Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр ћакедонский

   /   

Alexander Magnus

   /
             
‘отографи€  јлександр ћакедонский (photo  Alexander Magnus)
   

ƒень рождени€: 01.07.0356 года
ћесто рождени€: до н.э., , ѕелла ,ћакедони€
ƒата смерти: 13.06.0323 года
ћесто смерти: до н.э., , ¬авилон, ћакедони€
¬озраст: -34 года

√ражданство: ћакедони€
—оцсети:


јлександр Ч сын «евса

ќдин из величайших полководцев и государственных де€телей древнего мира

¬зойд€ на трон ћакедонии в двадцать лет, јлександр завоевал ѕерсидскую империю в двадцать п€ть, часть »ндии Ч в тридцать и умер в ¬авилоне три года спуст€. ≈го жизнь оказалась очень короткой: ее хватило на то, чтобы создать державу, величайшую из всех существовавших ранее.

13.06.2024

¬зращенный под ћиезой

ќб јлександре ћакедонском известно много и мало. ћожно вполне определенно проследить главные эпизоды его царствовани€ и завоевани€ ¬остока, начина€ с первой победы на реке √раник и оканчива€ его смертью в ¬авилоне. Ќо причины, побудившие его броситьс€ в столь неслыханную авантюру, мечты и цели, двигавшие им в продолжение этой военной, политической и религиозной эпопеи, остаютс€ во многом предметом догадок.   тому же информации из первых рук на этот счет не существует, и вс€ осведомленность, как известно, опираетс€ в основном на греческие и латинские сочинени€, составленные много веков спуст€. ѕрежде всего Ч на исторические и географические труды јрриана, ѕлутарха,  урци€ –уфа, ƒиодора —ицилийского, ѕомпе€ “рога, —трабона и некоторых других авторов. »сторию јлександра ћакедонского современные исследователи реконструируют сложным путем исторической критики.

јлександр ћакедонский родилс€ в июле 356 года до н. э. от брака македонского цар€ ‘илиппа и царицы ќлимпиады. ¬ ƒревней √реции все знатные, в особенности царские, роды претендовали на происхождение от богов или героев. ћакедонские цари вели свою родословную от √еракла Ч сына греческого бога «евса от смертной женщины јлкмены. ѕо материнской линии јлександр ћакедонский мог считатьс€ пр€мым потомком јхилла, геро€ легендарной “ро€нской войны, воспетого √омером.

 јлександр ћакедонский фотографи€
јлександр ћакедонский фотографи€

ѕро мать јлександра прежде всего известно то, что она принимала активное участие в существовавших тогда религиозных ритуалах. ѕлутарх об этом сообщает следующим образом: Ђ»здревле все женщины той страны участвуют в орфических таинствах и орги€х в честь ƒионисаї. ¬ этой религиозной практике не было ничего необыкновенного. ќднако ќлимпиада, по его словам, Ђревностнее других была привержена этим таинствам и неистовствовала совсем по-варварски; во врем€ торжественных шествий она несла больших ручных змей, которые часто наводили страх на мужчинї. ѕлутарх и другие писатели древности называют это причиной размолвки между ‘илиппом и ќлимпиадой, приведшей к тому, что царь оставил царицу: Ђќднажды видели зме€, который лежал, выт€нувшись вдоль тела сп€щей ќлимпиады. √овор€т, что это больше, чем что-либо другое, охладило влечение и любовь ‘илиппа к жене, и он стал реже проводить с ней ночи, то ли потому, что бо€лс€, как бы женщина его не околдовала или же не опоила, то ли счита€, что она св€зана с высшим существом, и потому избегал близости с нейї. ¬ более приземленной формулировке последн€€ мысль могла прозвучать в виде вопроса о том, кто же €вл€етс€ Ђнасто€щимї отцом јлександра: царь ‘илипп или же скрывающеес€ в обличье змеи божество? ¬последствии јлександр ћакедонский широко эксплуатировал эту выигрышную тему своего сверхъестественного происхождени€. якобы, провожа€ јлександра в персидский поход, ќлимпиада открыла сыну тайну его необычного рождени€. ¬прочем, есть и совсем другие свидетельства. —огласно им ќлимпиада протестовала против утверждени€, что родила не от мужа.  ак пишет все тот же ѕлутарх, Ђќлимпиада опровергала эти толки и восклицала нередко:  огда же јлександр перестанет оговаривать мен€ перед √ерой?!ї (√реческа€ богин€ √ера, супруга «евса, считалась покровительницей брака.) ≈сли же эта легенда и имеет какие-то основани€, то, скорее всего, они относ€тс€ к другому периоду жизни ќлимпиады. ÷арь ‘илипп €вно считал јлександра своим сыном.

—амым необыкновенным фактом юности јлександра был его учитель Ч величайший греческий философ јристотель, приглашенный царем ‘илиппом.  ак сообщает ѕлутарх, за обучение сына царь ‘илипп расплатилс€ с јристотелем прекрасным и достойным способом: Ђ‘илипп восстановил им же самим разрушенный город —тагиру, откуда јристотель был родом, и возвратил туда бежавших или находившихс€ в рабстве граждан. ƒл€ зан€тий и бесед он отвел јристотелю и јлександру рощу около ћиезы, посв€щенную нимфамї. ¬ этом замечательном факте угадываетс€ не столько св€занность ћакедонии с греческой культурой, сколькоЕ желание такой св€зи. —трана македонских царей была наполовину варварской окраиной греческого мира Ч диким местом, по€сн€л ƒемосфен, где нельз€ купить даже пор€дочного раба.

 јлександр ћакедонский фотографи€
јлександр ћакедонский фотографи€

—вобода по-эллински

Ќаличие свободы Ч вот главное, что разнило греков и варваров. јристотель и афинский оратор »сократ авторитетно утверждали, что Ђраб и варвар по своей природе Ч пон€ти€ тождественныеї, что подданные ѕерсидской империи в отличие от граждан греческих государств Ђв душе низки и полны раболепного страхаї. Ђ—трем€сь унизить себ€ любым способом, они преклон€ютс€ перед смертным человекомї, своим царем, чего заслуживают только боги. »деал свободы подразумевал желанный дл€ греков тип общественного устройства Ч коллективы граждан, самосто€тельно решающих свою судьбу. √реческий мир не был одной страной и не стремилс€ ею быть. ќн складывалс€ из множества вполне или относительно самосто€тельных, небольших или совсем маленьких государств, которые могли соединитьс€ перед лицом общего врага, например тех же персов. ѕо факту такого объединени€ неизбежно ставилс€ вопрос о том, кто же будет главным. јфины, ‘ивы или —парта соглашались действовать во им€ √реции, но не под чужим руководством.

ћотив обличени€ персидского деспотизма как полной противоположности греческой свободе не был случайным. —вои политические идеалы, равно как и мысль о единстве Ёллады перед лицом персов, греки вынесли из √реко-персидских войн первой половины V века до н. э. –азрозненные в политическом отношении, непохожие во многом на других, греческие племена св€зывала пам€ть об общем прошлом. ÷ентральна€ фигура воспоминани€ Ч истори€ коалиции, панэллинского сплочени€ против врага на ¬остоке. —ама мысль о коалиции ≈вропы против јзии наве€на, конечно же, Ђ»лиадойї. ѕовествование о “ро€нской войне воспринималось эллинами как истори€, а не как миф или художественный вымысел. Ќа основании этого эпического текста они, по всей видимости, стремились понимать себ€ как один народ, единое целое. Ќо в еще большей степени их менталитет и самосознание формировали драматические и героические страницы истории нашестви€ на греческий мир персидского цар€  серкса в 480 году до н. э., почти за полтораста лет до јлександра ћакедонского. »з патриотического убеждени€ в моральной правоте и образцовом общественном устройстве эллинов в конце концов вытекали Ч едва ли справедливые Ч соображени€ о непрочности персидского государства и легкости завоевани€ ѕерсии. — середины IV века до н. э. идею завоевательного похода на ¬осток развивали многие греческие писатели. ¬озможность прибрать к рукам чужое у них соедин€лась с долгом отмщени€ историческому врагу за пепел сожженных городов и поруганные св€тыни Ёллады.

¬ойна с персами казалась им выходом из бесконечных войн самих же греков с греками. Ђѕеренесем богатства јзии в ≈вропу, а бедстви€ Ёллады Ч в јзиюї, Ч обращалс€ оратор »сократ к македонскому царю ‘илиппу, вид€ в нем потенциального лидера √реции, способного повести ее на ¬осток. «ато немало других греков расценивали стремительный рост македонского вли€ни€ как угрозу свободе. ƒемосфен обрушивал на ‘илиппа свои филиппики, ставшие нарицательным названием разоблачительных речей. ѕосле победы македонцев над союзными силами греческих городов во главе с јфинами, одержанной в 338 году до н. э. при ’еронее, собравшийс€ в  оринфе общегреческий конгресс фактически подтвердил политическое верховенство ћакедонии в √реции.  онгресс объ€вил войну персам, назвав цар€ ‘илиппа вождем военного похода в јзию. ѕочти вс€ Ёллада, за исключением —парты, обещала пойти за ним. ¬озмездие персам стало одной из названных целей будущей войны, ее вполне официальной программой. —толь же пр€мо греки признавались и в собственном экспансионизме. ѕомимо отмщени€ за оскверненные и преданные огню греческие св€тыни общегреческа€ война против ѕерсидского царства должна была присоединить к греческому миру азиатский берег Ёгейского мор€.

Ќе заслон€й мне —олнце

Ћетом 336 года до н. э. ‘илипп ћакедонский был сражен рукой убийцы посреди празднеств по случаю свадьбы дочери. ¬ причастности к этому злоде€нию, по сообщению греческого историка јрриана, јлександр впоследствии обвин€л персидского цар€ ƒари€: Ђќтец мой умер от руки заговорщиков, которых сплотили вы, о чем хвастаетесь всем в своих письмахї. Ётот факт, скорее всего, правдоподобен. «ащита греческой свободы от ћакедонии щедро оплачивалась персами. ѕерсидское участие в делах Ёллады традиционно выражалось в финансировании нужных политических проектов. ¬с€ вольнолюбива€ √реци€, до геро€ своей Ђантимакедонской партииї ƒемосфена включительно, звенела в карманах персидским серебром.

»сторики древности и наших дней одинаково высоко став€т цар€ ‘илиппа. —равнива€ отца и сына, римский автор ѕомпей “рог находит такие слова: Ђ—пособы побеждать у того и другого были различны. јлександр вел войну открыто. ‘илипп пользовалс€ военными хитрост€ми. ќн радовалс€, если ему удавалось обмануть врагов. јлександр Ч если удавалось разбить их в открытом боюЕ Ѕлагодар€ этим чертам характера отец заложил основы мировой державы, а сын закончил делої.

—мерть ‘илиппа, казалось, обнаружила непрочность возведенной им политической конструкции. Ќо уже в первые мес€цы царствовани€ юный македонский царь јлександр стремительно и жестоко подавил вспыхнувшее с новой силой сопротивление греков и подвластных ћакедонии фракийских и иллирийских племен. ѕотр€сением дл€ √реции стало известие о вз€тии и разрушении могущественных ‘ив в 335 году до н. э. Ќаселение города было продано в рабство. ѕримечательное исключение јлександр сделал дл€ потомков поэта ѕиндара. ќстальным Ч нетронутым Ч урока на врем€ хватило: например, устрашенные судьбой ‘ив јфины вымолили себе прощение. “акие военные акции јлександра были только приготовлением к большому походу, который намечалс€ против ѕерсидского царства.

  этому времени принадлежит и знаменита€ сцена с ƒиогеном, пересказанна€ бессчетное число раз множеством писателей. ѕосле энергичных военных мер македонского цар€, вернувших ему вли€ние в √реции и ожививших планы войны в јзии, многие известные люди поспешили засвидетельствовать ему свое почтение. Ѕудучи недалеко от  оринфа, јлександр ћакедонский предполагал, что так же поступит и философ ƒиоген. Ќо, не дождавшись знаков внимани€, царь сам отправилс€ к философу. ƒиоген лежал и грелс€ на солнце. ѕоздоровавшись, царь спросил ƒиогена, нет ли у него какой-нибудь просьбы. Ђќтступи чуть в сторону, Ч ответил тот, Ч не заслон€й мне солнцеї.

Ќачало триумфального шестви€

√овор€ о причинах похода јлександра против персов, историк јрриан цитирует письмо јлександра к персидскому царю ƒарию: Ђ¬аши предки вторглись в ћакедонию и остальную Ёлладу и наделали нам много зла, хот€ и не видели от нас никакой обиды. я, предводитель эллинов, вступил в јзию, жела€ наказать персовї. —трого говор€, больша€ часть √реции цар€ ћакедонии об этом не просила.

¬есной 334 года до н. э. по мосту, наведенному из составленных борт к борту кораблей и плотов, јлександр во главе сорокатыс€чной армии перешел через √еллеспонт (теперь пролив ƒарданеллы) в јзию. ѕервым делом оттуда он поспешил в “рою, с которой дл€ греческого мира было св€зано так много. «десь он принес жертву јфине, а также почтил могилу јхилла. ”мастив тело, он сост€залс€ с друзь€ми в беге вокруг пам€тника.  ак пишут јрриан и ѕлутарх, возлага€ венок на могилу јхилла, јлександр провозгласил его счастливым, потому что о его славе возвестил на будущие времена такой поэт, как √омер. —имволизм этого жеста вполне пон€тен. јлександр ћакедонский воздал положенную честь своему легендарному предку, который €вно был дл€ него еще и образцом дл€ подражани€. Ќо это означало еще и другое. ћакедонский царь обращалс€ к исторической пам€ти греков, использу€ гомеровский эпос о “ро€нской войне в качестве примера единени€ сил греческого мира дл€ войны в јзии. ¬оенные силы греческих городов, кажетс€, не были јлександру большим подспорьем. ќн ждал от греков, чтобы они хот€ бы не выступали на стороне персов.

¬ мае 334 года до н. э. на реке √раник јлександр встретилс€ с персидской армией, пришедшей его остановить. ѕобеда македонцев была полной. ѕосле √раника македонский царь отправил в јфины 300 комплектов персидского военного снар€жени€ и посв€тил их јфине ѕалладе. Ќадпись повелел он сделать такую: Ђјлександр, сын ‘илиппа, и все эллины, кроме спартанцев, вз€ли от варваров, обитающих в јзииї. ¬ действительности при √ранике и в следующих сражени€х греческие наемники составл€ли наилучшую часть персидской пехоты. јфинское посольство напрасно просило цар€ јлександра отпустить афин€н, вз€тых в плен при √ранике. Ќаемников врага македонский царь предполагал сгноить в рудниках.

¬ продолжение следующего года военных действий македонска€ арми€ овладела западным и южным побережь€ми ћалой јзии (современна€ территори€ “урции) и укрепилась в важных стратегических пунктах в глубине полуострова. —ледующее большое сражение, на этот раз с главными и наилучшими силами персов во главе с самим персидским царем ƒарием, произошло на границе  иликии и —ирии у города »сса в но€бре 333 года до н. э. —грудивша€с€ в тесной долине персидска€ арми€ не сумела воспользоватьс€ своим численным превосходством. ¬тора€ битва Ч втора€ победа. ÷арь ƒарий бежал в ћесопотамию, бросив войско, сокровища, мать, жену и детей. Ёто поражение персов имело огромный политический и моральный резонанс. “ем не менее военное положение македонцев не было блест€щим ни в √реции, где персидский флот и персидские деньги отвоевывали потер€нное, ни в ћалой јзии, куда отступила значительна€ часть персов после »ссы. Ќе забот€сь о персах, успешно действующих у себ€ в тылу, после битвы при »ссе јлександр предпочел повернуть свою армию на юг, жела€ подчинить богатые торговые города ‘иникии. Ёто был ход конем. ‘иникийский флот €вл€лс€ сильнейшим во всем ¬осточном —редиземноморье, и именно финикийские корабли составл€ли основу неодолимой силы персов на море. ¬оенный успех в ‘иникии должен был лишить персов флота. Ѕольшинство ее городов покорилось македонцам по первому их требованию.

 рупнейший и наилучшим образом укрепленный финикийский город “ир (ныне —ур) оказал царю јлександру самое отча€нное и длительное сопротивление. ¬ласти “ира поначалу также соглашались подчинитьс€. Ќо их условием было то, что јлександр ћакедонский не войдет в городские стены. Ќа горе жителей города царь принимал за √еракла местное божество ћелькарта, св€тилище которого помещалось в городском центре. ќн не мог отступитьс€ от того, кого считал своим предком, и не вз€ть “ир силой. ѕо словам јрриана и ѕлутарха, во врем€ осады јлександр увидел во сне, как √еракл прот€гивает ему со стен руку и зовет его к себе. ¬прочем, в другой раз сон јлександра был, скорее, эротического свойства. ≈му приснилс€ сатир, который издали заигрывал с ним, но увертывалс€ и убегал, когда царь пыталс€ его схватить, и дал себ€ поймать лишь после долгой погони и уговоров. ∆ители же “ира подозревали в измене не своего ћелькарта-√еракла: Ђ¬ то же врем€ многим жител€м “ира приснилось, Ч пишет ѕлутарх дальше, Ч будто јполлон сказал, что он перейдет к јлександру, так как ему не нравитс€ то, что происходит в городе. “огда, словно человека, пойманного с поличным при попытке перебежать к врагу, тирийцы опутали огромную статую бога веревками и пригвоздили ее к цоколю, обзыва€ јполлона Ђалександристомї. ќстровное положение делало город неу€звимым. ћакедонскому царю пришлось засыпать море, соединив остров с материком. ∆ители вз€того штурмом “ира, как до того ‘ив, были проданы в рабство.

Ќасто€щий полубог

»з покорившейс€ ‘иникии јлександр устремилс€ в ≈гипет, где основал город јлександрию. ƒругим особенным событием его египетского Ђтураї стало рискованное путешествие через пески ливийской пустыни в оазис —ива к жрецам египетского бога јмона-–а, которого греки уподобл€ли своему «евсу. јрриан представл€ет дело так: јлександра охватило желание отправитьс€ к јмону в Ћивию, поскольку говорили, что предсказани€ јмона сбываютс€ в точности и что именно он давал предсказани€ ѕерсею и √ераклу. ѕоскольку јлександр стремилс€ подражать этим геро€м и вдобавок происходил из рода обоих, он возводил свое происхождение к јмону, как возвод€т мифы происхождени€ √еракла и ѕерсе€ к «евсу. »так, царь Ђотправилс€ к јмону, рассчитыва€, что он в точности узнает о том, что его касаетс€, или по крайней мере сможет сказать, что узналї. „то именно сказало ему божество устами собственных жрецов, точно не известно. якобы оно подтвердило божественное происхождение македонского цар€. ѕлутарх в своем жизнеописании јлександра дает курьезную интерпретацию этого эпизода. —огласно ѕлутарху, египетский жрец, приветствовавший јлександра ћакедонского, желал сказать ему по-гречески Ђпайдионї (Ђдит€ї), но по причине дурного произношени€ вышло Ђпай ƒиосї (Ђсын «евсаї). ¬полне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалилс€. ¬овсе не об€зательно принимать этот рассказ за чистую монету. ¬ нем скорее угадываетс€ скепсис, с которым на желание јлександра сравн€тьс€ с богами смотрели греки. ¬ ≈гипте таких сомнений возникнуть не могло.  ак новый египетский фараон, јлександр считалс€ братом и сыном богов на самом законном основании.

Ќе принима€ мирных предложений, из ≈гипта завоеватель наконец двинулс€ за ≈вфрат, жела€ встретитьс€ со своим врагом в решающей схватке. „тобы подготовитьс€ к ней самым наилучшим образом, у персидского цар€ ƒари€, или, как более точно звучал его титул, Ђцар€ царейї, было и врем€, и возможности. ¬ойска, ст€нутые со всех концов его необъ€тной империи, возможно, отличались разной боеспособностью. Ќо среди них были действительно отличные воинские части, в том числе т€жела€ бактрийска€ конница, индийские слоны иЕ греческие наемники. —пуст€ несколько веков римский историк, автор Ђ»стории јлександра ¬еликогої  урций –уф описывает двести персидских колесниц с нескрываемым ужасом: Ђ опь€ с железными наконечниками выступали впереди дышла. — обеих сторон хомута было по три меча и еще множество копий.  роме того, к ступице колес крепились косы, которые должны были разрубать все, что встречаетс€ на путиї. ќколо деревни √авгамелы, недалеко от города јрбелы в ћесопотами, персидские военачальники нашли поле дл€ будущей битвы, не походившее на теснину »ссы, где персы так нелепо передавили сами себ€. ƒл€ лучшего маневра своей конницы, на которую персы особенно полагались, они даже срыли холмы. ¬ окт€бре 331 года до н. э. арми€ јлександра, безусловно, меньша€ по численности, расположилась на позиции, приготовленной дл€ нее персами. ¬се это чересчур походило на страшный капкан, обещавший истребить македонцев. ѕарменион, военачальник македонского цар€, отча€нно советовал ему атаковать персов ночью. јлександр ћакедонский, по преданию, ему ответил, что Ђне крадет победї. Ќакануне битвы он так спокойно спал, что его пришлось будить, когда войско уже начинало строитьс€. ќжида€ ночной атаки македонцев, персы просто€ли в боевом строю всю ночь. «атем у персов все пошло не так, подготовленные атаки не получались, сражение развалилось на несколько схваток, шедших с переменным успехом. ƒарий снова раньше времени посчитал, что все погибло, и бежал, так что македонцам оставалось добить разрозненные персидские отр€ды.

ƒарий вновь ускользнул. Ќо поверженна€ ѕерсидска€ импери€ лежала у ног македонца. ќн беспреп€тственно вошел в п€ть ее столиц в ћесопотамии, ѕерсиде и ћидии Ч ¬авилон, —узы, ѕасаргады, ѕерсеполь и Ёкбатаны, и баснословные сокровища попали в его руки. ћногое в этом триумфальном шествии теперь было новым.

¬ определенном смысле оно представл€лось логическим окончанием греко-персидских войн. ѕлутарх пересказывает историю о старике, плакавшем от счасть€ при виде јлександра, восседающего на троне некогда столь грозных персидских царей. Ђ акой великой радости, Ч по преданию, говорил он, залива€сь блаженными слезами, Ч лишились те из греков, кто умер, так и не узрев такогої. »з —уз јлександр отослал обратно в јфины символический трофей персидского цар€  серкса Ч скульптурную группу Ђтираноубийцї √армоди€ и јристогитона, борцов за афинскую демократию, одно из самых прославленных произведений раннего классического искусства. ѕир в ѕерсеполе окончилс€ сожжением царского дворца, которое, в глазах хмельной компании, символизировало месть оскорбленной √реции. ќб этом пь€ном поджоге древние авторы сообщают по-разному. ¬прочем, рассказ ѕлутарха снова обсто€тельнее и интереснее других. якобы инициатива принадлежала особе вполне легкомысленного поведени€, по-гречески Ч гетере. Ђ¬ общем веселье, Ч рассказывает он, Ч вместе со своими возлюбленными принимали участие и женщины. —реди них особенно выдел€лась “аида, родом из јттики, подруга будущего цар€ ѕтолеме€. “о умно прославл€€ јлександра, то подшучива€ над ним, она, во власти хмел€, решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обыча€м ее родины, но слишком возвышенные дл€ нее самой. “аида сказала, что в этот день, глум€сь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себ€ вознагражденной за все лишени€, испытанные ею в скитании€х по јзии. Ќо еще при€тнее было бы дл€ нее теперь же с веселой гурьбой пирующих пойти и собственной рукой на глазах у цар€ поджечь дворец  серкса, предавшего јфины губительному огню. ѕусть говор€т люди, что женщины, сопровождавшие јлександра, сумели отомстить персам за √рецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота. —лова эти были встречены гулом одобрени€ и громкими рукоплескани€ми. ѕобуждаемый упорными насто€ни€ми друзей, јлександр вскочил с места и с венком на голове и с факелом в руке пошел впереди всех. ѕоследовавшие за ним шумной толпой окружили царский дворец, сюда же с великой радостью сбежались, нес€ в руках факелы, и другие македонцы, узнавшие о происшедшемї.

¬последствии јлександр высказывал сожалени€ по поводу случившегос€. ¬ самом деле, после √авгамел он обнаруживал все большую склонность щадить завоеванные кра€, позвол€л сатрапам персидского цар€ оставатьс€ на своих местах, демонстрировал уважение к местным богам и даже истории ѕерсидского царства. ¬ Ёкбатанах, последней из завоеванных персидских столиц, јлександр отпустил домой греческих союзников и фессалийскую конницу. Ёто должно было означать, что общегреческий поход против ѕерсидского царства, провозглашенный в  оринфе, успешно окончен и все дальнейшее остаетс€ делом одной ћакедонии и ее цар€. ∆елающие быть с ним греки теперь сделались его наемниками. —чита€ себ€ законным преемником персидских царей, јлександр преследовал несчастного ƒари€. Ќо когда остававшиес€ с ƒарием сатрапы расправились с ним, македонский царь вз€л на себ€ труд отомстить за его смерть.

Ќова€ и непон€тна€ дл€ многих роль, которую брал на себ€ завоеватель, требовала от него нахождени€ общего €зыка с персидской знатью, сохранени€ в некотором преображенном виде административного скелета своей новой и неведомой державы, определенного усвоени€ политической идеологии ѕерсидского царства, находившей, в частности, выражение в дворцовом этикете.   нескрываемому ужасу и нарастающему возмущению греков и македонцев завоеватель попыталс€ распространить на них персидский пор€док обращени€ к царю, который подразумевал буквальное поклонение ему, несовместимое с греческими пон€ти€ми о свободе и достоинстве. Ѕольше, чем что бы то ни было, эта болезненна€ тема вела јлександра к столкновению с ревнител€ми традиций царской власти в среде его непосредственного окружени€, составленного из македонской аристократии.

—цена убийства  лита стала эмоциональной кульминацией конфликта цар€ со своими ближайшими соратниками.  лит Ч друг детства јлександра, брат его кормилицы, командир царской илы Ч отборного отр€да македонской конницы, принос€щей царю его победы. ≈сли следовать јрриану,  лит находит примечательную форму противодействи€ наступающей Ђтиранииї јлександра ћакедонского. Ќа одном из пиров  лит вступаетс€ за древних героев, оспарива€ единоличный характер подвигов јлександра. Ќе в силах больше слушать, как придворные льстецы принижают √еракла и ƒиоскуров, превознос€ македонского цар€ как первого среди полубогов,  лит смело и страстно за€вл€ет, что подвиги јлександра совершены всеми македонцами. ≈го пробовали утихомирить, но он не унималс€ и требовал, чтобы јлександр при всех сказал то, что думает. Ќаконец, его вытолкали из пиршественной залы.  лит вернулс€ через другие двери. ѕрот€гива€ руку,  лит кричал јлександру: Ђ¬от эта сама€ рука спасла тебе жизньї (такое действительно было в сражении при √ранике). ¬ыхватив копье у стражника, јлександр ћакедонский убил его.

«десь остановилс€ јлександр

Ќеожиданно т€жело давшеес€ завоевание Ѕактрии и —огдианы (приблизительно территории теперешнего јфганистана и —редней јзии) сначала было св€зано с тем, что бактрийский сатрап Ѕесс попыталс€ провозгласить себ€ новым персидским Ђцарем царейї. јлександр не считал это место вакантным. Ќо устранение Ѕесса не стало окончанием войны. ”целевшие сатрапы и местна€ знать, пользу€сь крахом державы персидских царей и рассчитыва€ на труднодоступность своих областей, думали сохранить независимость. “ака€ война по мере упорства и взаимного ожесточени€ сторон уже не походила на прежнюю. ∆енитьба македонского цар€ на дочери одного из бактрийских кн€зьков –оксане была способом прив€зать местную знать к своему царствованию.

“олько по прошествии двух лет, добившись определенного успеха в умиротворении —огдианы, јлександр смог приступить к исполнению другого амбициозного замысла. ¬есной 327 года до н. э. арми€ јлександра ћакедонского, в р€дах которой греки и македонцы, впрочем, уже давно составл€ли лишь малую часть, двинулась в »ндию. ¬ этом походе сама€ значительна€ победа была одержана летом следующего года над индийским царем ѕором, могущественное царство которого располагалось к востоку от среднего течени€ »нда. ¬оенный успех, доставшийс€ большой кровью, открывал, казалось, дорогу в долину √анга. ”томленное битвами, измученное непривычным климатом, неизвестностью о противнике, войско отказалось продолжать поход. Ќечто подобное уже случалось прежде, и јлександр знал, как поступить. ќднако на этот раз силы и терпение его солдат действительно исс€кли. —колько он гневно ни удал€лс€ в свою палатку, никто не €вл€лс€ его уговаривать. ЂЌе было ни одного солдата, из которого ему бы удалось выт€нуть слової. јрми€ решительно и определенно отказалась видеть смысл в дальнем предпри€тии, и завоевателю пришлось уступить. ¬ойско ликовало, Ђмногие из воинов плакали, а другие подходили к царской палатке, призыва€ многочисленные благословени€ на јлександра за то, что он согласилс€ быть побежденным только имиї. ѕо преданию, двенадцать алтарей в честь богов ќлимпа вокруг бронзовой колонны с надписью Ђ«десь остановилс€ јлександрї были воздвигнуты на месте окончани€ похода. ¬прочем, отступление јлександра вниз по течению реки »нд все еще было завоеванием. Ќа обратном пути он погубил половину своей армии в пустыне √едросии. јлександр двинулс€ этой дорогой только потому, что слышал, что там не смогли пройти с арми€ми —емирамида и  ир. ¬озвращение из индийского похода окончилось чем-то вроде карнавального парада в честь бога ƒиониса. √реческий миф называл бога ƒиониса первым завоевателем »ндии. ѕлутарх о шествии јлександра сообщает так: Ђ¬осстановив свои силы, македонцы семь дней веселой процессией шествовали через  арманию. ¬осьмерка коней медленно везла властелина, который беспрерывно, днем и ночью, пировал с ближайшими друзь€ми, восседа€ на своего рода сцене, утвержденной на высоком, отовсюду видном помосте. «атем следовало множество колесниц, защищенных от солнечных лучей пурпурными и пестрыми коврами или же зелеными, посто€нно свежими ветв€ми, на этих колесницах сидели остальные друзь€ и полководцы, украшенные венками и весело пирующие. Ќигде не было видно ни щитов, ни шлемов, ни копий, на всем пути воины чашами, кружками, кубками черпали вино из пифосов и кратеров и пили за здоровье друг друга, одни при этом продолжали идти вперед, другие падали наземь. ѕовсюду раздавались звуки свирелей и флейт, звенели песни, слышались вакхические восклицани€ женщин. ¬ течение всего этого беспор€дочного перехода царило такое необузданное веселье, будто сам ƒионис присутствовал тут же и участвовал в этом радостном шествииї.

јлександру ћакедонскому оставалось еще два года жизни. ќн вернулс€ в ¬авилон не затем, чтобы сидеть сложа руки. ѕо прошествии нескольких лет, проведенных им в дальних кра€х, он нашел управление совершенно расстроенным. ‘актически первой его задачей было вз€ть под контроль области, попавшие в руки лиц, беспардонно злоупотребл€вших властью, и навести там пор€док.

”бежденный в своей божественной миссии, за год до смерти јлександр потребовал от городов √реции учреждени€ дл€ себ€ божественных почестей. ¬ письме цар€, отправленном из —уз весной 324 года, содержалась ссылка на пример √еракла, его отдаленного предка и, как упоминалось выше, сводного брата.  ак √еракл, јлександр победил всех и дошел до кра€ света. ѕотому царь јлександр потребовал себе храмов, статуй и жертвенников, как сыну высшего божества. ѕубличное почитание јлександра города Ёллады вводили у себ€ по принуждению. ЂЁтот юнец жаждет алтарей. “ак пусть ему их воздвигнут.  акие пуст€ки!ї Ч €звил оратор ƒемосфен.

јлександр упрекал греков за то, что они не дали ему завоевать »ндию. „увству€ себ€ призванным превзойти √еракла и ƒиониса, он не мог расстатьс€ с мыслью дойти до кра€ земли. „еловек Ч герой Ч может уподобитьс€ бессмертным богам, когда совершит нечто выход€щее за пределы человеческих возможностей. јлександр планировал дл€ себ€ новый подвиг. ≈го замыслом было покорить јравию, јфрику и, обогнув ее, вплыть в —редиземное море через √еркулесовы столбы. Ќеожиданна€ болезнь и смерть македонского цар€ 10 июн€ 323 года вызвали кривотолки, однако они, веро€тнее всего, не были св€заны с отравлением и имели естественные причины.

ѕосреди своего времени

ƒо конца античности на јлександра ћакедонского смотрели, скорее, не доброжелательно.   примеру, в глазах римских стоиков македонский царь Ч псих и кровопийца, карикатура на геро€, больной и несчастный человек с болезненным воображением, измучивший себ€ и еще больше окружающих, не умеющий владеть собой и своими желани€ми и умерший от невоздержанности, став жертвой собственных крайностей. –имский философ —енека по этому поводу высказалс€ так: ЂЌесчастного јлександра гнала и посылала в неведомые земли безумна€ страсть к опустошению. »ли, по-твоему, здрав умом тот, кто начал с разгрома √реции, где сам был воспитан?  то отн€л у каждого города то, что там было лучшего, заставив —парту рабствовать, јфины Ч молчать?  то, не довольству€сь поражением многих государств, либо побежденных, либо купленных ‘илиппом, стал опрокидывать другие в других местах, нес€ оружие по всему свету? „ь€ жестокость нигде не остановилась, уставши, Ч наподобие диких зверей, загрызающих больше добычи, чем требует голод? ”же множество царств он слил в одно; уже греки и персы бо€тс€ одного и того же; уже нос€т €рмо племена, свободные даже от власти ƒари€, а он идет дальше океана, дальше солнца, негодует, что нельз€ нести победу по следам √еракла и ƒиониса еще дальше, он готов творить насилие над самой природой. ќн не то что хочет идти, но не может сто€ть, как брошенные в пропасть т€жести, которые не могут остановитьс€ в своем падении, пока не упадут на самое дної.

¬ определенном смысле психологический портрет јлександра ћакедонского не выгл€дит большой загадкой. јристократическое самосознание, построенное на пам€ти о дальнем родстве с богами и геро€ми, нацеливало личность на ст€жение славы. ¬друг оказавшись на троне мировой державы, он так и не сумел расстатьс€ с кругозором и замашками мелкого греческого царька, до смерти измученного чувством собственной малости. ∆елание встать вровень с богами и геро€ми Ч как нормальна€ этическа€ позици€ знатного грека, не равн€ющего себ€ ни с кем еще, Ч было наследием греческой старины и знаком архаического вкуса. ѕосреди своего времени јлександр, должно быть, действительно походил на пришельца из легендарных времен “ро€нской войны. ћежду тем греческий мир не мыслил себ€ в качестве подмостков дл€ славы своих героев. √реки любили предани€ о ѕерсее и √еракле. Ќо совсем не желали того, что кто-то перенесет их в такую сказку. ѕолитическа€ разрозненность понималась многими как нормальное, правильное основание общественной жизни, суть их свободы. “ак что в глазах огромной части греков царь јлександр оставалс€ самовластным тираном. ≈го заслуги оспаривали. ≈го презирали, бо€лись и не любили.

Ћичность
яя 14.05.2007 01:46:34
¬ли€ние историчечкой личности




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ѕенджи √регори. Ѕиографи€
ѕосетило:8429
Ѕенджи √регори
јза Ћихитченко. Ѕиографи€
ѕосетило:17642
јза  Ћихитченко
ќдин из величайших англо€зычных актеров
ѕосетило:8715
Ћоуренс ќливье

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru