Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр ѕокрышкин

   /   

Alexander Pokryshkin

   /
             
‘отографи€ јлександр ѕокрышкин (photo Alexander Pokryshkin)
   

ƒень рождени€: 06.03.1913 года
ћесто рождени€: Ќовосибирск, –осси€
ƒата смерти: 13.11.1985 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 72 года

√ражданство: ———–
—оцсети:


Ѕиографи€

Ћетчик-ас, трижды √ерой —оветского —оюза, русский военачальник

¬ годы ¬еликой ќтечественной войны командовал эскадрильей, авиаполком, авиадивизией. —овершил 600 боевых вылетов, провел 145 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов. 24 ма€ 1943 года ј. ». ѕокрышкину присвоено звание √еро€ —оветского —оюза. 24 августа 1943 года он удостоен второй медали Ђ«олота€ «вездаї, а с 19 августа 1944 года стал трижды √ероем —оветского —оюза. Ќагражден также многими орденами и медал€ми.

15.04.2007

ѕрославленный советский летчик јлександр »ванович ѕокрышкин родилс€ в семье рабочего. ѕо национальности русский. „лен  ѕ—— с 1942 года. ¬ —оветской јрмии с 1932 года.

ѕосле окончани€ семилетней школы работал на заводе слесарем, вечерами училс€ на рабфаке. ¬ 1933 году окончил ѕермскую военную школу авиационных техников, а в 1939-м Ч  ачинскую военную авиационную школу.

ѕосле ¬еликой ќтечественной войны ј. ». ѕокрышкин с отличием окончил ¬оенную академию имени ћ. ¬. ‘рунзе, а затем с золотой медалью јкадемию √енерального штаба. Ѕыл на ответственных военных постах в войсках ѕ¬ќ. »збиралс€ депутатом XIX Ч XXIV съездов  ѕ——, депутатом ¬ерховного —овета ———– восьми созывов, €вл€етс€ автором книг ЂЌебо войныї и Ђ рыль€ истребител€ї. ¬ 1969 году ему присвоена учена€ степень кандидата военных наук.

Ќыне маршал авиации ј. ». ѕокрышкин возглавл€ет ƒобровольное общество содействи€ армии, авиации и флоту.

¬ апреле 1945 года гвардейска€ истребительна€ авиационна€ дивизи€, которой командовал трижды √ерой —оветского —оюза ј. ». ѕокрышкин, принимала участие в наступлении на Ѕерлинском направлении.

—оветские войска, развива€ успех в ходе ¬исло-ќдерской операции, завершили освобождение польских земель и глубоко вклинились на территорию гитлеровской √ермании. Ќаши войска, поддерживаемые с воздуха советскими летчиками, сметали очаги вражеской обороны и стремительно продвигались к Ѕерлину.

Ќаступление наших войск радовало всех советских воинов. ќднако дл€ действий авиации это наступление создавало дополнительные трудности. ќни состо€ли в том, что лини€ фронта быстро отодвигалась от полевых аэродромов все дальше на «апад, а новых взлетных полос было крайне мало. ¬рем€-то было весеннее. » вот настал момент, когда наши истребители почти всю свою заправку горючего расходовали на то, чтобы достичь переднего кра€, побыть над полем бо€ считанные минуты и, возвратившись, сесть с сухими баками.

ЂЎел апрель, Ч вспоминал те дни √ерой —оветского —оюза полковник ј. ». “руд. Ч ѕогода выдалась дождливой, земл€ буквально раскисла. ¬злетать было пр€мо невмоготу, того и гл€ди скапотируешь. Ќаши аэродромщнки замучились, уплотн€€ грунт щебенкой, соломой, фашинником. —оздалась угроза, что мы накрепко зав€знем и выключимс€ из боевой работы. » это Ч под самым Ѕерлином!

Ћучшие дн€

јлексей ћаресьев. Ѕиографи€
ѕосетило:26521
јлексей ћаресьев
ѕоследний русский император
ѕосетило:10709
 Ќиколай II
јлексей Ѕалабанов: Ђƒавайте, реб€та, снимаем талантливо!ї
ѕосетило:7934
јлексей Ѕалабанов

ѕомню, наш комдив с аэродромщиками металс€ на машине по пол€м, изъездил дес€тки населенных пунктов. ¬озвращалс€ мрачный, недовольный. ≈го мучила проблема аэродромного базировани€ как одна из главных. Ќадо было найти выход из, казалось бы, самого безвыходного положени€. » наш командир нашел этот выход.

ќ задуманном эксперименте нам, летчикам, он ничего тогда не сказал. јэродромщикам приказал выслать куда-то передовую команду, а мы должны были быть в готовности к вылету. ѕолковник ѕокрышкин взлетел первым, сделал круг и вз€л курс на запад. ¬скоре и летчикам была дана команда перелетать на новый аэродром. » тут мы услышали новое, неожиданное: садитьс€ на автостраду!

Ёто был риск, огромный риск. » вместе с тем Ч смелость, дерзость. ¬он она Ч полоса автострады, в ширину мер€й хоть сто раз, больше двадцати метров не намер€ешь, а дл€ посадки нам нужна полоса шириной хот€ бы в полсотни метров! Ќо на нее первым тогда сел ѕокрышкин, значит, мы должны повторить его расчет и посадку.

Ћенточка автострады казалась сверху просто ниточкой.  ак на нее угодить, как по ней сделать пробег, не уклонитьс€ в сторону ни на шаг? ¬едь лента шоссе зажата с обеих сторон кюветами, чуть уклонилс€ на пробеге, и... поминай, как звали...

Ќо сели благополучно.  олесами касались асфальтовой дороги пр€мо возле посадочного знака. “ехники и механики расставили машины на обочине, замаскировали. » началась работа! ƒл€ фашистов это было такой неожиданностью, трудно представить!  ак же их наземные и воздушные разведчики стремились разгадать, где мы базируемс€, с какого аэродрома работаем! ¬едь они свою аэродромную сеть знали, как свои п€ть пальцев, все площадки обшарили и убедились, что советских летчиков там нет. Ќе могли они предположить, никак не могли допустить возможности полетов с дорогиї.

√вардейска€ истребительна€ авиационна€ дивизи€, которой командовал ј. ». ѕокрышкин, в битве за Ѕерлин вписала немало €рких страниц в свою боевую летопись. √вардейцы внесли весомый вклад в общее дело разгрома врага. » не только в воздухе, где они уничтожили дес€тки Ђмессеровї, Ђюнкерсовї, Ђфоккеровї. √вардейцы громили врага и на земле. »х командир умел дратьс€ с фашистами на всех высотах, он знал, как бить гитлеровцев и на земле, его искусство истребител€-бомбардировщика не раз про€вл€лось в бою.

—лучилось так, что наземные войска окружили крупную вражескую группировку между Ѕерлином и  отбусом. Ќо кольцо окружени€ было не очень плотным, и фашисты попытались массированным ударом прорватьс€ из окружени€. “рудно пришлось нашим наземным войскам. » вот командование поставило задачу бомбардировщикам и истребител€м обработать лесной массив, заполненный живой силой и техникой врага.

ѕолковник ѕокрышкин повел эскадрилью истребителей на штурмовку вражеской группы.   этому гвардейцы были готовы, они заранее, в дни передышки, овладели искусством бомбометани€ с пикировани€ и ведени€ пулеметно-пушечного огн€ по наземным цел€м.

Ёто умение пригодилось в трудную минуту. √вардейцы совершили сотни боевых вылетов на штурмовку. ¬ период Ѕерлинской операции дивизи€ ѕокрышкина уничтожила на земле более 30 вражеских танков и штурмовых орудий, около 200 автомашин и транспортеров, несколько складов боеприпасов и горючего, много живой силы.

≈ще пылали фашистские самолеты в воздухе и на земле, догорали чадными кострами возле оголенных деревьев “иргартена и на центральном берлинском аэродроме “емпельгоф, а гвардейцы дивизии ѕокрышкина, сделав прощальный круг над Ѕерлином, вз€ли курс на ѕрагу, чтобы участвовать в уничтожении последней сопротивл€вшейс€ вражеской группировки. “ам, в небе „ехословакии, выполн€€ свою интернациональную миссию, гвардейцы-истребители провели свой последний воздушный бой, сбив последнего фашистского аса, победно закончив великие битвы войны.

— чего же началась боева€ слава ѕокрышкина?  ак выковывалось его высокое летное мастерство, как вырабатывались его новаторские поиски и открыти€ в тактике индивидуальных и групповых воздушных боев, его командирский талант?

ћечта о полете в воздушном океане возникла в сознании юного јлександра ѕокрышкина в тридцатые годы. ¬ годы первых п€тилеток страна обрела могучие крыль€. —оветские летчики, такие, как ћ. ћ. √ромов, ¬. ѕ. „калов, ¬.  .  оккинаки; как первые √ерои —оветского —оюза ј. ¬. Ћ€пидевский, ћ. ¬. ¬одопь€нов, Ќ. ѕ.  аманин и другие; как первые мастера воздушных сражений, ставшие дважды √еро€ми —оветского —оюза, Ч я. ¬. —мушкевнч, —. ». √рицевец, √. ѕ.  равченко и их многочисленные крылатые сподвижники, на весь мир убедительно и зримо доказали силу отечественной авиации.

¬ те годы комсомол шел навстречу крылатой мечте молодежи, и тыс€чи комсомольцев по путевкам Ћенинского —оюза ћолодежи шли в аэроклубы, летные школы, авиационные училища. » нет ничего удивительного в том, что слесарь одного из новосибирских заводов, двадцатилетний јлександр ѕокрышкин, по путевке комсомола поехал в авиационную школу.

“олько школа оказалась не летной, она готовила техников. ѕервое разочарование в самом начале пути! ƒобилс€ приема у начальника школы, тот успокоил: учись, стань хорошим знатоком техники, а мечта о полетах выведет теб€ в стратосферу, поверь! » ѕокрышкин поверил.

”спешно окончив школу, он стал работать авиационным техником. ¬ часы подготовки машины к вылету подолгу сидел в кабине, запускал двигатель, выводил его на различные режимы работы, следил за показани€ми приборов, брал ручку управлени€ на себ€ и от себ€, давил то левую, то правую ножную педаль, мысленно взмывал в бездонную синеву неба. ј небо звало властно, призывно.

Ќачальники на рапорты о переводе в летное училище отвечали односложно: отказать. ѕришлось пробиватьс€ своим, особым путем. ѕриобрел гору учебников по самолетовождению, пилотированию, аэродинамике и штудировал их долгими вечерами. ¬есной 1938 года јлександр смело €вилс€ к начальнику  раснодарского аэроклуба, высказал свою мечту. “от удивилс€: авиатехник в щеголеватой синей военной форме с двум€ кубиками в петлицах, проситс€ в аэроклуб, сугубо гражданский, осоавиахимовский! “акого еще не бывало. » о чем просит? ¬сего за один мес€ц отпуска хочет сдать и теорию и практические полеты за весь курс обучени€. Ќаверное, очень гор€чо и настойчиво просил јлександр ѕокрышкин начальника аэроклуба, потому что тот уступил, хот€ в душе был уверен в несбыточности намеченного.

ƒа, этот мес€ц был дл€ јлександра ѕокрышкина жарким, трудным. ќн сдал все зачеты по теории, подн€лс€ на планере, прыгнул с парашютом, вылетел самосто€тельно по кругу на самолете ѕќ-2 и закончил всю летную программу с отличной оценкой. »нструкторы отметили, что учлет ѕокрышкин хорошо чувствует самолет.

¬ернулс€ в часть с удостоверением об окончании аэроклуба. Ќаписал еще один рапорт. Ќа этот раз начальники единодушно решили: послать воентехника 2-го ранга ѕокрышкина в летное училище.

«наменита€ Ђ ачаї Ч  ачинска€ авиационна€ школа летчиков была окончена, как и аэроклуб, на Ђотличної. ѕокрышкину предложили остатьс€ работать в школе инструктором, но он попросил направить его в строевую часть. ѕрав оказалс€ начальник авиационно-технической школы: бывшему технику самолет-истребитель давалс€ легче, чем другим летчикам.

ћаневренный пилотаж в воздушном бою был освоен. ƒл€ ѕокрышкина это означало лишь вступление на длительный путь поиска и эксперимента, совершенствовани€ и шлифовки тактических приемов.

ќсобое пристрастие ѕокрышкина Ч разработка тактических приемов воздушного бо€. ќн осмысливает существующие типовые атаки, анализирует их, до конца вы€сн€ет летно-тактические возможности своего самолета и затем ведет учебные воздушные бои с опытными летчиками полка.

ƒруга€ составна€ формула победы Ч огонь. ѕокрышкин хорошо знал: как ни маневрируй, с каким искусством ни пилотируй самолет, но если не умеешь метко вести огонь из бортового оружи€, не видать победы. “олько снайперский огонь, раз€щий врага намертво, должен венчать атаку.

¬ те годы летчики учились стрельбе по конусу на попутно пересекающихс€ курсах. —начала у ѕокрышкина не все шло гладко. ћаловато пробоин насчитывали в конусе после его стрельбы, а иногда и вовсе их не было. —тал тренироватьс€ на земле, засел за расчеты, научилс€ с математической точностью определ€ть дистанцию открыти€ огн€, нашел оптимальное исходное положение дл€ ведени€ огн€ с предельно короткой дистанции. “ренировал глазомер, руки, нервы. » упорна€, настойчива€ учеба дала отличные результаты.

¬ 1941 году авиационный полк, в котором јлександр ѕокрышкин был командиром эскадрильи, сто€л на западных, границах нашей –одины, возле реки ѕрут. Ќа рассвете 22 июн€ над аэродромом раздалс€ вой сирены, возвестивший боевую тревогу. ¬ойна началась.

ѕервое боевое задание оказалось несложным. ѕокрышкин со своим звеном сопровождал группу наших бомбардировщиков. ¬ районе цели они отбомбились и возвратились на свой аэродром. ¬стречи с вражескими истребител€ми не было.

¬ первые дни войны пришлось выполн€ть задачу намного сложнее. ¬ паре с летчиком ». я. Ћукашевичем ѕокрышкин вылетел на разведку вражеского аэродрома в районе ясс. Ќа подходе к аэродрому они встретили п€терку Ђмессершмиттовї. “ри вражеских самолета шли ниже нашей пары, а два Ч выше. ѕокрышкин решил идти в атаку на тройку, находившуюс€ внизу. ѕокачав машину с крыла на крыло, он ринулс€ вниз. –езкий маневр Ч и вот уже отчетливо виден хвост вражеского самолета. ¬ этот момент на машину ѕокрышкина свалилс€ один из Ђмессеровї сверху и дал очередь. ѕришлось уходить из-под удара резко вверх, так что потемнело в глазах от перегрузки. ћаневр был совершен, высота вновь набрана. ќп€ть стремительное пикирование на Ђмессершмиттыї и выход на предельно малую дистанцию. ћетка€ очередь дл€ врага оказалась роковой. ‘ашистский самолет загорелс€, свалилс€ на крыло, затем в штопор и врезалс€ в землю.

¬ первые дни и мес€цы войны таких боев было много, но немало было и неудачных. ќдин из них запомнилс€ на всю жизнь, потому что дл€ ѕокрышкина этот бой чуть-чуть не оказалс€ последним. Ёто было под «апорожьем. ќн вылетел в паре с летчиком —тепаном  омлевым на разведку. ¬скоре они обнаружили танки и автомашины врага. Ќадо было возвращатьс€ назад, чтобы добытые сведени€ о враге быстрее доложить командованию. Ќо вдруг цела€ группа Ђмессеровї свалилась на пару наших разведчиков.

«ав€залс€ неравный бой. ѕокрышкин разорвал кольцо вражеских самолетов, сбил один из них, но и его машина получила серьезное повреждение. «аглох мотор, осколки снар€да разбили приборную доску, кровь залила лицо. » все-таки летчик посадил свою машину недалеко от линии фронта. ¬ селе перев€зали раны. ќтступавшие на восток наши пехотинцы предлагали ему вместе с ними выходить из окружени€, а самолет сжечь. Ќо ѕокрышкин не послушал их. Ћетчик попросил пехотного командира, чтобы он разрешил прив€зать хвост самолета к грузовику. » так вместе со своим Ђ€стребкомї он стал пробиватьс€ из окружени€. ѕопадали под минометный огонь. ƒважды кидались в атаку Ч и вырвались.

¬ свой полк ѕокрышкин вернулс€ через несколько дней, когда его считали уже без вести пропавшим, а машину вписали в графу боевых потерь. ¬скоре он был в строю, вновь крыль€ истребител€ взметнули пилота в поднебесье, навстречу врагу. Ќа новые бои звала преданность –одине, любовь к ней!

√лубокой осенью 1941 года на своем видавшем виды самолете јлександр ѕокрышкин снова вылетел на разведку.  омандующий армией поручил ему разыскать, где пр€чутс€ танки гитлеровского генерала  лейста. Ёто было под –остовом в дни ожесточенных боев на ёжном фронте.

ќсенне-зимн€€ непогодь. “уман, снегопад, метель Ч погода, конечно, нелетна€. Ќо летать надо было, очень надо. “ребовалось во что бы то ни стало найти эти танки  лейста, иначе они могли нанести внезапный таранный удар огромной силы там, где их не ждут.

ѕокрышкин летел на бреющем, почти вплотную прижима€сь к белесой степи. ќн искал танки, искал долго и нашел, когда горючее было уже на исходе, по едва заметным следам гусениц. —вой бронированный кулак  лейст упр€тал и замаскировал у стогов соломы, в лесопосадке, в степной балке.  лейсту не удалось внезапно атаковать наши войска.  апитан ѕокрышкин получил высокую награду –одины Ч орден Ћенина.

Ёскадриль€ ѕокрышкина не раз высоко оценивалась командованием за успешное выполнение боевых заданий. Ќе раз бывало, что она встречалась с большими группами вражеских бомбардировщиков, прикрываемых истребител€ми. —илы бывали €вно неравными. Ќо ѕокрышкин умел быстро найти наиболее правильный в сложившейс€ ситуации тактический прием. Ќаши истребители шли в атаку и добивались победы.

Ќаступать, а не оборон€тьс€, атаковать расчетливо, стремительно, дерзко Ч таково было важнейшее правило летчиков эскадрильи.

Ч “актика бо€ не что-то застывшее, данное раз и навсегда. “о, что было хорошо вчера, может устареть завтра. “актика бо€ все врем€ видоизмен€етс€, совершенствуетс€. Ёто закон нашей авиации, Ч внушал своим подчиненным командир эскадрильи.

¬о врем€ сражени€ над  убанью в эскадрилью пришли новые летчики: ј. ‘.  лубов, Ќ. Ћ. “рофимов, √. √. √олубев и другие. Ќекоторые из них успели побывать в воздушных бо€х, но на самолетах другой конструкции. Ќужно было быстро ввести молодежь в строй и в то же врем€ успеть привести в соответствие гор€чность, смелость этой группы молодых, рвущихс€ в бой летчиков с их уровнем выучки, боевого мастерства. Ќа первом этапе становлени€ летчика все мысли должны быть о летном деле. Ћетное дело Ч это искусство, которое требует от человека любви к своей профессии, знаний, навыков, сил. –авнодушие нетерпимо, оно дорого будет стоить в бою. “ак учил летчиков ѕокрышкин.

» вот Ч первый боевой вылет с новыми летчиками. √лавное в этом вылете Ч вселить в душу летчика уверенность в победе.  ак это сделать? ќчевидно, личным примером командира.

ѕолучено боевое задание, и эскадриль€ вместе с вновь прибывшими летчиками поднимаетс€ в воздух.  омандир должен был не только показать личное умение вести воздушный бой, но и уметь его организовать. Ёто второе важное требование, предъ€вл€емое к каждому авиационному командиру.

«на€ тактику противника, летные характеристики его самолетов, ѕокрышкин в соответствии с этим и построил боевой пор€док группы. ѕара опытных летчиков была выделена дл€ прикрыти€ сверху и подн€лась на большую высоту.

ѕришли в назначенный район. ћолодые летчики по радио докладывали командиру о воздушной и наземной обстановке. Ётим провер€лась их способность вести наблюдение и верно оценивать обстановку.

Ч Ќад линией фронта Ђмессершмиттыї, Ч передали с пункта наведени€.

¬оздушный бой был коротким, но результативным. ¬ двух стремительных атаках ѕокрышкин уничтожил два Ђмессершмиттаї, и одного уничтожила пара “рофимова.

Ётот предметный урок в воздухе вполне удалс€: командира радовало, что молодые летчики подмечали все детали скоростных атак, верно оценивали воздушную обстановку, выдерживали свое место в строю.

¬скоре молодые летчики уже летали ведущими пар, а потом звеньев и сумели добитьс€ успехов в бо€х. Ќекоторые из них стали прославленными летчиками. ј. ‘.  лубов, сбивший несколько дес€тков самолетов, был удостоен звани€ дважды √еро€ —оветского —оюза.

ћного вражеских самолетов, автомашин, зениток и другой боевой техники уничтожил ѕокрышкин за годы войны. Ќо не меньше пользы принес он и своими предложени€ми об изменении тактики воздушного бо€, тем, что научил многих летчиков-истребителей действовать умело, творчески соедин€€ теорию и практику при подготовке к воздушному бою и в самом бою.

¬споминаетс€ разговор ѕокрышкина с советским писателем јлексеем “олстым. ¬от как писал об этом ѕокрышкин в своей книге ЂЌебо войныї: Ђя спросил “олстого, почему наши литераторы так мало пишут об авиации, о летчиках-фронтовиках.

Ч Ёто верно, Ч согласилс€ јлексей Ќиколаевич. Ч Ќо не пишут они не потому, что советска€ авиаци€ не заслужила повестей и романов. ѕросто наши писатели мало ее знают. ¬з€ть, к примеру, воздушный бой. ƒаже внешне он €вл€ет собой захватывающую картину. ј ведь это, кроме всего, сгусток храбрости, вол€, мастерство. Ёто Ч своего рода произведение военного искусства. Ќадо обладать глубокими знани€ми, чтобы показать его динамику, четко, образно выписать все его оттенки. «начит, мне и другим писател€м нужно хорошенько изучить ваше дело, прежде чем братьс€ за перої.

ƒа, каждый воздушный бой Ч это сгусток храбрости, воли, мужества.  роме того, ведь каждый воздушный бой неповторим, каждый требует анализа обстановки и новых приемов в действи€х летчика-истребител€. Ћюбое упущение, любой просчет тут недопустимы.

12 апрел€ 1943 года над  убанью, патрулиру€ на большой высоте, гвардии капитан ѕокрышкин увидел две пары Ђмессершмиттовї. ќни находились выше его. »злюбленна€ тактика фашистских истребителей: внезапно, в спину нанести неожиданный удар и снова скрытьс€. Ќо ѕокрышкин упредил фашистов. –езко, так что перегрузка сдавила тело, взметнул он свой истребитель вверх. Ќабрав высоту, перевалил его и с пикировани€ устремилс€ в атаку. ћетка€ очередь Ч и один Ђмессерї пошел к земле.

≈ще в момент набора высоты ѕокрышкин заметил, что пару наших истребителей атакует четверка Ђмессершмиттовї. ѕоэтому он не стал атаковать ведомого сбитого им фашиста, а устремилс€ на помощь товарищам. —верху ударил снар€дами по одному, проскочил вниз, резко развернул самолет и пошел в лобовую на третий вражеский истребитель. ¬спыхнув, стал разваливатьс€ в воздухе третий самолет, сбитый им в этом бою.

¬се в этой воздушной схватке решили секунды. “ри атаки Ч и кажда€ своеобразна. —верху, снизу, лобова€ атака Ч все было. » в каждом положении нужно было находить и мгновенно претвор€ть в действие свое решение.   знани€м, опыту, тренировкам нужно было добавл€ть то, что в доли секунды воздушного бо€ заставл€ло чуть-чуть изменить маневр или прием, внести что-то новое, рожденное порой только что мелькнувшей, как вспышка, мыслью. Ёто умение мгновенно обновл€ть известное, заранее подготовленное и продуманное не раз помогало ѕокрышкину в бою.

— первых дней войны ѕокрышкин не оборон€лс€, а наступал. » наступал не очерт€ голову, а продуманно, с холодной €сностью мысли, не позвол€€ ненависти к врагу туманить мозг. ќн не бо€лс€ остатьс€ один на один с любым количеством вражеских истребителей, искал бо€, нав€зывал его и воевал храбро, вдохновенно.

ћногие летчики-истребители прославились в воздушных бо€х на  убани весной 1943 года. Ќе сходила тогда со страниц фронтовых и центральных газет и фамили€ ѕокрышкина. ¬месте со своими товарищами он наводил ужас на вражеских летчиков. ќдно его по€вление в воздухе вызывало панику среди них. Ѕольше 30 сбитых самолетов было уже на его счету.

...60 фашистских бомбардировщиков под прикрытием истребителей устремились на бомбежку позиций наших войск. Ќавстречу

и подн€лись наши истребители. Ќе успела вражеска€ армада перелететь линию фронта, как по€вились наши самолеты.

ѕокрышкин мгновенно оценил обстановку.  оманда Ч и несколько истребителей нав€зывают бой Ђмессершмиттамї, отвлека€ их от сопровождаемых бомбардировщиков. ј четверка, ведома€ ѕокрышкиным, в это врем€ атакует бомбардировщиков.

јтака! — боевого разворота ѕокрышкин дает короткую, но точную, как удар кинжалом, очередь. ¬спыхнул, окуталс€ дымом, падает на землю бомбардировщик. «атем был сбит второй, третий, четвертый...

—трой вражеской группы давно нарушен. —брасыва€ бомбы куда попало, чтобы только облегчить самолеты, бомбардировщики сворачивают с курса, разворачиваютс€ и идут обратно. Ќо по€вл€етс€ еще группа вражеских самолетов. » оп€ть ѕокрышкин командует, атакует. ќн сбил еще два бомбардировщика, сам же осталс€ невредим.

¬ бо€х на  убани про€вилось не только летное мастерство ѕокрышкина. ќн показал себ€ умелым организатором и командиром. ћногие тактические приемы, осуществл€емые им в воздушных бо€х, были прин€ты на вооружение в авиационных част€х как образец творческого подхода, умени€ соединить воедино теорию с практикой. “аким тактическим приемом оказалс€, например, новый боевой пор€док истребителей Ч эшелонирование групп по высоте.

¬ апреле 1943 года, во врем€ боев за полуостров ћысхако, в районе станиц “роицка€, ћингрельска€ и хутора ќльгинского, восьмерка наших истребителей прикрывала наземные войска от ударов с воздуха. Ѕоевой пор€док состо€л из двух четверок, эшелонированных по высоте. ¬едущим нижней был ѕокрышкин. ≈е и атаковала шестерка истребителей противника.

—оветские летчики не свернули. —амолеты стремительно сближались. “ут-то и оправдалс€ новый боевой пор€док. Ђјтакуйте сверху!ї Ч скомандовал ѕокрышкин. Ќе выдержав атаки с двух направлений, вражеские истребители с резким снижением вышли из бо€.

≈ще четыре вражеских истребител€ вынырнули из-за облаков и устремились за группой ѕокрышкина. ќднако советские летчики были спокойны Ч они знали, что позади и выше их наход€тс€ товарищи, которые придут на помощь. » четверка ѕокрышкина продолжала преследовать первую группу вражеских самолетов Ч шестерку. ѕодойд€ на дистанцию действенного огн€, јлександр ѕокрышкин и √ригорий –ечкалов сбили по одному самолету.

¬ это врем€ наход€щиес€ во второй группе советские истребители атаковали Ђмессеровї, пытавшихс€ уничтожить самолеты четверки ѕокрышкина, и сбили еще два самолета. ќстальные Ђмессершмиттыї поспешили покинуть поле бо€. ј наши самолеты продолжали патрулирование, зан€в прежний боевой пор€док.

ѕрошло несколько минут. ѕокрышкин увидел на горизонте воздушный бой Ч четыре наших истребител€ отбивались от восьмерки Ђмессершмиттовї, и он повел группу в атаку.

— первой очереди ѕокрышкин сбил вражеский истребитель. ¬оспользовавшись замешательством противника, он снова пошел в атаку. ¬месте с ј. ». “рудом они сбили еще по одному самолету.

«а один вылет Ч два воздушных бо€. —бито семь вражеских истребителей и один поврежден.

”спех не был случайным. Ќовый боевой пор€док, четкое взаимодействие, хороша€ подготовка летчиков, умелое руководство группой Ч все это и обеспечило победу.

 аждый этап боевого пути летчика-истребител€, авиационного командира по-своему раскрывает его летный характер, показывает рост его мастерства, боевой зрелости. Ќачав боевую работу в первый день войны над пограничной рекой ѕрут, под  ишиневом, он сражалс€ с врагом в первый же год войны в небе над ƒнепром, затем водил эскадрилью под –остовом, на —еверном  авказе. ¬ период ожесточенных воздушных боев весной 1943 года на  убани командовал полком. ¬ этот период ј. ». ѕокрышкин удостоилс€ первой Ђ«олотой «вездыї √еро€. Ќад рекой ћолочна€ гвардейцы полка, ведомые ѕокрышкиным, уничтожили дес€тки вражеских бомбардировщиков, довели до совершенства метод Ђсвободной охотыї. «десь они поздравили своего командира со второй Ђ«вездойї √еро€.

¬ начале 1944 года ј. ». ѕокрышкин стал во главе авиационной дивизии и в воздушных бо€х над ѕрутом, яссами, во Ћьвовской операции, на —андомирском плацдарме раскрыл свои незаур€дные способности авиационного командира. Ќа полевой аэродром на берегу ¬ислы 19 августа 1944 года пришла весть о том, что в нашей стране первым в созвездии кавалеров Ђ«олотой «вездыї стал трижды √ероем —оветского —оюза офицер ј. ». ѕокрышкин. —вой боевой путь он продолжил после этого событи€ от ¬ислы к ќдеру и далее к Ѕерлину, совершив последний боевой вылет над ѕрагой. ‘ормул€ры эскадрилий, полка и дивизии, которыми командовал ј. ». ѕокрышкин, свидетельствуют, что его ученики и воспитанники в годы ¬еликой ќтечественной войны сражались с врагом мужественно и отважно. 30 летчиков стали кавалерами Ђ«олотой «вездыї, а трое Ч дважды √еро€ми —оветского —оюза.

 омандир-новатор, летчик-экспериментатор, первооткрыватель новых приемов воздушного бо€ Ч таким знали ѕокрышкина в годы войны не только его однополчане, но и летчики, бившиес€ с врагом на других фронтах. Ќа всем прот€жении огромного советско-германского фронта тактические приемы, разработанные ѕокрышкиным, находили последователей, внедр€лись в боевую практику.

‘ормула победы в воздушном бою Ђвысота Ч скорость Ч маневр Ч огоньї была сформулирована не сразу. „етыре составл€ющих победы вырисовывались постепенно, по мере накоплени€ опыта и теоретической учебы. ќна, эта формула, давала летчику-истребителю ключ к тому, чтобы в воздухе быть хоз€ином, последовательно раскрыва€ перед ним секреты поражени€ воздушного противника.

¬ свое врем€ воздушный бой строилс€ лишь в горизонтальной плоскости и проходил на виражах. ѕо€вились новые самолеты, двигатели, увеличились горизонтальные и вертикальные скорости, и летчики Ђполезли на высотуї. Ёту тенденцию заметили передовые воздушные бойцы, такие, как ѕокрышкин. «апас высоты был поставлен первой составл€ющей в формулу победы.

“еорией, расчетами из области аэродинамики было доказано, что запас высоты дает летчику в потенции резерв скорости. ј скорость Ч второе условие победы.  то быстрее займет выгодную позицию дл€ атаки, на большей скорости войдет в нее, догонит противника, тот будет иметь в своих руках несравненное преимущество.

Ќо дл€ выхода в выгодную позицию атакующему требуетс€ совершить точно рассчитанный, безошибочный маневр, вычертить в воздухе невидимую траекторию, котора€ должна вывести его в точку открыти€ огн€. ќшибка в маневре смерти подобна. «начит, маневр Ч треть€ составл€юща€ формулы победы.

ќднако можно иметь и запас высоты по отношению к противнику, можно обратить ее в скорость, затем выйти в точку открыти€ огн€ и в итоге Ч промазать. »ли ударить по броневым плитам, по малоу€звимым местам. ¬раг выживет, если ему не нанести смертельного, раз€щего огневого удара. Ђќгонь венчает атакуї Ч так говорили фронтовики. » ѕокрышкин поставил эту величину последней, завершающей формулу победы.

“ак родилась формула. Ќо она могла быть мертвой, нежизненной, умозрительной. јвиационный командир ј. ». ѕокрышкин непрерывно сам училс€ и учил своих подчиненных искусству победы. ќн чертил схемы, делал расчеты, примен€л формулы, законы аэродинамики дозвуковых скоростей. Ћетчикам был широко известен его знаменитый альбом типовых атак. ≈го земл€нку называли Ђвоздушной академиейї.

ќн считал, что нельз€ выпускать бойца в воздух, если тот не овладел всеми элементами победы Ч быстро набирать высоту, вести бой на вертикал€х, гибко маневрировать и метко стрел€ть. ”чебный процесс молодых, да и видавших виды летчиков был подчинен отработке навыков в пределах четко выраженной формулы воздушного бо€.

...¬от уже три дес€тилети€ минуло после войны. ћаршал авиации јлександр »ванович ѕокрышкин, первым из советских воинов ставший трижды √ероем —оветского —оюза, продолжает служить –одине, возглавл€€ ƒобровольное общество содействи€ армии, авиации и флоту.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

 ругосветка в 16 лет
ѕосетило:17048
ƒжессика ”отсон
≈лизавета «арубина. Ѕиографи€
ѕосетило:12540
≈лизавета «арубина
ќльга Ѕерггольц. Ѕиографи€
ѕосетило:15963
ќльга Ѕерггольц

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru