Людибиографии, истории, факты, фотографии

Игорь Волк

   /   

Igor Volk

   /
             
Фотография Игорь Волк (photo Igor Volk)
   

День рождения: 12.04.1937 года
Место рождения: Змиёв, , Харьковская ,СССР
Возраст: 83 года

Гражданство: Россия

Мой полет на орбиту был отдыхом за госсчет

Российский космонавт, заслуженный летчик-испытатель

Игорь Волк выделяется даже среди немногочисленных отечественных космонавтов, как гриб-боровик среди подберезовиков. Вроде в космос летал, в отряде состоял, а главная его работа была не на орбите, а на земле, после приземления, когда нормальных покорителей звезд отпаивают чаем с медом...

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

13.04.2007

Звание Героя - за прогулку к звездам?

- Игорь Петрович, не обидно, что звание Героя Советского Союза вы получили за не самую сложную свою работу...

Реклама:

- Когда мне задают подобные провокационные вопросы, я соглашаюсь: да, мне дали Героя Советского Союза за удовольствие. У меня и правда был прекрасный отпуск за счет государства - одиннадцать дней смотрел на Землю с орбиты! - В уголке глаза пролегает хитрая морщинка. - Это потом, уже после полета, прочитал о себе в газетах: мол, сколько я всего выдающегося сделал - и сам себя зауважал.

Игорь Волк фотография
Игорь Волк фотография

- Ну раз полет в космос был для вас прогулкой, какую работу вы считаете самой сложной?

- А работа не бывает «самая сложная». Работа бывает нужная или не очень. В летных испытаниях практически все работы непростые. Любая сопряжена с тем, что нужно получить что-то новое, что-то узнать либо довнести, определить то, что еще не до-определено.

- Хорошо, поставлю вопрос так: какую машину было интереснее испытывать?

- Каждая машина делается для определенных целей. Простой летчик, когда пересаживается с одного аппарата на другой, замечает: вот здесь удобнее, характеристики более приятные. А для летчика-испытателя важно, насколько самолет соответствует тем задачам, для которых сделан. Как можно сравнить пилотирование пассажирского самолета и спортивного Су-26?!

- А испытания «Бурана» чем отличались?

Лучшие дня

Франц Легар. Биография
Посетило:9510
Франц Легар
Динара Асанова: У нее было времени говорить неправду
Посетило:6807
Динара Асанова
Женщина невероятной силы
Посетило:2283
Анета Флорчик

- А его, если по-честному, никто всерьез и не испытывал... Мы летали на самолете - аналоге «Бурана». Даже не летали, так - то рулежка, то пробежка...

Вот «Спираль», которую делали до «Бурана», всерьез испытывали. Занимался этим опытный летчик А. Фастовец. А мы просто сделали по одному полету в Ахтубинске. Посмотрели, что это такое. С точки зрения самолета это изделие обладало хорошими характеристиками. Почему его закрыли, мне непонятно.

СПРАВКА «КП»

«Спираль» - экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет, способный выполнять боевые задачи как в атмосфере, так и в космосе, начали разрабатывать в 1966 году. К 1975 году был готов его дозвуковой аналог, летчики-испытатели занимались его доводкой. Но тогдашний министр обороны СССР А. Гречко бросил: «Фантазиями заниматься не будем». Работы заморозили. Многие наработки и макеты «Спирали» использовали при разработке «Бурана».

- По-вашему, нужно было развивать «Спираль», а не «Буран»?

- У этих аппаратов были разные задачи. На «Лапте» (так летчики прозвали «Спираль») ничего не запустишь. Это был бы инспекционный самолет, который мог контролировать в том числе и космическое пространство. Челнок же делали для того, чтобы выводить на орбиту большие грузы. И с моей точки зрения, чем дороже и сложнее выводимая в космос система, тем нужнее «Буран». Все-таки запуск с Земли - это одни перегрузки, а запуск из космического пространства - это другие.

- Жалеете, что программу «Буран» закрыли?

- Конечно. Вот ты спрашивал про сложность испытаний. Сложнее испытывать самолет на прочность, на инерционное взаимодействие, на штопор. А с «Бураном» проще. Он был космическим планером и садился по командам автоматики. Нам нужно было просто выявить ошибки, которые заложили в программно-математическое обеспечение. Не такая уж трудная работа.

- То, что «Буран» должен был приземляться автоматически, без помощи пилота, вы считаете ошибкой?

- Да. Невозможно было тогда, да, думаю, и сейчас еще невозможно, полностью автоматизировать полет такого корабля. Дешевле было построить несколько аэродромов по пути спуска корабля, чем разрабатывать цифровую систему управления полетом челнока.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Игорь ВОЛК родился 12 апреля 1937 года в г. Змиев Харьковской области.

В 1956 году досрочно (за два года) окончил Кировоградское училище летчиков.

В 1965 году - Школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института им. М. Громова в г. Жуковский. В этом же году стал летчиком-испытателем ЛИИ. Летал на всех типах отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения. Проводил исследования по дозаправке истребителей в воздухе.

В 1977 году включен в группу специальной подготовки по программе «Буран». Первый испытатель полноразмерного аналога корабля «Буран».

В июле 1984 года в качестве космонавта-исследователя совершил полет на космическую станцию «Салют-7».

Босиком по взлетке

В 1984 году Игорь Волк летал на орбитальную станцию «Салют-7». Но главной его задачей было сразу же после приземления сесть за штурвал Ту-154, оснащенного системой управления «Буран», долететь до аэродрома в Ахтубинске (Астраханская обл.), а там пересесть на МиГ-25, приближенный по своим аэродинамическим качествам к челноку. Инженеры спорили, какую систему управления устанавливать на наш шаттл: ручную, доверив пилотирование и посадку летчикам (так летают американские челноки), или полностью автоматическую. Эксперимент с Волком (или над Волком?) должен был дать ответ, смогут ли летчики после длительной невесомости управлять космической машиной.

- Как я понимаю, вы, а спустя три года Анатолий Левченко доказали, что даже после довольно долгого нахождения в невесомости профессиональный пилот в состоянии посадить «Буран» в нужном районе...

- Ну да. Хотя в моем случае все было не так просто. Наш «Союз» приземлился. По плану между посадкой и моим вылетом на Ту-154 должно было пройти меньше двух часов. А я минут двадцать болтался на ремнях в спускаемом аппарате головой вниз: спасательная бригада не смогла отвинтить отсек возвращаемого груза - это такой металлический ящик между мной и выходом, и меня им не вытащить. Пришлось выскальзывать оттуда самому методом полного выдоха. Ничего - выбрался.

Вторая задержка: у ребят, которые меня встречали, не было штанов и ботинок для меня. Я же в скафандре самолет не поведу! И без штанов - тоже! Комбинезон мне какой-то нашли, а обуви нет. Отнесли нас с Савицкой и Джанибековым в креслах в вертолет, хотя мы могли бы и своим ходом добраться. Но так - в креслах - положено. Взлетели. Я попросился управлять вертолетом. Прилетели на аэродром. А как дверь открылась - босиком понесся в Ту-154, который нужно было пилотировать. И улетел.

- И все босиком?

- Нет, в самолете-то мне ботинки дали. И я полетел на аэродром в Ахтубинск. А там уже стоит МиГ-25. Я из одной кабины перебежал в другую и стал отрабатывать другую программу - посадку МиГа по траектории, близкой к траектории«Бурана». Нормально все отлетал, без замечаний.

Ну а потом полетели обратно на Байконур. Вот тут уж я был не за штурвалом, сидел в салоне, пил шампанское.

- Не могу отделаться от ощущения какой-то мистики. Почему так получилось: почти вся группа испытателей, готовившая полет «Бурана», погибла в течение нескольких лет?

- Да какая мистика? У летчиков-испытателей начали забирать жизненное пространство, они начали меньше летать, меньше были загружены - вот и не выдерживали.

- Это когда стало понятно, что «Буран» - не жилец?

- В конце 80-х уже было видно, что история «Бурана» заканчивается. По этому кораблю нас задействовали все меньше, а других полетов почти не было. А ведь летчику-испытателю нужно летать! Не было у нас дела, не было перспективной идеи. Только что ты был нарасхват, а теперь ты не ко двору в своем ЛИИ. Мы чувствовали себя ненужными. Такое вот настроение. А как с таким настроением летать? Думаю, это одна из главных причин, почему погибли Щукин и Станкявичюс.

Поиск
Климов А.В. 17.04.2007 02:44:07
Здравсвуйте уважаемые господа!
Моя мама училась с Игорем Петровичем. Много лет однокласники пытаются связаться с ним. Передайте просьбу связаться со мной.
С уважением, Климов А.В.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Что такое слэклайн, или прогулка на высоте 5 тысяч метров
Посетило:6953
Лукас Ирмлер
Василий Рочев. Биография
Посетило:8256
Василий Рочев
Франц Легар. Биография
Посетило:9510
Франц Легар

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history