Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей –€занов

   /   

Aleksey Ryazanov

   /
             
‘отографи€ јлексей –€занов (photo Aleksey Ryazanov)
   

ƒень рождени€: 27.02.1920 года
ћесто рождени€: с. Ѕольша€  очетовка, , “окаревскоий район, “амбовска€ область ,–осси€
ƒата смерти: 01.08.1992 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 72 года

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

Ћетчик истребитель, помощник командира авиаполка, генерал-майор авиации, √ерой —оветского —оюза.

¬ годы ¬еликой ќтечественной войны ј.  . –€занов сражалс€ на ёго-«ападном, ÷ентральном, Ѕр€нском, —талинградском, ёжном, —еверо- авказском, 2-м ѕрибалтийском фронтах. Ѕыл командиром эскадрильи, а затем помощником командира авиаполка. —овершил 509 боевых вылетов, провел 97 воздушных боев, сбил лично 31 самолет противника и 16 в группе. 24 августа 1943 года ему присвоено звание √еро€ —оветского —оюза. 18 августа 1945 года за новые подвиги он удостоен второй медали Ђ«олота€ «вездаї. Ќагражден также многими орденами и медал€ми.

15.04.2007

јлексей  онстантинович –€занов родилс€ в семье кресть€нина. ѕо национальности русский. „лен  ѕ—— с 1942 года. ¬ —оветской јрмии с 1939 года. ќкончил Ѕорисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

ѕосле ¬еликой ќтечественной войны окончил ¬оенную академию имени ћ. ¬. ‘рунзе, а затем јкадемию √енерального штаба. ¬ насто€щее врем€ генерал-майор авиации ј.  . –€занов продолжает службу в войсках ѕ¬ќ.

—амолет с фашистской свастикой на плоскост€х и фюзел€же летел над советской землей. Ћетел открыто, не та€сь, даже не пыта€сь маскироватьс€.

Ёто было 22 июн€ 1941 года.

Ђ’еншель-126ї держал курс на восток. «адание, с которым он направл€лс€ в глубь советской территории, не казалось необычным его экипажу. Ѕомбардировка мирных городов, расстрел с воздуха безоружного населени€ стали дл€ гитлеровцев привычным делом и до сих пор не были св€заны с особым риском. Ћетчики фашистской армии привыкли к легким победам в «ападной ≈вропе.

ќднако на полпути между государственной границей —оветского —оюза и столицей ”краины самолет со свастикой был атакован краснозвездным истребителем.  оротка€ схватка Ч и от Ђхеншел€-126ї осталась на земле только груда полуобгоревших обломков...

—бил этот фашистский самолет в пам€тное июньское воскресенье 1941 года летчик-истребитель јлексей –€занов. „ерез несколько дней от его метких очередей нашел свою гибель второй фашистский самолет Ч на этот раз т€желый бомбардировщик Ђхейнкель-111ї.

—писок боевых побед ј.  . –€занова, впоследствии одного из прославленных летчиков ¬оенно-¬оздушных —ил ———–, был открыт.

Ћучшие дн€

 армело Ёнтони. Ѕиографи€
ѕосетило:12328
 армело Ёнтони
ѕервый непалец на вершине Ёвереста
ѕосетило:7586
“енцинг Ќоргей
янина ∆еймо: —оветска€ ћэри ѕикфорд
ѕосетило:6133
янина ∆еймо

јлексею –€занову тогда едва перевалило за двадцать, он еще не был умудрен боевым опытом. ≈го жизненный путь, собственно, ничем не отличалс€ от жизни миллионов других советских юношей, которые родились и выросли после ¬еликого ќкт€бр€.

”чилс€ в советской школе. —трастно мечтал быть похожим на героев гражданской войны, подвиги которых звучали уже как легенда. «авидовал тем, кто строил  омсомольск, ћагнитку, возводил ƒнепрогэс, штурмовал —еверный полюс, совершал дальние беспосадочные перелеты. ёношеское стремление к романтике привело его в авиацию Ч в нашей стране каждый может избрать себе профессию по душе. ќкончил училище, стал военным летчиком. ¬ строевой части упорно овладевал мастерством истребител€. ∆изненный путь только начиналс€.

» вот война... “рудно было нашей армии в ту пору. ¬раг, рвалс€ вперед, стрем€сь использовать свои временные преимущества. „тобы помочь наземным войскам сдержать этот свирепый натиск, советское командование бросало в бой все имевшиес€ в наличии самолеты. Ќа каждого летчика, который был тогда в строю, приходилась предельна€ нагрузка.

ѕока авиационный полк, в котором служил јлексей –€занов, вел боевые действи€ на ”краине, на счету летчика числилось уже четыре сбитых вражеских самолета.

ѕрошел первый год ¬еликой ќтечественной войны. ƒважды орденоносец капитан –€занов был назначен командиром эскадрильи истребительного авиационного полка. “еперь на его плечи легла ответственность за целый боевой коллектив, за его воспитание и обучение.

√од непрерывных ожесточенных боев €вилс€ огромной школой боевого мастерства. ¬ою€ с врагом, –€занов настойчиво училс€, не переставал совершенствовать свои знани€ и навыки. ѕовышать уровень культуры воздушного бо€ Ч этот принцип был положен молодым командиром в основу работы с летным составом. ќн разбирал с летчиками каждый проведенный бой, характерные приемы и методы врага, свои удачи и неудачи. ¬ соответствии с этим намечались планы действи€ на будущее.

Ѕесспорной заслугой командира эскадрильи стало то, что он приучал каждого летчика подразделени€ использовать в воздухе радио.

—ейчас невозможно себе представить, чтобы летчик мог отправитьс€ в полет и выполн€ть задание без комплекса радио и радиолокационной аппаратуры. Ќо в 1942 году дело обсто€ло несколько иначе. ’от€ радио к тому времени уже непоколебимо утвердилось в авиации, еще не все летчики, особенно в истребительной авиации, примен€ли его.

ќбъ€сн€етс€ это просто. ¬ состав летного экипажа бомбардировщика, как известно, входит несколько человек. Ќапример, пилот всецело поглощен управлением, то есть пилотирует самолет в воздухе. ј дл€ того чтобы полет происходил точно в заданном направлении, на борту самолета есть штурман, который прокладывает нужный курс на карте, делает необходимые навигационные измерени€ и расчеты, непрерывно контролирует, где летит самолет, сколько ему осталось до цели и т. д. ¬оздушный стрелок-радист поддерживает по радио св€зь с землей, в случае же нападени€ на самолет отражает атаки огнем пулемета или пушки, которые имеютс€ в его распор€жении. “аким образом, каждый из членов экипажа выполн€ет определенную часть общих об€занностей.

¬ отличие от этого на самолете-истребителе функции всех членов экипажа совмещены в одном лице. ¬ полете летчику, естественно, нежелательна кака€-либо дополнительна€ нагрузка, тем более, если она не кажетс€ крайне нужной. ѕоэтому некоторые истребители относились с известным предубеждением к сложной радиоаппаратуре на самолете. ¬ силу привычки считалось, что радио вовсе не об€зательно в полете.  ак и всегда, новое завоевывало право на жизнь в борьбе со старым.

ѕока на самолете не было радиооборудовани€, истребитель, подн€вшись в воздух, действовал, полага€сь всецело на свои собственные возможности. ќн в буквальном смысле слова оставалс€ Ђодин в бескрайнем небеї. ≈сли же летела группа, тогда ею управл€л командир Ч ведущий. Ќо как? ¬ его распор€жении дл€ этого было несколько команд, которые он мог передать заранее обусловленными движени€ми самолета, например покачивани€ми с крыла на крыло, пикированием в сторону цели и т. и.

„тобы привести тактику воздушного бо€ в соответствие с боевыми возможност€ми авиационной техники, нужно было решительно покончить с существовавшей недооценкой радио дл€ управлени€ самолетами в воздухе. Ќа смену традиционной и, пожалуй, основной дл€ того времени команде: Ђƒелай, как €!ї Ч следовало быстрее внедр€ть радио с его огромными возможност€ми четкого и непрерывного управлени€.

 апитан ј.  . –€занов немало сделал в этом отношении в своей эскадрилье. ¬ то же врем€ он считал делом первейшей важности дл€ себ€, как командира, не снимать полностью с вооружени€ испытанную в авиации команду: Ђƒелай, как €!ї Ч ведь в широком смысле она означает, что командир Ч это образец дл€ подчиненных всегда и везде.

 омандир авиационного подразделени€ Ч это ведущий в полном смысле слова. Ќа земле, перед бо€ми, он возглавл€ет учебу своих летчиков, организует систематические тренировки, периодически вылетает с каждым из них в отдельности. ≈му подчинены многие специалисты самых различных профессий и квалификации.  омандир эскадрильи направл€ет усили€ каждого из них и всего подразделени€ в целом на образцовое решение боевых задач. ¬ полете же он лично возглавл€ет свою группу и, как правило, первым устремл€етс€ в атаку на врага. ≈сли, к примеру, командиры стрелкового батальона или артиллерийского дивизиона руковод€т действи€ми своих подразделений, наход€сь на командном или наблюдательном пункте, и им незачем в бою выполн€ть функции, допустим, автоматчика, пулеметчика, номеров орудийных расчетов, то командир эскадрильи поставлен в иные услови€. ”правл€€ подразделением, он находитс€ в едином с ним строю, ведет бой теми же средствами, тем же оружием, что и его летчики. ќн Ч ведущий, все остальные Ч его ведомые. Ќужно ли говорить, что в такой обстановке сила личного примера возрастает стократно.

¬цолне естественно стремление каждого летчика научитьс€ так же четко и непринужденно управл€ть своим самолетом, подчин€ть его своей воле, уметь быстро и неожиданно дл€ противника осуществить маневр в бою, как это делает его командир; он стремитс€ быть таким же смелым и находчивым, таким же выносливым и зорким, как его командир; он хочет разить врагов так же метко и беспощадно, как его командир. ¬се это делает непреложным законом существующее правило: командир во всем должен быть на голову выше подчиненных.

»менно таким командиром был дл€ своих летчиков коммунист јлексей  онстантинович –€занов. ѕрежде всего он сам неустанно училс€ на опыте ветеранов-однополчан, таких, как командир эскадрильи капитан ј. √.  арманов, посмертно удостоенный звани€ √еро€ —оветского —оюза. “еперь у него, јлексе€ –€занова, учились, его личному примеру следовали новые воздушные бойцы. ќдним из них был ». Ќ. —тепаненко, с начала 1942 года ставший его ведомым. ѕод руководством –€занова —тепаненко провел первый воздушный бой на Ѕр€нском фронте 12 июн€ 1942 года, а спуст€ еще три дн€ одержал и первую свою победу, сбив Ђюнкерсї.

ќбуча€ и воспитыва€ подчиненных, јлексей  онстантинович увеличивал и свой личный боевой счет.

12 июл€ 1942 года восемь наших истребителей прикрывали действи€ наземных войск в районе «емл€нска на Ѕр€нском фронте. Ќавстречу им летели 24 бомбардировщика ё-87 в сопровождении восьми Ђмессершмиттовї. √руппа советских авиаторов смело вступила в неравный бой с превосход€щими силами противника, не дав ему сбросить бомбы на боевые пор€дки наземных войск. ¬ итоге бо€ было уничтожено семь вражеских машин.  апитан –€занов в этом бою лично сбил вражеский бомбардировщик. ј всего на прот€жении только одной недели в трех воздушных бо€х, проведенных им после назначени€ командиром эскадрильи, –€занов уничтожил три фашистских самолета.

¬скоре командование перебросило полк, в который входила эскадриль€ –€занова, на другой участок советско-германского фронта, ставший решающим в ту т€желую дл€ нашей –одины пору лета и осени 1942 года. «десь, в междуречье ¬олги и ƒона, воздушные бои носили невиданный по своему напр€жению характер.  аждый вылет Ч это воздушный бой, причем, как правило, с превосход€щими силами противника. 21 августа шесть истребителей, ведомых капитаном –€зановым, прикрывали группу своих штурмовиков. ѕри подходе к объекту группу атаковали восемь ћ≈-109. »стребители отбили эту атаку, уничтожив два Ђмессершмиттаї. ќдного из них сбил –€занов. Ќаши штурмовики потерь не имели.

¬ другой вылет ј.  . –€занову довелось скрестить оружие уже не с Ђмессершмиттамиї, повадки которых он успел основательно изучить, а с их италь€нскими Ђколлегамиї Ч Ђмакки-200ї. » снова одержана победа. ¬ итоге этого бо€ на личном счету –€занова помимо самолетов всех типов собственно немецкого производства по€вилс€ италь€нский истребитель. » так день за днем, от вылета к вылету выковывались, шлифовались великолепные качества несгибаемого воздушного бойца.

¬есна 1943 года началась ожесточенными воздушными сражени€ми в небе  убани. —оветска€ авиаци€ боролась за безраздельное господство в воздухе.

–€д летчиков-новаторов, в их числе и ј.  . –€занов, вносили свой вклад в разнообразный арсенал тактических приемов и способов, из которых складываетс€ наука побеждать. ѕоиск, сближение с противником, атака, выход из бо€, преследование Ч все эти элементы воздушного бо€ отличались в исполнении новаторов тактической зрелостью, глубиной замысла, технической отточенностью. –осло число побед, которые были следствием их высокого профессионального мастерства и культуры воздушного бо€.

— этой точки зрени€ показателен бой, проведенный четырьм€ нашими истребител€ми против четырех ћ≈-109 в районе станицы јбинска€. ”мело использу€ тактико-технические данные истребител€ я -1, наши летчики сумели нав€зать противнику наименее выгодные дл€ него услови€. ¬ итоге этой схватки враг потер€л три из четырех машин непосредственно над районом бо€, а четверта€ ушла за линию фронта подбитой. ƒва самолета сбил в этом бою –€занов.

Ќа другой день –€занов повел на задание шестерку Ђ€ковї. ¬новь зав€залс€ ожесточенный воздушный бой, в результате которого противник потер€л четыре истребител€.  апитан –€занов продолжал преследование п€того до аэродрома около јнапы, уже в тылу врага. ќбстановка резко усложнилась. ¬ районе аэродрома летчик обнаружил шесть немецких бомбардировщиков.   ним на помощь взлетела больша€ группа истребителей.

Ѕыстро оценив положение, –€занов пон€л, что теперь он сам оказалс€ в положении преследуемого. ¬ таких услови€х лучша€ оборона Ч наступление. » летчик вступил в неравный бой. — дистанции 50 метров с первой очереди он зажег один из ведомых бомбардировщиков. ¬злетевшие Ђмессерыї, в свою очередь, обрушились на дерзкий истребитель.

Ќаход€сь в центре вражеских самолетов, –€занов отбивал одну за другой непрерывные вражеские атаки, стрем€сь во что бы то ни стало приблизитьс€ к линии фронта. » это ему удалось! Ѕольше того, он сбил одного из наседавших врагов. ќднако уже над линией фронта его израненный самолет потер€л управление и перешел в отвесное пике. “еперь все возможности дл€ продолжени€ бо€ были полностью исчерпаны. Ћетчик выбросилс€ из неуправл€емой машины и приземлилс€ в горах, на самой линии соприкосновени€ наших наземных войск с противником. ƒрузь€-пехотинцы помогли –€занову добратьс€ до своих траншей, а затем доставили на аэродром.

”казом ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———– в августе 1943 года ј.  . –€занову было присвоено звание √еро€ —оветского —оюза.   этому времени он произвел 407 боевых вылетов, лично сбил в воздушных бо€х 19 самолетов противника и 16 Ч в группе. » этот победный счет геро€ неизменно продолжал увеличиватьс€!

Ќачав 22 июн€ 1941 года нелегкий солдатский путь от государственной границы Ч реки ѕрут Ч и пройд€ через —талинград, Ѕр€нщину, ѕрибалтику, славный воздушный боец великой армии дошел до границ ¬осточной ѕруссии. 509 раз поднималс€ он на выполнение боевых заданий. Ёто было и прикрытие наземных войск, и патрулирование, и разведка, и сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, и полеты на перехват воздушного противника и на штурмовку его войск, и блокирование аэродромов, и Ђсвободна€ охотаї.

26 €нвар€ 1945 года –€занов провел свой 97-й воздушный бой. Ёто произошло южнее города —алдус в ѕрибалтике. 13 наших я -9 барражировали над полем бо€, обеспечива€ боевые действи€ бомбардировщиков и штурмовиков. ќни встретились с 20 гитлеровскими Ђфокке-вульфамиї. ¬ бою советские летчики уничтожили 10 самолетов врага, а сами не потер€ли ни одного. ћайор –€занов лично сбил один фашистский истребитель Ч 31-й на его боевом счету. ¬ этом бою летчик был ранен. ¬ третий раз за врем€ войны пролил ј.  . –€занов свою кровь. Ќа этот раз ранение оказалось т€желым. “ем не менее он не оставил боевую машину, подбитую зенитками, и сумел посадить ее на своей территории.

ѕобеда была уже близка. » хот€ –€занов не мог в те дни подн€тьс€ в воздух, он шел навстречу ей вместе со своей частью, в которой вырос до заместител€ командира полка.

«а беспримерный героизм и мужество в бо€х с врагами јлексеи  онстантинович –€занов был вторично представлен к званию √еро€ —оветского —оюза.  омандир соединени€, характеризу€ –€занова, написал на этом представлении: ЂЋучший летчик соединени€, бесстрашный воздушный боецї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—ама€ высока€ в мире модель
ѕосетило:47021
 јмазон ≈ва
ѕервый в истории долларовый миллиардер
ѕосетило:11455
ƒжон ƒэвидсон –окфеллер
ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16554
ћари€ ћайкова-—лидовкер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru