Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ўамиль

   /   

Shamil

   /
             
‘отографи€  Ўамиль (photo  Shamil)
   

ƒень рождени€: 26.06.1797 года
ћесто рождени€: аул √имра, јзербайджан
ƒата смерти: 04.02.1871 года
ћесто смерти: ћедина, —Ўј
¬озраст: 73 года

√ражданство: јзербайджан
—оцсети:


“ретий имам

правитель ƒагестана, военачальник, имам

ƒолгие и изнурительные годы  авказской войны €вили взорам наших соотечественников целую пле€ду неординарных характеров и незаур€дных личностей, чьи дела и поступки возбуждали живое внимание современников. ћногие из них, будучи представител€ми обеих противоборствующих сторон, оставили в истории свой след, другим же в пам€ти потомков был отмер€н недолгий век. Ќо среди всех имен, св€занных с кавказскими событи€ми, пришедшимис€ почти на все XIX столетие, особое место принадлежит человеку, которому суждено было стать символом  авказской войны. ≈го им€ Ч Ўамиль.

06.12.2005

«нак свыше

ƒнем рождени€ будущего правител€ ƒагестана считаетс€ 26 июн€ 1797 года. ≈го отец ƒенгав ћагомед, кузнец аварского аула √имры, как истинный горец, был горд и счастлив по€влению на свет сына-наследника. ¬о врем€ благодарственной молитвы по поводу столь важного в жизни каждой семьи событи€ дед младенца согласно мусульманскому обычаю прошептал ему на ухо им€, звучавшее как јли. ¬прочем, радость по поводу прихода в жизнь нового человека оказалась недолгой Ч младенец был столь слаб и хил, что все сходилось к тому, что среди живых он долго не задержитс€. —огласно предани€м, когда жизнь маленького јли уже висела на волоске, в небе над аулом по€вилс€ белый орел, о котором все знали, но которого никто никогда не видел. ќрел долго кружил над селением, потом вдруг кинулс€ вниз и тотчас же взмыл обратно в небо, унос€ в когт€х змею, пойманную им р€дом с домом родителей јли. Ёто было расценено знающими людьми как знак свыше, дающий надежду на выздоровление младенца. Ќо вот им€ ему нужно было дать другое Ч ведь только тогда злые духи, пришедшие за душой ребенка, будут обмануты и посрамлены. Ќовое им€, кстати, необычное и редкое дл€ тех мест, было найдено, и сын кузнеца отныне стал Ўамилем.

“рудно сказать, насколько этот рассказ достоверен, да и доискиватьс€ до истины не имеет смысла, хот€ бы потому, что с именем Ўамил€, столь почитаемого и уважаемого горцами и по сей день, св€зано еще множество легенд.

 Ўамиль фотографи€
Ўамиль фотографи€

“ак или иначе, но с того дн€ мальчик, как будто в благодарность за счастливое избавление от верной гибели, начал расти, крепнуть и очень скоро обогнал своих сверстников по всем стать€м. ¬ его характере и в отношении к окружающим необычайно рано стали про€вл€тьс€ черты непререкаемого лидера. „ем бы он ни увлекс€, в какое бы зан€тие, пусть и самое детское и невинное, ни погрузилс€ Ч все делалось им так, как будто от достижени€ в нем успеха зависит его жизнь. Ќезаметно подраста€, Ўамиль буквально все делал лучше своих ровесников. ѕри этом проказы и шалости были у него не в чести, хот€ отставать от окружающих он был совершенно не намерен. ќн удивл€л взрослых необычайной меткостью в стрельбе и великолепным владением холодным оружием. ќднако он чтил  оран, и св€щенна€ книга всех мусульман была при нем всегда. “ак и ходил юный Ўамиль с кинжалом Ч в одной руке и с  ораном Ч в другой. ќп€ть же не€сно, насколько

это правдиво, но вс€ его последующа€ жизнь €вилась подтверждением этому: стрем€сь жить согласно заповед€м ѕророка, он никогда не оставл€л оружи€...

¬прочем, безоблачной раннюю пору его жизни не назовешь. Ќеудачи, которые он все-таки терпел, стрем€сь к неоспоримому лидерству среди сверстников, оборачивались дл€ юноши, в пам€ти которого €кобы запечатлелись картины его детских страданий, т€желыми переживани€ми. ѕериодически испытываемое им ощущение собственной неполноценности, невозможности выразить себ€ до конца, по всей видимости, сыграли свою роль в его будущей жизни и судьбе, отразившись на его мировоспри€тии.

»звестен такой случай из его юношеской биографии. ќтча€вшись уговорить отца, который, однажды вкусив прелесть хмельного забыть€, весьма пристрастилс€ к употреблению вина, а главное Ч упорствовал в этом пристрастии, юноша пошел на крайние меры. ќн за€вил отцу, что если тот не оставит дурной и греховной привычки в самое ближайшее врем€ и не перестанет позорить семейное им€ в глазах соплеменников, то он, Ўамиль, заколет себ€ пр€мо у него на глазах. ƒенгав хорошо знал характер сына, сомнений в том, что угроза будет приведена в исполнение, у него не было. ѕоэтому пить он бросил...

√лавна€ дорога

» все же нар€ду со всем тем, что было свойственно характеру Ўамил€, главной его чертой была жажда знаний и стремление к духовному совершенству. ≈ще во врем€ учебы в медресе, где Ўамиль быстро постиг все науки, в один прекрасный день учитель позвал его отца к себе и велел ему забрать сына из школы, объ€снив это тем, что учитьс€ тому больше нечему, ибо теперь он сам может учить...

— тех пор верными и, пожалуй, единственными спутниками жизни Ўамил€ стали книги. ¬ них он черпал то, чего ему не хватало в реальности, в них он искал то совершенство, к которому стремилась его душа, хот€ они отнюдь не были дл€ него способом забыть€, ухода от действительности. ¬се узнанное Ўамиль пыталс€ пон€ть, прин€ть и переосмыслить, пример€€ полученные знани€ сообразно своим представлени€м о том мире, который он исподволь, еще сам того до конца не осознава€, вознамерилс€ изменить. ¬едь почти все, что окружало его, было очень далеко от совершенства, конечно, в его понимании. » именно этими мерками он все последующие годы мерил все Ч и свои мысли, и поступки, и мысли и поступки других. » горе тому, кто осмеливалс€ встать у него на пути. Ётого Ўамиль не прощал никому...

Ћучшие дн€

ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:10822
ёрий ¬ойнов
ƒики Ѕеттс. Ѕиографи€
ѕосетило:6631
ƒики Ѕеттс
ƒэниел ƒеннет. Ѕиографи€
ѕосетило:6589
ƒэниел ƒеннет

Ќу а пока Ўамиль вместе со своим сверстником и единомышленником ћагомедом, которому в скором будущем было суждено стать первым имамом ƒагестана, а еще со столь любимыми ими обоими книгами, а в основном же налегке, решил отправитьс€ в поисках знаний по родной земле. ћолитвы и разговоры с мудрыми людьми, знающими жизнь, Ч все это они впитывали в себ€ с жадностью юности, не знающей пустых забав, но стрем€щейс€ к истинному познанию. «а годы странствий их пути то пересекались самым теснейшим образом, то расходились, но лишь дл€ того, чтобы иметь возможность встретитьс€ и поделитьс€ друг с другом увиденным и услышанным Ч св€зь их не прерывалась вплоть до смерти ћагомеда в 1832 году.

«а эти годы и Ўамиль, и ћагомед получили всестороннее образование, изучили арабский €зык, в совершенстве знали  оран и шариат (религиозный и правовой свод законов ислама). —воими учениками их называли лучшие умы того времени, а когда мудрецы сочли, что эти двое вполне дозрели до того, чтобы восприн€ть суфийский путь к познанию истины (суфизм Ч мистическое течение в исламе о сли€нии с Ѕогом через интуитивное познание и аскетическую практику. Ч ѕрим, ред.), их духовными наставниками стали самые почитаемые и уважаемые люди Ч св€той шейх ћагомед ярагинский и потомок ѕророка ƒжамалуддин  азикумухский. ¬от, правда, окружающий мир, по мнению, молодых суфиев, никак не становилс€ ни гармоничнее, ни правильнее...

¬ преддверии

ќднажды, возвратившись после очередного паломничества в родной аул, Ўамиль встретил там взбудораженного ћагомеда. “от за€вил ему, что, обойд€ многие селени€ и увидев их жизнь, не может более оставатьс€ покойным от мысли о том, что жизнь людска€ дошла до пределов неправедности, св€щенные законы шариата забыты, мусульмане твор€т то, что неугодно јллаху, в то самое врем€ как иноверцы гроз€т поработить их родину. Ўамиль отнесс€ ко всему услышанному с полным пониманием, и между ними было решено, что дл€ того, чтобы установить в горах должный пор€док, нужно действовать решительно, иными словами, любые убеждени€, если таковые не будут прин€ты, должны подкрепл€тьс€ кинжалом.

ƒе€тельность двух шариатистов была бурной и всесторонней, хот€ нельз€ сказать, что их пламенные речи везде находили понимание, но друзь€ не собирались сдаватьс€ Ч они слишком хорошо понимали, что достойное сопротивление могущественной –оссийской империи, быстро превращавшейс€ в грозного врага, можно оказать лишь в том случае, если горцы будут сплочены одной идеей.

Ёта мисси€ была очень непростой, но к 1830 году большинство дагестанских образований сочли признание шариата единственно правильным в сложившихс€ услови€х " законом жизни. ¬ том же году на съезде представителей ƒагестана ћагомед, к чьему имени теперь прибавилось второе Ч √ази, что означает Ђвоитель за веруї, был избран первым имамом, верховным правителем ƒагестана. ѕринима€ на себ€ столь почетное и об€зывающее звание, √ази-ћагомет, обраща€сь к высокому собранию, торжественно изрек: Ђƒуша горца соткана из веры и свободы. “акими уж создал нас ¬севышний. Ќо нет веры под властью неверных. ¬ставайте же на св€щенную войну, брать€! √азават изменникам! √азават предател€м! √азават всем, кто пос€гает на нашу свободу!ї

’от€ официально газават был объ€влен только с момента провозглашени€ √ази-ћагомеда имамом, формально он начат был горцами уже давно. „ем более крепло и ширилось движение шариатистов, тем больше беспокойства это вызывало у российских властей. Ѕесконечно вспыхивающие то здесь, то там восстани€ горских племен сделали  авказ посто€нно кровоточащей раной. √ази-ћагомед, побуждаемый все той же идеей освобождени€ своего народа от ига неверных, всегда был в первых р€дах сражавшихс€.

¬ 1832 году во врем€ штурма русскими войсками его и Ўамил€ родного аула √имры и один, и другой, засев в построенной ими же несколько лет назад укрепленной башне, €ростно отбивали атаки русских.  огда силы горцев были на исходе, √ази-ћагомед, открыв ворота башни и улыбнувшись напоследок оставшимс€ в живых, устремилс€ наружу и тут же рухнул, сраженный пул€ми непри€тел€... Ўамиль, оп€ть же согласно легенде, не жела€ сдаватьс€ на милость победител€, выпрыгнул из высокого проема башни, да так далеко, что оставил цепь атакующих позади себ€. Ќо уйти невредимым ему не удалось Ч русские солдаты, сначала онемев от подобной дерзости, тут же набросились на него. Ўамиль упорно отбивалс€, хот€ был уже неоднократно ранен. √овор€т, что в тот день от неминуемой гибели ее спас ¬севышний, ибо раны, полученные им в бою, были смертельными. “огда ему, лежащему без чувств и истекающему кровью, €вилс€ все тот же белый орел, воспаривший над полуразрушенными √имрами. Ўамиль восприн€л это как знак свыше Ч он пон€л, что останетс€ в живых, поскольку его мисси€ на земле еще не закончена.

–аны же его на самом деле были ужасными. »х, после того как Ўамилю, собравшему все оставшиес€ силы и дошедшему до безопасного места, на прот€жении нескольких мес€цев лечил кунак его отца и, кстати, его будущий тесть, известный в тех местах лекарь јбдул-јзиз.

√ибель первого имама, который ничем не опорочил своего имени и погиб несдавшимс€ с оружием в руках на поле бо€, опечалила сердца горцев. » все же нужно было избрать нового верховного правител€. Ќа тот момент главной кандидатурой на этот высокий пост был Ўамиль Ч верный соратник √ази-ћагомеда. ¬се, конечно, знали, что он т€жело болен. Ќо и сам Ўамиль в тот момент чувствовал, что это Ч не его врем€. “огда он не был готов к столь высокой ответственности и сделал все от него завис€щее, чтобы уйти в тень, хот€ бы на врем€...

¬торым имамом в том же 1832 году был избран √амзат-бек, сын одного их беков јварии и один из главных сподвижников первого имама. ≈го де€тельность на посту верховного правител€ ƒагестана была недолгой. ¬сего через 2 года после своего избрани€ √амзат-бек был предательски убит пр€мо в мечети, куда он направл€лс€ дл€ молитвы, аварскими ханами Ч правител€ми последней, не желавшей подчин€тьс€ воле большинства области  авказа, с которыми он повел борьбу в первую очередь.

»так, первый имам пал жертвой русских, второй Ч своих же соплеменников. Ёто обсто€тельство не могло не наводить Ўамил€ на размышлени€. ≈му было пон€тно, что нет на его родной земле ни достаточных сил, чтобы противосто€ть могущественному врагу, ни столь необходимого дл€ этого противосто€ни€ единства...

ѕотер€в за столь короткий срок двух имамов, народ гор впал в оцепенение, граничившее с отча€нием. √лавы горских общин понимали, что допустить повсеместного распространени€ подобных настроений нельз€ Ч не то врем€. Ќеобходимо было в срочном пор€дке избрать преемника √амзат-бека, и осенью 1834 года на собрании горских общин и всех почитаемых мужей и ученых, состо€вшемс€ в ауле јшильта, было решено передать власть имама в руки Ўамил€. √овор€т, что и тогда он, понима€, сколь нелегка€ ноша л€жет на его плечи, поначалу отказалс€. Ќо после того, как был укорен собравшимис€ в малодушии и нежелании спасти свой народ, ответил согласием. “ак настал его час...

Ќачало войны

¬ 1814 году, то есть когда Ўамилю было 17, а ћагомеду Ч 19 лет, в ≈вропе была отпразднована победа над Ќаполеоном. –усский император јлександр I получил возможность обратить свои взоры к  авказу, обширнейшие области которого после падени€ ѕерсии, помимо остальных районов, где русское вли€ние распространилось раньше, вошли в состав –оссийской империи. “аким образом, практически весь  авказ находилс€ под властью Ђневерныхї. ƒо вторжени€ в –оссию Ђкорсиканского чудовищаї император јлександр еще как-то пыталс€ урегулировать взрывоопасную ситуацию на  авказе политическими методами, но после победного шестви€ по европейским городам военные показались ему куда как эффективнее. ѕоэтому дело усмирени€ непокорных горцев было поручено герою ќтечественной войны, генералу от инфантерии ј. ≈рмолову. √енерал вз€лс€ за дело преобразовани€ этого Ђдикогої кра€ с основательностью человека истинно военного. ≈рмолов хорошо знал историю завоеваний  авказских гор и понимал, что покорить здешний народ можно только в том случае, если он будет разобщен и обескровлен. ј потому его политикой была сила. ≈рмолов понимал, что далеко не все одобр€ют его методы, и даже император врем€ от времени, хоть и не очень решительно, пыталс€ его урезонить, но генерал был непреклонен: Ђ’очу, чтобы им€ мое стерегло страхом наши границы крепче цепей и укреплений, чтобы слово мое было дл€ азиатов законом вернее неизбежной смертиї.

—пуст€ год ≈рмолов отдал русским войскам приказ перейти реку “ерек и оттеснить от него горцев. “о было начало  авказской войны.

1557 ¬оенно-политический союз между –оссией и старшим кн€зем  абарды, “емрюком

1561 ƒинастический брак цар€ »вана IV (√розного) и дочери “емрюка √уашане (в крещении ћари€)

1577 —троительство крепости “ерки (левый берег “ерека), основание “ерского казачьего войска

1594 ѕервые попытки –оссии расширить свое вли€ние в √рузии Ч военные действи€ в ѕрикаспии против крымского хана Ч шамхалы “арковского, закончившиес€ поражением

1604 Ќовый поход воевод Ѕутурлина, ѕлещеева и терских казаков против шамхалы “арковского, также закончившийс€ неудачей и почти 100-летним ослаблением вли€ни€ –оссии на  авказе

1722-1723 I ѕерсидский поход ѕетра I. ѕрисоединение ƒербента, западного и южного побережь€  аспи€

1736 ќттеснение русских войск за “ерек, строительство форпоста –оссии на  авказе, крепости  изл€р

1774 ѕо услови€м  учук- айнарджийского мира с “урцией к –оссии отход€т  инбурн, ≈никаде,  ерчь,  абарда и —еверна€ ќсети€

1778 ¬осстание кабардинцев и ногайцев против захвата их земель казаками

1783 √еоргиевский договор между –оссией и царством  артли- ахети (¬осточна€ √рузи€)

1796-1813 II ѕерсидский поход русских войск в ƒагестан и јзербайджан, присоединение √рузии и јзербайджана

1816 Ќазначение главнокомандующим на  авказ генерала ј. ≈рмолова

1817 Ќачало  авказской войны

1817-1821 «акладка русского укреплени€ ѕреградный стан, основание крепостей √розна€, ¬незапна€, Ѕурна€

1822-1826  арательные операции русских войск против черкесов в «акубанье, подавление восстани€ Ѕей-Ѕулата

1827 Ќазначение главнокомандующим на  авказ генерала ». ѕаскевича

1830 ѕровозглашение √ази-ћагомеда первым имамом ƒагестана, призыв к газавату, Ђсв€щенной войне против неверныхї

1831 ¬з€тие отр€дами √ази-ћагомеда “арки,  изл€ра, Ѕурной, ¬незапной и ƒербента, а затем оттеснение их русскими войсками в √орный ƒагестан

1832 ѕровозглашение √амзат-Ѕека вторым имамом ƒагестана

1834 «ахват войсками √амзат-Ѕека столицы јварии ’унзах, истребление семьи аварских ханов, отказавшихс€ выступить против –оссии, и последовавшее за этим убийство √амзат-Ѕека

1834 ѕровозглашение Ўамил€ третьим имамом ƒагестана

1857 Ќазначение наместником  авказа генерала ƒ. Ѕар€тинского

1859 –азгром войск Ўамил€ и его пленение на горе √униб

1864 ќкончание  авказской войны, покорение  авказа –оссией

–еформатор

–еформатором Ўамиль был отменным. —озданный им имамат стал невиданным ранее дл€ здешних народов институтом власти, поддерживаемым и укрепл€емым неуклонно и повсеместно.  азалось, он предусмотрел все. Ѕыло введено упор€доченное разделение территорий имамата на Ђадминистративные единицыї, наибства, которые также одновременно €вл€лись и военными округами. ¬ об€занности наиба, наместника самого верховного правител€, входило совмещение нескольких должностей Ч губернатора, судьи, св€щенника и полководца. ÷ентрализованна€ административна€ власть была сосредоточена в руках ¬ерховного —овета (он же —овет ”ченых), который был органом, напоминавшим народное собрание, и действовал по принципу коллегиальности, хот€ чем дальше, тем больше подпадал под непосредственное вли€ние самого имама.

Ётот —овет был средоточием высшей военной, административной и судебной власти, куда стекались все нити управлени€ на местах и где решались самые насущные и важные вопросы,  азна имамата так-же стала примером неведомых доселе новаций Ч помимо денежных Ђпоступленийї в виде строго определенной доли от традиционной добычи была введена система налогообложени€. Ќемало средств поступало в казну и за счет многочисленных штрафов, налагаемых в качестве платы за нарушение законов шариата. —озданна€ Ўамилем военна€ система предусматривала наличие регул€рной армии и ополчени€, действующих на основе рекрутского набора. ¬се имеющиес€ крупные военные соединени€ входили в государственную систему, а столь любимые горцами спорадические набеги перестали носить стихийный характер и также подчин€лись установленным правилам. ¬ армии были введены военные чины, чего раньше тоже никогда не было. —в€зь с представител€ми имама на местах осуществл€лась посредством Ђѕравительственнойї почты, согласно правилам которой каждое селение об€зано было по первому же требованию посланника имама предоставл€ть самых лучших лошадей, которые на прот€жении пути мен€лись по мере необходимости. “ака€ дл€ горцев Ђдиковинкаї, как перепись населени€, также производилась, поскольку иначе невозможно было узнать количество налогоплательщиков и военнооб€занных в различных уголках имамата. ¬ р€ду всех прочих законов и уложений, призванных поддерживать должный пор€док на государственном уровне, на территории имамата был упразднен обычай кровной мести. ¬ этой вековой традиции защищать честь имени с помощью бесконечной череды убийств, порой т€нущейс€ из поколени€ в поколение, Ўамилю виделась все то же анархическое, неуправл€емое начало, которое противоречило его принципам управлени€. «аменив кровную месть уголовной ответственностью, подчиненной законам шариата, он вс€чески преследовал и жестоко карал непокорных Ч наказанием за нарушение этого закона была смертна€ казнь. » подобна€ мера Ђвоздействи€ї примен€лась не только в этом случае. —мерть грозила всем предател€м и смуть€нам, которые осмеливались не подчинитьс€ существующему пор€дку.

ќдной из главных сил по его поддержанию в имамате €вл€лась лична€ гварди€ имама Ч корпус муртазеков, которые были набраны лично им из числа самых искусных и преданных воинов, коих было около 1 000 человек. Ёто была своеобразна€ тайна€ полици€, в об€занности которой входило не только обеспечение имама всей необходимой информацией о настроени€х на местах, но и осуществление карательных мер по усмирению любых про€влений непокорности.

Ёпоха большой власти

ƒело по объединению горцев, которое он добровольно взвалил на себ€, было неимоверно сложным. »х разобщенность, привычка к вольной, мало чем регламентированной жизни, стремление к независимости и в то же врем€ зависимость от действий и условий, посто€нно выдвигаемых российскими власт€ми, Ч все это было преп€тствием на пути к тому видению пор€дка, которое сложилось в представлении самого Ўамил€. Ќо он проводил свою политику железной рукой, будучи совершенно уверенным в своей правоте. ќдни страшились его, другие принимали как спасител€. Ќо как бы там ни было, уже в 1834-м под его властью находилс€ практически весь горный ƒагестан, а в 1840-м он стал и имамом „ечни.

—озданный им имамат стал, в услови€х далеко не мирной жизни  авказа в те времена, уникальным образованием, своего рода государством в государстве, управл€ть которым он предпочитал единолично, не счита€сь с тем, какими средствами это управление поддерживалось.

≈го планы были грандиозны Ч мало того, что он хотел по возможности искоренить горскую Ђвольницуї и обратить своих соплеменников на путь истинно религиозной нравственности, он стремилс€ создать империю, в которой все и вс€ должны быть подчинены одному закону Ч подлинно религиозной нравственности. »менно в этом видел Ўамиль свое высшее предназначение. » как бы ни относились к его де€тельности исследователи, надо признать, что в деле намеченных им преобразований сделать ему удалось беспрецедентно много. Ђќн организовал такое общество, в котором все... разрозненные элементы были приведены к гармонии. “ам, где раньше были племена, теперь существует √осударство; там, где раньше было множество воинственных предводителей и наследственных вождей кланов, теперь Ч один верховный правитель; обычаи и традиции сменила власть закона и пор€дка; храброе, но несогласованное сопротивление кланов превратилось в хорошо отлаженную систему обороны с единым руковод€щим центром... Ёта организаци€ вызвана к жизни чрезвычайными услови€ми посто€нной войны, в которых лична€ свобода по справедливой необходимости приноситс€ в жертву общему делу независимостиї Ч так охарактеризовал увиденное им на  авказе в эпоху третьего имама представитель самого демократического из демократичных обществ американец ƒ.ћ. ћакки. ѕредставитель куда более консервативной державы, англичанин X. “иррел, побывав там же и примерно в то же врем€, вынес дл€ себ€ следующее: Ђќтвага воина, красноречие проповедника, мудрость законодател€ и репутаци€ пророка позволили ему основать нечто вроде варварской монархии... –азличные племена и народы объединились под его властью в борьбе за религию и свободуї. » как бы ни предвз€т был взгл€д иноземцев, как бы мало они ни знали об истинном положении вещей в созданном Ўамилем имамате, в этих далеко не беглых впечатлени€х сосредоточена сама суть того, что происходило на  авказе в середине XIX столети€.

¬ то врем€, когда происходили хоть и постепенные, но достаточно Ђоперативныеї внутренние преобразовани€, Ўамиль предпочитал в отношени€х с –оссией придерживатьс€ политики нейтралитета. ќн понимал, что, пока не будет достаточно укреплена его власть и созданна€ им государственна€ машина не заработает в полную силу, вступать в военные действи€ со столь грозным противником Ч равносильно самоубийству. ј потому он выжидал, хот€ ожидание это никак нельз€ было назвать пассивным, поскольку Ўамиль собирал силы. » лишь в конце 1843 года он начал действовать. ѕочти 25 лет длилась борьба имама за свободу своего народа, почти 25 лет им€ Ўамил€ было на устах всех Ч и русских, и горцев, почти 25 лет ему удавалось сопротивл€тьс€ всем попыткам подчинить  авказ.

«аложники отца

¬о врем€ обороны первой укрепленной столицы »мамата Ч јхульго, длившейс€ несколько мес€цев, в жизни Ўамил€ произошло событие, ставшее дл€ него во многом роковым. Ѕесконечные бои, в которых горцы про€вили исключительное мужество, не раз отбрасыва€ войска противника от стен јхульго, закончились полной блокадой крепости, » тем не менее защитники не сдавались. —илы русских тоже были на исходе, и тогда было прин€то решение пойти на переговоры с Ўамилем.  омандующий отр€дом русских генерал-лейтенант ѕ. √раббе выдвинул защитникам р€д ультимативных требований, главным из которых была выдача в заложники старшего сына Ўамил€, 8-летнего ƒжамалуддина, а также сдача самого Ўамил€. ¬ случае согласи€ √раббе гарантировал жизнь и неприкосновенность всем оставшимс€ в живых. Ўамиль ответил отказом, после чего √раббе, собрав последние силы, пошел на штурм. “€желейшие бои возобновились с новой силой. Ўквальный огонь косил как оборон€вшихс€, так и нападавших. ∆енщины јхульго надевали мужскую одежду, чтобы создать впечатление того, что защитников еще много, разрушенные за ночь укреплени€ ночью возводились заново. √ора, на которой сто€ла крепость, содрогалась от взрывов, а на ее склонах росли горы трупов. Ќо надежды у Ўамил€ уже не было. √овор€т, что он, понима€ всю безнадежность своего положени€, за дни последнего штурма часто выходил на открытую, простреливаемую местность, ища пули как избавлени€ от позора. ѕрошло еще несколько дней, и вконец обессилевший Ўамиль решилс€ выдать сына в надежде на то, что кровопролитие будет прекращено. ¬о врем€ процедуры передачи ƒжамалуддина речь вновь зашла о том, что одного его недостаточно и что √раббе требует немедленной сдачи самого Ўамил€. Ќо тот снова ответил отказом.

ѕосле еще нескольких дней боев и окончательного падени€ јхульго небольшой отр€д, ведомый Ўамилем, под покровом ночи пробралс€ из крепости на территорию „ечни, в безопасное место. ƒжамалуддин же осталс€ у русских. ¬скоре его, названного √раббе Ђмальчиком бойким и свыше лет умнымї, увезли с  авказа в –оссию. “ам он согласно воле императора сначала был определен в 1-й ћосковский кадетский корпус, а затем в јлександровский кадетский корпус дл€ малолетних сирот, находившийс€ в ÷арском —еле, там, где был мусульманский св€щенник.

15 лет провел ƒжамалуддин в –оссии, и все эти годы Ўамиль мучалс€ разлукой с сыном. ƒа, с ним оставались средний и младший сыновь€ Ч √ази-ћагомед, названный Ўамилем в честь своего друга, первого имама, и ћагомед-Ўапи, с ним оставались две его дочери, но то, что старший был от него оторван, наход€сь в далекой, неведомой и пугающей –оссии, было дл€ Ўамил€ незаживающей раной. «а это врем€ он похоронил свою первую жену ѕатимат, родившую ему трех сыновей и двух дочерей, а также свою вторую жену, юную ∆даварат, вместе с маленьким —аидом, его четвертым сыном, убитыми в одной из стычек с русскими. Ќо тоска по первенцу не оставл€ла его сердца.

¬стреча отца с сыном произошла лишь в 1855 году, когда эпоха его правлени€ уже клонилась к закату, и стала возможной благодар€ очень необычному случаю.

≈динственный шанс

¬ 1854 году Ўамиль предприн€л очередной поход, на этот раз на грузинскую  ахетию. ¬ысланный им передовой отр€д, оказавшись в родовом поместье кн€з€ ƒавида „авчавадзе ÷инандали, которое располагалось в 60 верстах от “ифлиса (ныне “билиси), захватил в плен отдыхавших там жену кн€з€ 28-летнюю јнну »льиничну „авчавадзе с двум€ маленькими детьми, ее сестру 26-летнюю кн€гиню ¬арвару ќрбелиани с полугодовалым сыном и плем€нницу ¬арвары, 18-летнюю кн€жну Ќину Ѕаратову. Ўамиль, пон€в, что за пленницы перед ним, решил, что, вз€в в заложники столь высокородных женщин, он сможет добитьс€ возвращени€ из –оссии своего сына. ѕосле того как кн€гин€м были объ€влены услови€ их выкупа (передача ƒжамалуддина и миллион рублей серебром) и они написали необходимые письма родным, Ўамиль приказал доставить их в свою резиденцию, котора€ после разрушени€ јхульго была обустроена им в ¬едено. “ам узницы провели 8 мес€цев, обща€сь с трем€ его женами и изредка с самим Ўамилем. ≈му тогда было 57 лет, но, по отзывам пленниц, он выгл€дел гораздо моложе своих лет. ¬от как описывала его также оказавша€с€ в плену воспитательница кн€жен „авчавадзе француженка мадам ƒрансе. Ђќн высокого роста, черты лица его спокойны, не лишены при€тности и энергии. Ўамиль похож на льва, наход€щегос€ в спокойном положении. –уса€ и длинна€ борода его много придает величественности его осанке. √лаза его серы и продолговаты, но он держит их полуоткрытыми, на восточный манер. √убы у него алы, зубы очень красивы, руки малы и белы, походка тверда, но не медленна; в нем обнаруживает человека, облеченного высокой властьюї. Ўамиль относилс€ к своим пленницам с должным уважением и вс€чески старалс€ скрасить их заточение, но в своем решении оставалс€ тверд Ч он хотел получить сына. ƒело осложн€лось тем, что та сама€ сумма в миллион серебром, объ€вленна€ Ўамилем по требованию его наибов, была по тем временам огромной.  н€зь „авчавадзе делал все возможное и невозможное, но собрать смог только 40 тыс€ч.

¬есть о пленении кн€жон и об услови€х, выдвинутых Ўамилем, довольно быстро долетела до ѕетербурга. Ќиколай I, всегда относившийс€ к ƒжамалуддину с особым участием, повелел вызвать его из расположени€ ”ланского полка, с которым он, произведенный к тому времени в корнеты, находилс€ в ѕольше. ѕо дороге в ѕетербург ƒжамалуддин, или, как его называли в –оссии ƒжемал-Ёддин Ўамиль, узнал обо всех подробност€х произошедшего и на вопрос, хочет ли он вернутьс€ к отцу, подумав немного, ответил согласием. ¬о врем€ высочайшей аудиенции, произошедшей в ѕетербурге, царь поблагодарил его за верную службу и просил передать отцу, что зла на того не держит...

 огда стало известно, что ƒжамалуддин уже в пути, Ўамиль, внутренне сгора€ от нетерпени€, но внешне остава€сь хладнокровным, за€вил наибам, что он соглашаетс€ на предложенные 40 тыс€ч, хот€ и вызвал этим ропот среди своих приближенных. Ќо тогда перечить ему они не осмелились...  н€гин€м было объ€влено, что они свободны и им только теперь и останетс€, что прибыть вместе с Ўамилем и его свитой к месту обмена. Ёто долгожданное событие произошло 10 марта 1855 года...

ƒжамалуддин, которому в этот момент было 23 года, хоть и вел вполне европейский образ жизни, никогда не забывал о том, чей он сын. ќн прибыл на родину в мундире поручика, но его младший брат, √ази-ћагомед, которого он увидел первым из родных, привез ему черкеску и оружие и попросил переодетьс€ перед встречей с отцом.  огда Ўамиль увидел представшего перед ним сына, он был потр€сен, хот€ внешне никак этого не про€вил, только обн€в его, очень долго не отпускал.

ѕо дороге домой их приветствовала ликующа€ толпа, поздравл€вша€ со счастливым окончанием столь долгой разлуки. ќтец и сын были счастливы, еще не зна€, что пройдет 3 года, и ƒжамалуддин, так и не найд€ ни понимани€ среди родного народа, обвин€вшего его в том, что это именно он склонил отца на сговор с неверными, ни применени€ своим силам, хот€ он очень старалс€ помочь в деле установлени€ мира, тихо угаснет от неизлечимой формы чахотки...

«акат правител€

√оворили, что Ђвласть имама была уничтожена коварством и изменой наибов и его приближенных, русским войском и золотомї.  оварство и измена давно уже зрели в р€дах как близкого, так и дальнего окружени€ Ўамил€, посто€нные боевые действи€ русских все больше обескровливали остававшиес€ верными ему войска, но почему золото?..

ѕосле кончины в феврале 1855 года императора Ќикола€ и вступлени€ на престол его сына јлександра II наместником  авказа спуст€ 2 года был назначен друг юности нового цар€, кн€зь ј. Ѕар€тинский. ќн бывал на  авказе, воевал здесь и не единожды отличалс€ в битвах с горцами и хорошо знал их характер, обычаи и нравы. ѕредложенный им план покорени€  авказа был рассчитан на быстроту и натиск, но помимо активных военных действий Ѕар€тинский с большим успехом примен€л и другую тактику. “актику подкупа. ќн понимал, что золото в здешних кра€х может сделать то, что не сделали и по сей день многочисленные русские войска, присылаемые на  авказ беспрерывно. ј поскольку, как мы помним, коварство и измена уже делали свое дело, то оставалось совсем немного. ¬ результате настал час, когда р€дом с Ўамилем оставались только самые верные и преданные сподвижники, которых было слишком мало дл€ того, чтобы продолжать борьбу...

“еснимый все больше и больше, Ўамиль отходил к горе √униб, котора€ считалась еще более грозной и неприступной, чем јхульго. ѕонима€ свое положение, Ўамиль незадолго до этого поручил своему младшему сыну ћагомед-Ўапи укрепить ее, и вот теперь, в начале августа 1859 года, он вместе с 400 защитников, которые составили это число вместе с жител€ми аула √униб, и еще с четырьм€ пушками готовилс€ держать оборону. ќн возлагал на эту гору большие надежды, счита€, что вз€ть ее будет непросто и что у них есть шанс продержатьс€ на ней не один мес€ц.  огда к горе было ст€нуто более 10 батальонов, прибывший в подножию горы Ѕар€тинский предложил Ўамилю сложить оружие и заключить мир. “от ответил: Ђ√униб Ч высока€ гора, € стою на ней. Ќадо мною, еще выше, Ѕог. –усские сто€т внизу. ѕусть штурмуютї.

Ѕар€тинский прилагал все возможные усили€, посто€нно шел на переговоры, лишь бы избежать кровопролити€, но Ўамиль упорствовал. ќдни предлагали ему сдатьс€, другие убеждали, что нужно битьс€, он выбрал второе. ќтветив на очередное предложение кн€з€ лаконичным Ђ—абл€ наточена и рука готова!ї, Ўамиль тем самым дал сигнал к началу штурма. Ќачавшись 22 августа, он был завершен 24-го. —илы были слишком неравны. ѕодн€вшись наверх, Ѕар€тинский увидел страшные последстви€ штурма, но в самом ауле за возведенными стенами и завалами еще оставались те немногие, которых возглавл€л Ўамиль. Ѕар€тинский знал, что нужно совсем немного дл€ того, чтобы сравн€ть аул с землей, но он оп€ть, в который уже раз, отменил решающий штурм и послал Ўамилю последний ультиматум о сдаче.

Ѕыло пон€тно, что если штурм состоитс€, погибнут все, в том числе дети и женщины, но Ўамиль молчал. » тут он пон€л, что, как когда-то его сын ƒжамалуддин стал заложником имама, так теперь и имам должен стать заложником своего народа. Ўамиль вышел...

Ћицо его было непроницаемым, он крепко держалс€ за кинжал, который, впрочем, никто не собиралс€ у него забирать. √овор€т, русские войска, завидев его, сначала замерли в оцепенении, а потом окрестности огласились их громким Ђ”ра!ї.

¬стреча Ўамил€ с кн€зем Ѕар€тинским произошла у ставшего уже знаменитым камн€, который лежал в березовой роще неподалеку от аула.  н€зь почтительно приветствовал его и, заверив, что все, кто осталс€ с ним, могут не беспокоитьс€ за свою жизнь, добавил, что судьба самого Ўамил€ теперь всецело в руках государ€ императора. “от ответил, что уповает лишь на волю ¬севышнего...

15 сент€бр€ того же 1859 года Ўамиль встретилс€ с императором јлександром II в городке „угуеве неподалеку от ’арькова. ќбн€в его и подарив золотую саблю, царь сказал: Ђя очень рал что ты наконец в –оссии. ∆алею, что это не случилось ранее. “ы раскаиватьс€ не будешь...ї

“ак началась последн€€ страница жизни неистового Ўамил€... ¬о всех русских городах, к немалому удивлению имама, его встречали как самого дорогого и почетного гост€. ¬ “уле ему показали оружейный завод, подарили роскошное личное оружие и огромный самовар с именной надписью. ћосква потр€сла его своим размахом, величием и красотой. ¬ ѕетербурге, где его встречали на вокзале с почетным караулом и оркестром, была произведена иллюминаци€, великолепие которой, по словам очевидцев, превосходило даже те, что бывали по случаю коронации императорских особ. Ўамиль не переставал поражатьс€ тому радушию, с которым его встречали буквально повсюду Ч от светских салонов, где в его честь устраивали многочисленные приемы, до городских улиц, где ЂЌаполеона  авказаї встречали как истинного геро€.

ѕроводы Ўамил€ из столицы вылились в громадную демонстрацию едва ли не любви, со всех сторон раздавались приветственные крики и просьбы не уезжать, экипажи запрудили близлежащие улицы, да так плотно, что поезд, на котором он должен был отбыть из ѕетербурга, пришлось задержать. Ўамиль был искренне тронут таким вниманием и просил передать жител€м города следующие слова: Ђ—кажите им, что внимание их...доставл€ет мне такое удовольствие, какого € не испытывал при получении извести€ о победе в ƒарго в 45-м году и какого не доставл€ли мне успехи 43-го года в ƒагестанеї.

¬ окт€бре 1859 года Ўамиль с сыном √ази-ћагомедом и несколькими верными сподвижниками, коих ему было разрешено оставить при себе, прибыл на место своего поселени€, в  алугу. “ам также встретили его со всем уважением и почетом. ¬ распор€жение Ўамил€ был предоставлен один из лучших городских домов, 3-этажный каменный особн€к, расположившийс€ по ќдигитриевской улице, который ему очень понравилс€ внешне, но вот внутреннее его убранство было далеко от привычной жизни имама, а поэтому он попросил его переделать. ƒл€ выполнени€ этого заказа был приглашен архитектор кн€зь ¬адбольский, который, прежде чем приступать к работе, очень внимательно и тактично попыталс€ вы€снить все, что касалось особенностей быта, привычек и пристрастий самого Ўамил€ и членов его семьи, и по возможности воплотил все это во внутреннем убранстве дома. Ќаконец дело было закончено, и Ўамиль уже с нескрываемым нетерпением стал ожидать приезда своего семейства, за которым был послан √ази-ћагомед.

ѕосле прибыти€ семьи в €нваре 1860-го в доме оп€ть зазвучали детские голоса и Ўамиль понемногу успокоилс€...

ѕоследний штурм

ќн понимал, что родных гор ему уже не увидеть, и со временем даже смирилс€ с этой мыслью. Ќо было в его сердце одно желание, которое преодолеть он не мог, да и не хотел Ч он считал, что на исходе жизни должен посетить св€щенное дл€ каждого мусульманина место Ч ћекку. ¬ первый раз с просьбой отпустить его дл€ паломничества Ўамиль обратилс€ к императору в июле 1861 года, в тот момент, когда после отмены в –оссии крепостного права тот пригласил Ўамил€ в свою резиденцию в ÷арском —еле. Ўамиль, прибыв туда вместе с сыном, поздравил цар€ с таким великим делом, как освобождение народа от рабства, и в надежде на то, что он сейчас находитс€ в хорошем расположении духа, спросил у него позволени€ отбыть в св€тые места. Ќо император счел тогда такое разрешение несвоевременным, сказав, что непременно даст его, но несколько позже. ѕо возвращении в  алугу Ўамиль, вз€в себ€ в руки, стал внешне жить по-прежнему, но внутренне продолжал готовитьс€ к столь ответственному шагу.

¬ том же году младший сын Ўамил€ ћагомед-Ўапи, давно уже изнывавший от бездействи€ в калужском доме, а теперь, вдохновленный таким событием, как знаменитый ћанифест о свободе, просто не находил себе места, улучив момент, попросил отца отпустить его на службу к императору. Ўамиль, вид€ его неприка€нность, ответил согласием. » вскоре ћагомед-Ўапи был прин€т на службу в лейб-гвардии  авказский эскадрон —обственного ≈го »мператорского ¬еличества конво€ в чине корнета и отбыл в ѕетербург вместе с женой.

¬ 1864 году последн€€ жена Ўамил€ «агидат (кроме нее в  алугу прибыла еще одна жена Ч Ўуайнат) родила ему сына, которого назвали ћагомед- амилем. Ётот мальчик стал дл€ стареющего Ўамил€ последней отрадой. ќн подолгу играл с ним, рассказывал разные истории, а когда тот немного подрос, Ўамиль сажал его на кон€ и подолгу катал по саду, вспомина€ былые дни и называ€ разные закоулки сада столь милыми его сердцу именами Ч √имры, јшильта, ¬едено...

Ќо ожидание его слишком зат€гивалось. ќн чувствовал, что жить ему оставалось недолго. ѕон€в, что император, по всей видимости, опасаетс€ того, что Ўамиль не вернетс€ из ћекки, он решилс€ написать царю письмо с просьбой о предоставлении ему российского гражданства. јлександр II тут же откликнулс€, пригласив его при этом присутствовать на торжественном бракосочетании цесаревича јлександра јлександровича. Ўамиль с благодарностью прин€л приглашение и прибыл на свадьбу. ¬о врем€ церемонии он встретилс€ с императором и на его просьбу, чего бы тот хотел в награду за такое решение, твердо ответил: только одного Ч позволени€ посетить ћекку.

¬ августе 1866 года в парадной зале  алужского губернского двор€нского собрани€ Ўамиль вместе с сыновь€ми √ази-ћагомедом и ћагомедом-Ўапи принес прис€гу на верноподданство –оссии. ј спуст€ 3 года ¬ысочайшим ”казом Ўамиль был возведен в потомственное двор€нство...

Ёпилог

«на€, что Ўамиль уже немолод и калужский климат не лучшим образом сказываетс€ на его здоровье, император решил выбрать дл€ него более подход€щее место, каковым и стал  иев. ќтбыва€ в но€бре 1868 года из давшей ему на столько лет приют  алуги, Ўамиль пошел на семейное кладбище проститьс€ с 17 могилами, в которых покоились близкие ему люди, оставшиес€ в русской земле навсегда. ѕроводы были теплыми и трогательными, Ўамиль давно уже стал не просто местной достопримечательностью, но и неотъемлемой частью жизни этого города. ¬ декабре 1868-го он вместе с семьей прибыл в  иев.

„ем больше он чувствовал брем€ прожитых лет и чем более беспокоили его старые раны, тем сильнее т€нуло его в ћекку. —ид€ на берегу ƒнепра, он с тоской смотрел на пароходы, идущие на ќдессу, Ч он знал, что оттуда уже рукой подать до —тамбула, а там... Ќаконец, его последнее ходатайство, в котором он уже не в первый раз просил јлександра II отпустить его дл€ совершени€ хаджа с женами и дочерьми, оставив при этом сыновей в –оссии, было удовлетворено. √ази-ћагомеду и ћагомеду-Ўапи было позволено сопровождать его только до ќдессы, и после недолгих сборов они тронулись в путь.

...ћноголетн€€ мечта имама сбылась, он увидел и ћекку, и вторую св€тыню ислама ћедину, он поклонилс€ гробу ѕророка. Ќо на это последнее свое путешествие Ўамиль истратил все силы... 4 феврал€ 1871 года он тихо отошел в мир иной и был похоронен в ћедине на кладбище јль-Ѕаки€. ќн не боролс€ за жизнь Ч все что мог, он уже сделал и теперь ему оставалось только предстать перед ¬севышним, который единственный и будет судить его за все им соде€нное...

P.S.

ѕоследн€€ жена Ўамил€ «агидат пережила мужа всего на несколько мес€цев и была похоронена в ћекке, жена Ўуайнат скончалась 5 лет спуст€, ее предали земле в —тамбуле. ¬се дочери Ўамил€ к этому времени также умерли.

√ази-ћагомед с началом –усско-турецкой войны возглавил турецкую дивизию и отличилс€ при осаде Ѕа€зета, закончил свою карьеру маршалом турецкой армии и остаток дней провел в ћедине, где и умер в 1902 году.

≈го Ђотступничествої не лучшим образом повли€ло на судьбу ћагомеда-Ўапи. ќн после начала войны просилс€ на фронт, но такого разрешени€ не получил, в 1877-м был отстранен от службы и поселилс€ в  азани. ”мер ћагомед-Ўапи в  исловодске в 1906 году.

ѕоследний сын Ўамил€, ћагомед- амиль, рожденный уже в  алуге, так же как √ази-ћагомед, служил в турецкой армии и так же, как и он, закончил службу в чине маршала. ќн дожил до 87 лет и скончалс€ в 1951 году.Х

ћое мнение
Abdulvagidov-sam 18.07.2008 06:48:26
ќдин из лучших людей.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

”частник прославленной группы 'Ќа-Ќа'
ѕосетило:10769
¬ладимир јсимов
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:14693
Ќиколай »льин
¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:11149
¬ениамин јлександров

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru