Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

„ингиз-’ан

   /   

Genghis Khan

   /
             
‘отографи€  „ингиз-’ан (photo  Genghis Khan)
   

ƒень рождени€: 01.01.1162 года
ћонголи€
ƒата смерти: 28.12.1227 года
ћонголи€
¬озраст: 66 лет

√ражданство: ћонголи€
—оцсети:


Ѕиографи€

полководец

ѕолководец, завоеватель и правитель великой монгольской империи.

12.12.2000

—огласно преданию, род „ингиза восходит к монгольскому племени, идущему от женщины по имени јлан-√оа, котора€ после кончины мужа, ƒобун-Ѕа€на, забеременела от луча света. ќт нее по€вилось три сына: тех, кто принадлежит к роду этих сыновей, называют нирун. «начение этого слова - чресла, т. е. указание на чистоту чресел утверждает происхождение эти сыновей от сверхестественного света. ¬ шестом колене от јлан-√оа пр€мом потомком был  абул-хан. ќт внука последнего ≈сугэй-бахадура пошли те, которые получали название  и€т-бурджигин. —лово ки€н по-монгольски значит "большой поток, текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный".

 „ингиз-’ан фотографи€
„ингиз-’ан фотографи€

 и€т - множественное число от  и€н: им же назвали тех, кто ближе к началу рода. ƒетей ≈сугэй-бахадура прозвали  и€т-бурджигины за то, что они были одновременно  и€т и бурджигины. Ѕурджигин же по-тюрски означает человека, у которого синие глаза. ÷вет его кожи впадает в желтизку. ћужество бурджигинов вошло в пословицу.

—ын ≈сугэй-бахадура „ингиз-хан родилс€ в 1162 г. (по другим, более сомнительным данным, в 1155 г.) — ранних лет, оставшись 10 лет от рода сиротой, он претерпел много лишений, превратностей судьбы. Ќо уже с молодости он научилс€ разбиратьс€ в люд€х и находить верных людей. Ѕогорчин-нойон и Ѕорагул-нойон, которые были р€дом с ним и в годы поражени€, когда проходилось думать о поисках пищи, были насколько ценимы им, что он сказал однажды: "ƒа не будет гор€ и не нужно, чтобы умер Ѕогорчи! ƒа не будет гор€ и не годитс€, чтобы умер Ѕорагул!" —оркан-Ўира из племени “айджиутов, которое захватило в плен „ингиз-хана, способствовавший побегу из плена, впоследствие получил сполна почет и уважение к своей персоне, к дет€м и сторонникам. —ыну —оркин - Ўирэ ƒжиладкан-бахадуру, име€ в виду его мужество, „ингиз-хан посв€тил почти поэтические строки:

 „ингиз-’ан фотографи€
„ингиз-’ан фотографи€

"я не видел пешего, который бы сразилс€ и заполучил в свои руки голову непокорных! я не видел (человека), подобного этому герою!"

Ѕыл некто —оркак, названный отец „ингиза. ¬ то врем€, когда „ингиз еще не был государем, он сказал: многие люди стрем€тс€ к власти, но в конце концов во главе станет “эмуджин и за ним по единодушию племен утвердитс€ царство, ибо он обладает дл€ того способност€ми и достоинством и на его челе €вны. ќчевидны признаки небесного всепомоществовани€ и царственной доблести. —лова оказались пророческими. „резвычайна€ деликатность характеризует отношение „ингиза к первой и любимой жене Ѕортэ. ќн никому не позволил усомнитьс€ в ее целомудренности после года пребывани€ ее в плену. »з отношений личной преданности сформировалась модель вассалитета, которую он впоследствии возвел в систему. Ћичные качества „ингиз-хана при всем их своеобразии вписываютс€ в вековые характеры и в вековые мотивы, которыми жили и живут до сих пор политики: стремление внушить бесспорность своего лидерства, путь (подчас т€жкий) продвижени€ к верхам власти через вероломство и преданность, через ненависть и любовь, через измены и дружбу, способность оценивать ситуации и принимать решени€, принос€щие успех.

 „ингиз-’ан фотографи€
„ингиз-’ан фотографи€

ѕреемственную линию от „ингиз-хана пронесли в течение веков его пр€мые и косвенные потомки - чингизиды в обширном азиатском регионе. Ќаблюдаетс€ определенна€ идентичность фамильных черт в де€тельности чингизидов вообще, так и тех, которые выдвинулись как вожди консолидации и формировани€ единой казахской государственности. ќт первенца „инхиз-хана ƒжучи в шестнадцатым колене мы имеем знаменитого јбла€, его внука  енесары. ¬нук последнего јзимхан (1867-1937) пользовалс€ большим уважением народа. ќн участвовал в правительстве јлаш-орда как специалист-гидромелиоратор и способствовал приобщению казахов к земледелию, был репрессирован как "враг народа".

¬ жизни „ингиз-хана можно выделить два основных. этапа: это период объединени€ всех монгольских племен в единое государство и период завоевательных походов и создани€ великой империи. √раница между ними обозначена символически. ѕервоначальное его им€ “енгрин ќгюгсен “емучин. Ќа курултае в 1206 г. он был провозглашен Ѕожественным „ингизханом, его полным именем по-монгольски стало ƒелк€н эзен —уту Ѕогда „ингиз-хан, т. е. ¬ладыка мира, ниспосланный Ѕогом „ингизхан.

 „ингиз-’ан фотографи€
„ингиз-’ан фотографи€

¬ европейской историографии долгое врем€ господствовала традици€ изображать „ингиз-хана как кровожадного деспота и варвара. ƒействительно, он не получил образовани€ и был неграмотным. Ќо сам факт создани€ им и его наследниками империи, объединившем 4/5 —тарого —вета, от устьев ƒуна€, границ ¬енгрии, ѕольши, ¬еликого Ќовгорода до “ихого океана, и от Ћедовитого океана до јдриатического мор€, јравийской пустыни, √ималаев и гор »ндии свидетельствует по крайней мере о нем как гениальном полководце и расчетливом администраторе, а не просто завоевателе-разрушителе и террористе.

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8982
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8970
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6736
ёрий яковлев

 ак завоеватель он не имеет себе равных в мировой истории. ≈му как полководцу были присущи смелость стратегических замыслов, глубока€ дальновидность политических и дипломатических расчетов. –азведка, в том числе и экономическа€, организаци€ курьерской св€зи в крупном масштабе дл€ военных и административных целей - это его личные открыти€. ¬ переоценке личности „ингиз-хана существенную роль сыграло движение, называемое евразийским. ѕрименительно к „ингиз-хану евразийцы отказались от концепции "татаро-монгольского ига", что св€зано с идей –оссии-≈вразии как особого историко-культурного региона, равно несхожего с «ападной ≈вропой, Ѕлижним ¬остоком или  итаем, –оссии как наследницы монгольской империи XIII-XIV вв. ¬тора€ иде€ евразийцев - это объ€снение причин резкого подъема активности монгольских племен в «абайкалье под руководством „ингиз-хана специфическим признаком - пассионарностью. „еловек, наделенной пассионарностью, одержим непреоборимым стремлением к де€тельности ради отвлеченного идеала, далЄкой цели, дл€ достижени€ которой пассионарий жертвует не только жизнью окружающих, но и своей собственной. Ќаблюдаютс€ периоды резкого увеличени€ числа пассионариев в этносе по сравнению с обывател€ми. ѕо терминологии „ингиз-хана есть "люди длинной воли", дл€ которых честь и достоинство ценнее всего, благополучи€ и даже самой жизни. »м противосто€т те, что цен€т безопасность и благополучие выше их личного достоинства и чести.

 „ингиз-’ан фотографи€
„ингиз-’ан фотографи€

—озданна€ им сеть линий сообщений, открывша€ невиданный доступ дл€ правительственных и частных потребностей, обеспечивала торговый и культурный обмен в пределах империи. „ингиз-хан хотел доставить торговле такие удобства, чтобы можно было бы во всей его империи носить золото на голове как обыкновенные сосуды, не опаса€сь грабежей и притеснений.

ќ его внимании к кадровой политике свидетельствуют факты уважени€ к носител€м техники и культуры, забота об образовании своих детей, привлечение потомка дома  иданей Ёлюй „уца€ к службе. Ётот философ и астролог заведовал администрацией, финансами, канцел€рией империи. ћарко ѕоло в числе благородных черт „ингиз-хана отмечает то, что он не нарушал прав собственности в завоеванных странах.

¬ажнейшим компонентом духовного наследи€ „ингиз-хана €вл€етс€ составленный им свод законов, совершенный дл€ своего времени, так называемые ясы. ќн возвел в культ писанный закон, был сторонникам твердого правопор€дка.

 „ингиз-’ан фотографи€
„ингиз-’ан фотографи€

¬ажнейшей основой государственности помимо неукоснительного следовани€ закону „ингиз-хан считал религиозность.

”мер „ингиз-хан в 1227 г. и похоронен в местности ѕуркаш- алдун (ныне это место не опознано). —огласно легенде, однажды в этой местности под сенью зеленого дерева „ингиз-хан, испытав "некую внутреннюю отраду", сказал приближенным: "ћесто нашего последнего жилища должно быть здесь".

¬.».¬ернадскому принадлежит иде€, что наследие „ингиз-хана имеет "огромное всемирно-историческое значение", благодар€ которому "народы различной, нередко очень высокой культуры, получили возможность вли€ть друг на друга".

ѕодчеркива€ неординарность личных качеств „ингиз-хана, не стоит в противовес традиции, изображавшей его как жестокого завоевател€, приукрашивать политический облик “емучина, а воспринимать его во всей многомерности его черт, как позитивных, так и негативных.  ак вс€кий завоеватель он воевал, следовательно, уничтожал, разрушал, разор€л, грабил, но одновременно и привлекал побежденных на свою сторону, старалс€ в целом р€де случаев про€вл€ть хоз€йственность, осмотрительность, заботу о будущем и о прочности своих завоеваний.

„ингизизм - пон€тие, которое счел необходимым ввести в историческую науку казахстанский исследователь ¬. ѕ.ёдин. ѕод ним разумелось не только то, что определенные практические традиции, в том числе традиции наследовани€ военного искусства длительное врем€ продолжали действовать на завоеванной им и его потомками большой территории. »меетс€ в виду нечто другое, именно - идеологи€, и притом настолько мощна€, что могла скрепить в больших масштабах и на длительное врем€ то, что можно назвать геополитическим наследием „ингиз-хана.

Ёту идеологию ¬. ѕ. ёдин называет мировоззрением, идеологией, философией, санкцией общественного стро€ и структуры социальных институтов, политической и правовой системой, культурологической доктриной, основой просвещени€, средством регул€ции поведени€ в обществе.

ќ ¬еликом ѕотр€сателе ¬селенной!
yadik 21.09.2006 12:25:20
¬ статье правильно подмеченно, что более неординарного человека не существовало!

чингиз хан
чингиз хан 15.04.2007 07:12:40
это здорово отличные даные про чингизхана молодцы

ƒэлхэн Ёзын —уута Ѕогдо „ингиз-’ан
08.10.2012 02:41:55
„еловек тыс€челети€, и этот титул был дан от имени человечества, и стал одним из последних его титулов. ƒл€ мен€ он есть —имвол превосходства силы человеческой ƒуши над всеми земными испытани€ми и преградами, порывом души дл€ блага всех людей, хот€ некоторые люди не понимали и не понимают, что дл€ них важнее.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72686
Ѕрюс Ћи
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18324
√алина ѕрозуменщикова
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9545
ёрий ¬ойнов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru