Барнум Браун

Barnum Brown

Фотография Барнум Браун (photo Barnum Brown)

День рождения: 12.02.1873 года
Место рождения: Карбондейл, Канзас, США
Дата смерти: 05.02.1963 года
Место смерти: Нью-Йорк, США

Гражданство: США

Человек, открывший тираннозавров

Американский палеонтолог

Этот американский ученый обнаружил первые задокументированные останки тираннозавра Рекса (Tyrannosaurus rex), что сделало его одним из самых известных 'охотников за динозаврами', работавших с конца викторианской эпохи до начала Второй мировой войны.

21.10.2014

Барнум Браун, человек с обычной фамилией и необычным именем, появился на свет 12 февраля 1873 года в канзасском городке Карбондейл (Carbondale, Kansas). Он был четвертым и самым младшим ребенком местных фермеров, и те, желая, чтобы мальчик хоть чем-то выделялся среди множества Браунов, назвали его в честь Финеаса Тейлора Барнума (Phineas Taylor Barnum), самого известного и влиятельного на тот момент человека в цирковом мире. Впрочем, карьера, которую избрал для себя Барнум, все равно не дала бы ему затеряться среди обычных Браунов – даже если бы родители назвали его Томом или Джеком.

Барнум Браун фотография

В 1893 году Барнум стал студентом Канзасского Университета, где тесно сошелся с профессором геологии, известным палеонтологом Сэмюэлем Уиллистоном (Samuel Williston), чьей страстью были поиски того, что осталось к нашему времени от динозавров. Вместе с Уиллистоном Барнум Браун принял участие в двух экспедициях и тоже загорелся этой страстью, как позже выяснилось, на всю жизнь.

При финансовой поддержке Американского музея естественной истории Браун из конца в конец пересек всю страну в поисках окаменелостей, не ограничиваясь, кстати, динозаврами. Он был известен тем, что собирал или пытался заполучить образцы, предположительно имеющие хоть какую-нибудь научную ценность. Часто он просто отправлял деньги, чтобы найденные окаменелости доставили в музей, и любые новые интересные образцы приводили к шквалу писем между Брауном и их первооткрывателями.

Барнум Браун фотография

Проработав для музея несколько лет в Вайоминге (Wyoming) в конце 1890-х, Браун возглавил экспедицию в местность, ставшую для палеонтологов настоящим раем – формацию Хелл-Крик, на юго-востоке Монтаны (Montana). Именно там в 1902 году он обнаружил первые официально задокументированные останки тираннозавра, которые находятся сегодня в коллекции Музея естественной истории Карнеги. Раскопки в Хелл-Крик подарили ученым огромное количество окаменелостей, достаточное, чтобы заполнить ими целый эшелон грузовиков, в том числе и второй скелет тираннозавра, найденный в 1908 - практически полный и сохранившийся куда лучше первого. Он выставлен в одном из залов Американского музея естественной истории.

Люди Брауна пользовались обычной в то время практикой – с помощью контролируемых взрывов динамита они удаляли тонны породы, скрывающие под собой драгоценные окаменелости, после чего вывозили их на лошадях. Остальное делали люди. Очень редко раскопки не приносили результата.

Проведя в Монтане почти десять лет, с 1910 по 1915 год Браун работал в долине реки Ред-Дир в канадской провинции Альберта (Alberta, Canada). С дорогами там было очень туго, и команда Брауна сплавлялась по реке на специально для этого построенном плоту. Окаменелостей там было так много, что их с избытком хватило и на Брауна, и на его конкурентов – команду канадских исследователей под руководством Чарльза Штернберга (Charles Sternberg). Более того, в 1998 году палеонтологи организовали новую экспедицию по заметкам Брауна и добыли множество скелетов альбертозавров. Браун тогда привез в музей около 300 крупных экспонатов, часть которых до сих пор украшает его залы.

Браун жил и работал в самом конце эпохи беспрецедентных научных открытий и приобрел репутацию одного из самых ярких ее представителей. Его восторженные поклонники дали ему прозвище 'Мистер Кости'. На раскопках в Канаде Браун часто фотографировался в огромной шубе, что придавало его образу живописности. Позже, во время Первой мировой войны и, конечно, во время Второй мировой войны Браун работал на разведывательные службы. В ходе своих многочисленных поездок за рубеж он не упускал случая получить немного наличных, действуя в качестве корпоративного шпиона американских нефтяных компаний.

Вторая жена палеонтолога, Лилиан Браун (Lilian Brown), написала мемуары 'I Married a Dinosaur', опубликованную в 1950 году, в которой рассказывала о своих экспедициях с мужем. Барнум Браун скончался 5 февраля 1963 года и был похоронен в Оксфорде, штат Нью-Йорк (Oxford, New York), рядом с могилой его первой жены. Позже рядом с ним упокоились вторая жена и дочь.

Матвей Северянин: биография, личная жизнь, основные поворотные моменты жизни и бизнеса