Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬италий ѕопков

   /   

Vitaliy Popkov

   /
             
‘отографи€ ¬италий ѕопков (photo Vitaliy Popkov)
   

ƒень рождени€: 01.05.1922 года
ћесто рождени€: ћосква, –осси€
ƒата смерти: 06.02.2010 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 87 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

Ћетчик, герой ¬еликой ќтечественной войны

√вардии  апитан ¬. ». ѕопков совершил 475 боевых вылетов, провЄл 117 воздушных боЄв, лично сбив 41 самолЄт противника. «а мужество и героизм, про€вленные в бо€х с немецкими захватчиками, 27 »юн€ 1945 года он был награждЄн второй медалью "«олота€ «везда".

21.01.2008

–одилс€ 1 ћа€ 1922 года в ћоскве, в семье рабочего. ѕосле окончани€ средней школы є 94 и аэроклуба Ћенинградского района в 1940 году зачисл€етс€ в „угуевскую военную авиационную школу лЄтчиков, которую оканчивает в 1941 году. —лужит лЄтчиком - инструктором, в 1942 году оканчивает Ѕатайскую военную авиационную школу пилотов и в ћае, когда положение на фронте осложн€етс€, после 6-го рапорта направл€етс€ в действующую армию.

¬италий ѕопков фотографи€
¬италий ѕопков фотографи€

  јвгусту 1943 года командир звена 5-го √вардейского истребительного авиационного полка ( 207-€ истребительна€ авиационна€ дивизи€, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-€ ¬оздушна€ арми€, ёго - «ападный фронт ) √вардии ћладший лейтенант ¬. ». ѕопков совершил 168 боевых вылетов, участву€ в 45 воздушных бо€х, сбил лично 17 самолЄтов противника. 8 —ент€бр€ 1943 года за мужество и воинскую доблесть, про€вленные в бо€х с врагами, ему было присвоено звание √еро€ —оветского —оюза.

  концу войны командир эскадрильи 5-го √вардейского истребительного авиационного полка ( 11-€ √вардейска€ истребительна€ авиационна€ дивизи€, 2-й √вардейский истребительный авиационный корпус, 2-€ ¬оздушна€ арми€ ) √вардии  апитан ¬. ». ѕопков совершил 475 боевых вылетов, провЄл 117 воздушных боЄв, лично сбив 41 самолЄт противника. «а мужество и героизм, про€вленные в бо€х с немецкими захватчиками, 27 »юн€ 1945 года он был награждЄн второй медалью "«олота€ «везда".

¬италий ѕопков фотографи€
¬италий ѕопков фотографи€

ѕосле войны продолжил службу в ¬¬—. ¬ 1951 году окончил ¬оенно - ¬оздушную академию, в 1964 - ¬оенную академию √енерального штаба. — 1980 года преподавал в ¬оенно - ¬оздушной инженерной академии. ¬ 1989 году вышел в запас. ЌаграждЄн орденами Ћенина ( трижды ),  расного «намени ( дважды ), јлександра Ќевского, ќтечественной войны 1-й степени ( дважды ) и 2-й степени,  расной «везды, "«а службу –одине в ¬ооружЄнных —илах ———–" 3-й степени, медал€ми. «аслуженный военный лЄтчик ———–. ѕочЄтный гражданин города ћосквы. Ѕронзовый бюст установлен на —амотечной площади.

* * *

¬италий »ванович ѕопков - один из тех немногих людей, кому суждено было увидеть рукотворный пам€тник самому себе. ќн был поставлен ему как дважды √ерою в столице, на —амотеке. –ассказывают, что однажды, когда ветераны собрались в сквере, у пам€тника, по какому - то юбилейному поводу и по - фронтовому разлили по 100 грамм, нагр€нул постовой. ¬елико же было его изумление, когда в одном из предполагаемых нарушителей правопор€дка он узнал увековеченного в бронзе лЄтчика...

ѕопков родилс€ в ћоскве 1 ћа€ 1922 года. ѕо окончании московской школы є 94 и аэроклуба Ћенинградского района был направлен в „угуевское военное училище. Ќа его выбор, конечно же, оказала вли€ние редка€ и почЄтна€ професси€ отца, шофЄра - механика, бывшего водителем бронеавтомобил€ ещЄ в √ражданскую войну. ¬италий ѕопков прошЄл все ступени лЄтной подготовки: от кружка авиамоделистов к планерной школе, затем аэроклуб и, наконец, „угуев. «акончить училище ему довелось в фантастическом выпуске 1941 года, где было 59 будущих √ероев —оветского —оюза ! ≈го однокашниками были  ожедуб и Ћавриненков, Ѕоровых и Ћихолетов,  устов и Ўишкань... ѕрофессиональна€ одаренность молодого пилота, его дисциплинированность, аккуратность и исполнительность не остались незамеченными даже на блест€щем фоне курсантов училища, и он был назначен на должность инструктора...

— началом войны любима€ служба стала в т€гость, и после 6-го рапорта, весной 1942 года, когда военное положение вновь стало стремительно осложн€тьс€, сержант ѕопков был направлен на фронт, в славный 5-й √вардейский истребительный авиаполк ( 207-€ истребительна€ авиадивизи€, 17-€ ¬оздушна€ арми€ ) на ёго - «ападном фронт.

Ћучшие дн€

јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:26124
јлександр ƒавыдов
ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:10821
ћаркиз ƒе —ад
јарон –оджерс. Ѕиографи€
ѕосетило:4904
јарон –оджерс

≈го представление командирам было необычным. ƒобравшись на перекладных к аэродрому, он не в силах совладать с пон€тным интересом забралс€ в ещЄ не виданный им Ћа√√-3, откуда был извлечЄн часовым.  омэск √ерой —оветского —оюза ¬. ≈фремов отнЄсс€ к восторженному новичку с пониманием и невзира€ на крайнюю неприт€зательность его внешнего облика, а одет он был в видавшую виды шинель невы€сненных цвета, размера и принадлежности, предложил летать ему на подсменку. ѕредложение было с благодарностью прин€то, к огорчению наземных членов экипажа истребител€ во главе с техником ƒ. —кородкиным, чь€ нагрузка возрастала отныне вдвое.

—вою первую победу в огненном небе ¬италий »ванович запомнил навсегда. Ёто случилось в начале »юн€ 1942 года в окрестност€х города ’олм - на истребителе Ћа√√-3 он сбил бомбардировщик Do-217. ¬споминает сам ¬. ». ѕопков:

"ѕервый мой сбитый самолЄт, это был "ƒорнье-217", - цела€ истори€. Ќачалось всЄ с нарушени€ лЄтной дисциплины: во врем€ тренировок € с перехлЄстом поупражн€лс€ на малой высоте. » мен€ назначили вечным дежурным по кухне. я рвусь в бой, а мне: бой лихачей не терпит. ќднажды ранним »юньским утром над аэродромом внезапно по€вл€ютс€ два "ƒорнье" и два ће-109, которые прикрывали бомбардировщики. »х густые очереди бьют по сто€щим на взлЄтных полосах "Ћа√√ам". ј если взлететь им навстречу ?

¬ самолЄт вскочил в фартуке, в котором чистил картошку. "ƒорнье" сбил с первого захода. Ќемцам это не понравилось, и они ушли. я приземл€юсь, море восторга. ќбъ€сн€ю, что сбить самолЄт дл€ мен€ - всЄ равно что плюнуть.  омандир полка кричит: "„то же ты тогда ещЄ и "ћессеров" не прихватил ?!"

¬ ответ, € возьми да и л€пни: "“ак вы, товарищ командир, своим нижним бельЄм мне всех фрицев распугали !" –убанул € правду - матку. ”тро - то раннее было, и командир на поле выбежал, что называетс€, не по форме.  омполка чертыхнулс€, но дорогу в небо мне открыл..."

ћолодой лЄтчик быстро "вписалс€" в коллектив. ќн рвалс€ в бой, но отсутствие боевого опыта не могло, в полной мере, компенсироватьс€ даже €ростным стремлением уничтожать врага. Ќеумение разгадать вражеские уловки, а значит, избрать наилучший тактический приЄм порой оканчивалось самыми плачевными результатами. ¬от как вспоминает об одном из своих первых воздушных боЄв ¬италий ѕопков:

"...¬друг увидел пару "ћессеров". ќни шли в правом пеленге ниже нас на попутно - пересекающемс€ курсе. Ћучшего положени€ дл€ атаки невозможно придумать... но произошло неожиданное. "ћессеры" словно наткнулись на какую - то преграду. ќни разом рванули вверх и мгновение спуст€ одновременно веером разошлись.

¬от так фокус ! ¬едомый с крутым набором шЄл в нашу сторону. ћной овладел охотничий азарт... –езко двинув рычаг газа вперЄд до упора... ƒальность между самолЄтами быстро сокращалась... ¬ моЄм сознании не было ничего, кроме предвидени€ гр€дущей победы... » тут же последовал сильный удар. —крежещущий звук металла резанул слух. ћотор остановилс€. ѕахнуло едким дымом, а затем из - под приборной доски показались €зыки пламени...

¬идели ли нас тогда фашисты ?  онечно, видели. ќни же резко с набором высоты разошлись веером. –асчЄт был прост.  огда кто - то из наших броситс€ за одним из них, позарившись на лЄгкую добычу, второй, выполнив маневр, нанесЄт удар сзади".

ѕостепенно, в напр€жЄнных воздушных схватках, он набиралс€ мастерства. –осло и число его побед. „ерез несколько дней в бою "6 против 30" ему удалось уничтожить ещЄ один бомбардировщик. ¬ бо€х под –жевом, в јвгусте 1942 года, ¬италий сбил 5 самолЄтов. ¬ одноЄ из схваток он был подбит и выпрыгнул с парашютом.

“огда, в круговерти позиционного бо€, он сумел поймать в прицел и поразить истребитель противника, мгновение спуст€ исчезнувший в облаке взрыва, и тут же €сно, как на картинке, увидел другой "ћессершмитт-109", аккуратно пристраивающийс€ в хвост машины его ведущего √вардии ћайора ¬. ≈фремова. –езко сманеврировав, так, что сквозь надсадный рЄв мотора, казалось, был слышен жуткий хруст перегруженных лонжеронов, ѕопков бросил свой "Ћа√√" между "худым" и самолЄтом командира...

Ќесколько снар€дов потр€сли его машину, из - под капота показалс€ голубоватый огонь, сменившийс€ растущим жЄлтым пламенем... —екунды - и пожар проник внутрь, загорелись комбинезон, перчатки, жаркие €зыки лизнули лицо... ”же тер€€ сознание, лЄтчик перевернул самолЄт и вывалилс€ из кабины... ѕрогоревшее полотнище парашюта не держало, оно лишь замедлило падение, и, если бы не болотце, куда упал ¬италий, в ћоскве было бы одним пам€тником меньше.

¬ конце јвгуста, по словам самого ¬итали€ »вановича, им был сбит один из известнейших немецких асов:

"ѕод —талинградом 26 јвгуста 1942 года € выиграл воздушный поединок у √ермана √рафа ( 9-й ас Ћюфтваффе, 212 объ€вленных побед ). ѕор€дочный лЄтчик. ѕосле того как его сбил, он провЄл несколько лет в наших лагер€х.  огда вернулс€ в √ерманию, стал убеждЄнным антифашистом, значительно позже даже баллотировалс€ в Ѕундестаг от восточных областей ‘–√. ћы с ним неоднократно встречались. “ак вот он согласилс€ со мной, что "по честному", в "рыцарских поединках", он не сбил бы и дес€той доли того, что есть на его счету..."

¬есной 1943 года ѕопков, одним из первых в полку, освоил новый истребитель Ћа-5. ¬ »юле 1943 года, в период боЄв под ’арьковом, одердал свою 25 победу. ѕилотом оказалс€ ас из 52-й истребительной эскадры немцев, летавшим на раскрашенном ће-109: кок с белой спиралью, жЄлтые кончики крыльев, пиковый туз р€дом с бегущим по волнам корабликом. јс попал в плен, а крашеные обломки рассыпались по степи под ’арьковом. Ќедаром €рка€ раскраска и приметные эмблемы были непопул€рны среди большинства лЄтчиков. —ам ¬италий »ванович вспоминает об этом случае так:

"ѕод ’арьковом против нас сражалась знаменита€ немецка€ 52-€ истребительна€ эскадра. “ак вот там особенно нас допекал ¬ильгельм Ѕатц ( 6-й ас Ћюфтваффе, 237 объ€вленных воздушных побед ), охотилс€ на молодых пилотов. ќднажды он, вед€ "охоту", подкараулил нашего новичка, зашЄл ему в хвост и... похоронив его, мы решили отомстить Ѕатцу.

ќн прилетел на третий день. ћы взлетели с јлександром ѕчЄлкиным с разных сторон аэродрома. Ќемцы на врем€ растер€лись, и уже вскоре € заходил в хвост Ѕатцу. ќн "на все 100" использовал маневренные возможности ће-109, пыта€сь уйти от преследовани€. “олько € к тому времени уже не мальчик был, знал по чЄм фунт лиха, 24 немецких самолЄта грохнул. ¬от Ѕатц нырнул к земле, думал уйти. я - за ним. ¬спорол "ћессер", когда до земли оставалось метров 30. ѕробил бензопровод. Ѕатца спасло чудо: ему удалось обмануть кресть€н деревеньки, где он приземлилс€, и убежать.

ѕосле войны мы встретились. Ќапомина€ ¬илли Ѕатцу о бое возле украинского совхоза "ƒинамо", а он шарахнулс€ в сторону, распсиховалс€ и выскочил из здани€. “олько после того, как немецкие газеты на другой же день сообщили о том, что русский ас напугал аса люфтваффе, Ѕатц нашЄл возможность извинитьс€ перед мной, даже книгу свою подарил. я прочитал еЄ - поднаврал он там много. Ѕог ему судь€..."

¬ годы войны советский писатель јлексей “олстой писал: "¬ воздушном бою нет шаблона.  аждый бой - искусство". “аким искусством в совершенстве владел и ¬италий »ванович.   јвгусту 1943 года, когда позади остались бои на  алининском фронте, в низовь€х ƒона и на  урской дуге, командир звена 5-го √вардейского истребительного авиаполка √вардии ћладший лейтенант ¬. ». ѕопков совершил 168 боевых вылетов, участву€ в 45 воздушных бо€х, сбил лично 17 самолЄтов противника. 8 —ент€бр€ 1943 года, в дни сражени€ за ƒонбас, ему было присвоено звание √еро€ —оветского —оюза.

¬ боевой характеристике ѕопкова говорилось: "“ихий и скромный на земле, он со всей ненавистью и упорством сражаетс€ в воздухе, громит фашистских захватчиков и всегда выходит победителем из самых трудных воздушных схваток".

¬ судьбе ѕопкова немало событий, где его поступки вырастают до масштаба ратного подвига. «десь и поединок 23 »юл€ 1943 года, когда терпеливо, по крупицам набира€ преимущество, он провЄл бой и сбил подр€д 2 истребител€ новой модификации - ће-109G-2; и схватка подо Ћьвовом, где, успешно атаковав вражеские бомбардировщики, уничтожив 3 из них, ѕопков вместе со своим ведомым ј. ѕчЄлкиным ( 387 боевых вылетов, 61 воздушный бой, 14 личных и 2 групповые победы ), уже не име€ ни единого патрона, сумел вырватьс€ из клещей восьмЄрки немецких истребителей; и перехват над √логау 16 ‘еврал€ 1945 года, где он сбил 2 Ju-87 и FW-190...

¬ бо€х на правом берегу ƒнепра командир эскадрильи ¬италий ѕопков увеличил личный боевой счЄт до 30 сбитых вражеских самолЄтов.   ‘евралю 1945 года командир эскадрильи 5-го √вардейского истребительного авиаполка ( 11-€ √вардейска€ истребительна€ авиационна€ дивизи€, 2-й √вардейский штурмовой авиационный корпус, 2-€ ¬оздушна€ арми€, 1-й ”краинский фронт ) √вардии  апитан ¬. ». ѕопков совершил 325 боевых вылетов, провЄл 83 воздушных бо€, лично сбил 36 самолЄтов противника.

  концу войны, по официальным данным, он совершил 475 боевых вылетов, 38 раз ходил на штурмовку вражеских аэродромов, переправ, живой силы и техники противника. 117 воздушных боЄв провЄл отважный лЄтчик, сбил лично 41 самолЄт противника, последний 1 ћа€ 1945 года - в небе Ѕерлина. —ража€сь в небе  алинина,  алача, ’арькова, ќдессы, над берегами ƒнепра, ¬ислы и ќдера отважный советский ас уничтожил почти полтора вражеских авиаполка. Ќа его счету один воздушный таран. ¬споминает ¬италий »ванович:

"¬есной 1945 года €, из - за озорства, завалил таранным ударом "ёнкерс". √ор€ч был, вот и сбил его просто на спор...

  таранам в нашем полку относились как к последнему оружию лЄтчика. ћы считали, что у противника нужно выигрывать чисто. –аз тебе вручили самолЄт, так надо его использовать умело - уничтожить на нЄм несколько машин врага. Ѕыл у нас один лЄтчик, имевший на своЄм счету сразу два тарана. я с ним поспорил: чуть искуснее действуй и таран не нужен. ѕотом взорвалс€ и говорю: " ¬ первом же бою докажу, что дл€ аса таран - дело нехитрое !" ј слово € привык держать. Ќа следующий день у всех на глазах € рубанул по хвосту Ju-88. “от сразу вошЄл в штопор и упал. ј € еле живой, весь в крови, сумел всЄ - таки сесть на своЄм аэродроме.

ƒокладываю командиру полка, что, мол, сбил немецкий самолЄт тараном. »нтересные слова € услышал от дважды √еро€ —оветского —оюза ¬асили€ јлександровича «айцева... “от самолЄт мне в воспитательных цел€х не засчитали. “ак что мой официальный счЄт воздушных побед ниже фактического. Ќо к кому тут предъ€вишь претензии ? “еперь то € понимаю, что с моей стороны было про€влено насто€щее воздушное хулиганство.

ѕоследний свой самолЄт противника € сбил над Ѕерлином, размен€в уже п€тый дес€ток личных побед..."

Ќа счЄт "п€того дес€тка личных побед" - вопрос конечно интересный. —корее всего, имеетс€ в виду общий счЄт воздушных побед.  роме того, не всЄ €сно и с групповыми победами - в различных источниках их число варьируетс€ от 1 до 17. “ак что точных данных, к сожалению, пока так и нет. ќднако, весной 2005 года, в ознаменование 60-лети€ ѕобеды в ¬еликой ќтечественной войне, телеканал " ультура" опубликовал цикл передач - интервью с некоторыми √еро€ми —оветского —оюза, ещЄ живыми участниками той далЄкой войны. ¬ одной из передач выступил и ¬. ». ѕопков. ѕо его собственным словам, за годы войны он сбил 42 самолЄта лично ( видимо, с учЄтом официально незаписанного на его счЄт протараненного "ёнкерса" ) и ещЄ 13 самолЄтов "срубил в групповых бо€х". Ќа этих цифрах мы и остановимс€...

 огда закончилась война, ¬италию ѕопкову было всего 23 года. Ќо, несмотр€ на молодость, он был одним из прославленных асов, которых газеты военных лет называли воздушными снайперами. ЋЄгкий в общении и выдержанный, покладистый и самоотверженный, требовательный к самому себе, ѕопков был образцовым боевым товарищем и другом. ќн был желанным ведомым у сложившихс€ мастеров воздушного бо€ - ¬. ≈фремова и ». Ћавейкина, за ним, уже ставшим комэском, смело шли младшие лЄтчики. «аметим, младшие по должности, по воинской субординации, ибо до конца войны ѕопков оставалс€ не только в полку, а во всей пле€де советских асов одним из самых молодых по возрасту.

«а мужество и героизм, про€вленные в бо€х с немецкими захватчиками, 27 »юн€ 1945 года ¬италий »ванович ѕопков был награждЄн второй медалью "«олота€ «везда". ќн был участником ѕарада ѕобеды 24 »юн€ 1945 года в ћоскве.

ѕосле войны ¬италий »ванович продолжил службу в ¬¬—. —лужил командиром эскадрильи, позднее - командиром авиаполка, затем - командиром истребительной авиадивизии ¬ћ‘, помощником командующего ¬¬— Ѕалтийского флота. ¬ 1951 году окончил ¬оенно - ¬оздушную академию, в 1964 году - ¬оенную академию √енерального штаба. ¬ 1968 году ему присвоено звание √енерал - Ћейтенант авиации. ќсвоил многие реактивные истребители, среди них все типы "ћи√ов" - от ћи√-9 до ћи√-21, —у-7, —у-9, —у-15. —вой последний вылет совершил в 1979 году. — 1980 года преподавал в ¬оенно - ¬оздушной инженерной академии. ѕосле увольнени€ в запас, занимаетс€ общественной де€тельностью. ѕочЄтный член трЄх престижных ветеранских организаций: –оссийского клуба асов, американского  луба орлов и немецкого клуба лЄтчиков - истребителей.

√еро€м
Vik 08.02.2010 01:11:04
ќчень жаль. что уход€т насто€щие √ерои . “аких людей больше не будет




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:10821
ћаркиз ƒе —ад
јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16631
јлександр ягубкин
ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:81993
ћаргарита Ќазарова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru