Сергей Крикалев

Sergey Krikalev

Фотография Сергей Крикалев (photo Sergey Krikalev)

День рождения: 27.08.1958 года
Место рождения: Ленинград, Россия

Гражданство: Россия

Российский космонавт

Российский космонавт, рекордсмен среди космонавтов Земли по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов — по состоянию на 11 октября 2005).

01.05.2008

В 1981 закончил Ленинградский механический институт, получив квалификацию инженера-механика.

Сергей Крикалев фотография

С февраля 2007 — вице-президент РКК «Энергия» по пилотируемым полётам (с сохранением лётного статуса в отряде космонавтов).

Инженер-разработчик

После окончания института работал в НПО «Энергия». Испытывал оборудование, применяемое в космических полётах, разрабатывал методы работы в космосе и участвовал в работе наземной службы управления. В 1985, когда возникли неисправности на станции «Салют-7», он работал в группе восстановления, разрабатывал методы стыковки с неуправляемой станцией и ремонта её бортовых систем.

Крикалёв был отобран для подготовки к космическим полётам в 1985, в следующем году закончил курс основной подготовки и был на время направлен в группу по программе корабля многоразового использования «Буран».

Сергей Крикалев фотография

В начале 1988 начал подготовку к своему первому долговременному полёту на станции «Мир». Тренировки включали подготовку к выходам в открытый космос, к стыковкам с новыми модулями, к первым испытаниям Средства передвижения космонавта и к работе во второй советско-французской научной экспедиции.

Космические полёты

«Союз ТМ-7» был запущен 26 ноября 1988, экипаж состоял из командира Александра Волкова, бортинженера Крикалёва и французского астронавта Жан-Лу Кретьена. Предыдущий экипаж оставался на станции «Мир» ещё двадцать шесть дней, установив тем самым наиболее длительное время пребывания на станции экипажа из шести человек. После того, как предыдущий экипаж вернулся на Землю, Крикалёв, Поляков и Волков продолжили выполнять эксперименты на борту станции. В связи с тем, что прибытие следующего экипажа задержалось, они подготовили станцию к беспилотному полёту и вернулись на Землю 27 апреля 1989. За этот полёт Крикалёву было присвоено звание Героя Советского Союза.

'Американская Венера'
Одри Мэнсон
Двадцать восемь лет в джунглях в одиночку
Соити Ёкои
От уличной девчонки до иконы стиля
 Рианна

В 1990 Крикалёв готовился к своему второму полёту как член дублирующего экипажа для восьмой долговременной экспедиции на станцию «Мир».

В декабре 1990 Крикалёв начал подготовку к участию в девятой экспедиции на станцию «Мир». Союз ТМ-12 был запущен 19 мая 1991 с командиром Анатолием Арцебарским, бортинженером Крикалёвым и британской астронавткой Хелен Шарман. Через неделю Шарман вернулась на Землю с предыдущим экипажем, а Крикалёв и Арцебарский остались на «Мире». За лето они осуществили шесть выходов в открытый космос, при этом провели многочисленные научные эксперименты, а также работы по обслуживанию станции.

По плану возвращение Крикалёва должно было произойти через пять месяцев, но в июле 1991 Крикалёв согласился остаться на станции «Мир» в качестве бортинженера со следующим экипажем (который должен был прибыть в октябре), так как следующие два полёта были объединены в один. 2 октября 1991 место бортинженера в корабле «Союз ТМ-13» было занято Токтаром Аубакировым, космонавтом из Казахстана, который не был подготовлен к длительному полёту. Он и Франц Фибек, первый астронавт Австрии, вместе с Арцебарским 10 октября вернулись на Землю, а командир Александр Волков остался с Крикалёвым. После смены экипажа в октябре Волков и Крикалёв продолжили эксперименты на «Мире», совершили ещё один выход в открытый космос и вернулись на Землю 25 марта 1992. За время полёта страна сменила название — улетали космонавты из СССР, а вернулись уже в Россию. За этот полёт Крикалёв был удостоен Звезды Героя России № 1.

За два первых полёта Крикалёв провёл в космосе более года и трёх месяцев и совершил семь выходов в открытый космос.

В октябре 1992 руководство НАСА объявило о том, что на американском корабле многоразового использования полетит российский космонавт, имеющий опыт космических полётов. Крикалёв стал одним из двух кандидатов, направленных Российским космическим агентством для тренировок вместе с экипажем STS-60. В апреле 1993 он был объявлен основным кандидатом.

Крикалёв участвовал в полёте STS-60 — первом совместном американо-российском полёте на корабле многоразового использования (шаттле). Полёт STS-60, начавшийся 3 февраля 1994, был вторым полётом с модулем Spacehab (Space Habitation Module) и первым полётом с устройством WSF (Wake Shield Facility). В течение восьми суток экипаж корабля Discovery выполнил много различных научных экспериментов в области материаловедения, как в устройстве WSF так и в модуле Spacehab, биологических экспериментов и наблюдений поверхности Земли. Крикалёв выполнил значительную часть работ с дистанционным манипулятором. Совершив 130 витков и пролетев 5486215 километров, 11 февраля 1994 корабль Discovery совершил посадку в Космическом Центре имени Кеннеди (штат Флорида). Таким образом Крикалёв стал первым российским космонавтом, совершившим полёт на американском шаттле.

После полёта STS-60 Крикалёв вернулся к своей работе в России. Он периодически направлялся в командировки в Космический Центр имени Джонсона в Хьюстоне, чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов. В частности, он участвовал в наземном обеспечении полётов STS-63, STS-71, STS-74, STS-76.

Крикалёв был назначен в первый экипаж Международной космической станции и первым в декабре 1998 побывал с краткосрочной миссией на МКС на челноке Endeavor.

В октябре 2000 в составе первого экипажа длительной экспедиции Сергей Крикалёв совместно с Юрием Гидзенко и Уильямом Шепердом начал постоянные пилотируемые полёты на МКС.

11 октября 2005 Сергей Крикалёв завершил свой шестой полёт, вернувшись на Землю с МКС в спускаемом аппарате корабля «Союз ТМА-6» после полугода на орбите.

Увлечения

Высший пилотаж, плавание, подводное плавание, горные лыжи, виндсерфинг, теннис, любительское радио (Х75М1К). Кандидат в мастера спорта по многоборью. Мастер спорта СССР по высшему пилотажу. Участник чемпионатов СССР, Европы и мира по высшему пилотажу. Чемпион СССР в командном зачете (1986). Чемпион Европы в командном зачете (1996). Чемпион мира в командном зачёте (1997).

Радиолюбительский позывной — U5MIR.

Награды и звания

Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и знака особого отличия — медали «Золотая звезда» (1989)

Герой Российской Федерации с вручением знака особого отличия — медали «Золотая звезда» (медаль № 1) (1992)

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2002)

Орден Почёта (1998)

Орден Дружбы народов (1992)

Почётноё звание «Лётчик-космонавт СССР» (1989)

Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2005)

Офицер ордена Почётного легиона (1989, Франция)

Медаль NASA «За космический полёт» (1996, 1998, 2001)

Медаль NASA «За выдающиеся общественные заслуги» (2003)

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2007)

Заслуженный мастер спорта России

Спасибо Господу Богу за таких Людей.
Natali 01.10.2008 04:48:27
Сергей Крикалев закончил ЛМИ в 1981г. Я поспупила на 1-ый курс в 1980г. Т.е. наши жизненные пути на мгновение пусть не пересеклись, но прошли очень близко. Прочла биографию Сергея Константиновича, перечень наград и званий...Нет слов. И мне стало стыдно перед Институтом и перед самой собой, что я всего рядовой бухгалтер. Так сложилась жизнь. Да здравствует высшая школа ЛМИ и весь преподавательский состав родного и любимого Военмеха. Низкий поклон Крикалеву С.К. и спасибо за героическую жизнь. Наталия.

ПОЖЕЛАНИЕ КОСМОНАВТУ-С.К.КРИКАЛЕВУ
Ф И О Д О Р И Я 08.02.2010 07:00:30
ХОЧЕТСЯ - ПОЖЕЛАТЬ СЕРГЕЮ КОНСТАНТИНОВИЧУ САМЫХ ЗДРАВЫХ ПОСТУПКОВ НА
СРАВНИТ.НОВОМ ДЛЯ НЕГО ПОПРИЩЕ, В КАЧЕСТВЕ ГЕН.РУК."РГНИИ ЦПК",Т.К.
ПОЗНАНИЙ В ПРОФ.ДЕЯТ.У НЕГО БОЛЕЕ - БОЛЕЕ, ЧЕМ У РЯДОВОГО ЧИНОВНИКА
СО СТОРОНЫ - И ЭТО РАДУЕТ!!! МНЕ,КАК СОРАТНИКУ,ДА И ФАКТИЧЕСКИ,СВЕР-
СТНИКУ, ДАННАЯ КОСМО-ТЕМА ЯВЛ.РОДНОЙ!ВЕДЬ МНЕ,ДО И ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ
СООТВЕТ.В У З А,ПРИХОДИЛОСЬ ВПЛОТНУЮ ВГРЫЗАТЬСЯ В ОБЕСПЕЧ.БЕСПЕРЕ-
БОЙНОЙ РАБОТЫ ПО ОБСЛУЖ.НАЗЕМНОЙ АППАРАТУРЫ,ОБОРУДОВАНИЯ,В Т.Ч.НЕ-
СТАНДАРТНОГО-НАШЕЙ И ИНОСБОРКИ.ЗА МНОГИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ РАБОТЫ НА СООТ-
ВЕТСТВ."З А Т О" СОПРЕДЕЛЬН.(НА ДАННЫЙ СОВРМ.МОМЕНТ)С Н Г ПРОРАБОТАЛ
СО МНОГИМИ И МНОГИМИ СОТНЯМИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗНООБРАЗНОГО УРОВНЯ ПОД-
ГОТОВКИ,ИЗ РАЗНЫХ УГОЛКОВ НАШЕЙ,В ПРОШЛОМ,НЕОБЪЯТНОЙ Р О Д И Н Ы...
П О Л И Г О Н ВСЕЯ РУСИ ЯВЛ.ПЕРЕДОВЫМ ФОРПОСТОМ НАШЕЙ Н А У К И И
Т Е Х Н И К И,ЧТО ПОЗВОЛИЛО СОВ.СОЮЗУ ОТОДВИНУТЬ ТУ САМУЮ "холодную
войну",НАВЯЗАННУЮ ЗАПАДОМ-ЗАОКЕАНИЕЙ,СРАЗУ ПОСЛЕ 2-Й МИРОВОЙ ВОЙНЫ!!
ОДНИМ ИЗ НЕПОСРЕД.УЧАСТНИКОВ Я СЕБЯ И СЧИТАЮ,И НЕОТЪЕМЛЮСЬ ОТ КОСМО-
НАВТИКИ:БЫВШИХ "КОСМОДРОМОВЦЕВ"НЕ БЫВАЕТ...ТОЖЕ САМОЕ СКАЖУ О ДВАЖДЫ
Г Е Р О Е СССР,Р О С С И И № 1!!!УЧАСТНИКЕ МНОГИХ ПОЛЕТОВ С ВЫХОДОМ
В ОТКРЫТЫЙ К О С М О С, С ОБЩИМ НАЛЕТОМ БОЛЕЕ 803...С У Т О К,СЕМЬЯ-
НИНОМ,ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫМ И,В ТО ЖЕ ВРЕМЯ,ПРОСТО НАШЕНСКИМ - ПАРНЕМ,КАК
МНЕ ПОМНИТЬСЯ В ЭТАП КРАЙНЕЙ ПОДГОТОВКЕ НА КОСМОДРОМЕ ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ,
С ПРОСМОТРОМ(обязательно)КЛАССИКИ - тов.СУХОВА,Абдуллы и его гарема,
а также нашей поистине самой надежной ТАМОЖНИ,кот.МЗДУ не берет,т.к.
"ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО",- ОСОБЕННО,КОГДА ЕЕ РАЗВАЛИЛИ...и,конечно,высад-
кой деревцев на"АЛЛЕЕ КОСМОНАВТОВ" - ИНТЕРЬВЬЮ ДЛЯ С М И,АВТОБУС и
"дорога в Космос"вплоть до нашего"гагаринского"старта..."ПОЕХАЛИ"!!!
ХОТЕЛОСЬ,КОНЕЧНО,ПОЖЕЛАТЬ ДАЛЬНЕЙШИХ ПРОФ.успехов,удачи,спокойного
семейного счастья.ПОЗДРАВИТЬ ВАШУ СЕМЬЮ И С.К.особенно,ПО-ПОВОДУ
Д Н Я Р О Ж Д Е Н И Я - юбилея дочери Ольги,с наст.ДНЕМ ЗАЩИТНИКА
ОТЕЧЕСТВА,женщин - с 8_М А Р Т А.ВСЕГО В А М ХОРОШЕГО,С Е Р Г Е Й!!
МНОГО УЖЕ ВОДЫ В реке СЫР-ДАРЬЕ УТЕКЛО,РЕКА ОЧЕНЬ ОБМЕЛЕЛА,ПОГОДА
НА ТЕРРИТ.ПОЛИГОНА ТАКЖЕ ИЗМЕНИЛАСЬ.ЕСЛИ НА "0"-ВКЕ ВЫЙТИ К БЕСЕДКЕ
"любви,свиданий и отдыха",то реку видно в далеке,как большой канал..
САМ ГАРНИЗОН явл.с моей тчк.зрения-местным а у л о м,окруженный псев-
докалючкой.Все,что смогли,после 90-х,уберечь и довосстановить некот.
объекты,кот.и набл.народ по ТВ при очередном запуске "изделия".Оста-
льное нам только снится...С ОБЩИМ ПЕРЕСЕЛЕНИЕМ НАШЕЙ СЕМЬИ В ДР.РЕГИ-
ОН ОПРЕДЕЛИЛИСЬ РАНЕЕ,НО КАК ОКАЗАЛОСЬ,НЕПОНЯТНО ЗАЧЕМ И КУДА ПЕРЕЕ-
ХАЛИ,ДР СИХ ПОР ПОНЯТЬ НЕ МОЖЕМ,ДАЛЕЕ НЕ ПО ФОРМАТУ...ОДНО У МЕНЯ ПО-
ЖЕЛАНИЕ К СПЕЦАМ. НАШЕГО ВРЕМЕНИ: НЕ ДАТЬ ЗАГЛОХНУТЬ В "г л у х о -
м а н и и"-такое полож.дел в,казалось бы регион=центре,том самом,о
кот.еще наш известный классик комедию написал,но"воз и ныне ТААААМ"!
ОСТАЛЬНОЕ НАМ ТОЛЬКО СНИТЬСЯ,ИЛИ УЖЕ НЕ СНИТЬСЯ,как в кошмарном сне!
ЗА СИМ ОСТАЮСЬ ВАШ СОТРУДНИК-СОРАТНИК-лит.псевдоним-ФИОДОРИЯ.

Легенда советского хоккея