Людибиографии, истории, факты, фотографии

Лука Муравицкий

   /   

Luka Muravickij

   /
             
Фотография Лука Муравицкий (photo Luka Muravickij)
   

День рождения: 31.12.1916 года
Возраст: 24 года
Место рождения: с. Долгое, Минская область, Россия
Дата смерти: 30.11.1941 года

Гражданство: Россия

Биография

летчик истребитель, Герой Советского Союза, Герои Великой Отечественной войны

Герой Советского Союза (22.10.41). Награжден орденом Ленина.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

07.04.2007

Родился в семье крестьянина. Белорус. Окончил шесть классов и школу фабрично-заводского ученичества при Московском заводе «Динамо». Работал токарем на заводе, а затем строил метрополитен в Москве. Окончил аэроклуб.

Лука Муравицкий фотография
Лука Муравицкий фотография

В РККА с 1937 г. Член ВКП(б) с 1938 г. В 1939 г. окончил Борисоглебскую Краснознаменную военную авиашколу им. Чкалова.

Реклама:

Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 г. Был лётчиком 29-го истребительного авиаполка 31-й сад Западного фронта.

На каждом своём самолёте Муравицкий белой краской выводил по фюзеляжу надпись «За Аню!». Лётчики поначалу посмеивались над ним, а начальство приказывало стереть надпись. Но перед каждым новым вылетом на фюзеляже самолёта по правому борту опять появлялось «За Аню!». Но однажды он рассказал командиру, что его любимая девушка, которая вместе с ним работала на Метрострое, училась в аэроклубе, что она любила его, они собирались пожениться, но она разбилась, прыгая с самолёта. Парашют не раскрылся.

Рассказывает генерал-майор авиации Пузейкин: «8 августа 1941 года Лука Муравицкий участвовал в групповом воздушном бою. Шесть советских истребителей И-16 против двенадцати «юнкерсов» и «мессершмиттов». Советские летчики в этой схватке сбили восемь немецких машин. Две из них уничтожил младший лейтенант Муравицкий.

В конце августа создалась настолько напряженная обстановка, что наши истребители, базировавшиеся на дальнем аэродроме, прилетали для отражения атаки фашистской авиации с некоторым опозданием.

Было принято решение сделать засаду, расположив несколько истребителей у самой линии фронта.

На исходе дня, уже в сумерках, три самолета из звена лейтенанта Морозова приземлились на крохотной площадке буквально под носом противника. А на рассвете, едва гитлеровцы появились над расположением советских войск, наши летчики ринулись наперерез врагу.

Лучшие дня


Впавший в кому на собственной свадьбе
Посетило:91
Крис Мэллон
Звезда советского кино
Посетило:72
Маргарита Терехова
Звезда, уставшая от всеобщего внимания
Посетило:54
Шон Коннери

За день Морозов, Попов и Муравицкий десять раз поднимались в воздух и сбили четыре бомбардировщика».

25.08.41 г. на самолёте И-16 лейтенант Муравицкий таранил воздушный разведчик Не.111.

Рассказывает генерал-майор авиации Пузейкин: «Муравицкому пришлось охранять от вражеской авиации железнодорожную станцию, через которую осуществлялись снабжение наших войск и эвакуация раненых, гражданского населения и материальных ценностей. Недалеко от станции Лука обнаружил фашистский бомбардировщик «Хейнкель-111». Атакованный советским летчиком, гитлеровец попытался на повышенной скорости со снижением уйти от преследования.

Лука догнал противника и с дистанции 500 метров открыл огонь из пулеметов. Но, видимо, поторопился: все пули прошли мимо цели. Тем временем самолеты уже оставили позади линию фронта и теперь летели над территорией, занятой фашистскими войсками...

Летчик не заметил, как израсходовал все патроны… Вплотную сблизившись с «хейнкелем», Муравицкий ударил винтом по хвостовому оперению.

Вражеский самолет резко спикировал и исчез в лесу. Рассматривать его было некогда. «Ишачок» также был поврежден. И все же Лука сумел довести самолет до аэродрома.

Окружив машину, техники, летчики с изумлением смотрели на загнутые лопасти винта.

К концу сентября на счету отважного лётчика было уже более десятка воздушных побед, одержанных лично и в составе группы.

3.09.41 г. совершил огненный таран и погиб младший лейтенант Попов, самый близкий друг Луки Муравицкого.

После траурного митинга, посвященного памяти Героя, он всю ночь просидел на кровати погибшего товарища, а утром пришел на аэродром. Ни командир полка, ни комиссар, ни товарищи не могли его, раненного, измученного, уговорить остаться на земле. И командир удовлетворил его настойчивую просьбу - разрешил полет. Без шлема - ни один не налезал на забинтованную голову - Муравицкий сел в кабину истребителя. Теперь ему предстояло драться и за себя, и за Попова.

Через несколько дней поступил приказ о передаче десяти летчиков с самолетами из 29-го иап в 127-й истребительный авиаполк, убывающий на Ленинградский фронт. В это время немецкая авиация снизила боевую активность. Встречи в воздухе с врагом в районе действий полка стали реже, и Муравицкий попросил включить его в число откомандированных.

В середине сентября 1941 г. 127-й иап прибыл под Ленинград. Его основной задачей стало сопровождение транспортных самолётов в блокированный Ленинград.

Военный историк Иноземцев рассказывает: «По предложению Военного совета Ленинградского фронта и Аэрофлота 20 сентября 1941 г. ГКО принял постановление «Об организации транспортно-воздушной связи между Москвой и Ленинградом». В соответствии с этим постановлением для обеспечения воздушного моста Московская авиационная группа выделила три эскадрильи. Ежесуточный объем воздушных перевозок был определен до 1 октября 1941 г. в 100 т, далее в 150 т.

В целях улучшения обслуживания Ленинградского, Карельского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота Особая северная авиагруппа ГВФ и Особый Балтийский авиаотряд в октябре объединились в единую Особую северную авиационную группу ГВФ. Вначале для обслуживания воздушного моста между Ленинградом и центром страны привлекалось 30 транспортных самолетов, затем их количество было увеличено до 70 самолетов Ли-2 и ТБ-3.

Командование ВВС Ленинградского фронта выделило для обслуживания транспортной авиации несколько аэродромов под Ленинградом и на восточном берегу Ладожского озера. Пока транспортные самолеты базировались на ближних к Ленинграду аэродромах, экипажи совершали по пять-шесть рейсов в день. Но из-за частых бомбардировок и артиллерийских обстрелов аэродромов, расположенных на окраинах города и в пригороде, транспортную авиацию пришлось перегнать на восточный берег Ладожского озера, откуда удавалось производить лишь два - три рейса.

Экипажи транспортных самолетов в любую погоду, при отсутствии видимости, при сильном ветре, интенсивном обледенении бесперебойно доставляли грузы в осажденный город. В тот период были опрокинуты все прежние технические нормы загрузки самолетов. Вместо 1,6 т, как предписывалось в инструкции по эксплуатации самолетов, на борт брали до трех тонн. Советские летчики, понимая, что от их работы во многом зависит жизнь ленинградцев, сознательно шли на риск и выполняли свой долг до конца...

Фашистские истребители постоянно охотились за нашими транспортными самолетами, рассчитывая на легкую победу над тихоходными, почти безоружными целями. Поэтому возникла острая необходимость обеспечения транспортной авиации истребительным прикрытием.

Задача по сопровождению транспортных самолетов из-за Ладоги в Ленинград и обратно, прикрытия посадки, выгрузки и погрузки была возложена на 127-й истребительный авиаполк, переброшенный в конце сентября под Ленинград с Западного фронта. Командовал полком опытный летчик майор В.В. Пузейкин, получивший боевую закалку еще в небе Испании... Одна эскадрилья этого полка была укомплектована летным составом, прибывшим из 29-го истребительного авиаполка, воевавшего на московском направлении».

Вспоминает генерал-майор авиации Пузейкин: «В сентябре 1941 года 127-й истребительный авиационный полк, с включенной в его состав эскадрильей, стал сопровождать транспортные самолеты в блокированный Ленинград и из Ленинграда на Большую землю.

Сопровождение транспортных самолетов - задача почетная и очень сложная. Истребители должны не просто отразить все атаки противника, но защитить своих подопечных, довести их до места назначения.

Выполнение этой задачи требовало от наших летчиков большого мужества. В воздухе, над кольцом вражеского окружения, не раз завязывались жестокие бои.

Среди тех, кто открыл счет сбитым фашистским самолетам при защите «воздушного моста», был и Лука Муравицкий.

А произошло это так.

Однажды, когда истребители вылетели на сопровождение, «юнкерсы» атаковали наш аэродром. Советские летчики увидели уходящие после бомбометания вражеские самолеты и бросились вдогонку. Конечно, далеко преследовать гитлеровцев они не могли. Но все же Муравицкий, а вслед за ним и Путяков сбили по одному фашистскому бомбардировщику.

В одном из полетов группу транспортных самолетов Ли-2 истребители прикрывали парами. Лука Муравицкий был ведущим. В районе Новой Ладоги на него и его ведомого напали три «мессершмитта».

Заняв положение между транспортными самолетами и фашистскими истребителями, Лука открыл огонь и меткой очередью сбил один Ме-109. С другим фашистом вел бой ведомый. Третий «мессер», атаковав Муравицкого сзади, огнем из пушки повредил самолет, а летчика ранил в лицо.

Несмотря на ранение, Лука продолжал вести бой и заставил фашиста отступить».

К 17.10.41 г. в 127-м иап насчитывалось 17 самолетов.

22.10.41 г. старшему лейтенанту Муравицкому Луке Захаровичу было присвоено звание Герой Советского Союза.

Генерал-майор авиации Пузейкин вспоминает: «Поздно вечером состоялся митинг. Друзья-однополчане тепло поздравили героя, пожелали ему всего самого хорошего.

Затем выступил «виновник» торжества. Когда батальонный комиссар Проскурин предоставил ему слово, Лука с минуту молча стоял на открытой площадке грузового автомобиля, превращенного в трибуну. Потом взволнованно сказал:

— Спасибо, друзья, за добрые слова в мой адрес. Мне, конечно, очень приятно получить такую награду. Но она не только моя. В небе особенно ощущаешь, как важно, когда рядом с тобой — боевой товарищ, готовый принять на себя удар, чтобы выручить друга. Не раз выручали и меня. Спасибо вам всем за дружбу, за боевую выручку! О себе скажу коротко: Лука Муравицкий не подведет. Пока бьется сердце, видят глаза, а руки могут держать штурвал, - буду беспощадно драться с ненавистным врагом!».

В те дни, в армейской газете были помещены стихи М. Матушевского в его честь:

Если быстро растворился вражеский клин,

Пулемёты теплы от стрельбы,

И от сбитых горящих фашистских машин

Возникают на небе столбы,

И в испуге меняющий курс «Мессершмитт»

Не вступает в решительный бой,

А простроченный «Юнкерс» как свечка горит,

Оставляя дымок за собой,

И подстреленный «ворон» лежит вдалеке,

Винт отрублен и корпус пробит,

Значит, в первом звене на своем «ястребке»

Муравицкий в атаку летит.

В конце октября обстановка под Ленинградом крайне осложнилась. Фашистские войска предпринимали отчаянные попытки сломить волю защитников города на Неве. Напряжение боев резко возросло и на земле, и в воздухе.

30.11.41 г. старший лейтенант Муравицкий Лука Захарович погиб в воздушном бою, защищая транспортные самолёты.

За три месяца боев он сбил 10 самолётов лично и 7 в группе.

Похоронен в деревне Капитолово Всеволожского района Ленинградской области.

Именем Героя названа улица в деревне Долгое.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Руслан Крамаренко
Посетило:3441
Руслан Крамаренко
Изяслав Мстиславич
Посетило:499
Изяслав Мстиславич
Камбоджийская девочка с лицом старушки
Посетило:546
Бо Ракчин

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history