Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»ван ≈ременко

   /   

Ivan Eremenko

   /
             
‘отографи€ »ван ≈ременко (photo Ivan Eremenko)
   

ћесто рождени€: ≈катеринбург, –осси€
ƒата смерти: 01.12.1986 года
–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

летчик истребитель, √ерои национально - революционной войны в »спании

√ерой —оветского —оюза (28.10.37). Ќагражден двум€ орденами Ћенина, трем€ орденами  расного «намени, орденом  утузова 2-й степени, двум€ орденами ќтечественной войны 1-й степени, орденом  расной «везды, медал€ми.

03.04.2007

–одилс€ в семье рабочего. ”краинец. ¬ автобиографии он писал: Ђ¬ 1917 г. был отдан в сельское классное училище, где училс€ полтора года. Ѕросил зимой в 1918 г., так как ходить в школу было далеко и холодно, а одеватьс€ было не во что... ¬ 1920 г. из-за т€желого материального положени€ семьи (семь€ голодала) был отдан к казаку-кулаку ѕлешаню в станицу ¬асюринскую, где батрачил до 1923 г. Ћетом 1923 г. заболел мал€рией. ѕосле моих просьб отправить в город на лечение, которые ни к чему не привели, бежал к отцуЕ ¬ 1924 г. поступил работать в пригородные хоз€йства  омитета взаимопомощи бедноты. «имой этого же года оттуда был командирован на курсы трактористов-рулевых, которые окончил весной 1925 г. “ам же работал трактористом до зимы 1925-26 гг. «имой послан на курсы автотранспортного дела в  раснодар, которые окончил в мае 1926 г. ѕосле окончани€ работал шофером в пригородном хоз€йстве и —ельмашсоюзе. ќсенью работу бросил, и начал учитьс€ в школе повышенного возрастаї.

»ван ≈ременко фотографи€
»ван ≈ременко фотографи€

≈ременко ушел с весьма престижной по тем временам работы, чтобы осуществить свою мечту стать летчиком. ѕерва€ попытка поступить в летную школу ему не удалась из-за низкого образовательного уровн€. Ћишь после упорной дополнительной учебы он смог сдать вступительные экзамены, и был зачислен курсантом в Ћенинградскую военно-теоретическую школу.

¬ –  ј с 1927 г. ¬ 1928 г. окончил Ћенинградскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1929 г. - 1-ю военную школу летчиков им. тов. ћ€сникова в  аче. —лужил в 70-м отдельном истребительном авиаотр€де в Ѕаку.  омандовал звеном, а затем авиаотр€дом.

¬ 1935 г. началс€ переход на »-16 с моторами ћ-22 и ћ-25.  ак известно, это были отличные, но очень строгие в пилотировании истребители. —лучались аварии, а то и катастрофы. ѕо свидетельству Ћеонида –ыбкина в эскадрилье ≈ременко этот процесс прошел без единого летного происшестви€, хот€ его существенно осложн€ло отсутствие учебно-тренировочной машины.

—ам ≈ременко владел »-16 мастерски.

√енерал-лейтенант авиации –ыбкин вспоминает: Ђќн был летчик-истребитель, умевший выжать все из самолета, на что тот был способен. Ќа всех высотах и скорост€х он общалс€ с истребителем на Ђтыї. ¬ совершенстве владел пилотажем, воздушным боем и стрельбой. ¬се проводил на максимальных скорост€х и максимальных нагрузкахї.

¬скоре капитан ≈ременко был назначен командиром 119-й эскадрильей 95-й истребительной авиабригады «акавказского военного округа.

”частвовал в национально-революционной войне в »спании с 31.05.37 по 06.02.38 гг. под псевдонимом Ђјнтонио јрагонї.  омандовал эскадрильей, истребительной авиагруппой, а затем истребительной авиацией. —бил 14 самолетов лично и 2 в группе. Ќагражден двум€ орденами  расного «намени (2.09.37, 02.03.38).

Ћучшие дн€

»сполнитель хита Ђ’афананаї
ѕосетило:11512
јфрик —имон
ѕольза разума
ѕосетило:8709
∆юль јнри ѕуанкаре
ƒэвид ’ассельхофф: –ыцарь и спасатель
ѕосетило:5683
ƒэвид ’ассельхофф

¬ группу советских летчиков-добровольцев, прибывшую в »спанию под командованием ≈ременко, кроме него входили »ван  арпов, Ћеонид –ыбкин, ћихаил ѕетров, —ергей Ўалыганов и ћихаил якушин. ƒобирались они через ‘ранцию с поддельными голландскими паспортами, причем ни один человек из группы не знал ни одного иностранного €зыка.

≈ременко был назначен командиром 1-й истребительной эскадрильи, вооруженной истребител€ми »-16. ќколо мес€ца эта часть несла боевое дежурство в небе над  артахеной, Ёльче и јликанте, прикрыва€ республиканские боевые корабли и транспорты. ќднако к тому времени франкисты установили морскую блокаду средиземноморских портов. ѕоставки советской помощи через них прекратились, и практически исчезла необходимость в воздушном прикрытии этого района.

¬ середине июн€ эскадриль€ ≈ременко пересела на истребители »-15. Ћетчики быстро освоили новый самолет и прин€ли участие в воздушных бо€х над Ѕрунете.

6.07.37 г. в первом же бою эскадриль€ под командованием капитана ≈ременко сбила 5 истребителей Fiat Cr.32. ќдин из них в паре с ¬иктором  узнецовым сбил сам комэска.

¬ этот день эскадриль€ ≈ременко получила задачу провести разведку шоссейных дорог, идущих к ћадриду с западного направлени€. ƒень клонилс€ к вечеру, и эскадрильи оставалось совершить только один вылет. »сход€ из складывающейс€ обстановки, ≈рЄменко решил сделать его полным составом. 12 самолЄтов, ведомые комэском, подн€лись в воздух и пошли на запад, вдоль дороги, ведущей к јвила. ќни спокойно долетели до поворотной точки и направились домой, но в 30-40 км от линии фронта, в районе “оледо, встретились с дес€тью CR.32. ѕринимать бой над чужой территорией было €вно невыгодно, да и бензин подходил к концу, но ≈рЄменко решил не уклон€тьс€ от схватки с противником. ќн заранее на земле Ђпрокрутилї со своими подчинЄнными действи€ в подобной обстановке, и теперь его эскадриль€ быстро перестраивалась в боевой пор€док, разворачива€сь в сторону атакующих Ђфиатовї.

¬споминает генерал-майор авиации якушин: Ђѕолет подходил к концу, и мы уже возвращались на свой аэродром. ¬друг в 30-40 километрах от линии фронта над вражеской территорией значительно выше нас встречно-пересекающимс€ курсом прошла группа неизвестных самолетов. «наков на них не было видно, тип самолета тоже не €сен, но по их серебристо-серой окраске можно было почти безошибочно определить, что это были самолеты м€тежников. ќни прошли над нами в сторону заход€щего солнца, которое было от нас слева сзади.  азалось, что летчики противника нас не вид€т, так как они не про€вл€ли никаких внешних признаков агрессивных намерений. Ќо мы зорко следили за ними. ¬раг имел большие преимущества: первое - это разность в высоте, второе - возможность атаковать со стороны солнца.  роме того, фашистские летчики полагали, и это был их главный просчет, что они остались незамеченными. ѕри наличии таких преимуществ (высота, солнце, внезапность) они решили вступить с нами в бой.

 аждый из нас был уверен, что противник не упустит благопри€тный момент дл€ нападени€, и мы были к этому готовы. Ћевое звено незаметно перешло на правую сторону, чтобы не сковывать маневра эскадрильи при левом развороте в сторону противника, если он решит нас атаковать. Ќаши ожидани€ оправдались. √руппа истребителей перешла в атаку. Ёто мы определили по тому, как звень€ вражеской группы одно за другим переходили в пикирование, разворачива€сь в нашу сторону. Ќашей эскадрилье было невыгодно вступать в бой, так как полет подходил к концу, и горючее в баках было на исходе. ќднако нам ничего не оставалось, как по команде командира эскадрильи энергично развернутьс€ в сторону противника и встретить его лобовой атакой.

Ќачалс€ бои. ¬се двадцать четыре самолета зав€зали тот знаменитый Ђклубокї, который был характерен дл€ воздушных боев тех времен. “еперь вблизи мы смогли разгл€деть друг друга. Ёто были серебристо-серые Ђфиатыї с желто-зеленым камуфл€жем и черными крестами на крыль€х и рул€х поворота. ѕо маневренности они немного уступали нашим легким и юрким Ђчатосї, и мы без особого труда быстро занимали выгодные положени€ дл€ атаки. ƒружное начало бо€ определило его дальнейший ход. Ќаши атаки становились все настойчивее и смелее. ”же несколько вражеских самолетов рухнули на землю. Ђ‘иатыї, не выдержива€ наших атак, все чаще пытались уйти от них переворотами, на которых они зависали, подставл€€ тем самым свои Ђживотыї под огонь наших истребителей. ѕостепенно в воздухе стало свободнее, а вскоре фашистские истребители покинули поле бо€. ѕо приказу командира, который уже вз€л курс на свою территорию, все стали пристраиватьс€ к нему, на ходу разбира€сь по звень€м.

 акова же была наша радость, когда мы увидели, что все наши самолеты оказались невредимы. ѕервый бой, и без потерь Ч вот это победа!ї

 ак такое могло произойти? ¬едь практически дл€ всех наших летчиков это был первый воздушный бой. ƒостаточно сказать, что в предыдущем вылете звено јнатоли€ —еровa в которое входил и ћихаил якушин, вылетев на разведку, пыталось атаковать разрывы зенитных снар€дов, прин€в их за самолеты противника. ѕричина успеха была заложена в грамотных действи€х командира эскадрильи »вана ≈ременко, а исход бо€ решалс€ уже индивидуальным мастерством пилотов. ѕотери противника в этом бою, по одним данным, составили 5 истребителей (2 сгорели в воздухе и 3 упали на землю).

√енерал-майор авиации якушин вспоминает: Ђѕосле посадки командир, дав нам немного успокоитс€ и прийти в себ€, сделал короткий разбор, похвалил, отметил недостаткиЕ  ак он мог их заметить? ¬едь он сам был в свалке, как и все - р€довой боец. ƒа, в таком бою командир действительно становилс€ р€довым, бой часто принимал стихийный характер - ведь тогда не было даже радио. Ќо... »ван “рофимович был как раз таким командиром, который каким - то непостижимым образом всЄ видел, а лЄтчики всегда чувствовали его присутствие и вли€ние на ход бо€ї.

6.07.37 г. в паре с Ѕожко ѕетровичем он сбил бомбардировщик Dornier Do.17.

9.07.37 г. лично сбил истребитель Fiat Cr.32.

12.07.37 г. сбил 2 Ђфиатаї и 1 Ђхейнкельї в группе.

22.08.37 г. сбил два италь€нских самолета Ro.37.

¬ конце августа эскадриль€ ≈ременко перебазировалась в Ѕахаралос.

јктивна€ де€тельность республиканской авиации и большие потери в самолетах побудили м€тежников начать ночные налеты, дл€ которых они использовали трех моторные бомбардировщики Junkers Ju.52/3m. Hа ћадрид, —ариньену и другие города по несколько раз за ночь стали сыпатьс€ бомбы.

√енеральный штаб »спанской республики прин€л решение привлечь истребители к ночным дежурствам и заставить противника прекратить регул€рные бомбежки.

¬ ночь с 14 на 15 сент€бр€ ≈ременко, взлетев на »-16 с поврежденным шасси, пр€мо над аэродромом уничтожил бомбардировщик Ju.52/3m, пилотом которого оказалс€ бывший офицер русской царской армии ћарченко. ќн спасс€ на парашюте, но погиб при попытке перейти линию фронта. ѕосле этого на —ариньену и ћадрид в течение двух мес€цев франкисты не совершили ни одного ночного налета.

¬ окт€бре эскадриль€ ≈ременко была перебазирована в —арагосу. ¬ одном из боев, на бреющем полете, он сбил два истребител€ Ђ‘иатї.

11-12.10.37 г. республиканска€ пехота не смогла прорвать оборону противника под —арагосой, и на следующий день в районе ‘унтес-де-Ёбро в бой сходу после продолжительного марша был брошен полк танков Ѕ“-5 (45 машин). ¬ бою за короткое врем€ было потер€но 19 танков и погибло 37 танкистов. Ёта неудача самым непосредственным образом отразилась на настроении летчиков республиканской авиации. ѕришедшее известие о гибели танкистов вызвало у авиаторов чувство €рости и желание отомстить. ¬ результате республиканцами был тщательно разработан и нанесен удар по аэродрому √арапинильос.

  этому времени франкисты сосредоточили там много авиационной техники (в т.ч. истребители Bf.109B), а также огромное количество √—ћ и запасных частей.

15.10.37 г. ≈ременко возглавил авиагруппу, нанесшую удар по этой авиабазе.

ќсновную задачу выполн€ли две эскадрильи »-15 (—ерова и „индосвиндо), которые несли по четыре дес€тикилограммовых бомбы. —бросив бомбы, они сделали шесть заходов на цель, уничтожа€ технику и строени€ пулеметным огнем. „етыре эскадрильи »-16 под командованием —арауза, ѕлещенко, ƒевотченко и √усева барражировали на случай по€влени€ противника в воздухе, а потом тоже атаковали наземные цели. 16 —Ѕ под командованием —енаторова нанесли отвлекающий удар по —арагосе.

40 самолетов было уничтожено, около 20 повреждено; зенитные батареи были застигнуты врасплох и подавлены; 2 истребител€, пытавшихс€ взлететь, сбиты; взорваны склады боеприпасов и запасы топлива. “акже был нанесен удар по другим постройкам и по только что прибывшим автобусам с пилотами. –еспубликанцы потерь не имели. Ёто было первое в истории авиации применение истребителей дл€ уничтожени€ самолетов на земле.  роме того, после окончани€ штурмовки группа обнаружила и расстрел€ла вражескую автоколонну.

√енерал-майор авиации —мирнов вспоминает: Ђѕо всему аэродрому в виде буквы Ђѕї расставлено, как по ниточке, не менее шестидес€ти самолетовЕ —трого держась за своим ведущим, Ђчатосї выскакивают к аэродрому с бреющего полета, молниеносно набрав горкой метров двести высоты. ѕервым бросаетс€ в атаку јнатолий —еров, и почти тотчас же на земле вспыхивает один из ЂфиатовїЕ ¬след за јнатолием открывает огонь вс€ группа. „ерез минуту один за другим над аэродромом встают восемь дымных, огненных факелов. — оглушительным грохотом взрываютс€ бомбы, подвешенные на фашистских самолетах, и в щепки разнос€т р€дом сто€щие машины. —ильный ветер разносит огонь по всему аэродрому... Ћетчики вошли в азарт и пикируют буквально до двадцати метров, в упор расстрелива€ вражеские самолеты. ¬ клубах дыма €сно различимы две полосы гор€щих самолетов, окаймл€ющие аэродром двум€ жаркими высокими стенами огн€Е

„ерез несколько дней пленные летчики показали: ЂЌа аэродроме √арапинильос уничтожено сорок самолетов. Ѕольша€ часть оставшихс€ выведена из стро€ и требует длительного ремонта. ¬ бессильной €рости фашистское командование обрушилось на охрану и зенитчиков, которые разбежались во врем€ штурмовых действий республиканских самолетов. Ќа следующий день после налета двадцать солдат были выстроены вдоль линии сгоревших самолетов и расстрел€ны на местеї

Ѕригадный комиссар ‘.ј. јгальцов так охарактеризовал удар по √арапинильосу: ЂЁто ответ за гибель наших людей и танковї.

28.10.37 г. капитану ≈ременко »вану “рофимовичу было присвоено звание √еро€ —оветского —оюза. ѕосле учреждени€ медали Ђ«олота€ «вездаї, как знака особого отличи€ дл€ √ероев —оветского —оюза, ему была вручена медаль є 60.

15.12.37 г. он сбил немецкий истребитель Bf.109B около “еруэл€.   этому времени его авиагруппа снова летала на истребител€х »-16.

17.01.38 г. ≈ременко последний раз подн€лс€ в испанское небо.

ѕосле возвращени€ из »спании ему было присвоено внеочередное воинское звание комбриг. ќн был назначен командиром 95-й авиабригады, базировавшейс€ в Ѕаку, а в июне 1938 г. - командующим ¬¬— ћосковского военного округа. „лен ¬ ѕ(б) с 1938 г.

¬ 1939 г. комбриг ≈ременко окончил  ” — при ¬оенной академии √енштаба.

Ќесмотр€ на пр€мой запрет, и на высоких должност€х ≈ременко продолжал летать и летать, не счита€сь с существующими наставлени€ми по боевому применению.

¬ ѕриказе наркома обороны ———– от 4.06.39 г. є 70 Ђќ мерах по предотвращению аварийности в част€х ¬¬— –  јї указывалось: Ђ„исло летных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае мес€цах, достигло чрезвычайных размеровЕ “олько за конец 1938 и впервые мес€цы 1939 гг. мы потер€ли 5 выдающихс€ летчиков - √ероев —оветского —оюза, 5 лучших людей нашей страны - тт. Ѕр€ндинского, „калова, √убенко, —ерова и ѕолину ќсипенкоЕ

ќднако недисциплинированность и распущенность настолько вкоренились среди летчиков, так велика эта болезнь, что, невзира€ на частые и т€жкие катастрофы, результатом которых €вл€етс€ гибель лучших наших людей, невзира€ на это, всего лишь мес€ц примерно тому назад два √еро€ —оветского —оюза - командующий ¬¬— ћ¬ќ комбриг ≈ременко и его заместитель полковник ќсипенко в неурочное врем€ вздумали произвести Ђпоказательныйї воздушный бой над люберецким аэродромом и произвели его на такой недопустимо низкой высоте, позволили себе такое нарушение всех установленных правил и приказов, что только благодар€ счастливой случайности этот, с позволени€ сказать, Ђпоказательныйї бой закончилс€ благополучно. ќднако такие Ђпоказательныеї полеты показывают лишь, что источником недисциплинированности, расхл€банности, воздушного лихачества и даже хулиганства €вл€ютс€ не всегда худшие летчики и р€довые работники авиации. ¬дохновител€ми и образцом недисциплинированности, как это видно из приведенных фактов, бывают и большие начальники, на об€занности которых лежит вс€ ответственность за воспитание летчиков и руководство их работой, которые сами об€заны быть и непременно образцом и примером дл€ подчиненныхЕ

” нашего летного состава не хватает посто€нной, не показной, а подлинной внутренней подт€нутости и внимани€ к своему делу, особенно в воздухе, где необходима высока€ дисциплина... Ёти азбучные истины, к сожалению, забываютс€ нашими летчиками, и за это многие из них плат€тс€ своей жизнью. » что самое т€желое, старые, испытанные мастера летного дела не борютс€ с отрицательными €влени€ми среди своих молодых сотоварищей и тем самым поощр€ют молодн€к на поступки, совершенно нетерпимые в р€дах бойцов нашей авиацииЕ

¬се еще среди летчиков наблюдаютс€ чванство и зазнайство. Ќе воспитано у них уважение к инструкци€м, наставлени€м и приказам, точно регулирующим летную жизнь и боевую подготовку летно-подъемного состава. Ќередко большие, а за ними и малые начальники считают, что инструкции, уставы, наставлени€ и положени€ и написаны не дл€ них, что они уже переросли эти наставлени€ и приказы, что дл€ них закон не писанї.

4.06.40 г. ≈ременко было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

¬ декабре 1940 г. был назначен заместителем командующего ¬¬— 1-й ќтдельной  раснознаменной армии ƒальневосточного фронта, а в марте 1941 г. - командующим ¬¬— 25-й армии. ѕосле начала ¬еликой ќтечественной войны ≈ременко неоднократно подавал рапорты с просьбой направить его в действующую армию.

”частвовал в ¬еликой ќтечественной войне с июл€ 1941 г. Ѕыл командующим ¬¬— 9-й армии ёжного фронта. —трем€сь достигнуть максимальной эффективности вверенных сил, посто€нно выезжал на машине с радиостанцией на передний край. –егул€рно совершал боевые вылеты в паре с майором Ўестаковым.

¬ окт€бре на долю ≈ременко выпали т€желые испытани€.

5.10.41 г. част€м 9-й армии был отдан приказ отойти и зан€ть новый рубеж обороны. ¬ услови€х Ђдыр€вогої фронта, при плохой св€зи, ≈ременко посчитал, что, наход€сь в штабе армии, он не сможет полноценно обеспечить перегруппировку авиации.

6.10.41 г. он вместе со своим начштаба майором √ужовым вылетел на ”-2 из  аларовки в 20-ю сад с целью Ђинтенсивной разведкой установить группировку противника, самому лично поставить задачу на штурмовые действи€ и, если возникнет необходимость, вывести части ¬¬— из-под удараї.

¬ штабе 20-й сад ≈ременко задержалс€ до вечера: ожидал результатов штурмовок и ставил подчиненным задачи на следующий день. ”же в сумерках он в одиночку отправилс€ в обратный полет, но с воздуха заметил на дороге штабную колонну и приземлилс€ в поле р€дом с шоссе. “ут же узнал - в  аларовку вошли немецкие танки, штаб армии уцелел, но Ђразбежалс€ кто кудаї.

  тому времени совсем стемнело, взлетать стало слишком рискованно, а уходить с колонной и бросать самолет не хотелось. ≈ременко решил остатьс€, вз€в себе в подмогу красноармейца, который должен был помочь запустить мотор ”-2 в случае по€влени€ немцев. » действительно, ждать их долго не пришлось. ќколо 11 вечера в свете разгоравшихс€ неподалеку пожаров были замечены несколько вражеских танков и кавалери€. ¬ыбора не оставалось, и при очень плохой видимости, уже под огнем ≈ременко взлетел. ¬зошедша€ луна и просветы в облачности позволили благополучно посадить самолет на хлебное поле.

7.10.41 г. утром ≈ременко перегнал ”-2 на аэродром Ћебеди под ћариуполем, где базировалс€ 131-й иап 20-й сад. —в€завшись с Ѕуденовкой, он вы€снил, что там наход€тс€ штаб 20-й сад, а так же 170-й и 55-й иап той же дивизии.

¬есь этот день ≈ременко провел в Ћебед€х, управл€€ действи€ми авиации. ѕод вечер он выехал в ћариуполь, где обосновалс€ штаб 9-й армии. ќднако буквально за полчаса до его прибыти€ штаб перебазировалс€ в „ермалык. ќн вернулс€ в Ѕуденовку, чтобы утром вылететь в штаб армии.

8.10.41 г. утром вы€снилось, что ночью противник вышел к морю, перерезав коммуникации. Ёто потребовало дополнительного уточнени€ наземной обстановки и корректировки ранее поставленных летному составу боевых задач. ¬ „ермалык ≈ременко удалось прибыть только днем. Ќо и там штаба армии уже не было - он переместилс€ на станцию  араль. ƒобравшись туда, ≈ременко немало удивил командование, ведь его считали погибшим в  аларовке. ƒоложив о данных воздушной разведки и работе авиации, ≈ременко узнал непри€тные новости.

ѕротивник уже зан€л ћариуполь, отступление войск становилось все более дезорганизованным, и было не €сно, остались ли силы дл€ защиты аэродромов в Ѕуденовке и Ћебед€х. ѕолкам 20-й сад был отдан приказ о перебазировании в Ѕешево. ќднако св€зи у штаба армии с Ѕуденовкой не было, и ≈ременко добилс€ разрешени€ вылететь немедленно туда.

ѕрибыв на место, он вз€лс€ за организацию обороны авиабазы и вывоза имущества. Ѕлагодар€ его усили€м удалось вывезти 60 т бензина, 10 т масла, 12 исправных авиамоторов, более 3 тыс€ч бомб разного калибра, огромное количество патронов дл€ авиационных пулеметов, по одному »-16, ”“»-4 и ”“-1. »з отходивших мимо наземных частей ≈ременко стал Ђсколачиватьї заслон.   полуночи, когда поток отступавших исс€к, набралось около 2 тыс€ч бойцов (в т.ч. работники H ¬ƒ и милиции), 6 танков и 12 орудий. ќднако моральный дух большинства бойцов оставл€л желать лучшего. ѕопытки наладить разведку ничего не дали - группа, ушедша€ в северном направлении, исчезла; ушедша€ в южном - дошла до ближайшей деревни, и вернулась Ђв полном опь€нении, доложив, что дальше не пошли, так как у них устали ногиї. ѕользу€сь темнотой, чекисты и милиционеры скрылись в неизвестном направлении. » не они одни - к утру в обороне оставалс€ лишь батальон аэродромного обслуживани€, около 300 бойцов, собранных из отступавших, и один танк.

9.10.41 г. около полудн€ противник подошел к Ѕуденовке.   тому времени больша€ часть имущества и √—ћ была вывезена, а остальное - подожжено или взорвано. Ѕыл уничтожен и мост, по которому шла дорога к авиабазе. ќстаток этого дн€ ≈ременко провел, команду€ 218-й стрелковой дивизией.

10.10.41 г. утром он прибыл к командующему ¬¬— ёжного фронта генерал-майору авиации ¬ершинину и доложил о состо€нии частей, их дислокации и боевой работе. ¬скоре вы€снилось, что особый отдел не в курсе, где находилс€ и чем занималс€ ≈ременко 6-9.10.41 г. ќн был отстранен от должности. Ќачались унизительные проверки.

¬ рапорте, написанном на им€ ¬ершинина, ≈ременко изложил свои действи€ в эти дни, и в заключении указал: Ђћою работу, а также пребывание в част€х и непрерывное руководство ими может подтвердить множество людей, с которыми € работал и которыми руководил. Ќа основании этого считаю предъ€вленное мне обвинение необоснованным, и прошу расследовать путем вызова людей и проверки моей работыї. ћногочисленные свидетели подтвердили показани€ ≈ременко, и следствие по его делу было прекращено, а приказ об отстранении от должности отменен.

¬ но€бре 1941 г. генерал-майор авиации ≈ременко был назначен командующим ¬¬— и членом ¬оенного совета 18-й армии.

ѕосле упразднени€ ¬¬— армий в апреле 1942 г. он был назначен командиром 237-й истребительной авиадивизии —еверо- авказского фронта, а с августа 1942 г. командовал смешанной авиагруппой Hовороссийского оборонительного района ѕриморской группы войск «акавказского фронта.

¬ сводках боевых действий указываетс€: Ђ«а период с 26.08.42 по 8.10.42 гг. —ј√ Hќ– произвела 3179 самолетовылетов, из них 929 ночных, с общим налетом 2446 часов... ¬ результате внезапных и смелых штурмовых и бомбардировочных налетов при максимальном напр€жении всех сил и средств (до 6-7 вылетов в сутки), самоотверженности летного и технического состава уничтожено: 269 автомашин, 134 повозки с войсками и грузами, до 2000 солдат и офицеров, рассе€но до двух рот пехоты, 141 лошадь, 52 «ѕ“, 8 орудий «ј, 8 орудий ћ«ј, одно орудие ѕј, 4 мотоцикла, 2 цистерны, 2 прицепа, одна минометна€ батаре€, 3 бронемашины, 3 танка, 4 понтона, 4 баржи, 7 катеров и одна лайба. ѕодавлен огонь одной полевой батареи, 6 батарей «ј. ¬зорвано 2 склада боеприпасов и склад √—ћ. ѕогашено до 20 прожекторов... ¬ проведенных 56 воздушных бо€х сбито 8 ће-109 и ће-110, 5 ‘¬-189 и подбито 6 ће-109, 5 ће-110 и один ‘¬-189ї.

¬ но€бре 1942 г. генерал-майор авиации ≈ременко был назначен командиром 2-го смешанного авиакорпуса –¬√ . ¬ состав корпуса входили 201-€, 235-€ истребительные, 214-€ штурмова€ авиадивизии (по три полка в каждой).

— целью усилени€ боевого состава летных частей в конце 1942 г. полки фронтовой авиации переходили на новые штаты. ¬место двух эскадрилий по дев€ть самолетов в истребительных и штурмовых полках ввели три эскадрильи. «вено трехсамолетного состава заменили звеном из двух пар. “ак пара самолетов, отлично зарекомендовавша€ себ€ в бо€х, стала посто€нной огневой и тактической единицей в истребительной и штурмовой авиации. Ќова€ организаци€ повысила огневую мощь звена, улучшила услови€ маневра самолетов в воздухе. јвиадивизи€ стала насчитывать 120 боевых машин. ≈е боевые возможности значительно возросли.

  началу контрнаступлени€ советских войск под —талинградом 2-й смешанный авиакорпус имел более 300 лучших по тому времени самолетов як-1, як-7б, Ћа-5, »л-2 и €вл€лс€ мощным оперативно-тактическим соединением. «а один боевой вылет корпус мог израсходовать по врагу свыше 100 тонн авиабомб различных калибров, около 1 тыс. штук реактивных снар€дов, свыше 200 тыс. единиц пулеметно-артиллерийского боеприпаса.

ќснову корпуса составл€л опытный, закаленный в бо€х командный, политический, летный и инженерно-технический состав, принимавший активное участие в боевых действи€х на Ћенинградском,  алининском, «ападном, ёго-«ападном, —талинградском и других фронтах.

ƒл€ усилени€ 8-й воздушной армии, насчитывающей к тому времени всего 160 исправных самолетов 2-й смешанный авиационный корпус был передан в ее оперативное подчинение.  орпусу была поставлена задача решительным уничтожением авиации противника завоевать господство в воздухе, надежно прикрыть ударную группировку фронта в местах сосредоточени€ и на поле бо€, наносить бомбоштурмовые удары по боевой, технике и живой силе противника, уничтожать подход€щие резервы и отход€щие войска противника, вести разведку в интересах наступающих войск.

— 18.11.42 по 2.12.42 гг., во врем€ прорыва вражеской обороны под —талинградом, части 2-го сак действовали в интересах 3-го гвардейского мехкорпуса и произвели 857 самолето-вылетов, из них: на штурмовку - 225, на прикрытие - 405, на разведку - 227.

¬ конце но€бр€ немецко-фашистское командование приступило к организованному снабжению окруженной группировки воздушным путем. Ќа двух аэродромах “ацинский и ћорозовский было сконцентрировано до тыс€чи транспортных самолетов. —опровождать в воздухе всю эту армаду до котла и обратно прибыли Ђмессершмиттыї, снабженные подвесными баками.

√руппы в составе 20-30 трехмоторных транспортных самолетов ё-52 доставл€ли боеприпасы, горючее и продовольствие окруженным част€м, сбрасыва€ их на грузовых парашютах или производ€ посадку.

¬ этот период ѕоволжье было охвачено мощными циклонами с теплыми фронтами. ќни принесли с собой сплошную, клочь€ми висевшую над самой землей облачность, сильный ветер и снегопады. ¬ эти ненастные дни транспортные самолеты противника летали на малой высоте, наде€сь на отсутствие противодействи€.

ƒл€ борьбы с транспортной авиацией противника в нелетную погоду командир корпуса генерал-майор авиации ≈ременко отдал приказ о создании группы Ђохотниковї в каждом истребительном полку. ¬ эти группы подбирались наиболее подготовленные летчики, имеющие боевой опыт и летающие в сложных метеорологических услови€х и ночью. Ѕоевую задачу в воздухе они выполн€ли самосто€тельно, не св€занные конкретной целью, в строго определенном квадрате. Ћетчикам-Ђохотникамї разрешалось вылетать на задание при низкой облачности, плохой видимости, а также в сумерках и на рассвете. Ќа наиболее веро€тных трассах пролета противника Ђохотникиї энергично производили его поиск и уничтожение. ќни выбирали также и другие цели на вражеской территории - автомашины, железнодорожные составы, самолеты на аэродромах и т.д.

¬ услови€х низкой облачности и ограниченной видимости нелегко было обнаружить фашистский самолет, встречи с врагом чаще всего были неожиданными, а бои скоротечными.

«а две недели декабр€ 1942 г. летчики 2-го сак уничтожили и повредили в воздушных бо€х и на аэродромах 195 вражеских самолетов, из которых 37 были сбиты истребител€ми и штурмовиками, вылетавшими на Ђсвободную охотуї.

— целью деблокировани€ окруженной группировки немецко-фашистское командование создало две крупные ударные группировки. ќдну - в районе  отельниково, другую - в районе “ормосин.

12.12.42 г.  отельниковска€ группировка, насчитывавша€ в своем составе 124 тыс. солдат и офицеров, свыше 800 орудий, 650 танков при поддержке 500 боевых самолетов, перешла в наступление. ¬ ее разгроме большую поддержку войскам фронта оказала авиаци€ 8-й ¬ј, в составе которой 2-й сак выполн€л главную задачу по борьбе с фашистскими танками.

ќсновна€ т€жесть борьбы с танками противника легла на 214-ю шад. ќна наносила мощные удары по танковым част€м, артиллерии на огневых позици€х, а когда началось отступление немецких войск, штурмовала и бомбила бронетанковые и автотранспортные колонны. ¬ результате бомбоштурмовых действий части дивизии уничтожили 845 автомашин с пехотой, 287 танков, 105 полевых орудий и много другой боевой техники.

ј всего с 19.11.42 по 2.02.43 г. дивизии корпуса совершили 8114 самолетовылетов, провели 537 групповых воздушных боев и сбили 353 вражеских самолета.  роме того, бомбоштурмовыми ударами уничтожили 1923 автомашины с войсками, 448 танков, 204 самолета и много другой боевой техники противника.

2.02.43 г. за образцовое выполнение заданий командовани€ в бо€х с немецко-фашистскими захватчиками и про€вленные при этом мужество 2-му смешанному авиакорпусу было присвоено почетное наименование Ђ—талинградскийї. 121 летчик, 248 инженеров, техников, механиков и 62 других специалиста частей и соединений корпуса были награждены орденами и медал€ми.

¬ первой половине феврал€ авиаполки корпуса дислоцировались на аэродромах, расположенных в непосредственной близости от линии фронта, откуда и продолжали боевые действи€. 201-€ иад в эти дни обеспечивала действи€ 214-й шад и частью сил совместно с 235-й иад прикрывала наземные войска, а также вела воздушную разведку.

¬ середине феврал€ после упорных боев войска ёжного фронта овладели –остовом-на-ƒону, Ќовочеркасском, Ўахтами.

¬есной 1943 г. на ёжном фронте установилось относительное затишье. јвиаци€ противника на этом направлении постепенно снизила активность. ¬о второй половине апрел€ закончились последние т€желые бои, и 2-й сак –¬√  был передан в подчинение 5-й ¬ј —еверо- авказского фронта.

¬ разгар боев за плацдарм в районе ћысхако корпус перебазировалс€ на  убань, где он поступил в оперативное подчинение командовани€ 5-й, а затем 4-й ¬ј.

Ўтаб корпуса разместилс€ в  раснодаре. Ќа организацию управлени€, взаимодействи€ и решение других вопросов, св€занных с обеспечением боевых действий, корпусу были отведены всего лишь одни сутки.

¬ этот же день состо€лось служебное совещание руковод€щего состава корпуса, на котором командир корпуса генерал-майор авиации ≈ременко поставил боевую задачу дивизи€м. 201-€ иад должна была прикрыть десантные части на ћалой земле и сопровождать штурмовиков 214-й шад в район Ќовороссийска.

— приземлением первых самолетов на аэродромах соединени€ закипела работа. ¬месте с летчиками в фюзел€жах Ђлавочкиныхї без парашютов, но с необходимым инструментом перелетели техники и механики. Ќаземные службы переправл€лись транспортными самолетами.

Ћетный состав совместно с офицерами штаба в считанные часы изучал только самые необходимые данные дл€ быстрейшего подключени€ к боевым действи€м: общую и частную обстановку, особенности тактики авиации противника, организацию управлени€ и св€зи. Ќа рекогносцировку не было времени, это делалось в ходе боевых вылетов.

ƒл€ защиты района ћалой земли от внезапных налетов вражеской авиации требовалось посто€нное и массированное применение истребителей. Ќаши аэродромы находились в 120 км от ћалой земли, а авиаци€ противника - в 35 км от Ќовороссийска, на аэродромах јнапа и √остагаевска€. ѕодлетное врем€ истребителей врага составл€ло до 10 минут, а располагаемое врем€ в районе бо€ - 40 минут, то есть около 60 % полезного времени дл€ боевого использовани€ оружи€. ƒл€ советских истребителей это врем€ составл€ло менее 30 %.  роме того, боевую работу истребителей дивизии ограничивали северо-западные отроги √лавного  авказского хребта.

ѕоэтому было прин€то решение о создании специальной истребительной группы из 13-го и 437-го иап 201-й иад и перебазировании ее в √еленджик. Ёто позволило бы резко повысить многократное (до 3 боев в одном вылете) использование истребителей, т.к. подлетное врем€ было сокращено до 5 минут, а врем€ нахождени€ над полем бо€ увеличилось до 50 минут.

19.04.43 г. группа перелетела на грунтовый аэродром в √еленджике. ¬ ее задачу входило прикрытие наземных войск на ћалой земле, штаба 18-й армии и порта √еленджик, из которого шло почти все снабжение десантных войск на плацдарме ћысхако. ќна также должна была сопровождать штурмовиков, наносивших бомбовые удары по противнику в районе Ќовороссийска и охран€ть транспортные суда на переходе морем от √еленджика до ћысхако и обратно.

¬злет с аэродрома √еленджик представл€л большую трудность. ¬ зависимости от направлени€ ветра самолеты взлетали с полосы в сторону мор€ или вдоль морского берега через горы. ¬злет в сторону гор считалс€ самым опасным из-за термических воздушных потоков, присущих склонам горных хребтов, обращенным к солнцу. ћаксимальные вертикальные порывы потока наблюдаютс€ в этом случае на высоте 50-150 м. ќбща€ потер€ высоты при взлете составл€ет до 50-70 м. Ћетчики учитывали эти особенности при взлете и заходе на посадку.

20.04.43 г. с раннего утра и до наступлени€ сумерек небо над ћалой землей было буквально заполнено самолетами, разгорались ожесточенные воздушные бои.

 омандующий 4-й ¬ј генерал-лейтенант авиации ¬ершинин дал корпусу следующую характеристику: Ђ2-й смешанный авиакорпус –¬√  в составе 201-й истребительной и 214-й штурмовой авиационных дивизий совместно с остальными соединени€ми 4-й воздушной армии нанес р€д метких штурмовых и бомбовых ударов по боевым пор€дкам войск противника в районе ћысхако, в результате которых полностью была сорвана генеральна€ атака противника на участке десантной группы 18-й армии. ¬се атаки противника нашими десантными част€ми, воодушевленными примером боевых товарищей с воздуха, в этот день были отбиты. ѕротивник потер€л 1700 человек убитыми и ранеными. Ѕыло сбито 38 самолетов противникаї.

»зр€дно потрепав противника и захватив инициативу, советские летчики заставили гитлеровцев резко снизить активность своей авиации. ≈сли в первый день наступлени€ она совершила 1248 самолето-пролетов, то 24 апрел€ - только 281.

¬ конце апрел€ - начале ма€ 1943 г. войска —еверо- авказского фронта возобновили наступление в районе станицы  рымска€. 2-й сак обеспечивал ввод в сражение танковой группы фронта. ¬оздушные бои носили исключительно ожесточенный характер.

ƒо начала июл€ 1943 г. наземна€ обстановка на —еверо- авказском фронте оставалась очень сложной. ¬се попытки советских войск прорвать мощную оборону противника успеха не имели.

13.07.43 г. 2-й сак был преобразован в 10-й иак –¬√  в составе 201-й и 235-й авиадивизии и срочно перебазирован на ¬оронежский фронт, где вошел в оперативное подчинение 2-й ¬ј.  омандиром корпуса был назначен полковник ћ.ћ. √оловн€.

¬ 1943 г. генерал-майор авиации ≈ременко был назначен командующим ¬¬—  иевского военного округа, которым и командовал до 1946 г.

1.03.46 г. ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

¬ 1949 г. он окончил ¬оенную академию √енерального штаба.

¬ 1949-52 гг. командовал ¬¬— ”ральского военного округа. «атем занимал должности начальника управлени€ боевой подготовки ¬¬—, помощника и заместител€ по боевой подготовке командующего ¬¬— ƒальневосточного округа.

— 1956 г. - в запасе. ∆ил в  иеве. –аботал на общественных началах в различных организаци€х, в т.ч. ƒќ—јј‘.

¬ 1972 г. был избран членом бюро киевской группы ветеранов войны в »спании.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕокоритель полюсов
ѕосетило:11211
–уаль јмундсен
” него все было слишком
ѕосетило:10045
ƒжанни ¬ерсаче
Ёдуард –адзюкевич. Ѕиографи€
ѕосетило:10013
Ёдуард –адзюкевич

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru