Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай “окарев

   /   

Nikolaj Tokarev

   /
             
‘отографи€ Ќиколай “окарев (photo Nikolaj Tokarev)
   

ƒень рождени€: 13.04.1907 года
ћесто рождени€: “ула, –осси€
ƒата смерти: 31.01.1944 года
–осси€
¬озраст: 36 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

летчик бомбардировщик, генерал-майор авиации, √ерои советско - финской войны

√ерой —оветского —оюза (21.04.40). Ќагражден трем€ орденами Ћенина, двум€ орденами  расного «намени, орденом ќтечественной войны 1-й степени, орденом Ђ«нак ѕочетаї.

06.04.2007

–одилс€ в семье рабочего-оружейника. –усский. — 1922 г. работал слесарем на оружейном заводе. „лен ¬ ѕ(б) с 1926 г. ¬ 1930 г. окончил рабфак и поступил в ћосковское высшее техническое училище им. Ѕаумана.

Ќиколай “окарев фотографи€
Ќиколай “окарев фотографи€

¬ –  ј с 1931 г. ¬ мае 1931 г. по партийной путевке был направлен на учебу в 1-ю военную школу летчиков им. тов. ћ€сникова в  аче, которую окончил в сент€бре 1932 г.

— сент€бр€ 1932 г. служил летчиком-инструктором в военной школе морских летчиков и летнабов в г. ≈йске, с ма€ 1935 г. был командиром звена, а с €нвар€ 1937 г. Ц командиром авиаотр€да школы. ѕодготовил более двухсот морских летчиков.

“окарев с первых дней сделалс€ гор€чим поклонником торпедного оружи€ и новой тактики поражени€ морских целей. — энтузиазмом он осваивал новые приемы пилотировани€ и в короткое врем€ достиг незаур€дных успехов.

¬скоре, однако, он у€снил, что дл€ успешной торпедной атаки одной дерзости, даже и помноженной на личное летное мастерство, недостаточно, что основа победы должна быть заложена в тщательно разработанном плане бо€. — каждым полетом, усложн€€ дл€ себ€ и дл€ летчиков отр€да услови€ торпедометани€, он ищет приемы сближени€ с противником, способы определени€ упреждений, наиболее выгодные дистанции дл€ поражени€ движущихс€ и маневрирующих кораблей, тщательно изучает штурманскую работу на торпедоносцах...

¬ феврале 1938 г. за успешное обучение молодых летчиков торпедометанию он был награжден орденом Ђ«нак ѕочетаї, а его подразделение было признано лучшим на флоте.

— ма€ 1938 г. был помощником командира 43-й авиаэскадрильи ¬¬— „‘.

¬ мае 1939 г. капитан “окарев был назначен командиром 3-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка 8-й бомбардировочной авиабригады ¬¬— Ѕалтийского флота.

Ћучшие дн€

Ўаварш  арапет€н. Ѕиографи€
ѕосетило:17312
Ўаварш   арапет€н
 олин „епмен. Ѕиографи€
ѕосетило:7131
 олин „епмен
ѕредставитель Ђпослевагнеровской п€теркиї
ѕосетило:6401
√устав ћалер

√енерал-лейтенант авиации ’охлов вспоминает: Ђѕеред нами предстал рослый, стройный, подт€нутый офицер. „ерные вьющиес€ волосы, волевое жизнерадостное лицоЕ

Ќесколько учебных полетов и между нами зав€залась делова€ дружба. ћне сразу бросилось в глаза, как отлично пилотирует он самолет, быстро собирает в воздухе экипажи после взлета, с каким мастерством выдерживает их боевой пор€док на заданном курсе и при бомбометании. ¬се удаетс€ ему, и всему этому хочетс€ подражатьЕ   концу 1939 г. подразделение под командованием “окарева стало передовым в полкуї.

”частвовал в советско-финской войне. —овершил 57 боевых вылета на бомбардировку кораблей, военных объектов, живой силы и боевой техники противника.

29.11.39 г. всем соединени€м Ѕалтийского флота был передан условный сигнал Ђ“аранї, означавший Ц ЂЌачало боевого развертывани€, без применени€ оружи€ї. 30.11.39 г. в 00.22 поступил новый сигнал Ц Ђ‘акелї, означавший Ц ЂЌачало боевых действий, оружие примен€тьї. ¬ 9.50 началс€ вылет самолетов 8-й баб Ѕ‘.

Ўесть ƒЅ-3 1-го мтап провели разведку и поиск финских броненосцев береговой обороны ЂVainamoinenї и ЂIlmarinenї в шхерной полосе от  отки до “урку. ¬ районе ’ельсинки звено самолетов под командованием помкомполка майора ј.¬. Ѕельского попало под огонь зенитной артиллерии. ƒва ƒЅ-3 были сбиты. ¬торое звено под командованием майора ≈.Ќ. ѕреображенского, благополучно миновав зону действи€ наземных средств ѕ¬ќ ѕорккалаудд и ’анко, в 12.30 обнаружило €корную сто€нку броненосцев и нанесло по ним бомбовый удар.   сожалению, советские бомбардировщики отбомбились неудачно: 2-3 бомбы упали близко от борта финского броненосца, а остальные легли перелетом. ќ местонахождении броненосца береговой обороны было донесено по радио.

30.11.39 г. в 13.10 с аэродрома  лопицы, в 62 км юго-восточнее Ћенинграда, взлетели восемь ƒЅ-3 3-й эскадрильи 1-го мтап под командованием капитана “окарева, чтобы атаковать обнаруженные броненосцы. ќднако, вс€ центральна€ и западна€ части ‘инского залива были закрыты плотной облачностью, нижн€€ кромка которой в отдельных местах находилась на высоте 50 м. ¬ результате, не обнаружив в указанном районе броненосцы, “окарев прин€л решение атаковать запасную цель Ц нефт€ные хранилища в порту ’итаниеми на восточной окраине ’ельсинки.

¬ 14.50 советские бомбардировщики по€вились над ’ельсинки. Ѕомбы сбрасывались с высоты 1500 м через просветы в облаках, и точность бомбометани€ оказалась весьма низкой. ¬место порта бомбы - 15 ‘јЅ-500 и 30 ‘јЅ-100 - упали на густонаселенный район ’ельсинки, между “ехническим университетом и автовокзалом. ¬ результате налета 91 человек погиб, еще 236 мирных жителей были ранены, в т.ч. 36 получили т€желые ранени€.

’от€ война в ≈вропе к этому времени шла уже три мес€ца, и англичане, и немцы пока еще воздерживались от воздушных ударов по городам, сбрасыва€ лишь листовки.

Ќалет эскадрильи “окарева на ’ельсинки на тот момент стал вторым в ≈вропе по числу жертв среди мирного населени€. Ѕольшее число жертв имелось только после налета бомбардировщиков из ЂЋегиона Ђ ондорї на г. √ерника. ћеждународное сообщество было возмущено варварской бомбардировкой финской столицы.  овентри, —талинград, ƒрезден, ’иросима и Ќагасаки были еще впереди.

–ассказывает генерал-лейтенант авиации ’охлов, принимавший участие в этом вылете в качестве флаг-штурмана эскадрильи в составе экипажа капитана “окарева: Ђ”тро 30 но€бр€ 1939 годаЕ ќбъ€влен боевой приказЕ ј погода Ц нелетна€. «а ночь выпал обильный снег, толстым слоем покрыл летное поле. ¬идимость не превышает километра. “ребовалось большое искусство, чтобы оторвать от земли боевые машины с полным полетным весом. ѕервым выруливает на старт наш, флагманский, самолет. «елена€ ракета, и он т€жело сходит с места. ƒолго бежит по стартовой полосеЕ ”мелые руки “окарева мастерски отрывают самолет от земли, и он набирает высоту. » так, звено за звеном, все боевые машины, подн€вшись в воздух, пристраиваютс€ к ведущему.

Ќа аэродроме началс€ взлет второй эскадрильиЕ ќдин из ее самолетов при разбеге не выдержал направлени€ взлета, развернулс€ на 90 градусов, ударилс€ о преп€тствие и взорвалс€ вместе с бомбами и экипажем. ћы видели это с воздуха. —разу испортилось настроениеЕ

Ћетим над ‘инским заливом на запад. —плошные кучевые облака прижимают к воде. ¬ременами идет снег. ћы под самой кромкой облаковЕ “очных данных о месте броненосца у нас не было. ћы вынуждены искать его в шхерном районе јландских островов. «десь много мелких каменных рифов, похожих на крупные корабли, они сильно затрудн€ют поиск. ћы уже больше часа летаем, а броненосца нет и нет... ƒо наступлени€ темноты оставалось не более часа. Ќеобходимо было решать, куда лететь, чтобы сбросить бомбы и возвращатьс€ на свой аэродром. Ќа мой вопрос командиру, на какую запасную цель пойдем, Ќиколай јлександрович быстро ответил: ЂЌа самую важную!їЕ

ѕо нашим самолетам вела огонь зенитна€ артиллери€ противника, сзади и выше вспухали шапки разрывов снар€дов. Ќо мы вышли на выбранную цель.  омандир был доволен результатами удара эскадрильи, несколько раз по переговорному устройству говорил мне, что он имеет не меньшее значение, чем потопление броненосца береговой обороны. Ќа аэродром вернулись затемноЕ

Ќиколаю јлександровичу “окареву пришлось докладывать о результатах вылета не только командованию полка, но и командующему военно-воздушными силами  Ѕ‘ї.

1.12.39 г. эскадриль€ “окарева повторила налет на ’ельсинки, где их целью на этот раз должны были стать военные склады. √ород и его окрестности снова закрывала облачность, и бомбить пришлось Ђвслепуюї, по расчету времени. Ќа этот раз обошлось без жертв среди населени€. ј всего зимой 1939-40 гг. на ’ельсинки было совершено 8 налетов, в которых участвовало 70 самолетов, сбросивших 350 фугасных авиабомб.

«а врем€ боев 1-й мтап 8-й баб ¬¬— Ѕ‘ потер€л 17 самолетов ƒЅ-3, в т.ч. боевые потери Ц 10 самолетов. 40 летчиков, штурманов, стрелков-радистов и технических специалистов погибло в бо€х и авиакатастрофах.

3-€ эскадриль€ 1-го мтап совершила 46 боевых вылетов и сбросила на вражеские военные и промышленные объекты 320 тонн фугасных бомб. ¬ воздушных бо€х стрелками-радистами было сбито 11 самолетов противника. Ёскадриль€ была награждена орденом  расного «намени, а весь личный состав - орденами и медал€ми.

21.04.40 г. капитан “окарев Ќиколай јлександрович был удостоен звани€ √ерой —оветского —оюза. ≈му была вручена медаль Ђ«олота€ «вездаї є 89.

¬ мае 1940 г. майор “окарев был назначен помощником командира, а в августе Ц командиром 1-го мтап ¬¬— Ѕ‘.

¬ состав 1-го мтап входили п€ть боевых эскадрилий, полностью укомплектованных летным составом и самолетами ƒЅ-3‘. ѕредшествующа€ учеба и боевые действи€ дали свои результаты. Ёкипажи умели летать днем Ч в строю подразделений, а две эскадрильи могли совершать полеты и ночью, в простых метеоуслови€х.

ћайор “окарев удел€л много внимани€ огневой и тактической подготовке, умело направл€л боевую и политическую учебу. ¬ основу всего было положено незыблемое правило: учитьс€ тому, что может потребоватьс€ на войне. ќпыт минувших боевых действий укрепл€лс€ практикой подготовки подразделений. ¬ полку по€вились снайперские экипажи по бомбометанию и минным постановкам. ћного проводилось полетов с использованием средств радионавигации.

¬ €нваре 1941 г. в полку произошла авиакатастрофа. ќдин из летчиков, выполн€€ сложный полет, потер€л ориентировку в тумане. ѕогиб весь экипаж.

¬ феврале 1941 г. майор “окарев был отстранен от должности, а в марте - переведен с понижением на „ерноморский флот и назначен помощником командира 2-го мтап.

Ђ¬зыскание не обидело боевого командира: он сам острее всех переживал потерю. ¬ чем-то, конечно, была и его вина. Ќе хватало опыта, кое-где подводил и характер: гор€чность, стремление добитьс€ своего, не счита€сь со сроками и возможност€ми подчиненных... —тав на должность заместител€ командира 2-го минно-торпедного авиаполка „ерноморского флота, майор “окарев отлично организовал летную подготовку. —ам летал больше всех. ¬ короткое врем€ полк освоил ночные полеты, довел до виртуозности пилотирование по приборамї.

— апрел€ 1941 г. Ц заместитель командира 2-го мтап ¬¬— „‘.

”частвовал в ¬еликой ќтечественной войне. Ѕыл заместителем командира 2-го мтап.

ѕо состо€нию на 22.06.41 г. полностью готовыми к действи€м могли считатьс€ только две из п€ти эскадрилий полка, 1-€ и 2-€. ’от€ 3-€ эскадриль€ была укомплектована личным составом, имевшим хорошую лЄтную подготовку, еЄ экипажи не успели отработать групповую слЄтанность даже в составе звеньев, а о том, чтобы выполн€ть задание всем составом эскадрильи и речи не шло. 4-€ и 5-€ эскадрильи были укомплектованы лЄтчиками выпуска весны 1941 г., имевшими, незначительный налЄт, и то в простых метеоуслови€х.

»з 62 экипажей полка полностью боеготовыми €вл€лись лишь 12. Ќа вооружени€ 2-й мтап имел торпедоносцы ƒЅ-«‘ с моторами ћ-87, остаточный моторесурс которых, даже после довольно интенсивной эксплуатации был ещЄ весьма значительным и составл€л в среднем по эскадриль€м 74%.

  22.06.41 г. подразделени€ полка, выполн€вшие различные задачи по курсу боевой подготовки, базировались в —арабузе, а полностью боеготовые - в  арагозе. »менно этот крымский аэродром в первые мес€цы войны и стал основным местом базировани€ 2-го мтап.

¬ составе полка майор “окарев совершал боевые вылеты на бомбардировку объектов противника в Ѕухаресте, ѕлоешти, “ульчи,  онстанце. ”частвовал в обороне ќдессы.

Ђ8 сент€бр€ авиаци€ флота нанесла удар по военным объектам в районе Ѕухареста. Ёту задачу выполн€ли 7 лучших экипажей 2-го авиаполка 63-й бомбардировочной авиабригады... √руппу бомбардировщиков возглавл€л √ерой —оветского —оюза майор Ќ.ј. “окарев... ѕолет выполн€лс€ ночью на высоте 6000 м. Ќа подходе к цели экипажи увидели внизу в стороне огромную площадь, залитую электрическим светом. ’итрость противника, создавшего ложную цель, была разгадана, и самолеты продолжали полет. ¬ыйд€ на насто€щий объект, бомбардировщики легли на боевой курс и дружно освободили бомболюки от многотонного груза.

ѕо возвращении на свой аэродром майор “окарев доложил командованию бригады: Ђ«адание выполнили. ќбъект удара горитїЕ

ќценива€ результаты удара 8 сент€бр€, стамбульский корреспондент английской газеты Ђ“аймсї писал: Ђ»нтенсивные действи€ советской авиации заставили румынское правительство перенести свою столицу из Ѕухареста в —инаюЕ

¬ сент€бре летчики 2-го авиаполка успешно громили подход€щие к ќдессе резервы противникаї.

  20 сент€бр€ в полку оставалось всего 24 ƒЅ-3 и ƒЅ-«‘, из которых исправными были только 16. ќбщие потери три мес€ца боев составили 37 самолЄтов (2 сбиты истребител€ми, 10 - зенитной артиллерией, 19 не вернулись на аэродром базировани€ по неизвестным причинам, 6 разбились в результате не боевых причин).

30.09.41 г. во врем€ ожесточенных боев на ѕерекопе полк, в значительной степени утративший свою боеспособность перелетел на аэродромы јнапы и  раснодара дл€ отдыха и доукомплектовани€.

¬ конце сент€бр€ полк получил 10 первых машин, а в окт€бре и но€бре - еще по 7. ЋЄтный состав полка был пополнен за счет экипажей, переведЄнных с ¬¬— “ихоокеанского флота. Ёто позволило сохранить боеспособность 2-го мтап на удовлетворительном уровне.

  8.10.41 г. в полку насчитывалось 31 ƒЅ-3 и ƒЅ-«‘, из них исправными были 27. — середины окт€бр€ полк базировалс€ на полевых аэродромах в районах станиц  рымска€,  онстантиновска€ и  урганна€. Ѕоевые вылеты возобновились, но с этого момента стали исключительно ночными.

¬ но€бре 1941 г. майор “окарев был назначен командиром 2-го мтап 63-й т€желобомбардировочной авиабригады дальнего действи€ ¬¬— „‘.   этому моменту количество самолЄтов в полку возросло до 41 (в т.ч. 38 исправных). ѕодн€вшись с кубанских аэродромов бомбардировщики летели вдоль береговой черты  рыма, определ€лись по мысу —арыч и брали курс на север. ƒолетев по расчету времени до нужного места, сбрасывали серию —јЅов и уже тогда бомбили как днем. ѕотери уменьшились, но в начале но€бр€ при попытке поддержать днем отступающие войска разбитого  рымского фронта в районе  ерчи полк потер€л сразу 5 машин.

–ассказывает генерал-майор авиации –аков: Ђ“окарев с головой ушел в боевую работу, лета€ не только одинаково со своими летчиками, но даже больше, чем они. Ќа земле у него едва хватало времени дл€ отдыха, или, как выражались летчики, Ђпередыхаї. ¬ конце 1941 года он был подбит над целью и только благодар€ ее близости от нашей территории - его самолеты бомбили вражеские огневые точки недалеко от  ерчи - смог перет€нуть через линию фронта. «десь, совершив посадку, он со своим экипажем ликвидировал начавшийс€ на самолете пожар, забросав огонь снегом и накрыв очаг курткойї.

ѕосле эвакуации наших войск из  ерчи 2-й мтап переключилс€ на бомбардировку целей перед фронтом —евастопольского оборонительного района, с конца декабр€ поддерживал высадившиес€ на  ерченском полуострове десанты.

3.12.41 г. в соответствии с распор€жением командующего ¬¬— „‘ генерал-майора авиации ќстр€кова звено 2-го мтап было перебазировано непосредственно под —евастополь на аэродром ’ерсонесский ма€к. — этой взлетной полосы бомбардировщики могли действовать по текущим за€вкам командовани€ перед фронтом оборонительного района днем с непосредственным сопровождением истребителей.   сожалению, малые размеры аэродрома, находившегос€ к тому же в пределах дальности стрельбы немецкой полевой артиллерии, не позвол€ли разместить здесь большего число самолетов. “е, что были, в промежутках между полетами отстаивались в выдолбленных в скальной породе капонирах. ¬ начале феврал€ аэродром ’ерсонесский ма€к был расширен, и вскоре с  убани туда перелетели еще 6 бомбардировщиков 2-го мтап.

3.04.42 г. за мужество, отвагу, дисциплину и организованность, про€вленные в непрерывных бо€х с немецко-фашистскими захватчиками, 2-й мтап был преобразован в 5-й гвардейский минно-торпедный авиаполк, а майор “окарев награжден орденом  расного «намени.

ѕосле падени€ —еватсопол€ полк участвовал в бо€х на новороссийском направлении.

Ђ24 августа, с утра, майор “окарев подн€л в воздух восемнадцать бомбардировщиков. ¬едущим пошел сам. Ћетели журавлиным клином, без прикрыти€: свободных истребителей не было. –азбомбили колонну автомашин на дороге  рымска€ - Ќовороссийск. Ќа обратном пути успешно отбились от Ђмессеровї.

“ут же приказ на повторный удар. ѕока подвешиваютс€ бомбы и заправл€ютс€ баки, командир полка делает разбор полета: огонь зениток не так силен, можно понизить высоту бомбометани€ до тыс€чи ста метров. ¬ылетает вторично ведущим первой дев€ткиЕ

Ќа подходе к дороге - огненна€ завеса. —нар€ды рвутс€ в опасной близости. √руппа проскакивает заслон без потерь, отбивает атаку семерки Ђмессеровї. ”зка€ дорога у Ќеберджаевской забита потоком машин и пехоты. “олмачев сбрасывает часть бомб на головной отр€д. —амолет атакуют два вражеских истребител€...

ќсколок снар€да ожег руку штурмана, пулеметна€ очередь пробила бензобак. ѕо€вилс€ огонь на правой плоскости. “олмачев зат€гивает руку бинтом, не отрыва€ глаз от дороги. Ђћессершмиттыї продолжают атаку.

- ѕрава€ плоскость горит, - повтор€ет доклад стрелок-радист ѕетр  онкин, лов€ в прицел своего раскаленного пулемета наседающего сверху Ђмессераї. “олмачев выводит самолет на участок дороги, где автомашины с гитлеровцами сомкнулись в сплошную цепочку.

- √орим,- еще раз напоминает стрелок.  омандир молчит. Ќапр€женно дышит раненый штурман.

- —брос, - докладывает “олмачев, поворачива€ прицел, чтобы проследить падение бомб.

Ѕомбы несутс€ на дорогу, с дороги навстречу - прерывистые дымные трассы автоматических пушек Ђэрликонї.

- » лева€ плоскость горит! - докладывает  онкин. ¬се бомбы сброшены, ветер свищет в пробоинах, из левой плоскости валит дым, плам€ с правой уже не сбить. Ќадо командовать прыгать с парашютом. “окарев колеблетс€.

- ƒот€нем до ћысхако, - подсказывает “олмачев.

Ќа ћысхако - выдвинутый на крайнюю линию к фронту маленький полевой аэродром истребителей. —адитьс€ на него и дл€ €стребка - лишний раз испытывать судьбу.

“окарев выпускает шасси, но стойки не станов€тс€ на замки. —ажать Ђна брюхої - гор€щий самолет наверн€ка взорветс€. ”ходит на встречный круг, пытаетс€ закрепить Ђногиї. ќдна сигнальна€ лампочка загораетс€. ¬тора€ Ђногаї беспомощно болтаетс€ под моторной гондолой...

Ќа аэродроме все выскочили из земл€нок, задрали головы вверх. ќгромна€ гор€ща€ машина заходит на посадку: «аходит образцово - точно по осевой линии полосы...

ƒолетев до границы аэродрома, “окарев выключает мотор. —амолет стукаетс€ о землю одним колесом, подпрыгивает. ќт толчка до конца выпускаетс€ втора€ стойка, становитс€ на замок. Ѕомбардировщик, окутанный дымом и пылью, пробегает отпущенные ему две несчастные сотни метров. ”спевает затормозить.

Ќе успели люди со сто€нок подбежать к машине, как “окарев, высвободившись из л€мок парашюта, уже взобралс€ на плоскость. Ѕросил парашют на пробоину, из которой выбивалось плам€. Ќавалилс€ на него всем телом. –аненый штурман последовал его примеру, выбравшись на правое крыло. ѕодбежал  онкин с огнетушителем, за ним местные техники, летчики...

Ќа полковой аэродром из этого полета не возвратились три экипажа...

∆дали до конца этого дн€. ∆дали до вечера следующего. » когда уже не осталось почти никаких надежд, над аэродромом по€вилс€ самолет. ќн сел, весь в заплатах, отремонтированный на скорую руку... «атем начались полеты на перевалы √лавного  авказского хребта. ѕо шесть - восемь вылетов в день делал “окарев. ≈го неукротима€ энерги€, самоотверженность увлекали весь полк.  омандир был кумиром летчиковї.

¬ боевой характеристике “окарева указано: Ђ—мелый, решительный, инициативный командир, обладающий хорошими способност€ми организовать боевую работу в сложных услови€х войны. ƒо 23 сент€бр€ 1942 г. “окарев командовал 5-м гвардейским авиаполком.

ѕолк смело и решительно выполн€л ответственные боевые задачи по уничтожению военных объектов противника в г. Ѕухарест, ѕлоешти,  онстанца, „ернаводский мост, —улин, “ульча, живой силы и техники противника в районе ќдесса, Ќиколаев, ’ерсон, ѕерекоп, —евастополь,  ерчь, ћариуполь и на р€де других участков фронта.

«а период военных действий полк произвел 2709 боевых вылетов, из них 2520 часов ночью. ¬ воздушных бо€х с противником летным составом полка сбито 46 самолетовЕ —ам “окарев на выполнение боевых заданий летает смело. «а период боевых действий произвел 77 боевых вылетов с общим налетом 207 часовї.

¬ конце окт€бр€ 1942 г. он был назначен командиром 63-й т€желобомбардировочной авиабригады дальнего действи€ ¬¬— „‘. »нна этой высокой должности он продолжал участвовать в боевых вылетах частей бригады в качестве ведущего.

30.03.43 г. все 18 исправных »л-4 5-го гмтап совершили дневной налет по севастопольскому порту. «а день до этого экипажам была поставлена задача готовитьс€ к удару по  онстанце. —евастополь указывалс€ в качестве запасной цели. “ака€ постановка задачи была сделана сознательно, чтобы ввести в заблуждение агентурную разведку противника, котора€, по нашим данным, вела наблюдение за аэродромом полка √удауты. «адачу планировалось выполнить бомбометанием с горизонтального полета в строю двух дев€ток. ¬едущим первой был полковник “окарев, ведущим второй - командир 5-го гмтап подполковник  анарев. Ќепосредственно перед ударом кажда€ дев€тка должна была развернутьс€ по звень€м, каждое из которых наносило удар по своей точечной цели. «а двое суток экипажи отработали пор€док нанесени€ удара и по основной и по запасной цели, пор€док действий в различных ситуаци€х. ”тром 30-го, непосредственно перед взлетом, до летчиков довели, что удар будет наноситьс€ по —евастополю.

Ѕлагодар€ прин€тым мерам нашим удалось добитьс€ полной внезапности.  огда в 13:17 бомбардировщики по€вились над портом, их встретил разрозненный огонь трех зенитных батарей. — высот 2700-2900 м на корабли, сто€вшие на рейде, было сброшено шесть ‘јЅ-250, 184 ‘јЅ-100 и 10 ‘јЅ-50. ¬ результате пр€мого попадани€ было потоплено болгарское судно Ђ≈вдоки€ї (706 брт), служившее плавучей казармой дл€ личного состава немецкой 1-й десантной флотилии. –умынский минный заградитель Ђ–омани€ї получил осколочные повреждени€. «начительный ущерб был нанесен портовым сооружени€, в том числе складам и железнодорожному депо. ѕотери противника в личном составе составили 54 убитых и 92 раненых. Ётот налет стал одним из наиболее успешных ударов флотских бомбардировщиков по порту противника, произведенному с начала войны.

¬ июле 1943 г. авиабригада была преобразована во 1-ю минно-торпедную авиадивизию ¬¬— „‘, а полковник “окарев стал ее командиром. ¬ составе дивизии были 5-й гвардейский минно-торпедный, 36-й минно-торпедный, 40-й пикирующий бомбардировочный авиаполки. ¬ оперативном подчинении “окарева находилс€ также 23-й отдельный штурмовой авиаполк.

Ђ26 сент€бр€ группа пикировщиков, ведома€ майором ».≈.  орзуновым, и две группы дальних бомбардировщиков во главе с полковником Ќ.ј. “окаревым и полковником ¬.ѕ.  анаревым произвели массированный налет на —евастопольї.

¬ 1943 г. летчики только 5-го гмтап потопили в море 24 транспорта, 9 самоходных барж и несколько катеров, в воздушных бо€х и на аэродромах уничтожили 28 самолетов противника.

¬споминает генерал-лейтенант авиации ’охлов: ЂЌиколай јлександрович уже успел зарекомендовать себ€ умелым, тактически грамотным-командиром авиационного соединени€. ѕо-прежнему оставалась неистребима€ страсть к полетам. ј масштабы боевой де€тельности командира невиданно возросли.

ƒивизи€ по своему составу, боевой выучке летных экипажей была одной из лучших в ¬¬— флота. јвиационными полками командовали прекрасные командирыЕ ј.я. ≈фремов, ¬.ѕ.  анарев, ».¬.  орзунов, ».—. Ћюбимов. ¬се они, в большей или меньшей степени, прошли школу “окареваЕ

ћестом базировани€ полков и штаба дивизии стали аэродромы —еверного  авказа. ќтсюда мы водили авиационные полки на выполнение самых различных боевых задач к военно-морским базам  онстанца, —улина, на фарватеры нижнего течени€ реки ƒунай. ”ничтожали боевые корабли и транспорты противника в „ерноморских портах, в военно-морских базах и открытом море, бомбили вражеские аэродромы в Ќиколаеве, ќдессе... “окарев всегда стремилс€ наносить сосредоточенные удары по противнику всей дивизией. » они дорого обходились врагу.

 ак-то авиаразведка флота обнаружила в зан€той противником военно-морской базе —евастополь два транспорта водоизмещением 6000 и 10000 тонн. »з разведданных следовало, что транспорты наход€тс€ под погрузкой зерна дл€ вывоза в √ерманию.

ѕриказ командующего ¬¬— „ерноморским флотом гласил: уничтожить транспорты, а заодно склад топлива в южной части —евастопол€.

ѕолковник “окарев установил врем€ на подготовку дивизии к вылету Ч три часа. —тав€ командирам полков боевую задачу, он удел€л особое внимание организации взаимодействи€. ѕолки должны по€витьс€ над цел€ми одновременно, минута в минуту, на заданных высотах и с разных направлений. Ёто вынудит противника распылить огонь зенитной артиллерии по нескольким ударным группам наших самолетов и в то же врем€ даст возможность нашим истребител€м сопровождени€ сковать вражеские истребители.

–ассматрива€ полученные от воздушных разведчиков фотоснимки целей, “окарев выбрал дл€ 5-го полка, который должен вести он сам, самый крупный транспорт.

Ч Ётот потопим мы, Ч сказал он мне. —амолеты »Ћ-4, находившиес€ на вооружении 5-го полка, уступали в скорости тем, из которых состо€ли остальные полки, Ч ѕ≈-2, Ђбостонамї, Ђаэрокобрамї. ѕоэтому 5-й полк вз€л старт на сорок минут раньше других авиачастей. Ќо в отличие от них наш маршрут пролегал на значительном удалении от берегов  рыма, и шли мы без истребительного прикрыти€.

ƒень солнечный, €ркий. —лабый западный ветерок не нарушает безм€тежного спокойстви€ мор€. ќно, словно гигантское зеркало, отливает солнечным блеском. Ћюбу€сь бескрайней морской лазурью, € не без тревоги думаю, как-то пройдет сосредоточенный удар авиадивизии. ¬едь это было впервые в моей практике.

», словно подслушав мои мысли, подает голос “окарев:

Ч — транспортами противника будет покончено. ¬ этом, ѕетр »льич, нет сомнений. Ќо главное Ч самим не понести потерь от зенитного огн€. » это будете зависеть от четкого взаимодействи€ полков.

Ќа горизонте зама€чил —евастополь. ћы приближаемс€ к нему с юга. ¬идны длинные пыльные полосы на аэродроме ’ерсонес. Ёто взмывают в воздух вражеские истребители, встревоженные приближением нашей авиации. —права замелькали огненные вспышки Ч вступила в дело зенитна€ артиллери€. Ќо уже ничто не может отвлечь нас от целей. ћне видны визуально и через оптику бомбоприцела два транспорта у причала. Ћожимс€ на боевой курс. ѕрекращаем противозенитный маневр. ¬се замерло на дес€тки секунд. » вдруг справа от флагмана Ч падающий самолет и два парашютиста. „ей этот »Ћ-4? —лышу разгневанный голос! “окарева:

Ч —волочи, сбили —кробова... Ќу, мерзавцы, получайте...

“окарев уверенно выводит самолет на угол сброса бомб, и они устремл€ютс€ на цель. ј спуст€ несколько секунд большой транспорт покрываетс€ разрывами, сильно кренитс€, его кормова€ часть быстро погружаетс€ в воду.

Ч — одним покончено, Ч слышу взволнованный голос “окарева и переношу взгл€д на другой транспорт.  ак раз в этот момент на нем взрываетс€ несколько серий бомб.

“олько теперь € вижу внизу уход€щие от цели по еле пикировани€ самолеты ѕ≈-2 нашего 40-го бомбардировочного авиаполка, который ведет командир ».¬.  орзунов...

ј справа ожесточенный воздушный бой ведут истребители прикрыти€ 11-го гвардейского истребительного авиаполка под командованием  .ƒ. ƒенисова. ≈ще дальше Ч столбы дыма и пламени. √орит склад топлива, на который метко сбросили бомбы экипажи 36-го минно-торпедного авиаполка, ведомые √ероем —оветского —оюза ј.я. ≈фремовым.

”дар блест€ще удалс€. ¬се три цели уничтожены. ћы с потерей высоты уходим на юг, в море. ”же исчез из пол€ зрени€ —евастополь, только видны подн€вшиес€ высоко в небо клубы черного дыма.

я выдал командиру дивизии курс полета, и мы, вновь набира€ высоту, устремл€емс€ на восток.

“олько теперь отлегло от сердца у “окарева, в наушниках послышалс€ его голос:

Ч Ќу что ж, сделано все вроде бы как задумано. » что хорошо, что радует Ч все полки оказались на высоте положени€. ¬се показали меткость бомбовых ударов.

—луша€ командира дивизии, € думал о нем, о Ќиколае јлександровиче “окареве. ¬едь это его заслуга. Ёто он вывел свое соединение в р€ды лучших в ¬оенно-ћорском ‘лоте, научил летный состав смелости, железной выдержке, грамотным тактическим приемам боевых действий, умелому использованию оружи€ї.

¬ декабре 1943 г. 1-€ мтад была преобразована во 2-ю гвардейскую минно-торпедную авиационную —евастопольскую дивизию.

¬ 1943 г. полковник “окарев был награжден вторым орденом  расного «намени и орденом ќтечественной войны 1-й степени.

22.01.44 г. ему было присвоено воинское звание гвардии генерал-майор авиации.

31.01.44 г. генерал-майор авиации √ерой —оветского —оюза “окарев Ќиколай јлександрович погиб при выполнении боевого задани€ по уничтожению конво€ противника в районе ≈впатории.

–ассказывает генерал-лейтенант авиации ’охлов: Ђ31 €нвар€ один из полков авиагруппы осуществл€л бомбовый удар по противнику в открытом море. —брошенные бомбы не причинили существенного вреда вражескому конвою, поставленную боевую задачу нельз€ было считать выполненной. Ќиколай јлександрович как всегда, близко к сердцу восприн€л неудачу. ѕрин€л решение Ц повторить боевой вылет.

ћедлить было нельз€. –асчетные данные говорили, что вражеский конвой в скором времени вт€нетс€ в порт ≈впатори€. ј там Ц малые глубины, не позвол€ющие примен€ть авиационные торпеды. ѕротивника нужно было во что бы то ни стало перехватить в море. ј дл€ этого не позже чем как через час надо вылетать.

“окарев так и сказал командиру 36-го мтап:

- ƒаю час на подготовку торпедоносцев к вылету. Ц » при этом добавил. - √руппу самолетов поведу самЕ

—пуст€ полчасаЕ Ќиколай јлександрович уже прибыл на аэродром. ќднако доклад командира полка оказалс€ неутешительным. ¬ готовности к вылету пока только два торпедоносца. Ќа подготовку остальных восемнадцати уйдет не менее часа.

“щетно прождав с полчаса, “окарев, чтобы не упустить врем€, подн€л в воздух два торпедоносца. ЌоЕ один из самолетов из-за неисправности тут же опустилс€ на аэродромЕ

Ќа морскую цель вылетел лишь один торпедоносец “окарева в сопровождении восьмерки ЂаэрокобрїЕ

√енерал-майор “окарев обнаружил конвой противника на подходе к ≈впатории. » сразу же оказалс€ в зоне плотного зенитного огн€.  роме орудий конво€, по нашему торпедоносцу €ростно вела огонь берегова€ зенитна€ артиллери€ Ц ведь берег был р€домЕ

“окаревЕ прорываетс€ через заслоны зенитного огн€ и с высоты 40 метров, с дистанции 600 сбрасывает торпеду. ќна пошла на транспортЕ

—отни снар€дов выпустили гитлеровцы по уход€щему от целиЕ торпедоносцуЕ и он загорелс€. ѕилот получил серьезное ранение. Ќо несмотр€ ни на что, “окарев дот€нул до земли и посадил гор€щую машину в полеї.

ѕоздно ночью один из местных жителей, очевидцев вынужденной посадки гор€щего советского самолета, пробралс€ к его обломкам и похоронил погибшего пилота.

ѕозднее командование ¬¬— „‘ организовало перезахоронение тела Ќикола€ јлександровича “окарева на “еатральной площади ≈впатории. ѕосмертно он был награжден орденом Ћенина.

≈го им€ было присвоено дивизии, которой он командовал, а также населЄнному пункту в Ћенинградской области, школам в ≈впатории и “уле. ¬ ≈впатории ему установлен пам€тник.

генерал “окарев
владимир 13.06.2014 11:50:11
√енерал-майор “окарев похоронен на старом кладбище ≈впатории,а на площади лишь пам€тник ему.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ўаварш  арапет€н. Ѕиографи€
ѕосетило:17312
Ўаварш   арапет€н
ќльга Ѕерггольц. Ѕиографи€
ѕосетило:16023
ќльга Ѕерггольц
¬еличайшие авиаконструкторы
ѕосетило:18822
 Ѕрать€ –айт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru