Уильям Мэтью Флиндерес Питри

William Matthew Petrie

Фотография Уильям Мэтью Флиндерес Питри (photo William Matthew Petrie)

День рождения: 03.06.1853 года
Место рождения: Лондон, Великобритания
Дата смерти: 28.07.1942 года
Место смерти: Иерусалим, Израиль

Гражданство: Великобритания

Английский археолог

Видный английский археолог, исследователь памятников Древнего Востока. В начале Петри не собирался посвящать себя археологии, а занимался как дилетант математикой и естественными науками. В 1880 он приехал в Египет, увлеченный идеей разгадать числовую символику пирамид. Там он был свидетелем варварских методов раскопок, губивших памятники, и сам занялся археологич. исследованиями. Он был убежден, что настоящие результаты могут принести лишь скрупулезные и осторожные методы ("просеивание через сито"). Вскоре П. прославился как самый удачливый "охотник за древностями".

29.07.2006

Многие десятилетия он прожил на Востоке, совершая экспедиции в исключительно трудных условиях с риском для жизни. В одиночку он проник внутрь пирамиды Хуфу, позднее открыл греч. поселения Египта, в т. ч. Дафну, где окончил дни прор.Иеремия. Огромное число предметов утвари П. обнаружил в развалинах Таниса, столицы гиксосов и Рамсеса II. В 1888 он начал раскопки в Фаюмском оазисе, где нашел знаменитые греко-египетские портреты и целые пласты папирусов. Эта находка стимулировала быстрое развитие *папирологии. Став признанным знатоком древностей, П. работал либо самостоятельно с группой помощников, либо под эгидой того или иного археологич. общества. Он нашел ряд великолепных памятников *Амарнского периода, гимн в честь Санусерта III — образец древневосточной поэзии, близкой к библейской. Зимой 1896 в Фивах им была обнаружена стела фараона Мернептаха (конец 8 в. до н.э.), к-рая по его поручению была опубликована проф.Страсбургского ун-та Шпигельбергом В. Эта стела с упоминанием Израиля является древнейшим егип. памятником, непосредственно связанным в ветхозав. историей (см. Вопрос о хронологии Исхода в ст. Пятикнижие). В те же годы по поручению Английского палестинского общества П. провел раскопки близ Газы и обнаружил развалины г.Лахиша, игравшего большую роль в истории *Разделенных царств. В нач. 20 в. П. первым открыл памятники *синайской письменности. Уже в преклонные годы ученый нашел в *Оксиринхе большую коллекцию папирусов, среди к-рых были иудейские гимны 2-3 вв. н.э. П. был создателем одного из первых научно обоснованных методов датировки памятников. Им издан корпус егип. надписей и атлас орудий труда. Собрание его трудов насчитывает 90 томов.

Уильям Мэтью Флиндерес Питри фотография