Леонид Кизим

Leonid Kizim

Фотография Леонид Кизим (photo Leonid Kizim)

День рождения: 05.08.1941 года
Место рождения: Красный Лиман, Донецкая, Россия
Дата смерти: 14.06.2010 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Гордость Донбасса

Советский космонавт, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник

За 3 рейса в космос налетал 374 дня 17 часов 57 минут 38 секунд.

14.06.2018

Леонид Кизим родился 5 августа 1941 года в городе Красный Лиман, Украина. Член КПСС с 1966 года. В 1958 году окончил 10 классов средней школы.

Леонид Кизим фотография

В Советской Армии с 1959 года. В 1963 году окончил Черниговское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Ленинского комсомола. С 18 декабря 1963 года служил лётчиком 168-­го гвардейского авиационного полка истребителей­бомбардировщиков в 34­-й воздушной армии Закавказского военного округа.

С 1965 года ­ в отряде космонавтов Центра подготовки космонавтов. Прошёл полный курс общекосмической подготовки и подготовки к космическим полётам на кораблях типа «Союз» и «Союз Т». 30 декабря 1967 года был назначен космонавтом 2-­го отряда, а 30 апреля 1969 года был переведён во 2-­й отдел 1-­го управления. 16 марта 1970 года был назначен космонавтом 4­-го отдела 1­-го управления. С 30 апреля 1974 года был космонавтом 1­-го отдела 1-­го управления. В 1975 году окончил Военно-воздушную академию имени Гагарина.

Леонид Кизим фотография

С 30 января 1979 года был космонавтом группы орбитальных кораблей и станций, с 25 января 1982 года был космонавтом-­испытателем группы орбитальных пилотируемых комплексов общего и специального назначения, а с 20 февраля 1985 года инструктором­космонавтом-­испытателем этой группы. 29 июня 1986 года был назначен командиром группы космонавтов­ исследователей.

Совершил три космических полёта в качестве командира экипажа. Первый ­ с 27 ноября по 10 декабря 1980 года совместно с бортинженером Макаровым и космонавтом­исследователем Стрекаловым на корабле «Союз Т­-3» и орбитальном научно-исследовательском комплексе «Салют­6» - «Союз Т­-3» - «Прогресс­-11». Это был первый полёт космического корабля серии «Союз Т» в трёхместном варианте. Кроме этого, экипаж корабля провёл комплекс ремонтных работ на борту орбитальной станции «Салют­-6». Продолжительность полёта составила 12 суток 19 часов 7 минут 42 секунды.

Леонид Кизим фотография

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1980 года за успешное испытание в космосе усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т­3» и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Кизиму Леониду Денисовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 8 февраля по 2 октября 1984 года Кизим совместно с бортинженером Соловьёвым и космонавтом­-исследователем Атьковым совершил свой второй, самый длительный (на тот момент) в истории освоения космоса - 237-­суточный, полёт на корабле «Союз Т­-10». Впервые в мировой практике в течение одного полёта совершил вместе с Соловьёвым шесть выходов в открытый космос общей продолжительностью 22 часа 50 минут. По завершении программы полёта экипаж Кизима возвратился на Землю на космическом корабле «Союз Т-­11». Продолжительность полёта составила 236 суток 22 часа 49 минут.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1984 года за успешное осуществление космического полёта, мужество и героизм полковник Кизим Леонид Денисович награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».

Павел Устинов

Марк Шеппард
Проклятие «дьявольского» рога
Шьям Лал Ядав

С 13 марта по 16 июля 1986 года полковник Кизим совершил свой третий полёт на космическом корабле «Союз Т­-15» и орбитальном научно­ исследовательском комплексе «Мир» - «Союз Т-­15». В ходе полёта впервые в мире был совершён перелёт с одной орбитальной станции на другую и обратно. Со станции на станцию было перевезено более 800 килограммов грузов. Во время полёта выполнил два выхода в открытый космос с борта станции «Салют-­7» для развертывания и испытания раздвижной фермы. Продолжительность полёта составила 125 суток.

Общая продолжительность трёх полётов космонавта - 374 суток 17 часов 57 минут 38 секунд, продолжительность работ в открытом космосе - 31 час 40 минут.

Указом Президента России от 6 сентября 2001 года генерал­-полковник авиации Кизим был освобождён от должности начальника академии и уволен из Вооружённых Сил Российской Федерации в запас по достижении предельного возраста нахождения на действительной воинской службе.

Жил в городе­-герое Москве. Скончался 13 июня 2010 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награждён советскими 3 орденами Ленина, российскими орденами Почёта, Дружбы, медалями, в том числе «За освоение целинных земель», а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденом Почётного легиона, орденом «Кирти Чакра», орденом Сухэ­-Батора, орденом «За заслуги» 3-­й степени.

Бюсты дважды Героя Советского Союза Кизима установлены на его родине в городе Красный Лиман и на территории Черниговского ВВАУЛ. Мемориальная доска в честь Героя установлена на здании Военно­-космической академии имени Можайского в Санкт­-Петербурге.

Александр Железняков