзд с античными, и прежде всего с каталогом √иппарха. Ќа фоне однородной картины закономерного смешени€ всех звЄзд √аллей обнаружил удивительный факт: Ђ“ри звезды: ...или √лаз “ельца [јльдебаран], —ириус и јрктур пр€мо противоречили этому правилуї. “ак было открыто собственное движение звЄзл. ќно получило окончательное признание в 70-е гг. XVIII в., после измерени€ немецким астрономом “обиасом ћайером и английским астрономом Ќевилом ћаскелайном собственных движений дес€тков звЄзд.

√аллей был первым, кто привлЄк внимание астрономов к совершенно загадочному тогда объекту Ч туманност€м. ¬ статье 1715г. он уже утверждал, что это самосвет€щиес€ космические объекты (а не уплотнени€ небесной тверди, отражающие солнечный свет, как допускали многие). ”чЄный также сделал и далеко идущее заключение, что таких объектов во ¬селенной, Ђбез сомнени€ї, много больше и Ђони не могут не занимать огромных пространств, быть может, не менее, чем вс€ наша —олнечна€ системаї.—м также  ќћ≈“ј;ЅќЋ»ƒ;√»ѕѕј–’.

ѕервым √аллей высказал и идею, получившую в космологии наименование фотометрического парадокса: если пространство ¬селенной содержит бесконечное количество звЄзд, то ночное небо не может быть чЄрным, а должно сплошь светитьс€ подобно поверхности —олнца.

Ќаучные заслуги Ёдмунда √алле€ были признаны ешЄ при жизни. — 1703 г. он возглавл€л кафедру геометрии ќксфордского университета, с 1713 г. был учЄным секретарЄм Ћондонского королевского общества, с 1720 г. Ч  оролевским астрономом, т. е. директором √ринвичской обсерватории (которую за свой счЄт заново оборудовал инструментами). √аллей был избран иностранным членом ѕарижской академии наук.

—кончалс€ Ёдмунд √аллей в √ринвиче 14 €нвар€ 1742 г. »м€ его увековечено в названи€х знаменитой кометы и кратеров на Ћуне и Ч в наши дни Ч на ћарсе.

«о€ «арубина Ч человек-легенда