Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергей ƒолгушин

   /   

Sergey Dolgushin

   /
             
‘отографи€ —ергей ƒолгушин (photo Sergey Dolgushin)
   

ƒень рождени€: 25.09.1920 года
ћесто рождени€: с. Ќовопокровское, , “ульска€ ,–осси€
ƒата смерти: 29.06.2011 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 90 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

Ћетчик истребитель

— 1951 года - командир бомбардировочной дивизии в  алинине, начинавшей при нЄм осваивать »л-28. ¬ 1958 году окончил ¬оенную академию √енерального штаба.
«а период службы был награждЄн орденами: Ћенина ( дважды ),  расного «намени ( четырежды ), јлександра Ќевского, ќтечественной войны I-й степени ( дважды ),  расной «везды ( дважды ), "«а службу –одине в ¬ооружЄнных —илах ———–" 3-й степени, многими медал€ми.

14.02.2008

—ергей ƒолгушин родилс€ 25 —ент€бр€ 1920 года в небольшом селе Ќовопокровское, ныне Ѕогородского района “ульской области, в семье кресть€нина. ќкончил 7 классов, школу фабрично - заводского ученичества в “уле ( ныне —ѕ“” є 4 “ульского областного управлени€ профтехобразовани€ ) и аэроклуб. –аботал слесарем на заводе в “уле. ¬ 1939 году был призван в р€ды  расной јрмии и год спуст€ окончил  ачинскую военную авиационную школу лЄтчиков.

—ергей ƒолгушин фотографи€
—ергей ƒолгушин фотографи€

”частник ¬еликой ќтечественной войны с первого дн€. –анним утром 22 »юн€ 1941 года 122-й авиаполк был подн€т по тревоге. —реди лЄтчиков, спешивших к своим "»шачкам", был и ћладший лейтенант —ергей ƒолгушин. ќн прослужил чуть больше года после окончани€  ачинского училища и считалс€ уже достаточно опытным пилотом. ѕод непон€тный гул, доносившийс€ от проходившей в 17 км границы, лЄтчики с весьма немногочисленным техперсоналом торопились поставить на самолЄты вооружение.  ак нарочно, оно было сн€то во всЄм полку по приказу командующего Ѕелорусским военным округом ƒ. √. ѕавлова, накануне приезжавшего на аэродром Ќовый ƒвор вместе с командующим ¬¬— округа √енералом - ћайором ». ».  опцом. ¬прочем, многое до этого дн€ делалось будто по заказу: было уменьшено число мотористов и оружейников до одного на звено, начат ремонт базового аэродрома в Ћиде, не были подготовлены запасные площадки...

¬скоре самолЄты были готовы, и, когда в начале 5-го часа утра над аэродромом по€вились ће-109 ( это был второй налЄт ), —ергей услышал: "ƒолгушин со звеном - в воздух !"

—ергей ƒолгушин фотографи€
—ергей ƒолгушин фотографи€

ќдин »-16 уже горел. ЋЄтчик начал разбег, но плохо прогретый мотор его самолЄта не т€нул, в конце полосы пришлось развернутьс€ и взлетать в противоположном направлении. «десь - то, без скорости, с ещЄ неубранными шасси, его атаковали "ћессера" и стали расстреливать как на полигоне. —амолЄт получил 16 пробоин, но не был сбит, и —ергей ƒолгушин начал свой первый бой. ¬ ближайшие 4 года их будет ещЄ много, разные документы называют разные цифры.

¬ этот первый день задани€ смен€ли одно другое: прикрыть мосты в √родно, сходить на разведку к границе, перелететь на другой аэродром, вернутьс€... ѕочти каждый раз пришлось вести бой, и первый самолЄт был сбит ƒолгушиным 22 »юн€ 1941 года.   концу дн€ было сделано 6 - 7 вылетов. «атемно приземлились в Ћиде. Ќа аэродроме скопилось больше 100 машин: »-16 из 122-го авиаполка и »-153 из 127-го. ¬злЄтное поле перекопано, осталась узка€ полоса; есть горючее, но нет заправщиков, насосов. Ќаутро Ћиду несколько раз проштурмовали ће-110, и два полка перестали существовать. ЋЄтчики отправились в тыл за новой техникой.

¬ конце »юл€, переучившись в –€зани и получив на ÷ентральном аэродроме ћи√-3, на аэродром ÷арево «аймище, западнее √жатска, села отдельна€ эскадриль€ под командованием √еро€ —оветского —оюза  апитана ј. ‘. —емЄнова. —ергей ƒолгушин был в ней командиром звена. ¬спомина€ о тех дн€х √ерой —оветского —оюза јлександр ‘Єдорович —емЄнов писал:

" огда € впервые увидел —ерге€ ƒолгушина, откровенно говор€, усомнилс€ в его лЄтном будущем. ћаленький, добродушный, с каким - то очень уж безм€тежным взгл€дом голубых глаз, он, казалось, был создан вовсе не дл€ суровой профессии истребител€. Ќо уже после первого совместного полЄта с ним от этого первоначального мнени€ не осталось и следа. ƒолгушин удивительно тонко чувствовал машину и, когда требовалось, решительно подчин€л еЄ своей воле. ≈сли на земле он иногда излишне суетилс€, мог вспылить, то в воздухе превращалс€ в удивительно уравновешенного, расчЄтливого и хладнокровного бойца. ¬ т€жЄлых услови€х 1941 года эти качества —ерге€ ещЄ более развились. ƒа и внешне он заметно изменилс€: раздалс€ в плечах, физически окреп".

Ќачались т€жЄлые, но более успешные бои... 26 »юл€, сопровожда€ ѕе-2, бомбившие войска под ≈льней, —ергей вступил в бой с четвЄркой ће-109. ¬ообще - то, "ѕешек" прикрывали звеном, но, увидев противника, замкомэска  апитан Ўагин оставил бомбардировщики, за ним ушЄл и ведомый молодой лЄтчик.

Ћучшие дн€

ѕокоритель полюсов
ѕосетило:11119
–уаль јмундсен
Ћеонид јгутин: Ћюбит разную музыку, но поет попсу
ѕосетило:10206
Ћеонид јгутин
“€желейший действующий велосипед в мире
ѕосетило:8245
¬оутер ¬ан ден Ѕош

- ќдин ѕе-2 сразу сбили, двух других мне удалось прикрыть, и они ушли пикированием. ј мен€ загон€ли, но к одному "ћессеру" € пристроилс€ и бил до тех пор, пока он не стал заваливатьс€. ѕозже бы € сообразил, что хватит, пора самому уходить - лЄтчика убил, машина неуправл€ема. ј € продолжаю метров с 20 бить по нему. ѕод вечер уже было, 5-й или 6-й вылет - ополоумел. ƒождалс€, когда по мне стукнули. ћашина загорелась. –асстегнул ремни и не заметил, как отдал ручку от себ€. ћен€ выбросило и ударило о киль, при этом разбил грудь. –ано распустил парашют, "ћессера" по мне стрел€ли. Ќо пробили только купол. —пустилс€ р€дом со сбитым "ћессером", подошЄл к нему. ћен€ интересовало, пробил ли € бронеспинку. —амолЄт вошел почти вертикально, в бронеспинке - 4 сквозные пробоины. я бил из "Ѕ—" - немецкий лЄтчик был убит ещЄ в воздухе...

20 јвгуста эскадриль€ приземлилась на аэродроме —елы ( примерно в 70 км западнее –жева ) и вошла, как втора€, в 180-й истребительный авиаполк.  омандовал полком  апитан ј. ѕ. —ергеев. «десь же в эскадрилью пришЄл тЄзка и близкий друг ƒолгушина по 122-му авиаполку —ергей ћакаров, вместе с которым они проведут в воздухе немало удачных боЄв. 1 —ент€бр€ при взлЄте на "ћи√е" ƒолгушина отказал мотор. ѕланиру€ с высоты 30 метров, лЄтчик с трудом перет€нул овраг за окраиной аэродрома, и ... машина врезалась в лес. —ергей был оглушЄн упавшим деревом, но уже на следующий день сел в кабину.

ѕолк отходил на восток и 17 ќкт€бр€ оказалс€ на аэродроме Ѕорки на северной оконечности канала имени ћосквы. Ќар€ду с чисто истребительными задачами чаще стали летать на штурмовку и разведку, а к началу ƒекабр€ уничтожение войск стало основным делом дл€ полков авиации под ћосквой. Ётому способствовало снижение активности частей Ћюфтваффе, которое советские лЄтчики объ€сн€ли полной неготовностью немецкой техники к морозам.

¬ конце Ќо€бр€ истребители эскадрильи, об€занности командира которой уже исполн€л —. ‘. ƒолгушин, вылетели на штурмовку аэродрома Ћотошино. —амолЄтов противника там не оказалось, но на обратном пути встретились с группой ће-109, возвращавшейс€ после столь же неудачного налЄта на Ѕорки. ¬ районе  лина началс€ воздушный бой. ¬ результате 3 "ћессера" было сбито, но и самолЄт ћакарова с остановившимс€ мотором стал снижатьс€. ЋЄтчик сел на полевом аэродроме вблизи  лина, где пока не было немецких самолЄтов. ѕрикрывавший друга ƒолгушин увидел, как к лЄтному полю приближаютс€ автомашины с солдатами, и решил садитьс€. —ел. ћакаров с трудом пристроилс€ в кабине его "ћи√а" ( одна нога оставалась за бортом ), и под автоматными очеред€ми немцев самолЄт взлетел...

¬ начале январ€ 1942 года Ћейтенант —. ‘. ƒолгушин был официально назначен командиром эскадрильи, в которой теперь были не только "ћи√и", но и Ћа√√-3, а через мес€ц командир 180-го авиаполка ( 46-€ истребительна€ авиационна€ дивизи€,  алининский фронт ) ћайор ». ћ. ’лусович подписал на него представление к званию √еро€ —оветского —оюза.   тому моменту —ергей ƒолгушин совершил 185 боевых вылетов, 39 - на штурмовку и 24 - на разведку. ¬ 29 воздушных бо€х сбил 7 самолЄтов лично ( 5 ће-109, 1 Ju-87 и 1 Ju-88 ) и 4 в группе. ѕри этом не были учтены 4 победы, которые лЄтчик уже имел до прихода в 180-й полк, чему способствовали не самые добрые отношени€ его с комиссаром полка ¬. ». «иновьевым.

Ѕои под ћосквой полк закончил 17 ћарта 1942 года, последние несколько самолЄтов сдали сосед€м и уехали в »ваново изучать "’аррикейны". Ёто врем€ осталось в пам€ти —. ‘. ƒолгушина самым т€жЄлым за всю войну. —амолЄтов не хватало, доходило до того, что дев€тку —Ѕ сопровождал один истребитель. »х изношенные ћи√-3 были т€жЄлыми, маломаневренными и на высотах основных боЄв ( до 4 км ) немецкий ће-109 €вно не превосходил, к тому же фонарь нельз€ было открыть в полЄте, и их пришлось сн€ть вообще. "Ћа√√и" были ещЄ хуже...

5 ћа€ 1942 года —. ‘. ƒолгушину было присвоено звание √еро€ —оветского —оюза. “ем же указом стал √ероем и —. ¬. ћакаров, но посмертно - он погиб в ‘еврале, име€ на счету 10 лично и 13 сбитых в группе. ¬ начале »юн€ 180-й авиаполк, име€ 22 "’аррикейна", перелетел на ёго - «ападный фронт на аэродром ¬олоконовка в 90 км восточное Ѕелгорода, но не прошло и двух мес€цев, как, передав оставшиес€ 5 машин в 436-й »јѕ, полк вновь отправилс€ в »ваново.  роме численного превосходства немцев, малого опыта у большинства наших лЄтчиков ( в эскадрилье из 10 человек 7 раньше не воевали ), этому способствовало и незавидное качество английской техники. –ассказывает —. ‘. ƒолгушин:

- "’аррикейн ? ќтвратительный самолЄт. Ќет скорости, т€жЄлый. ¬место 12 малокалиберных " ольт - Ѕраунингов" поставили 4 пушки Ў¬ј . ќружие - то хорошее, но на этом аэроплане ведь ничего не догонишь: Ju-88 свободно уходит, не говор€ уже о "ћессере". Ќа "’аррикейне" € сбил 4 или 5 самолЄтов, но сбить можно было, только если подловишь. ќдин раз - даже двух в одном бою. —опровождали дев€тку "Ѕостонов".  учева€ облачность, то нырнЄм в облако, то выйдем. ¬ очередной раз выскакиваю - передо мной "ћессершмитт". Ќичего не оставалось, как нажать на гашетку, и он взорвалс€ в воздухе. ѕодобным образом и второго сбил...

ƒважды за эти 2 мес€ца лЄтчикам пришлось покидать аэродромы под огнЄм немецких танков, во втором случае - садитьс€ на аэродром  орото€к в темноте, на полосу, обозначенную керосиновыми лампами. ћного забот приносили и молодые пилоты, часто по возрасту бывшие старше командира, основной задачей которого стало не потер€ть их в бою, научить видеть в воздухе и воевать. ј когда в полку остались последние машины, молодЄжь просто перестали пускать в воздух.

¬ јвгусте в »ваново прилетел ј. ‘. —емЄнов, бывший комэск ƒолгушина, работавший в »нспекции ¬¬— –  ј. ќн подбирал лЄтчиков в 434-й авиаполк, которым командовал ». ».  лещЄв, а "шефом" был начальник »нспекции ѕолковник ¬. ». —талин. Ётот полк был первым в советских ¬¬— превращен в элитный по своему составу. ¬ него подбирались лЄтчики не просто уже повоевавшие, но и опытные инструкторы из училищ ( в основном из  ачинского ). »спользовалс€ он на самых т€жЄлых направлени€х и очень активно, а потому нЄс значительные потери. ѕеревод в 434-й авиаполк был в тот момент своего рода признанием боевого мастерства, возможно не меньшим, чем «олота€ «везда.

ќсвоив в Ћюберцах як-7Ѕ, —ергей ƒолгушин в середине —ент€бр€ вступил в бои под —талинградом, команду€ эскадрильей 434-го »јѕ. «а считанные дни он сбил несколько самолЄтов, но ему дважды не повезло. 19 —ент€бр€ стрелок с Ju-88 попал в мотор его "яка". ƒвигатель заглох, но удалось под прикрытием ведомых спланировать на свою территорию и посадить машину на "живот".

21 —ент€бр€ 1942 года группа из 12 истребителей под командованием  апитана ј. ». якимова встретила 15 пикировщиков Ju-87 под прикрытием 10 истребителей ће-109. Ќаши лЄтчики решительно атаковали противника, и он недосчиталс€ 7 самолЄтов, которые уничтожили лЄтчики ј. ». якимов, —. ‘. ƒолгушин, ј. я. Ѕаклан, ј. ƒ. јнискин и ¬. ». √аранин.

¬ тот день ƒолгушин вылетел на новейшем "яке" со срезанным гаргротом ( на нЄм в полк прилетел из »нспекции ј. ‘. —еменов ). —ам он рассказывает об этом так:

- ƒрака началась на 3000 метров. ќблачность 5 - 6 баллов, нижн€€ кромка 600 метров, верхн€€ 1200, хороша€ погода. ƒрались за облаками.  ончилс€ бой, спустились под облака, € начал собирать группу идти домой. ƒумаю: "„то же € за хвостом - то не смотрю ?" ќборачиваюсь - на мен€ уже пара пикирует. я бы мог вывернутьс€, но решил ведущего сбить. ¬ижу: он - на дистанции огн€. ƒал ногу, чтобы он по мне не попал. Ћотом выпустил щитки, и он, чтобы не врезатьс€, проскочил под "яком" и оказалс€ передомной. –астер€лс€, очевидно...

я ударил по нему, а ведомый - по мне, разбил левую плоскость и бак. ¬едущего € убил, и мо€ машина загорелась. ¬ысота - метров 600. ѕеревернул "як", а ручку не отдал, и мен€ прижало к спинке. ¬с€ кабина в огне. «емл€ р€дом. «адрал машину, дал ей полный газ, набрал метров 600, встал, за антенну схватилс€ и вывалилс€ из кабины. ѕравда, ударилс€ о стабилизатор. —пускаюсь, думаю как садитьс€ - лева€ нога ранена, как бы не сломать. —мотрю, внизу солдаты. ќни подход€т, и € спускаюсь им пр€мо на руки...

ЋЄтчик был ранен в левую ногу, получил ожоги лица и до конца ќкт€бр€ выбыл из стро€. ¬ Ќо€бре - ƒекабре 1942 года - служба в »нспекции ¬¬—. «десь работали опытнейшие лЄтчики, прошедшие все конфликты конца 1930-х годов и успевшие отличитьс€ в начале войны. ¬ их распор€жении были любые самолЄты, сто€вшие на вооружении советских ¬¬—. Ќачальником »нспекции был ¬асилий —талин ( сын »осифа ¬иссарионовича ), что придавало ей особый вес.

ќднако, в начале январ€ 1943 года »нспекци€ была расформирована, и  апитан ƒолгушин вернулс€ в свой полк, получивший к тому моменту звание √вардейского и новый номер - 32-й √в»јѕ. ѕолк входил в состав 210-й истребительной авиационной дивизии ( 1-й истребительный авиакорпус, 3-€ ¬оздушна€ арми€ ) и базировалс€ на аэродроме «аборовье южнее ƒем€нска (  алининский фронт ). „ерез несколько дней его командиром стал ѕолковник ¬. ». —талин. «имой 1943 года в этом районе шли ожесточЄнные бои, и погода позвол€ла вовлечь в них авиацию. 32-й √в»јѕ много летал на прикрытие войск. ќсновна€ т€жесть боевых полЄтов лежала на √еро€х —оветского —оюза заместителе командира полка ¬. ѕ. Ѕабкове и комэсках —. ‘. ƒолгушине, ј. ‘. ћошине и ». ћ. ’олодове - гораздо более опытных, чем командир, но ¬асилий —талин тоже поднималс€ в воздух.

Ћетал он обычно в звене ƒолгушина ведущим второй пары. ¬сего сделал 20 - 30 боевых вылетов и имел 2 - 3 победы. ќб одном из т€жЄлых боев с участием ¬асили€ —талина вспоминает —. ‘. ƒолгушин:

- ƒело было между ƒем€нском и —тарой –уссой. Ќас было 8 или 10, а немцев - штук 30. я отт€гивал бой на свою территорию. ¬друг замечаю, какому - то "яку" немец заходит в хвост, вот - вот ударит. я был в невыгодном положении и стрел€ть прицельно не мог. ƒаже сейчас не пойму, как € вывернул, чуть не сломал машину, но "‘оккера" из хвоста этого "яка" все же выбил.

¬гл€делс€ - на "яке" цифра 12 - ¬асилий —талин. ќн погналс€ за немцем и оторвалс€ от "каши", а его ведомый ¬олодька ќрехов, позже √ерой —оветского —оюза, мой командир звена, отстал от него. Ѕой прошЄл нормально, никого не потер€ли, у ¬асили€ даже пробоины нет.  огда сели, € доложил, как положено, потом отошли в сторону, и € ему высказал все, что думал, не стесн€€сь в выражени€х. ¬асилий слушал, слушал, потом говорит: "—ергей, ну может хватит ?" ј сам смеЄтс€... ( снимок, помещЄнный слева вверху, сделан вечером того самого дн€ ).

Ќа  алининском фронте —. ‘. ƒолгушин сбил 6 самолЄтов. Ѕоева€ работа и его отношени€ с начальством складывались неплохо, что не всегда бывает, но в начале ћа€ 1943 года по€вилс€ приказ, подписанный ¬ерховным √лавнокомандующим, о сн€тии ¬. ». —талина с должности командира полка и переводе ¬. ѕ. Ѕабкова и —. ‘. ƒолгушина в другую часть. ѕричиной послужили далекие от фронтовой жизни прегрешени€ ¬асили€, к которым ни Ѕабков, ни ƒолгушин отношени€ не имели. “ак 5 »юл€ 1943 года —ергей возвратилс€ в 180-й »јѕ, ставший теперь 30-м √вардейским. ќсвоив новую дл€ себ€ "јэрокобру", он в качестве помошника командира полка прин€л участие в бо€х под  урском и сбил 2 самолЄта.

„ерез два мес€ца, в —ент€бре 1943 года, ƒолгушин был отозван в ћоскву и назначен уже командиром 156-го авиаполка, которым и командовал до осени 1946 года. ѕолк переучивалс€ в —ейме под √орьким с "Ћа√√ов" на Ћа-5.

ѕолучив Ћа-5 и Ћа-5‘Ќ, перелетел в начале Ќо€бр€ на аэродром јгибалово и вошЄл в состав 215-й истребительной авиационной дивизии ( командир ћ. Ќ. якушин ) 8-го истребительного авиационного корпуса ( командир ј. —. ќсипенко ).

≈щЄ несколько мес€цев корпус не вводили в бои, и лишь 20 »юн€ 1944 года его полки перебазировались в Ѕелоруссию в 16-ю ¬оздушную армию и участвовали в Ѕобруйской операции. ѕосле неЄ, до самого конца войны, корпус воевал в составе 4-й ¬оздушной армии.

156-й авиаполк в основном занималс€ прикрытием танковых и кавалерийских соединений, меньше - сопровождением. ”частвовал в освобождении Ѕелоруссии, ѕольши и закончил бои на территории —еверной √ермании. «а врем€ командовани€ —. ‘. ƒолгушина полк получил почЄтное наименование "Ёльбингский" и был награждЄн орденом —уворова III-й степени.

¬ ‘еврале 1945 года лЄтчик сделал вынужденную посадку на своей территории, поскольку над ƒанцигом мотор его Ћа-7 разбила зенитка.  омандир полка продолжал летать, но менее интенсивно, чем в начале войны. ѕревосходство перешло к советской авиации, да и личное участие в бо€х командиров такого уровн€ в конце войны отнюдь не приветствовалось.

—вой последний боевой вылет ѕодполковник ƒолгушин совершил 6 ћа€ 1945 года. ¬сего же, за период войны, он произвЄл около 500 боевых вылетов, из них 120 - на штурмовку и 86 - на разведку, в воздушных бо€х сбил лично 17 и в группе с товарищами - 11 самолЄтов ( по официальным данным ).

ѕосле победы —. ‘. ƒолгушин продолжал командовать 156-м авиаполком, переведЄнным в 229-ю авиадивизию. ¬ 1946 - 1947 годах училс€ на ¬ысших лЄтно - тактических курсах в Ћипецке и до 1949 года командовал там полком, вооружЄнным як-3, як-9ѕ и Ћа-9. — 1949 года - командир 196-го авиаполка, затем - 32-го √вардейского, входивших в "парадную" дивизию в  убинке. 196-й полк переходил с Ћа-15 на ћи√-15, 32-й - имел их на вооружении. — 1951 года - командир бомбардировочной дивизии в  алинине, начинавшей при нЄм осваивать »л-28. ¬ 1958 году окончил ¬оенную академию √енерального штаба.

ѕрошЄл р€д высоких должностей вплоть до заместител€ командующего ¬оздушной армией. ¬ 1967 году ему присвоено звание √енерал - Ћейтенант авиации. ƒо 1970 года продолжал летать. ѕоследние годы службы - начальник кафедры ¬¬»ј имени ∆уковского. ¬ 1976 году ушЄл в запас. «а период службы был награждЄн орденами: Ћенина ( дважды ),  расного «намени ( четырежды ), јлександра Ќевского, ќтечественной войны I-й степени ( дважды ),  расной «везды ( дважды ), "«а службу –одине в ¬ооружЄнных —илах ———–" 3-й степени, многими медал€ми.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ќдин из величайших англо€зычных актеров
ѕосетило:8758
Ћоуренс ќливье
Ѕенджи √регори. Ѕиографи€
ѕосетило:8456
Ѕенджи √регори
—офь€ ћуратова. Ѕиографи€
ѕосетило:9749
—офь€ ћуратова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru