Людибиографии, истории, факты, фотографии

Тамара Памятных

   /   

Tamara Pamytnuh

   /
             
Фотография Тамара Памятных (photo Tamara Pamytnuh)
   

День рождения: 30.12.1919 года
Россия
Дата смерти: 26.07.2012 года
Место смерти: Ростов-на-Дону, Россия
Возраст: 92 года

Гражданство: Россия

Биография

Летчик-истребитель

Командир эскадрильи 586-го истребительного авиаполка Старший лейтенант Тамара Устиновна Памятных прошла всю войну. Участвовала ещё в нескольких воздушных боях, в одном из которых опять чуть было не погибла... Всего совершила за войну 205 боевых вылетов на "Яках".

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

18.01.2008

Своё первое боевое задание лётчица 586-го женского истребительного авиационного полка Т. У. Памятных получила в Июле 1942 года. Вспоминает сама Тамара Устиновна:

Тамара Памятных фотография
Тамара Памятных фотография

"Нам было поручено сопровождать транспортный самолёт, на котором летел на Сталинградский фронт член Государственного комитета обороны Клим Ворошилов. По прибытии я вылезла из кабины и подошла с докладом к одному из высоких по званию офицеров. Взглянув на меня, он спросил: "А лётчики где ?"

Реклама:

Я тогда была в звании Лейтенанта и ответила ему, что мы, девушки, и есть лётчики. Он мне откровенно не поверил. Затем обошёл все три наших самолёта, увидел в них за штурвалами ещё двух девчат, но даже после этого продолжал сомневаться в искренности моих слов ! Наконец спросил, как мы намерены возвращаться назад, на что я ему ответила: "Так же, как и прибыли сюда..."

Но самым памятным для Тамары Памятных оказался боевой вылет, совершённый несколько позднее, 19 Марта 1943 года.

Тогда, в паре с Раисой Сурначевской, они отразили налёт большой группы бомбардировщиков на железнодорожный узел Касторная, сбив при этом 4 самолёта. Вспоминает Тамара Устиновна:

"Однажды мы с моей ведомой Раисой Сурначевской получили задание перехватить и сбить немецкий разведывательный самолёт. Взлетев, мы довольно скоро обнаружили не один самолёт, а целых два соединения немецких бомбардировщиков общим количеством 42 машины ! Вот - те на !

Стремительно набрав высоту, мы спикировали на них, избрав своей целью лидирующие самолёты соединений, и в итоге каждая из нас сбила по одной машине. Повторив этот маневр, мы сбили ещё два бомбардировщика.

К тому времени у меня уже не оставалось патронов, и я решила пойти на таран. Я настолько приблизилась к одному из вражеских самолётов, что смогла отчётливо различить его лётчика - это был огромный детина с ожесточённым, яростным выражением лица. Я уже собиралась таранить его, как мой самолёт подбили, одно крыло отвалилось и машина, загоревшись, вошла в "штопор".

Лучшие дня

Микки Рурк: Легенда 80-х годов
Посетило:7690
Микки Рурк
Женщина невероятной силы
Посетило:3809
Анета Флорчик
Великие блюзмены: Шестой гитарист всех времен
Посетило:3714
Би Би Кинг

Возникшая перегрузка оказалась настолько сильной, что мои руки беспомощно болтались из стороны в сторону и я не могла даже ухватиться за привязные ремни, но всё же каким - то образом ухитрилась открыть "фонарь" кабины. В долю секунды у меня перед глазами промелькнула вся моя жизнь. Я собралась прыгать, по по - прежнему не могла расстегнуть ремни. Страха как такового не было - просто осознание близкой смерти. Наконец ремни расстегнулись, после чего мне даже не пришлось выпрыгивать из самолёта - мощным толчком меня буквально вышвырнуло из кабины !

Находясь на высоте около 150 метров, я выдернула кольцо, и надо мной раскрылся купол парашюта. Приземлившись, я принялась ощупывать себя, поскольку была уверена в том, что серьёзно ранена. Лицо моё действительно было всё в крови, которая стекала на камбинезон, да и чувствовала я себя отвратительно.

Подняв взгляд в небо, я увидела, что Раиса продолжает делать круги, готовясь к атаке на очередной бомбардировщик. В мозгу пронеслась мысль: "Если она пойдёт на них в одиночку, то неизбежно погибнет". И всё же я отправилась на телеграфную станцию, чтобы сообщить в свой полк, что мой самолёт разбился, а потом вдруг увидела, как через поле в мою сторону идет Раиса - была зима, кругом лежал снегЮ и мы обе были обуты в унты. Мы подошли друг к другу, обнялись, причём у обоих у нас было такое чувство, будто мы заново родились на свет.

И всё же, несмотря на то, что мы остались целы и невридимы, на душе у меня было неспокойно: я опасалась наказания за разбитый самолёт. Это был не столько страх, сколько ощущение того, что мне за это что - то "будет". А нас вместо этого вдруг взяли и представили к боевым наградам - ордену Красной Звезды ! Даже по радио сообщили, что мы заставили повернуть назад целое формирование немецких бомбардировщиков и сбили 4 из них !

Чуть позже английский король, прочитав об этом сообщении, прислал нам в подарок через советский МИД по золотым часам. На моих была выгравирована надпись: "Храброй и элегантной лётчице Лейтенанту Тамаре Памятных от короля Англии Георга VI!".

Командир эскадрильи 586-го истребительного авиаполка Старший лейтенант Тамара Устиновна Памятных прошла всю войну. Участвовала ещё в нескольких воздушных боях, в одном из которых опять чуть было не погибла... Всего совершила за войну 205 боевых вылетов на "Яках".

Тамары Устиновны была необычная, по - видимому, единственная в мире семья лётчиков - истребителей. В 1944 году она вышла замуж за известного советского лётчика - аса Николая Леонтьевича Часныка, сбившего в годы войны 27 вражеских самолётов. Их младший сын, Александр, пошёл по родительскому пути и тоже стал лётчиком - истребителем.

После окончания Великой Отечественной войны она не порвала с авиацией - работала диспетчером аэропорта Гражданского Воздушного Флота.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Франц Беккенбауэр. Биография
Посетило:13855
Франц Беккенбауэр
Герман Титов. Биография
Посетило:18987
Герман Титов
Микки Рурк: Легенда 80-х годов
Посетило:7690
Микки Рурк

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history