Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈вгений —авицкий

   /   

Evgeniy Savitskiy

   /
             
‘отографи€ ≈вгений —авицкий (photo Evgeniy Savitskiy)
   

ƒень рождени€: 24.12.1910 года
ћесто рождени€: Ќовороссийск, –осси€
ƒата смерти: 06.04.1990 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 79 лет

√ражданство: ———–

Ѕиографи€

Ћетчик истребитель, маршал авиации, √ерой —оветского —оюза

¬ годы ¬еликой ќтечественной войны командовал истребительной авиадивизией, авиагруппой, а с декабр€ 1942 года 3-м истребительным авиакорпусом. ”частвовал в бо€х под ћосквой, —талинградом, на ”краине, в Ѕелоруссии, в ¬исло-ќдерской, ¬осточно-ѕомеранской и Ѕерлинской операци€х. ѕроизвел 216 боевых вылетов, сбил 22 фашистских самолета лично и два Ч в группе.

15.04.2007

≈вгений яковлевич —авицкий родилс€ в семье железнодорожника. ѕо национальности русский. „лен  ѕ—— с 1931 года. ¬ —оветской јрмии с 1929 года. ¬1932 году окончил ¬оенную школу летчиков.  омандовал авиаполком, а с ма€ 1941 года авиационной дивизией.

«вание √еро€ —оветского —оюза ≈вгению яковлевичу —авицкому присвоено 11 ма€ 1944 года. 2 июн€ 1945 года он удостоен этого звани€ вторично. Ќагражден также многими орденами и медал€ми.

ѕосле ¬еликой ќтечественной войны ≈. я. —авицкий окончил јкадемию √енерального штаба. 6 ма€ 1961 года ему присвоено звание маршала авиации. ќн был депутатом ¬ерховного —овета ———– шестого созыва. Ќа XXII съезде партии избиралс€ кандидатом в члены ÷   ѕ——. ¬ насто€щее врем€ находитс€ на ответственной работе в войсках ѕ¬ќ. ќн заслуженный военный летчик ———–.

—умрачным и холодным был этот весенний день. — северо-востока вот уже сутки дул сильный, студ€щий ветер. ќн срывал сухую прошлогоднюю траву и со свистом выдувал песчаную пыль из-под железных плит взлетно-посадочной полосы.  лочь€ низких облаков закрывали солнце, а в воздухе мелькали легкие снежинки. ѕорывы ветра подхватывали их на лету, гнали вдоль взлетной полосы и, наигравшись вдоволь, опускали на землю. ѕогоды, как говор€т летчики, не было.

¬ тесном стартовом домике многолюдно. Ѕольшинство из собравшихс€ Ч молодежь. ћолча дым€т папиросами, вслушива€сь в телефонный разговор командира с дежурными синоптиками. ∆дут улучшени€ погоды.

Ч ¬сегда так бывает, Ч сокрушаетс€ широкоплечий, с открытым волевым лицом майор в кожаной куртке, Ч только соберешьс€ молодых вывозить Ч откуда ни возьмись Ђсложн€кї начинаетс€. ј когда ждешь Ђсложн€кї, как назло, полный штиль...

Ќе успел майор закончить, как в громкоговорителе раздалс€ щелчок и отрывистый голос дежурного:

Ч Ђƒраконї, вас пон€л. ѕосадку разрешаю...

Ћучшие дн€

¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37725
¬италий —оломин
јйседора ƒункан: 'я начала танцевать в утробе матери'
ѕосетило:7805
јйседора ƒункан
 сени€ √алецка€. Ѕиографи€
ѕосетило:329
 сени€ √алецка€

Ќа лицах молодых летчиков по€вилось нескрываемое удивление: Ђѕосадка?  то это в такую погоду? „ей позывной?ї ћногие вопросительно посмотрели на майора, который уже проталкивалс€ к выходу и на ходу басил:

Ч ’оз€ин неба прилетел. —ейчас будет классна€ посадка. ≈сть на что посмотреть.

Ќе пон€в, о ком идет речь, но предвид€ что-то интересное, молодежь повалила в маленькую дверь домика.

»здали доносилс€ гул реактивного двигател€. — каждой секундой он становилс€ все отчетливее и резче. ¬ыскочив из пелены облачности и пройд€ над аэродромом, самолет исчез в серой мгле. ¬скоре гул его снова стал нарастать, но уже с противоположной стороны, и над дальним концом аэродрома по€вилс€ едва заметный, расплывчатый силуэт истребител€. ѕотом контуры стали отчетливее. ћашина легко коснулась земли и побежала по взлетной полосе.

Ч ¬от это посадка! Ч воскликнул кто-то восторженно. Ч ¬ такую погоду и так сесть. «дорово! Ч и, словно сговорившись, несколько летчиков в один голос обратились к майору с вопросом: Ч  то это прилетел?

Ч Ђƒраконї Ч позывной нашего командующего. ≈го в войну так прозвали. ј еще его звали хоз€ином неба. ‘ашисты знали позывной и чертовски бо€лись генерала. —мелый, отважный человек, дважды √ерой, а биографи€ сама€ проста€...

¬от она, эта биографи€.

...¬ 1930 году комсомол послал ≈вгени€ —авицкого учитьс€ летному делу. ѕуть, который прошел молодой летчик в армии, необычен по своему стремительному темпу и в то же врем€ типичен дл€ многих талантливых советских летчиков. ¬ 1937 году старший лейтенант —авицкий командовал звеном. ѕрошло совсем немного времени, и ему доверили эскадрилью, а потом и полк. ¬ 1941 году, будучи уже майором, он прин€л под свое командование авиационную истребительную дивизию.

Ћетный почерк —авицкого, не устававшего тренироватьс€ в полетах, утвердилс€ на ƒальнем ¬остоке. ≈го самолет узнавали в воздухе не только по бортовому номеру, но и по чистоте полета, по умению летать увлекательно, красиво.

¬ полете он наслаждалс€ скоростью и маневренностью своего истребител€. ћастерство —авицкого как летчика и воздушного стрелка было признано всеми, кто видел его в воздухе.

...¬есть о войне застала ≈вгени€ яковлевича —авицкого на далеких границах –одины. ќпытный пилот, летающий на самолетах нескольких типов Ч бомбардировщиках, штурмовиках и истребител€х, Ч он стал настойчиво проситьс€ в действующую армию. Ќо ответ на его рапорт задерживалс€. ƒни проходили, а приказа о новом назначении все не было.

—авицкий Ч тогда он имел большой налет Ч ходил молчаливый, угрюмый. ƒаже полеты, которые он так любил, не могли разогнать тревогу ожидани€. —обранный, воспитавший свою волю командир и летчик, он сосредоточенно слушал сводки —овинформбюро, сообщени€ о зверских бомбежках мирных городов и сел, о положении на фронте. —авицкий рвалс€ туда, где кипели насто€щие воздушные схватки, где решалась судьба –одины. »наче он не мог: комсомол и парти€ учили ≈вгени€ —авицкого всегда быть там, где наиболее т€жело.

ѕрошел мес€ц, другой, третий. Ќезаметно подкралась и зима. ќбжигающие лед€ные ветры гул€ли по восточным просторам, лютовали они и по лесам и пол€м ѕодмосковь€. ћорозные туманы окутывали изрытую воронками и транше€ми землю, застилали по-зимнему бледный диск солнца. Ќе сумев вз€ть ћоскву с ходу, фашистские полчища обошли ее плотным полукольцом. ¬раг готовилс€ к осаде столицы.

Ќаконец из ћосквы пришла долгожданна€ телеграмма. —авицкого переводили в часть, которой было поручено охран€ть воздушные подступы к сердцу –одины, ее промышленные объекты, жизнь и безопасность москвичей. “о, чего так долго ждал ≈вгений яковлевич и о чем он неустанно мечтал, сбылось.

—уровое это было врем€. „тобы штурмовать ћоскву и подступы к ней с воздуха, гитлеровское командование формировало специальные соединени€ бомбардировщиков. ќдно из них носило название ЂЋегион кондорї. ¬ состав этого подразделени€ входили лучшие немецкие асы, Ђпрославившиеї себ€ зверскими налетами на города «ападной ≈вропы. — ними-то и предсто€ло встретитьс€ ≈вгению яковлевичу в московском небе.

Ќадолго останетс€ у него в пам€ти один из первых воздушных боев за ћоскву. ¬ечерело. Ќа заснеженном поле аэродрома в ожидании команды сто€ли замаскированные истребители. Ќеожиданно объ€вили тревогу.

¬ражеские самолеты подходили к ћожайску. Ўли они плотным строем, группа за группой. Ѕомбардировщики пытались прорватьс€ сквозь заслон ѕ¬ќ. Ќа перехват воздушных целей вместе с другими летчиками части вылетел и подполковник —авицкий.

Ѕыстро темнело. ¬ небе кое-где по€вились бледные лучи прожекторов. √рохотали зенитки. ¬ременами сумерки разрывал холодный свет сигнальных ракет.

√руппа —авицкого пронеслась в темноте неба. Ћетчикам передали направление движени€ самолетов противника. ѕерва€ волна бомбардировщиков шла несколько выше. Ћома€ строй непри€тельской армады, раскалыва€ ее, зав€зыва€ воздушные бои с истребител€ми прикрыти€, наши летчики старались заставить врага повернуть назад. Ёфир наполнилс€ треском, обрывками фраз, немецкой речью.

ѕерехватчики действовали стремительно и точно. —авицкий пристроилс€ в хвост одной из вражеских машин. ѕреследу€ фашистский самолет, он бил по нему короткими очеред€ми, но опытный враг упорно продвигалс€ вперед, дела€ виражи и отвороты, уход€ от огн€. –ассто€ние между самолетами то уменьшалось до того, что столкновение казалось неизбежным, то увеличивалось, когда фашисту удавалось удачно выполнить маневр. Ѕоевой азарт охватил —авицкого. ќн до предела увеличил скорость и резко пошел на сближение. ≈ще одна, последн€€ очередь Ч и вражеска€ машина, вспыхнув желтым пламенем, свалилась на крыло и пошла вниз. Ќачало было положено!

ѕотекли дни воздушных сражений. ≈вгений —авицкий торопилс€ наверстать упущенное. ≈го азарт возрастал с каждым полетом. Ћетал он много, летал днем и ночью, порой чаще р€довых летчиков, на самые различные задани€. „асть, которой он командовал, выполн€ла роль ѕ¬ќ, охран€€ воздушные пространства объектов, поддерживала наземные войска, штурмовала вражеские позиции, сопровождала бомбардировщиков. —авицкий умело руководил частью, лично показывал пример во многих воздушных бо€х. —чет сбитых им самолетов противника непрерывно рос.

Ўел второй год войны. ≈вгений яковлевич все больше и больше познавал мастерство летчика-командира. ќпыт его обогащалс€ от сражени€ к сражению. ѕосле московских боев он дралс€ в небе  убани, над ¬оронежем, в районе —талинграда...

¬ конце 1943 года, после сражени€ у волжской твердыни, ≈вгению яковлевичу —авицкому было присвоено звание генерал-майора авиации. ¬скоре его назначили командиром 3-го истребительного авиационного корпуса, сформированного из опытных летчиков-дальневосточников.

Ќа войне никому не бывает легко: ни р€довому, ни командующему. ј вот забот, да и ответственности, у командира большого ранга, конечно, несоизмеримо больше. ќн в ответе не за один бой, не за исход одного задани€, если даже в его выполнении принимает участие больша€ группа самолетов, а за операцию в целом.

ќ размерах операций военных лет позвол€ют судить хот€ бы такие цифры. ƒвухсоттыс€чна€ арми€ противника удерживала узловые пункты на  рымском плацдарме. ”слови€ местности, неподступные оборонительные сооружени€ Ч все это затрудн€ло действи€ нашей пехоты. Ќадежда возлагалась на авиацию. ¬ бо€х за —евастополь Ч только влечение одной недели с 5 по 12 ма€ Ч она провела 13 000 самолето-вылетов.  аждые сутки на врага обрушивались многие тыс€чи бомб и реактивных снар€дов. ¬ воздушных бо€х и на аэродромах за это врем€ было уничтожено более 500 непри€тельских самолетов.

¬елика заслуга в этой операции и летчиков, которыми командовал генерал —авицкий. Ўтаб корпуса провел большую подготовительную работу, наладил четкую св€зь со взаимодействующими част€ми...

» вот началось. ќжесточенные бои шли на земле и в воздухе. ёжное небо, казалось, набухло от дыма пожарищ и пороховой копоти войны. ¬ одном из воздушных сражений был подбит самолет —авицкого. ќсколком снар€да генерала ранило в голову, но он продолжал бой. » только после того как в наушниках прозвучало: Ђ¬ воздухе только наши!ї, генерал стал искать выход из т€желого положени€.

— большим трудом ему удалось посадить гор€щий самолет на нейтральной территории: между нашими и вражескими позици€ми. Ќемцы видели, где сел советский летчик, и открыли по этому месту ураганную стрельбу. ѕомогли наши минометчики, которые не только подавили огневые точки врага, но и сумели перенести раненого генерала в расположение своих позиций.

—утки в штабе корпуса ничего не знали о судьбе командира.  огда же —авицкий после короткого пребывани€ в полевом госпитале вновь вернулс€ дл€ командовани€ част€ми соединени€, его ожидала новость: ему присвоили звание √еро€ —оветского —оюза.

» снова схватки в воздухе. ¬месте с наземными войсками 3-й авиационный истребительный корпус продвигалс€ на запад.

— 1 декабр€ 1944 года корпус, которым командовал генерал —авицкий, вел боевую работу по поддержке войск 1-го Ѕелорусского фронта. —авицкий отлично руководил част€ми корпуса и, несмотр€ на большую загруженность, сам много летал на боевые задани€. «а короткий срок он произвел 43 вылета и сбил 4 вражеских самолета. —воим мужеством, отвагой и героизмом генерал —авицкий вдохновл€л весь летный состав корпуса на боевые подвиги. »менно в это врем€ за смелость и дерзость в воздухе летчики прозвали его хоз€ином неба.

¬ период наступательных действий войск 1-го Ѕелорусского фронта корпус генерала —авицкого во многих операци€х должен был прикрывать танковые части. ”спех наступлени€ зависел как от общего господства наших истребителей в воздухе, так и от четкого взаимодействи€ танков и истребителей на всех этапах операции. Ћетчики не подвели.

ѕоследн€€ битва Ч битва за Ѕерлин зав€зывалась на ¬исле. »сход исторического сражени€ решали прежде всего маневр и удар на уничтожение, глубина, размах и особенно темп наступлени€. ¬ операции Ђ¬исла Ч ќдерї особенно €рко про€вилось военное мастерство генерала —авицкого.

ѕлан действи€ авиации разработали заранее. ¬ нем было продумано все: сосредоточение танков, прорыв и первые дни их действий в глубине расположени€ противника. ¬о всех этих планах генерал —авицкий особое внимание удел€л организации средств св€зи, управлению истребител€ми, аэродромному маневру и маневру частей аэродромного обслуживани€.

¬ то врем€ как танки стремительно продвигались вперед, истребители контролировали воздушное пространство над наступающими войсками и вели непрерывную воздушную разведку перед фронтом и на флангах полосы действи€ танков. ƒл€ ускорени€ передачи разведывательных данных передовым танковым отр€дам была установлена специальна€ радиоволна Ч Ђразведчикї. Ќа эту волну настраивались радиостанции самолетов-разведчиков и танков.

“ака€ общность радиоволны давала истребител€м возможность непосредственно помогать передовым танковым группам. Ѕыл, например, случай, когда самолеты-разведчики заметили наши танки, остановленные артиллерийским огнем противника. Ћетчики св€зались с танкистами по радио и сообщили им координаты батареи, преп€тствовавшей продвижению танков, а сами атаковали ее и подавили. “анкисты зан€ли очень важный опорный пункт.

√итлеровцы не выдерживали ударов взаимодействующих наземных и воздушных боевых средств, и поэтому бои были скоротечными. ќднако враг оказывал упорное сопротивление. Ќередко обстановка на фронте ухудшалась. ¬ эти т€желые и гор€чие дни трудно было генералу —авицкому оставатьс€ на командном пункте или в штабе соединени€. ќн рвалс€ в небо, сам хотел водить на воздушные бои своих асов. Ќо обсто€тельства Ђприковывалиї его к земле. ќн, командир, в ответе за действи€ многих. ”мом он это понимал, но сердцем завидовал тем, кто, вернувшись после воздушного бо€, не успев передохнуть и заскочить в столовую, вновь вылетал на очередное задание...

ћного жестоких воздушных боев вели летчики на пут€х к Ѕерлину. ќпераци€ Ђ¬исла Ч ќдерї требовала от авиационных командиров смелых решений, гибкого маневра истребителей. —ложность здесь заключалась в том, что танки стремительно продвигались вперед, отрыва€сь от пехотных частей порою на 100 Ч 150 километров. “акие большие рассто€ни€ требовали увеличени€ радиуса действий самолетов, ибо в полосе продвижени€ танков не было пригодных к эксплуатации аэродромов. ≈сли же пойти на остановку танковых колонн, не брать рубежи с ходу, то это могло вызвать много жертв при дальнейшем движении вперед, и борьба за Ѕерлин зат€нулась бы.

Ќесмотр€ на сложность обстановки, аэродромный маневр частей, возглавл€емых генералом —авицким, был осуществлен успешно. —лучалось даже так, что истребительные части занимали новые аэродромы задолго до того, как в этот район входила наша пехота.  омандир корпуса понимал, что переброска целых полков в тыл врага, работа авиации с аэродромов, наход€щихс€ на территории противника, св€заны с определенным риском, но другого решени€ быть не могло.

”спех наступлени€ танковых колонн во многом зависел от того, насколько удачно будет организовано их прикрытие. Ёто учитывал и враг, поэтому схватки в воздухе не прекращались.

“анки уходили вперед. ѕеребазироватьс€ и вести боевую работу авиации с захваченных аэродромов, которые находились, по сути дела, в глубоких тылах противника, становилось все сложнее. Ѕольшую помощь в охране действующих аэродромов оказывал технический состав авиационных частей и специально выделенные танковые подразделени€. “ехникам приходилось не только готовить самолеты к повторным вылетам, но и с оружием в руках защищать подступы к местам сто€нок своих истребителей.

ќднажды, когда зелена€ ракета известила о немедленном взлете, обнаружилось, что бетонированна€ полоса аэродрома заминирована. √оловна€ группа самолетов, которой предсто€ло срочно сделать несколько вылетов, не имела ни людей, ни специальных приспособлений дл€ того, чтобы обезопасить взлет. ѕоле аэродрома сплошь покрывали глубокие воронки от бомб и снар€дов. ќднако выход был найден: истребители, риску€ повредить шасси или скапотировать на нос, взлетали и садились на узкую грунтовую площадку.

√енерал —авицкий вместе со своим командным пунктом следовал с передовыми группами. ≈го позывной Ђƒраконї был хорошо известен фашистам. ѕо€вление машины генерала в воздухе вызывало среди них панику. ¬ступать в единоборство с советским генералом хваленые асы не решались.

¬ одном из воздушных боев над ќдером —авицкий встретилс€ с фашистским самолетом незнакомой конструкции (позднее вы€снилось, что это был двухтурбинный реактивный истребитель ћ≈-262, на который гитлеровское командование возлагало большие надежды). √енерал атаковал противника, но превосходство гитлеровца в скорости сразу сказалось. ќгонь же с дальних дистанций по скоростной и маневренной машине был малоэффективен. Ќадо было что-то предпринимать. –асстрел€в остатки боекомплекта, —авицкий продолжал преследовать и ложно атаковать новый немецкий самолет. Ёто была схватка вооруженного с невооруженным. „увству€ свое преимущество, фашистский ас стал нападать смелее, но —авицкий искусно увертывалс€ от огн€. –иску€ столкнутьс€ с машиной противника в воздухе или попасть в сферу действи€ его пушек, генерал вплотную приближалс€ к самолету и фотографировал его во всех ракурсах. ‘ашист ушел, но снимки впоследствии помогли многим нашим летчикам изучить новую технику противника и найти методы борьбы с ней.

...¬еличайшее сражение на Ѕерлинском направлении, между ¬ислой и ќдером, затихало. ѕоследний на его счету Ч 22-й фашистский самолет —авицкий сбил в конце войны в небе Ѕерлина. —толицу √ермании защищали тогда гитлеровцы из известных авиационных эскадр Ђћелъдереї и Ђ”детї. —оветские соколы из корпуса генерала —авицкого сбили в бо€х за Ѕерлин около 200 самолетов. Ёто только над Ѕерлином. ¬сего же за врем€ войны части корпуса произвели 28860 боевых вылетов и уничтожили 1653 вражеских самолета. Ќа 216-м боевом вылете закончил войну ≈вгений яковлевич —авицкий. –одина-мать снова высоко оценила его доблесть и наградила второй- Ђ3олотой «вездойї.

ƒавно отгремели залпы военных лет. Ќо летное мастерство генерала продолжает совершенствоватьс€. ¬ 1948 году в ƒень ¬оздушного ‘лота над “ушинским аэродромом в ћоскве пронеслась п€терка реактивных истребителей. ≈е возглавл€л генерал-лейтенант —авицкий. Ќад центром летного пол€ демонстрировалс€ высший пилотаж Ч пилотаж нового качества. »стори€ авиации еще не видела подобного. ѕ€ть стремительных краснозвездных птиц взлетали, кружились, проделывали замысловатые фигуры и снова шли крыло в крыло, как нарисованные.

...ћен€лись марки реактивных самолетов, увеличивались высоты и скорости их полетов, сложнее становилось оборудование. » все это врем€ ≈вгений яковлевич —авицкий успешно познавал искусство пилотировани€ новых боевых машин. Ћюбовь к летной профессии рождала все большее мастерство. ¬ воздухе он чувствовал, что сливаетс€ с машиной в единое целое, что ручка управлени€ €вл€етс€ как бы продолжением мускулов его крепких рук.

* * *

...√енерал вошел в стартовый домик, сн€л шлемофон и обвел взгл€дом летчиков:

Ч „то приуныли, орлы? Ќет погоды? Ћетать можно и на земле.

» генерал стал показывать на макетах и модел€х тактические приемы воздушного бо€.

Ч Ќадо хорошо представл€ть каждый маневр и какой временной выигрыш он дает. ”читывать каждую секунду. ѕорой одной секунды достаточно, чтобы победить.

» он рассказал о бое с новым фашистским Ђмессершмиттомї...

¬от и вс€ проста€ биографи€ маршала авиации, сына железнодорожного стрелочника, рабочего новороссийского цементного завода Ђѕролетарийї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќе всегда нужно зрение, чтобы видеть
ѕосетило:13391
Ёрик ¬ейенмайер
ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16473
ћари€ ћайкова-—лидовкер
‘окусы на грани реальности
ѕосетило:10616
ƒэвид Ѕлейн

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru