Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈вгений —авицкий

   /   

Evgeniy Savitskiy

   /
             
‘отографи€ ≈вгений —авицкий (photo Evgeniy Savitskiy)
   

ƒень рождени€: 24.12.1910 года
ћесто рождени€: Ќовороссийск, –осси€
ƒата смерти: 06.04.1990 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 79 лет

√ражданство: ———–

Ѕиографи€

Ћетчик истребитель, маршал авиации, √ерой —оветского —оюза

ѕосле войны на ответственных должност€х в ¬¬— —оветской јрмии. — 1948 года командующий авиацией ѕ¬ќ. ¬ 1955 году окончил ¬оенную академию √енерального штаба. — 1961 года - ћаршал авиации. — 1965 года «аслуженный военный лЄтчик ———–. — »юн€ 1966 года заместитель главнокомандующего ¬ойсками ѕ¬ќ страны. — 1980 года - в √руппе генеральной инспекции ћинистерства обороны ———–. Ќа XXII съезде  ѕ—— избиралс€ кандидатом в члены ÷ . ƒепутат ¬ерховного —овета ———– 6-го созыва.

24.01.2008

–одилс€ 24 ƒекабр€ 1910 года в городе Ќовороссийске (  раснодарский край ), в семье рабочего. ќкончил школу ‘«”, работал шофЄром. — 1929 года в  расной јрмии. ¬ 1932 году окончил —талинградскую военную школу лЄтчиков. —лужил на ƒальнем ¬остоке.

≈вгений —авицкий фотографи€
≈вгений —авицкий фотографи€

Ќа фронтах ¬еликой ќтечественной войны с ћа€ 1942 года. —ражалс€ на ¬оронежском, ёго - «ападном, —талинградском, —еверо -  авказском, ёжном, 4-м ”краинском, 1-м и 3-м Ѕелорусских фронтах. Ѕыл командиром авиадивизии, сводной авиагруппы, авиакорпуса.

 омандир 3-го истребительного авиационного корпуса ( 8-€ ¬оздушна€ арми€, 4-й ”краинский фронт ) √енерал - ћайор ≈. я. —авицкий за умелое руководство корпусом, 107 боевых вылетов, в которых к ћарту 1944 года сбил 15 самолЄтов противника, 11 ћа€ 1944 года удостоен звани€ √еро€ —оветского —оюза.

≈вгений —авицкий фотографи€
≈вгений —авицкий фотографи€

  концу войны командир того же корпуса ( 16-€ ¬оздушна€ арми€, 1-й Ѕелорусский фронт ) √енерал - Ћейтенант авиации ≈. я. —авицкий совершил 216 боевых вылетов, в 110 воздушных бо€х сбил лично 22 и в составе группы 2 самолЄта противника. 2 »юн€ 1945 года награждЄн второй медалью "«олота€ «везда".

ѕосле войны на ответственных должност€х в ¬¬— —оветской јрмии. — 1948 года командующий авиацией ѕ¬ќ. ¬ 1955 году окончил ¬оенную академию √енерального штаба. — 1961 года - ћаршал авиации. — 1965 года «аслуженный военный лЄтчик ———–. — »юн€ 1966 года заместитель главнокомандующего ¬ойсками ѕ¬ќ страны. — 1980 года - в √руппе генеральной инспекции ћинистерства обороны ———–. Ќа XXII съезде  ѕ—— избиралс€ кандидатом в члены ÷ . ƒепутат ¬ерховного —овета ———– 6-го созыва. ЌаграждЄн орденами Ћенина ( трижды ), ќкт€брьской –еволюции,  расного «намени ( п€ть ), —уворова 2-й степени,  утузова 2-й степени, ќтечественной войны 1-й степени,  расной «везды ( дважды ), "«а службу –одине в ¬ооружЄнных —илах ———–" 3-й степени, медал€ми, иностранными орденами. Ѕронзовый бюст установлен на родине. јвтор книг - "¬ небе над ћалой землей", "Ќебо - дл€ смелых", "я - "ƒракон" јтакую !..", "ѕолвека с небом". ”мер в 1990 году.

≈вгений —авицкий фотографи€
≈вгений —авицкий фотографи€

* * *

Ћегендарный авиационный командир и признанный воздушный боец, свой первый "ћессер" он сбил под ћосквой в конце 1941 года, а последний, лЄгкий самолЄт св€зи Fi-156 "Ўторх", над самым центром Ѕерлина 27 јпрел€ 1945 года. ѕо традиции, прин€той среди советских асов, этот лЄгкий, часто безоружный самолЄт не был записан на его личный счет: у рыцарей всех времен лЄгка€ добыча считалась презренной...

≈вгений —авицкий фотографи€
≈вгений —авицкий фотографи€

≈вгений —авицкий родилс€ 24 ƒекабр€ 1910 года в Ќовороссийске в семье железнодорожного стрелочника. ¬ 12 лет, после смерти отца, он покинул родительскую хибару и стал... беспризорным. ѕотом были детский дом, школа, комсомол, професси€ дизелиста, шофЄра, рабочего цементного завода. ¬ конце 1929 года в составе группы содействи€ √ѕ” в бою с бандой будущий ћаршал прин€л боевое крещение.

Ћучшие дн€

¬семирна€ истори€ шпионажа
ѕосетило:16202
 арл √устав ћаннергейм
“игран ѕетрос€н. Ѕиографи€
ѕосетило:15587
“игран ѕетрос€н
 этрин Ѕартлетт: —ама€ сильна€ женщина Ѕритании
ѕосетило:7389
 этрин Ѕартлетт

¬ 19 лет его, пытливого и любознательного комсомольского вожака, направили в —талинградскую военную авиационную школу, которую он закончил в 1932 году. «атем 2 года служил в училище лЄтчиком - инструктором, а строевую службу начал в  иеве, уже командиром отр€да. ¬ небе цветущей ”краины ему довелось летать недолго; вскоре он был назначен командиром 61-го отдельного отр€да особого назначени€ и переведЄн на ƒальний ¬осток. “ам же, на јмуре, уже в должности командира 31-й истребительной авиационной дивизии, застала его война.

Ќа фронт ћайору —авицкому удалось вырватьс€ в Ќо€бре 1941 года, на стажировку. ¬ считанные дни разобравшись с необходимыми штабными делами, он, занима€ должность комдива, как командир звена прин€л участие в боевой работе на истребителе Ћа√√-3. ¬ первом же боевом вылете сбил ће-109, сам попал под удар - спасла бронеспинка. ѕод Ќовый год его неожиданно вызвал командующий «ападным фронтом √.  . ∆уков и приказал уничтожить здание, где располагалс€ штаб немецкого корпуса. Ќесмотр€ на сложные погодные услови€, лЄтчик чЄтко провЄл результативную штурмовку - —авицкий удачи не упускал.

Ћишь летом 1942 года, после настойчивых просьб и рапортов, ему удалось вернутьс€ на фронт.  омандующий ¬¬— 25-й общевойсковой армии ѕолковник ≈. я. —авицкий был назначен командиром 205-й истребительной авиационной дивизии, входившей во 2-ю ¬оздушную армию. — новым назначением он потер€л в должности, но попал в действующую армию. "ѕредложили бы эскадрилью, звено, наконец, - и на это, скорее всего, согласилс€ бы. Ѕог с ней, с высокой должностью, мне было не до чинов - лишь бы сражатьс€ с врагом, бить его, гнать с нашей земли к чертовой матери !.. ј должности - дело наживное, така€ война скоро не кончитс€", - вспоминал позднее ≈вгений яковлевич.

— момента возвращени€ на фронт —авицкий воевал исключительно на "яках", в совершенстве освоив все типы истребителей этой марки, став еЄ гор€чим патриотом, показав не только высокое лЄтное, но и немалое дипломатическое искусство.

* * *

—ледует отметить тот факт, что существует несколько фотографий —авицкого на фоне именного самолЄта Ћа-5 - построенного на средства труд€щихс€ √орьковской области ( "Ёскадриль€ "¬алерий „калов" ). ѕри этом, на одном из фото он стоит р€дом со своим ведомым ¬. ћеркуловым.

* * *

¬ бо€х под ’арьковом и —талинградом он про€вил себ€ зрелым и грамотным командиром, а оптимизм и энергичность, с какими он решал самые сложные задачи, создавали впечатление удачливости молодого комдива... ¬ начале 1943 года он был назначен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса и приступил к формированию этого соединени€. — ним ≈. я. —авицкий прошЄл всю войну, гром€ врага в бо€х на  убани, иад пол€ми ”краины и в небе  рыма, при освобождении Ѕелоруссии, ѕольши и далее - вплоть до Ѕерлина.

¬ ћарте 1943 года ѕолковнику ≈. я. —авицкому было присвоено первое √енеральское звание. ¬ начале јпрел€ он был вызван к ». ¬. —талину, который обрисовал задачи корпуса в гр€дущем сражении, и уже 20 јпрел€ в составе 4-й ¬оздушной армии лЄтчики корпуса провели свои первые бои, сбив за день 47 самолЄтов противника. ќдин непри€тельский бомбардировщик уничтожил сам командир корпуса. ј через неделю его як-1 был сбит очередью стрелка с Ju-87. —авицкий приводнилс€ с парашютом, и вновь ему повезло: он был подобран катерниками неподалеку от своего родного Ќовороссийска.

...ѕосле  убани в составе ёжного ( позднее 4-го ”краинского ) фронта, 3-й »ј  под командованием √енерал - ћайора —авицкого участвовал в бо€х на реке ћолочной, под Ќикополем, в  рыму. «а 107 боевых вылетов и 15 самолЄтов противника, сбитых к ћарту 1944 года, ему было присвоено звание √еро€ —оветского —оюза.

ƒл€ —авицкого были характерны передовые взгл€ды на боевое применение авиации. ¬ полках его корпуса прошли обкатку и утвердились многие новинки боевой техники: здесь и радиолокационные станции, и самые современные модификации "яков", и новейшие системы вооружени€ истребителей.  ак командир он сумел создать услови€ роста боевого мастерства подчинЄнных ему лЄтчиков. “щательно планиру€ боевые задани€, он сам поднимал свой истребитель в составе ударных и прикрывающих групп, совершал боевые вылеты с большинством лЄтчиков своего корпуса, вникал в нюансы быта и технического обслуживани€. ѕод его командованием сражались такие выдающиес€ асы, как —. ћоргунов и ». ‘едоров, ѕ. “арасов и ћ. ѕивоваров, ј. ќсадчиев и Ќ. ѕавлушкин, ¬. ћеркулов и —. ћаковский.

...¬ечером 11 ћа€ 1944 года в воздушном бою над мысом ’ерсонес, последним оплотом немцев в  рыму, самолЄт —авицкого, уже "севший на хвост" очередному ће-109, был подбит пр€мым попаданием зенитного снар€да. ќн сумел перет€нуть на свою территорию и тут же, на заросшей кустами пол€не, приземлил машину на фюзел€ж. ѕри посадке получил компрессионный перелом трЄх позвонков, но осталс€ в строю. ¬ечером этого запомнившегос€ на всю жизнь дн€ он узнал о присвоении ему званий √еро€ —оветского —оюза и √енерал - Ћейтенанта авиации.

»з  рыма корпус —авицкого был переведЄн в Ѕелоруссию, где прин€л участие в поддержке с воздуха частей, зан€тых в операции "Ѕагратион". ѕозднее его лЄтчики обеспечивали прикрытие и поддержку 5-й армии и 3-го √вардейского мехкорпуса, осуществл€вших наступление на ¬ильнюс.

¬ ходе ¬исло - ќдерской операции его корпусу, только что полностью перевооружЄнному на як-3, было поручено прикрытие переправ через ¬ислу. ¬ услови€х быстрого наступлени€ советских войск вопросы базировани€ возникали весьма остро. ¬ паре со своим ведомым —. —амойловым он неоднократно лично разведывал новые аэродромы и площадки, опробывал их пригодность. ¬ ¬осточной ѕруссии во врем€ весенней распутицы несколько полков корпуса взлетали и садились на участок шоссе, длина и ширина которого были вдвое меньше нормативных требований... ѕервым с импровизированного аэродрома взлетел сам —авицкий.

¬ небе √ермании он одержал последние 3 победы ( последнюю официально - 11 ћарта 1945 года ), довед€ счЄт до 22 самолЄтов противника, сбитых лично и 2 - в группе с товарищами ( ещЄ 2 самолЄта он уничтожил на земле ). «десь же —авицкий совершил свой последний, 216-й боевой вылет. ј всего 3-й »ј  за 2 года своего существовани€ сбил 1953 вражеских самолЄта.

√овор€ о фактическом боевом счЄте —авицкого, следует помнить, что его последн€€ лична€ победа, одержанна€ 27 јпрел€ 1945 года над Ѕерлином, на была включена в официальный список.  роме того, на его счЄт можно записать ещЄ одну групповую победу. —ам ≈вгений яковлевич пишет об этом случае так:

"...¬ тот же день мне вместе с группой ћайора —лизень удалось поработать с нового аэродрома ѕарубанок. —в€завшись по радио с танкистами, мы вылетели на перехват вражеских истребителей и сбили 4 самолЄта. ќдного из "‘оккеров" € мог бы записать на свой боевой счЄт, но делать этого не стал. Ќемец, получив добрую порцию от кого - то из наших, пыталс€ выйти из бо€ и уже дымил. ћо€ очередь, как мы это называли, лишь добила подранка..."

√енерал —авицкий был всегда там, где накал€лась обстановка. Ѕудучи лЄтчиком высшего класса и отличным воздушным бойцом, он обладал безграничной смелостью и отвагой и вдохновл€л личным примером лЄтчиков корпуса на героические подвиги. ќтлично разбира€сь в обстановке и в вопросах применени€ авиации, он всегда изыскивал новые приЄмы боевых действий истребителей, которые обеспечивали бы победу над врагом. Ќаиболее полно его талант лЄтчика и военачальника про€вилс€ в ¬исло - ќдерской и Ѕерлинской операци€х, где руководимый им лЄтный состав в ожесточЄнных бо€х нанЄс огромный урон вражеской авиации и надЄжно прикрывал войска 1-го Ѕелорусского фронта.

ќ высоком лЄтном мастерстве —авицкого говорит случай, который произошЄл в »юне 1945 года, когда его як-3, был условно атакован английским "“емпестом".  омкор прин€л нав€занный ему воздушный бой и трижды зашЄл в хвост условному противнику, обыграв его по всем пунктам...

¬скоре после войны он был назначен начальником ”правлени€ боевой подготовки истребительной авиации ¬¬—. «анима€ высшие посты в командовании ¬¬— и ѕ¬ќ, —авицкий всегда с особенным интересом и вниманием относилс€ к лЄтной работе. ќн был среди пионеров советской реактивной авиации, именно ему принадлежала иде€ группового высшего пилотажа на реактивных самолЄтах, блест€ще воплощЄнна€ во многих воздушных парадах. ≈му довелось освоить дес€тки типов истребителей - от »-2 до ћи√-21, налетать полтора года - врем€, рекордное дл€ истребител€, совершить 5586 посадок. —вой последний полЄт он провЄл 1 »юн€ 1974 года, в возрасте 63 лет. ƒочь ≈вгени€ яковлевича, —ветлана, стала лЄтчиком - космонавтом, совершила 2 полЄта в космос.

¬ его послужном списке были должности командующего авиацией ѕ¬ќ и замглавкома войск ѕ¬ќ страны, он был ћаршалом авиации и дважды √ероем, членом правительства и автором многих книг, но всегда, со времени своего первого полЄта в 1930 году и до самой смерти в 1990 году, он прежде всего оставалс€ лЄтчиком.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕааво Ќурми : 'Ћетучий финн'
ѕосетило:14084
ѕааво Ќурми
јлексей Ѕаталов: Ќе торгу€сь с судьбой
ѕосетило:10514
јлексей Ѕаталов
–азработчик пистолета ““ и винтовки —¬“
ѕосетило:9405
‘едор “окарев

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru